Решение №ВЛ/3693/22 решение от 6 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

решение

 

ИП Меньшиков Роман Анатольевич
РФ, Свердловская область, г. Артемовский, ул. Достоевского дом 12

 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский государственный колледж «Рост»
454106, г. Челябинск, ул. Чайковского, 1


ООО «РТС-Тендер»
121151, г. Москва, Набережная Тараса Шевченко, д. 23А, эт. 25, пом. № 1

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-736/2022 (№ 147-ж/2022)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 01 апреля 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 06 апреля 2022 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

<...>

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<...>

-

специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<...>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ИП Меньшикова Романа Анатольевича на действия заказчика при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт кровли зданий ГБПОУ «ЧГК«Рост» по адресу г. Челябинск, ул. Чайковского, д. 1 (учебный корпус, производственные мастерские, общежитие, гаражи) (извещение № 0369200027522000007), в присутствии представителей ГБПОУ «ЧГК«Рост» (далее – заказчик) <...>, действующих на основании доверенностей от 31.03.2022 № 8, от 31.03.2022 № 9,

в отсутствие представителей ИП Меньшикова Романа Анатольевича (далее – заявитель), надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 28.03.2022 поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт кровли зданий ГБПОУ «ЧГК«Рост» по адресу г. Челябинск, ул. Чайковского, д. 1 (учебный корпус, производственные мастерские, общежитие, гаражи) (извещение № 0369200027522000007) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 18.03.2022.

Начальная (максимальная) цена контракта 5 300 360,00 рублей.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.

Доводы жалобы заключаются в следующем.

Заказчиком в извещении не установлено обязательное дополнительное требования к участникам, предусмотренное пунктом 10 Приложения к Постановлению Правительства от 29.12.2021 № 2571.

Относительно довода жалобы заказчик пояснил, что дополнительные требования, указанные в пункте 10 Приложения к Постановлению Правительства от 29.12.2021 № 2571, не установлены, поскольку относятся к разделу II «Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям» и были расценены, что их применение обосновано заказчиками, для которых градостроительная сфера деятельности является основной. Поскольку ГБПОУ «ЧГК«Рост» является образовательным учреждением (ОКВЭД 2 - 85.21 - образование профессиональное среднее) и не осуществляет свою деятельность в сфере градостроения, установление дополнительных требований в соответствии с пунктом 10 Приложения к Постановлению Правительства от 29.12.2021 № 2571 было расценено не обязательным к применению.

При поступлении жалобы в учреждении проведена работа по дополнительному рассмотрению установленных требований по данной процедуре. Но учитывая, что жалоба направлена в последний день приема заявок (воскресенье), внести дополнения в извещение не представлялось уже возможным.

 

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.

Объектом рассматриваемой закупки является капитальный ремонт кровли зданий ГБПОУ «ЧГК«Рост» по адресу г. Челябинск, ул. Чайковского, д. 1 (учебный корпус, производственные мастерские, общежитие, гаражи).

Позицией 10 Приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупок на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), а именно:

«наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);

2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);

3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)».

При этом согласно Информационному письму Минфина России от 14.02.2022 № 24-01-09/10138 вид или сфера деятельности заказчика не образует условия применения дополнительных требований к участникам закупки. Наименования разделов Приложения к Постановлению № 2571 сформированы в отношении сферы закупки (сферы закупаемых товаров, работ, услуг) и не предусматривают соотнесения с видами или сферами деятельности заказчика.

Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что с случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Таким образом, в силу частей 4, 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки в первую очередь устанавливаются в извещении об осуществлении закупки.

Между тем, извещение о проведении аукциона, опубликованное заказчиком в единой информационной системе, в нарушение частей 4, 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункта 10 Приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 не содержит дополнительных требований к участникам закупки.

Кроме того, Комиссия отмечает, что в извещении о проведении аукциона, сформированном заказчиком посредством функционала единой информационной системы в сфере закупок, отсутствуют сведения относительно единых требований к участникам закупки, документов, подтверждающих соответствие участника пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что противоречит части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.

При этом документы, подтверждающие соответствие участника требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в рассматриваемом случае выписка (копия) из реестра членов СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства по форме, утвержденная Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4.03.2019 г. №86, должны быть представлены участником закупки в составе заявки согласно подпункту «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, а не оператором электронной площадки, как указано заказчиком в Приложении №3 к извещению (Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению).

 

В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.

 

Приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр утвержден Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) (далее - Порядок).

Согласно пункту 1 Порядка, положения порядка устанавливают общие правила определения государственными или муниципальными заказчиками начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги в отношении:

1) подрядных работ по:

инженерным изысканиям для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории Российской Федерации;

подготовке проектной документации объектов капитального строительства, расположенных на территории Российской Федерации;

строительству объектов капитального строительства или некапитальных строений и сооружений, расположенных на территории Российской Федерации;

реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории Российской Федерации;

капитальному ремонту объектов капитального строительства, расположенных на территории Российской Федерации;

сносу объектов капитального строительства, расположенных на территории Российской Федерации;

по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Российской Федерации;

2) услуги по исполнению функций технического заказчика, в том числе по составлению проекта сметы контракта.

Из пункта 7 раздела 1 Порядка следует, что результат определения начальной (максимальной) цены контракта оформляется заказчиком в виде протокола. Рекомендуемый образец такого протокола приведен в Приложении № 1 к Порядку.

В пункте 24 раздела 4 Порядка указано, что расчет начальной (максимальной) цены контракта на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также строительству некапитальных строений и сооружений размещается заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок вместе с документацией об осуществлении закупки. Рекомендуемый образец такого расчета приведен в Приложении № 4 к Порядку.

Пунктом 29 раздела 6 Порядка предусмотрено, что НМЦК на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также строительству некапитальных строений и сооружений (далее - подрядные работы) осуществляется в виде проекта сметы контракта в пределах НМЦК на выполнение подрядных работ без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.

Согласно пункту 34 раздела 6 Порядка в проекте сметы контракта указывается наименование, единица измерения, количество (объем) конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ, цена каждого конструктивного решения (элемента) и (или) комплекса (вида) работ на единицу измерения и с учетом объемов работ, определенные в пределах НМЦК на выполнение подрядных работ, а также цена конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ (на принятую единицу измерения и всего). Рекомендуемый образец проекта сметы контракта приведен в Приложении № 6 к Порядку.

В приложении № 1 к извещению о закупке указано, что расчет начальной (максимальной) цены контракта выполнен с использованием проектно-сметного метода в соответствии со статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 841/пр от 23.12.2019 г. «Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования, Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства».

Вместе с тем, указанный расчет не соответствует Приказу Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр.

Так, в силу пункта 24 раздела 4 Порядка, Приложения № 4 к Порядку расчет начальной (максимальной) цены контракта должен включать в себя, в том числе стоимость работ в ценах на дату утверждения сметной документации; индекс фактической инфляции; стоимость работ в ценах на дату формирования начальной (максимальной) цены контракта; индекс прогнозный инфляции на период выполнения работ; начальная (максимальная) цена контракта с учетом индекса прогнозной инфляции на период выполнения работ и другие данные.

Наличие сметной документации, положенной в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, не исключает необходимости формирования расчета с учетом сведений, которые должны быть указаны в соответствии с пунктом 24 раздела 4 Порядка, Приложением № 4 к Порядку.

Таким образом, в нарушение пункта 24 раздела 4, пунктов 29, 34 раздела 6 Порядка в документации о закупке отсутствует расчет начальной (максимальной) цены контракта на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также строительству некапитальных строений и сооружений, являющийся неотъемлемой частью протокола начальной (максимальной) цены контракта, а также отсутствует проект сметы контракта, составленные в соответствии с Приложениями № 4, 6 к Порядку.

 

В связи с допущенными нарушениями в действиях должностного лица усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП Меньшикова Романа Анатольевича на действия заказчика при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт кровли зданий ГБПОУ «ЧГК«Рост» по адресу г. Челябинск, ул. Чайковского, д. 1 (учебный корпус, производственные мастерские, общежитие, гаражи) (извещение № 0369200027522000007) обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушение частей 4, 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункта 10 Приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571, пункта 24 раздела 4, пунктов 29, 34 раздела 6 Порядка.

3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии <...>

 

Члены Комиссии <...>

 

<...>

 

 

 

 

 

2022-4057

 

 

Связанные организации

ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ГБПОУ «ЧГК«Рост»
ИНН 7448046498, ОГРН 1027402555267
ИП Меньшиков Роман Анатольевич
ИНН 660205916409, ОГРН 321665800144022