Акт внеплановой камеральной проверки №ВЛ/2296/22 1. По итогам проведения внеплановой проверки признать в дейс... от 5 марта 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственное бюджетное учреждение

здравоохранения «Городская больница

г. Златоуст»

ул. 40-летия Победы, д. 7,

г. Златоуст, Челябинская область, 456227

Государственное казенное учреждение «Центр организации закупок Челябинской области»

ул. Калинина, д. 21, г. Челябинск, 454087

Общество с ограниченной

ответственностью «ВЕКОМ»

ул. Каслинская, дом 19 «В» - 63,

г. Челябинск, 454084

АО «ТЭК-Торг»

ул. Тимура Фрунзе, д. 24, г. Москва, 119021

Гамсоновский переулок, д. 5, стр. 2,

5-ый этаж, помещение VII, г. Москва, 115191

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 074/06/99-418/2022 (26-ВП/2022)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 01 марта 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 04 марта 2022 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), проведя внеплановую проверку действий заказчика при проведении электронного аукциона на поставку перчаток хирургических (извещение № 0869200000222000187), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителей Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская больница г. Златоуст» (далее – Учреждение, Заказчик): <…>., <…>., <…>., <…>., действующих на основании доверенностей б/н от 10.01.2022;

- представителей Государственное казенное учреждение «Центр организации закупок Челябинской области» (далее – Уполномоченный орган): начальника юридического отдела Учреждения <…>., действующей на основании доверенности № 03 от 08.04.2021, юрисконсульта юридического отдела Учреждения <…>., действующей на основании доверенности № 05 от 08.04.2021;

- представителя ООО «ВЕКОМ» (далее – Заявитель): директора <…>., действующего на основании решения единственного участника Общества № 1/20 от 07.07.2020,

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 18.02.2022 в антимонопольный орган поступила жалоба ООО «ВЕКОМ» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку перчаток хирургических (извещение № 0869200000222000187) (далее – аукцион, закупка).

Решением по делу № 64-ж/2022 антимонопольным органом жалоба возвращена заявителю на основании подпункта «а» пункта 2 части 8 статьи 105 Закона контрактной системе, и назначено проведение внеплановой проверки действий заказчика по аукциону.

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 11.02.2022 в 10:37.

Начальная (максимальная) цена контракта на поставку перчаток составляет сумму 1 508 320,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 21.02.2022 08:00.

Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 21.02.2022 на участие в аукционе поступило три заявки, снижение НМЦК в ходе аукциона составило 0,5%.

В соответствии с протоколом подведения итогов № 0869200000222000187 от 24.02.2022 победителем аукциона признан участник с порядковым номером 1, предложивший цену контракта 1 500 778,40 рублей.

На дату рассмотрения обращения контракт не заключен.

 

По мнению ООО «ВЕКОМ» Заказчиком при описании объекта закупки допущены следующие нарушения.

Позиция №2 технического задания содержит описание товара «Перчатки хирургические из латекса гевеи неопудренные». Из наименования товара очевидно, что Заказчику требуются к поставке перчатки хирургические из латекса гевеи. При этом, из характеристик товара следует, что Заказчик описывает внешние перчатки (2 шт.), материалом изготовления которых является натуральный каучуковый латекс, и внутренние перчатки (2 шт.), основой которых является синтетический латекс. Единицей измерения товара по данной позиции является Пара (2 шт.).

  1. На основании опыта долгосрочной работы на рынке медицинских изделий Заявитель делает вывод, что Заказчик имел в виду систему двойных перчаток, когда в одной упаковке содержится 2 пары (4 шт.) перчаток: одна пара из которых представляет собой внутренние или нижние перчатки, часто контрастного (синего или зеленого) цвета, и вторая пара - наружные или верхние перчатки, которые надеваются на внутренние перчатки. Такая система из двух перчаток на каждой руке позволяет оперативно определять факт прокола перчаток в процессе проведения хирургических операций.

Заявитель считает, что если потребность Заказчика по позиции № 2 выражается именно в системе двойных перчаток, то он не исполнил своих обязанностей по полному и точному описанию предмета закупки, что привело к неоднозначному пониманию участниками закупки требований к товару, а именно:

- наименование товара не соответствует наименованию перчаток, предназначенных для организации системы двойных перчаток;

- единица измерения Пара (2 шт.) не позволяет однозначно судить о требуемом количестве товара к поставке: требуется 2000 пар перчаток из натурального латекса и 2000 пар перчаток из синтетического латекса, или же нужно 2000 комплектов, каждый из которых состоит из 2 пар (4 шт.) перчаток;

- не указано, в какой форме должны поставляться перчатки: в виде комплекта из 4 перчаток (2 пар) в одной стерильной упаковке, либо в виде двух раздельных упаковок, содержащих, соответственно, 1 пару перчаток из натурального латекса и 1 пару перчаток из синтетического латекса;

- указаны требования только к размеру внешних перчаток, тогда как размер внутренних перчаток должен быть строго привязан к размеру внешних перчаток и его необходимо указывать конкретно, например, «внутренние перчатки на «_» % размера больше наружных».

2. Заявитель в своем обращении указывает на то, что на рынке медицинских изделий Российской Федерации отсутствуют в комплектации: перчатка из натурального каучукового латекса и перчатка из искусственного латекса.

На рынке представлены комплекты двойных перчаток, где все 4 перчатки выполнены либо из натурального латекса, либо исключительно из синтетического латекса (нитрил, полихлоропрен, полиизопрен).

Следовательно, Заявитель предполагает, что перчатки, требуемые Заказчику, узкоспециализированные, являются эксклюзивными, именно в силу своей комплектации, а значит, запрос такой продукции в рамках составного лота ведет к ограничению конкуренции.

3. По мнению Заявителя, анализ обоснования начальной (максимальной) цены контракта (Приложение № 2 к извещению) выявляет факт существенного завышения цены на позицию № 1 технического задания.

Так средневзвешенная цена установлена Заказчиком на уровне 42 руб. за пару (2 шт.). Заявитель считает, что средняя рыночная цена на товар, соответствующий характеристикам технического задания по позиции №1, составляет 26,00 руб. (двадцать шесть рублей), что в 1,6 раза ниже начальной цены, установленной Заказчиком в данной закупке.

По мнению Заявителя, что исключение из технического задания товара по позиции №2 позволит провести закупку, в ходе которой снижение может составить не менее 500 000 рублей.

По мнению Заявителя, наличие указанных требований к объекту закупки не позволяет предложить иные перчатки, полностью удовлетворяющие функциональным и потребительским свойствам, кроме перчаток одного производителя.

Дополнительно Заявителем в ходе заседания Комиссии указано следующее.

4. Формирование технического задания однозначно указывает, что к поставке по позициям №1 и №2, Заказчик требует перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные (согласно наименованию товара) с характеристикой стерильное изделие из латекса гевеи (согласно описанию по КТРУ).

Перчатки хирургические из синтетического латекса предусмотрены иными кодами КТРУ: 22.19.60.111-00000001 - Перчатки хирургические из полихлорпрена, неопудренные 22.19.60.111-00000002 - Перчатки хирургические нитриловые, неопудренные 22.19.60.111-00000004 - Перчатки хирургические полиизопреновые, неопудренные

Следовательно, по мнению Заявителя, под синтетическим латексом может быть понят широкий спектр продукции, имеющий вполне определенные коды КТРУ.

5. Единица измерения по позиции №2 указана однозначно и точно - пара (2 шт.). Любые предположения о том, что допускается поставка «комплектов», «наборов», «сочетаний» из перчаток латексных и перчаток синтетических не имеет под собой правовых оснований. Потенциальный участник закупки не имеет права менять единицу измерения товара, указанную в техническом задании, поскольку это приведет к несоответствию предлагаемого товара информации из КТРУ, указанной в техническом задании, а также к изменению количества товара.

Поскольку объектом закупки являются только перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные с единицей измерения пара, в количество 2000 пар, поставка перчаток синтетических, не предусмотренных Техническим заданием, невозможна.

Таким образом, включение описание объекта закупки в указанной части приводит к ограничению количества участников и не соответствует пунктам 1, 2 части 1, и части 2 статьи 33, пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Заказчик по доводам обращения представил письменные пояснения, указал следующее.

При формировании аукциона учтены положения Постановления Правительства РФ от 19 апреля 2021 г. № 620 «О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

При осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации.

На основании этого ЛПУ отдельно объявлена закупка на поставку смотровых перчаток (изв. №0869200000222000276), а также закупка хирургических полихлоропреновых перчаток и перчаток с антибактериальным покрытием (изв. № 0369300011522000013), что, по мнению Заказчика, также дает возможность выбора для участия Поставщиков в том или ином аукционе, исходя из своих возможностей.

В рассматриваемом аукционе, объектом закупки являются латексные перчатки, с соответствующим кодом КТРУ и номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам.

Заказчик не считает перчатки, указанные в позиции № 2 Технического задания «эксклюзивными», поскольку в результате проведенного им анализа рынка выявил отсутствие дефицита перчаток данного вида.

Заказчик поясняет, что синтетический латекс - это полимер синтезированных изопренов или других мономеров (бутадиен, стирол, неопрен, хлорпрен, изобутилен, нитрил акриловой кислоты и др.), способных также перерабатываться в резину путем вулканизации. Латексы синтетические - это водные дисперсии синтетических полимеров. Наиболее распространены латексы бутадиен-стирольных, хлоропреновых, бутадиен-нитрильных, карбоксилатных и других каучуков; выпускаются также латексы некоторых термопластов, например, поливинилацетата, поливинилхлорида. Тем самым потенциальный участник свободен в выборе материала внутренних перчаток.

Заказчик в своих пояснениях приводит примеры производителей двойных перчаток с требуемыми характеристиками: внешние перчатки - натуральный каучуковый латекс и внутренние перчатки -синтетический латекс, а именно:

https://medicrashodka.ru/meditsinskie-perchatki/xirurgicheskie-perchatki/xirurgicheskie-dvoinye-perchatki-mp0925;

https://www.glavm.ru/product/item_523/;

http://perchatki-med.ru/catalog/hirurgicheskie_perchatki/perchatki_hirurgicheskie_dvoynyie_lateksnyie_ sterilnyie_mila<oteksturirovannyie_s_indikatsiey_prokola .

Также в качестве доказательства Заказчиком представлен дистрибьюторский прайс-лист на медицинские перчатки Mercator Medical.

Заказчикам в Описании объекта закупки указана единица измерения: Пара (2 шт.), поскольку данные характеристики в описании, включая единицу измерения товара, предусмотрены КТРУ, которым заказчики обязаны руководствоваться при проведении закупки в соответствии с законодательством о контрактной системе.

Также Заказчиком предусмотрены характеристики изделий по позиции № 2 Технического задания: внешние перчатки (2 шт.) и внутренние перчатки (2 шт.), поскольку закупаемый товар предполагает под собой систему двойных перчаток.

По мнению Заказчика, поскольку двойные перчатки надеваются одна поверх другой, то внутренняя перчатка предполагает размер меньше наружного. В упаковках, содержащих 4 шт. перчаток, производителем учтено данное свойство двойных перчаток. При поставке перчаток в виде двух раздельных упаковок, содержащих соответственно пару перчаток из натурального латекса и пару перчаток из синтетического латекса, размер внутренней перчатки привязан к размеру внешней перчатки, соответственно должен быть меньше.

При этом, как считает Заказчик, должны быть сохранены удобство и комфортность применения, функциональность товара, с целью безопасности здоровья пациентов и медицинского персонала, в соответствии с Методическими рекомендациями «Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях» Роспотребнадзора, Главного государственного санитарного врача России от 02.09.2016 № МР 3.5.1.0113-16 (далее - МР 3.5.1.0113-16).

  1. Заказчик также представил в ходе заседания дополнительные пояснения, в которых указал следующее.

ГОСТ Р 52238-2004(ИСО 10282:2002) «Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые» предусмотрено, что в зависимости от материала перчатки изготовляют двух типов: а) из латекса натурального каучука; б) из нитрильного латекса, полихлоропренового латекса, раствора бутадиен-стирольного каучука, каучуковой эмульсии на основе сополимера бутадиен-стирола или раствора термоэластопласта.

Пунктом 3.2.2 МР 3.5.1.0113-16 предусмотрено, что хирургические перчатки обладают рядом дополнительных свойств, соответствующих требованиям различных областей хирургии, в том числе: двойные перчатки; двойные перчатки с индикацией прокола.

Пунктом 3.3. МР 3.5.1.0113-16 установлено, что в зависимости от материала, из которого они изготовлены, медицинские перчатки могут быть двух типов:

- перчатки из натурального каучукового латекса (латексные перчатки);

- перчатки из синтетических полимеров (синтетические перчатки).

Кроме того, как поясняет Заказчик, в извещении о проведении закупки не установлены требования о поставке именно комплектов одного производителя и к поставке могут быть предложены перчатки хирургические как одного, так и нескольких производителей.

Заказчиком представлен перечень Регистрационных удостоверений на медицинские изделия, соответствующие объекту закупки Заказчика, с возможностью формирования предложения о поставке товара путем комбинации нескольких позиций одного производителя: ФСЗ 2012/13338 от 29.11.2012; ФСЗ 2009/04145 от 11.06.2014 (п. 1+ п. 2); ФСЗ 2009/04993 от 20.12.2013 (п. 2+ п. 3); РЗН 2017/5568 от 23.10.1019 (п. 1+ п. 6); ФСЗ 2010/07368 от 05.07.2010г. (п. 1+ п. 5); РЗН 2013/1220 от 11.08.2015 (п. 1+ п. 9); ФСЗ 2011/10956 от 03.11.2011 (п. 23+ п. 26).

Также, по мнению Заказчика, допустима комбинация (варианты) поставки внешних и внутренних перчаток разных производителей из указанного списка медицинских изделий.

В отношении объема товара, предусмотренного позицией № 2 Технического задания, Заказчику поясняет, что требуется всего 2000 пар двойных систем перчаток, включающие, в себя 2000 пар внешних перчаток из натурального латекса и 2000 пар внутренних перчаток из синтетического латекса, или 2000 комплектов.

В отношении доводов обращения Заявителя об отсутствии с Техническом задании конкретных размеров внутренних перчаток Заказчик поясняет, что требование о соответствии размеров между внешними и внутренними размерами перчаток, отсутствуют в ГОСТах, в Методических рекомендациях, иных обязательных к применению национальных стандартах. Данная характеристика не регламентируется законодательными актами.

Заказчиком в Описании объекта закупки предусмотрен размерный ряд требуемых перчаток, а также условие «по заявкам Заказчика», которая формируется из фактической потребности Заказчика возникшей на определенную дату. Заказчиком в заявках на поставку товара перед каждым этапом поставки будут определены необходимые размеры перчаток и информация о количестве того или иного размера. Общее количество перчаток, необходимое к поставке на определенном этапе исполнения контракта, определено Календарным планом (Приложение № 2 к проекту контракта).

Доводы обращения Заявителя Заказчик считает необоснованными.

Уполномоченный орган представил письменное мнение по доводам обращения, пояснил следующее.

В рамках формирования закупок Уполномоченное учреждение руководствовалось существующей потребностью Заказчика, возникшей в связи с осуществлением им своей деятельности.

Описание объекта закупки (Техническое задание) является приложением к извещению об осуществлении закупки (п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе) и размещается ответственным должностным лицом Уполномоченного учреждения на основании направленной Заказчиком заявки на определение поставщика.

Уполномоченный орган отмечает, что по сведениям, поступившим от Заказчика, под указанные в Техническом задании характеристики подходят перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные как минимум трех разных производителей, имеющиеся в свободном обращении («SFM Госпитал Продакс ГмбХ» Германия, «Molnlycke Health Саге» Швеция, «KOMETALINE» Малайзия).

В этой связи Уполномоченный орган считает, что аукцион проводится в соответствии с Законом о контрактной системе, нарушения в действиях Заказчика и Уполномоченного органа отсутствуют.

Дополнительно в ходе заседания Комиссии Уполномоченный орган пояснил, что Заказчиком в позиции № 2 Приложения №1 к извещению не указаны требования к поставке именно комплектов перчаток. Для Заказчика не важно, в каком качестве будут поставляться перчатки, в качестве комплектов или по отдельности. Указано лишь требование к материалу внешних перчаток и внутренних.

Более того, проведя анализ рынка и изучив государственный реестр медицинских изделий (www.roszdravnadzor.gov.ru) (далее – ГРЛС) Уполномоченный орган считает, что в настоящее время множество производителей выпускают хирургические перчатки как из натурального латекса, так и из синтетического латекса.

Уполномоченный орган отмечает, что на участие в аукционе подано три заявки, что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции при проведении закупки.

Доводы обращения Заявителя уполномоченный орган считает необоснованными.

 

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

  1. В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно пунктам 5 и 6 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, должно содержать, в том числе, наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, а также информациюя о количестве (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг).

В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Исходя из содержания части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила формирования № 145 и Правила использования № 145).

При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

- наименование товара, работы, услуги;

- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Пунктом 10 Правил формирования № 145 предусмотрено, что в позицию КТРУ включается, в том числе, следующая информация:

- наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара) (подпункт «б» пункта 10);

- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии) (подпункт «в» пункта 10);

- информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил (подпункт «г» пункта 10).

Согласно пункту 13 Правил формирования № 145 в описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи Закона о контрактной системе включается, в том числе, следующая информация:

а) потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости), сформированные с учетом сведений указанным в данном пункте Правил;

б) информация о распространяющихся на товары, работы, услуги технических регламентах, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (при наличии), документах, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации (при наличии);

в) при необходимости спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, цифровые модели, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

1.1. Из извещения о проведении аукциона и пояснений Заказчика следует, что объектом закупки являются перчатки хирургические.

Товар «перчатки хирургические» предусмотрен следующими кодами КТРУ:

22.19.60.111-00000001 «Перчатки хирургические из полихлорпрена, неопудренные»; 22.19.60.111-00000002 «Перчатки хирургические нитриловые, неопудренные»; 22.19.60.111-00000003 «Перчатки хирургические нитриловые, опудренные»; 22.19.60.111-00000004 «Перчатки хирургические полиизопреновые, неопудренные»; 22.19.60.111-00000005 «Перчатки хирургические из блоксополимера стирола, неопудренные»; 22.19.60.111-00000006 «Перчатки хирургические из полихлорпрена, опудренные»; 22.19.60.113-00000001 «Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные»; 22.19.60.113-00000002 «Перчатки хирургические из латекса гевеи, опудренные»; 22.19.60.113-00000003 «Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные, антибактериальные».

В соответствии с информацией, размещенной в свободном доступе в информационно-коммуникационной сети «Интернет» гевея - (лат. Hévea) — род вечнозелёных однодомных, каучуконосных деревьев семейства Молочайные (Euphorbiaceae). Наиболее известный вид — Гевея бразильская (Hevea brasiliensis (Willd. ex A.Juss.) Müll.Arg.): основной источник натурального каучука.

Из указанного очевидно, что код КТРУ 22.19.60.111 предусматривает медицинские изделия, изготовленные из искусственного латекса, а код КТРУ 22.19.60.113 – из натурального латекса (гевеи).

При этом, ни одна позиция КТРУ не предусматривает перчатки хирургические из двух указанных видов материалов (натурального и искусственного латекса), или комплекта, в котором единица измерения, предусмотренная КТРУ по каждой из указанных позиции – пара (2шт.), сформированного из одной перчатки в паре из натурального латекса, а другой – из искусственного латекса.

Объектом закупки по позиции № 2 Технического задания является медицинское изделие, предусмотренное кодом КТРУ 22.19.60.113-00000001 «Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные».

Данный код в КТРУ содержит следующие сведения: «стерильное изделие из латекса гевеи, которое используется как защитный барьер на руках медицинского работника в хирургическом поле; внутренняя поверхность неопудрена, перчатки не обладают антибактериальными свойствами. Перчатки используются в основном как двухсторонний барьер для защиты пациента и медперсонала от различных загрязнений микроорганизмами. Имеют соответствующие характеристики по тактильности и комфортности применения и должны иметь соответствующие физические свойства (например, прочность на растяжение, эластичность) и однотипные размеры. Это изделие одноразового применения».

Также в КТРУ указано на соответствие кода 22.19.60.113-00000001 Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 22.19.60.113 «Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые», а также номенклатурной классификации по видам медицинских изделий код 122630 «Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные».

В соответствии с извещением о проведении закупки в Описании объекта закупки (Приложение № 1 к извещению) указаны следующие характеристики товара по позиции № 2:

Характеристики товара

Обоснование дополнительных характеристик

Ед. изм.

Количество

Наименование показателя

(неизменяемое)*

Показатели, не подлежащие изменению по результатам проведения электронного аукциона**

Максимальные и/или минимальные значения

Характеристики внешних перчаток (2 шт):

Пара (2 шт.)

2 000

размер

6,5; 7; 7,5; 8; 8,5 по заявкам Заказчика

 

размеры пары перчаток подбираются для каждого специалиста индивидуально на основании его антропометрических характеристик.

материал изготовления внешних перчаток

натуральный каучуковый латекс

 

для сложных операций, требующих соблюдения всех условий асептики, для надежной защиты 

внутреннее синтетическое покрытие перчаток

 

полиакрилат или полиуретан или силикон

облегчает надевание на сухие и влажные руки и имеет нейтральный состав без смягчителей, увлажнителей и других косметических добавок 

поверхность перчатки

текстурированные по всей рабочей поверхности

 

для улучшенного захвата инструмента во влажной и сухой среде (ГОСТ 52239-2004)

толщина одинарная в области пальцев

 

не менее 0,21 и не более 0,24 мм.

для обеспечения механической прочности 

цвет перчатки

 

цвет (в соответствии с колорамой производителя), ______ для создания контрастного пятна с внутренними перчатками

для использования перчатки в качестве наружной в системе двойных перчаток с индикацией прокола при операциях с повышенным риском инфицирования

Характеристики внутренних перчаток (2 шт):

материал изготовления внутренних перчаток

синтетический латекс

 

для отсутствия аллергии на натуральный каучуковый латекс

поверхность перчатки

без опудривания

 

для профилактики контактного дерматита

обработка перчатки

 

полимерное или силиконовое покрытие

для облегчения одевания

толщина одинарная в области пальцев

 

не менее 0,18 и не более 0,22 мм.

для обеспечения механической прочности

цвет перчатки

 

цвет (в соответствии с колорамой производителя), ______ для создания контрастного пятна с внутренними перчатками

для лучшей визуализации прокола в системе двойных перчаток в качестве внутренней

класс потенциального риска применения

 

не менее 2а

часть 2 статьи 38 Закона 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан РФ», ГОСТ 31508-2012

Следовательно, описание объекта закупки по позиции № 2 содержит товар «перчатки хирургические» из искусственного латекса, который не предусмотрен кодом КТРУ 22.19.60.113-00000001.

    1. В соответствии с Описанием объекта закупки по позиции № 2 потребности Заказчика соответствует общее количество товара по данной позиции 2 000 пар (2 штуки).

При этом, характеристики товара содержат следующие сведения: «Характеристики внешних перчаток (2 шт), характеристики внутренних перчаток (2 шт)».

В ходе заседания Комиссии Заказчик пояснил, что по данной позиции потребность Учреждения предусматривает система двойных перчаток, что предполагает следующее: одна перчатка надевается на другую, в конечном результате получается: 1 пара перчаток хирургических из латекса, неопудренных, в количестве 2000 пар.

Также аукционная документация не содержит указаний на возможность поставки комплекта из перчаток данных двух видов (из искусственного латекса и латекса гевеи) одновременно, также, как и возможности поставки товара различных производителей (из искусственного латекса – одного, из латекса гевеи – другого).

Заказчик утверждает, что потребности будет соответствовать как комплект из 4 штук перчаток (2 пар) в одной стерильной упаковке, так и предложение участником товара в виде двух раздельных стерильных упаковок, содержащих соответственно пару (2 шт.) перчаток из натурального латекса и пару (2 шт.) перчаток из искусственного латекса.

При этом, в соответствии с Приложением № 1 к извещению объектом закупки являются только перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные в количестве 2000 пар, и не предусмотрена информация о требуемом количестве перчаток из искусственного латекса.

Из указанного следует, что в извещении об осуществлении закупки отсутствует информация о количестве товара (в части указания количества перчаток из искусственного латекса), предусмотренного описанием объекта закупки, что не соответствует пункту 6 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Кроме того, описание объекта закупки не содержит размерного ряда перчаток из искусственного латекса.

С учетом изложенного, в аукционной документации отсутствуют показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, а также содержатся противоречащие друг другу сведения об объеме услуг, что исключает возможность определить соответствие предложений участников потребности Заказчика.

На основании изложенного в пункте 1 настоящего решения, описание объекта закупки сформировано заказчиком в нарушение пункта 1 части 1, частей 2, 3 статьи 33, пункта 6 части1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

  1. В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких методов, указанных в данной норме.

При этом, частью 6 указанной нормы предусмотрено, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным.

Согласно части 2 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

Частью 3 данной статьи предусмотрено, что при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно части 5 статьи 22 Закона о контрактной системе в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.

Заказчиком на заседании Комиссии представлен запрос б/н и даты, согласно которому Учреждение просит подтвердить возможность поставки товара «Комплект хирургических перчаток (две пары) состоит из наружных перчаток (натуральный латекс) и внутренних перчаток (синтетический латекс), количество – 10 000 комплектов.

В соответствии с Обоснованием НМЦК по аукциону (Приложение № 2 к извещению) источниками информации для определения НМЦК являются коммерческие предложения 52КП, 53КП и 54КП от 27.01.2022, из которых следует, что поставщиками, которые представили информацию о предлагаемой ими стоимости товаров по аукциону, по позиции № 2 предложены к поставке следующие медицинские изделия:

- перчатки хирургические латексные стерильные неопудренные, двойная пара, размеры 6.0, 6.5, 7.0, 7.5, 8.0, 8.5, 9.0 (по выбору Заказчика), страна происхождения – Китай;

- перчатки хирургические латексные стерильные неопудренные, двойная пара, размеры 6.0, 6.5, 7.0, 7.5, 8.0, 8.5, 9.0 (по выбору Заказчика), страна происхождения – Малайзия;

- перчатки хирургические латексные стерильные неопудренные, двойная пара, размеры 6.0, 6.5, 7.0, 7.5, 8.0, 8.5, 9.0 (по выбору Заказчика), страна происхождения – Германия.

Из содержания всех трех коммерческих предложений следует, что медицинские изделия предложены в количестве 10 000 пар, что не соответствует количеству перчаток по данной позиции (2000 пар), предусмотренному Описанием объекта закупки по аукциону.

Кроме того, ответы поставщиков не подтверждают наличие в составе предлагаемых ими комплектов перчаток, состоящих из двойной пары, перчаток из искусственного латекса.

Из указанного следует, что запрос информации о ценах товаров, направленный Заказчиком, и информация, полученная по запросу заказчика от поставщиков, не соответствуют описанию объекта закупки, по наименованию, характеристикам товара, а также количеству товара, требуемого к поставке по аукциону.

Следовательно, Заказчиком допущены нарушения частей 2 и 5 статьи 22 Закона о контрактной системе.

3.Заказчик в своих пояснениях приводит примеры производителей двойных перчаток с требуемыми характеристиками: внешние перчатки - натуральный каучуковый латекс и внутренние перчатки - синтетический (искусственный) латекс.

При этом, ни в одном из представленных на заседании Комиссии регистрационных удостоверений, в том числе, на товар, предложенный победителем, не указан товар, состоящий из комплекта хирургических перчаток (две пары) состоит из наружных перчаток (натуральный латекс) и внутренних перчаток (синтетический латекс)».

Доказательств обратного Заказчиком не представлено.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что несмотря на то, что на участие в аукционе поступило три заявки, при этом, снижение НМЦК в ходе аукциона составило 0,5, что может свидетельствовать об отсутствии достаточной конкурентной среды при проведении закупки, в том числе, вследствие допущенных Заказчиком нарушений, Комиссия считает необходимым выдать предписание об отмене аукциона.

В связи с допущенными нарушениями в действиях должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной заказчиком, Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

  1. По итогам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение статьи 8, пункта 1 части 1, частей 2, 3 статьи 33, пункта 6 части1 статьи 42, частей 2 и 5 статьи 22 Закона о контрактной системе.
  2. Выдать заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной площадки, аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
  3. Передать материалы обращения должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
  4. Передать материалы обращения должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о наличии в действиях Заказчика признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны