Определение №ЕР/5938/21 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о назначении дела № 074/01/16-1240/2021 о наруше... от 18 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ о назначении дела № 074/01/16-1240/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

«18» мая 2021 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела № 074/01/16-1240/2021 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) Рысева Е. Г.

У С Т А Н О В И Л:

Челябинским УФАС России по результатам рассмотрения заявления Общества с ограниченной ответственностью «Метчелсервис» (далее – ООО «Метчелсервис», Заявитель) по вопросу законности присвоения Обществу с ограниченной ответственностью «Технологический центр» (далее – ООО «Технологический центр») статуса гарантирующей организации по вопросам водоснабжения и водоотведения на территории Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, установлено следующее.

С целью проверки обстоятельств и фактов, изложенных в заявлении ООО «Метчелсервис», Челябинским УФАС России в адрес Администрации Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области (далее – Администрация) направлен запрос о представлении документов и сведений. По результатам рассмотрения поступивших материалов, а также документов и сведений, представленных по запросам Челябинского УФАС России, установлено следующее.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) (часть 1 статьи 1). В силу положений статьи 2 Закона о водоснабжении:

- под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (подпункт 2);

- водоснабжение – водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (подпункт 4);

- гарантирующая организация – организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (подпункт 6).

Статья 6 Закона о водоснабжении закрепляет полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения, к которым, в соответствии с частью 1, в том числе относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (подпункт 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (подпункт 2); утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов (подпункт 4) и иные полномочия.

Деятельность гарантирующей организации и ее отношения с организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и (или) водоотведение регламентирована статьи 12 Закона о водоснабжении.

Согласно части 1 названной нормы органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

Из части 2 приведенной статьи Закона о водоснабжении следует, что гарантирующая организация:

1) осуществляет холодное водоснабжение и (или) водоотведение;

2) эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети; 

3) к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Согласно пункту 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления закреплены в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ). Согласно статье 2 Закона № 131-ФЗ под органами местного самоуправления понимаются органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Закон № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 14). Указанные вопросы вправе решать органы местного самоуправления сельского поселения вправе решать вопросы (часть 2 статьи 14.1).

Статья 20 Устава Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, утвержденного решением Совета депутатов Рощинского поселения от 08 апреля 2020 года № 30 (далее – Устав), устанавливает, что в структуру органов местного самоуправления Рощинского сельского поселения входят Совет депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области (далее – Совет депутатов), представительный орган сельского поселения (подпункт 1), глава Рощинского сельского – высшее должностное лицо Рощинского сельского поселения (подпункт 2), Администрация – исполнительнораспорядительный орган Рощинского сельского поселения (подпункт 3). Совет депутатов является коллегиальным органом сельского поселения, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (пункт 1 статьи 21 Устава).

Полномочия Совета депутатов определены в статье 22 Устава. Статья 24 Устава определяет, что Совет депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Челябинской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории сельского поселения, решение об удалении Главы сельского поселения в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Совета депутатов и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Челябинской области, настоящим Уставом (пункт 1). 

В соответствии с подпунктом 3 статьи 28 Устава Глава сельского поселения является высшим должностным лицом сельского поселения и наделяется настоящим Уставом в соответствии с федеральным законом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Полномочия Главы сельского поселения определены в статье 29 Устава, к которым, в числе прочих относится подписание и обнародование в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативных правовых актов, принятые Советом депутатов (подпункт 2); издание в пределах своих полномочий правовых актов (подпункт 3).

Согласно пункту 1 статьи 33 Устава Администрация является исполнительнораспорядительным органом сельского поселения, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления сельского поселения федеральными законами и законами Челябинской области. Администрацию возглавляет Глава сельского поселения (пункт 3 статьи 33 Устава).

В силу положений пункта 5 статьи 33 Устава Администрация осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Челябинской области, настоящим Уставом, решениями Совета депутатов, постановлениями и распоряжениями Администрации сельского поселения. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 34 Устава Администрация владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Решением Совета депутатов Рощинского сельского поселения от 28.05.2018 № 179 утверждена гарантирующая организация по вопросам водоснабжения и водоотведения на территории Рощинского сельского поселения, а также принято решение о передаче в эксплуатацию объектов водоснабжения и водоотведения Рощинского сельского поселения в виде заключения договора аренды муниципального имущества в отсутствие проведения торгов, с указанием срока действия договора аренды на время проведения конкурсных процедур ООО «Технологический центр».

Положениями Устава не предусмотрены положения, позволяющие Совету депутатов утверждать гарантирующую организацию на территории Рощинского поселения, а также принимать решения о распоряжении муниципальным имуществом. Кроме того, 31 мая 2018 года Главой Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области вынесено Распоряжение № 19 «О назначении гарантирующей организации на территории Рощинского сельского поселения», согласно которому гарантирующей организацией также определено ООО «Технологический центр».

На основании принятых актов между Администрацией и ООО «Технологический центр» 01 июня 2018 года заключен Договор аренды № 24 объектов муниципальной собственности, в соответствии с которым Администрация передает, а ООО «Технологический центр» принимает во временное владение и пользование (аренду), на условиях и в сроки, предусмотренные настоящим договором, недвижимое и движимое имущество, указанное в приложении № 1 к настоящему договору (пункт 1.1. Договора). 

Согласно пункту 1.3. Договора настоящий договор вступает в силу 01 июня 2018 года и действует до 01 мая 2019 года. По Акту приема-передачи, являющемуся Приложением № 1 к Договору № 24, Администрацией передано ООО «Технологический центр» имущество – внутриплощадочные сети водопровода пос. Рощино, Водопровод в д. Новое Поле 3 069 с, Канализационная насосная станция № 48 п. Рощино, Канализационные сети на жилые дома пос. Рощино, Напорная канализация жилого пос. Рощино, Напорный канализационный коллектор 200*833, 5 п. Рощино, Канализационная насосная станция № 5. 31 декабря 2018 года к Договору № 24 заключено дополнительное соглашение, из содержания которого следует, что указанный договор расторгнут с 31 декабря 2018 года. При этом, в отношении муниципального имущества, являющегося предметом Договора № 24, между Администрацией и ООО «Технологический центр» 29 декабря 2018 года заключен Договор аренды № 25 объектов муниципальной собственности, сроком с 01 января 2019 года до 30 ноября 2019 года (пункт 1.3 договора № 25). Названный договор, ввиду заключения 30 апреля 2019 года дополнительного соглашения расторгнут 30 апреля 2019 года. 02 мая 2019 года между Администрацией и ООО «Технологический центр» вновь заключен Договор аренды № 25 в отношении ранее приведенного недвижимого имущества, сроком с 02 мая2019 года по 02 апреля 2020 года (пункт 1.3.).

Порядок заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, регулируется положениями статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Часть 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции устанавливает, что заключение договоров аренды в отношении муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, кроме случаев, поименованных в указанной норме.

В силу части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции указанный в части 1 данной статьи порядок заключения договоров не распространяется, в том числе на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 103-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных Законом о водоснабжении.

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования системами и (или) объектами водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных Законом о водоснабжении и водоотведении особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении и водоотведении.

Согласно части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям. При этом частью 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении предусмотрено, что договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 данной статьи, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 данной статьи, является ничтожным.

В силу изложенного специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере водоснабжения, водоотведения, в сфере концессионных отношений и подлежащими органами местного самоуправления, установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования объектами водоснабжения, водоотведения, в соответствии с которым передача таких объектов возможна исключительно по концессионным соглашениям.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон о концессионных соглашениях) концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 Закона о концессионных соглашениях, а в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения также случаев, предусмотренных статьями 51, 52, 52.1 Закона о концессионных соглашениях. Закон о концессионных соглашениях предусматривает определенный перечень требований к содержанию и условиям концессионного соглашения. Круг отношений, регулируемых договором аренды и концессионным соглашением, различен.

Предметом договора аренды является предоставлением объекта аренды в пользование за плату. Предмет концессионного соглашения предполагает осуществление деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения и реконструкцию (создание) такого объекта в период его использования. 

Кроме того, статьей 47 Закона о концессионных соглашениях установлен особый перечень критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем. Передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения, находящимися в муниципальной собственности, должна осуществляться в условиях равного доступа к указанному имуществу всех заинтересованных лиц. Предоставление указанных прав обусловливает получение такими лицами возможности доступа на рынок водоснабжения, водоотведения на соответствующей территории. Передача муниципального имущества без проведения конкурса конкретному хозяйствующему субъекту в аренду в случаях, когда законодательством предписано обязательное проведение конкурса на право заключения концессионного соглашения, создает для конкретного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести указанные права в отношении муниципального имущества, и, таким образом, может привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Указанная позиция изложена также в Письме ФАС России от 26.02.2018 № ВК/12509/18 «О направлении разъяснений». Поскольку действующее законодательство не предусматривает возможность заключения договоров аренды в отношении объектов водоснабжения, водоотведения, в особенности без проведения торгов, а обязывает орган местного самоуправления проводить торги на право заключения концессионных соглашений в отношении указанных объектов недвижимости, Договоры аренды муниципальных объектов водоснабжения, водоотведения заключены в отсутствие правовых оснований.

Необходимо отметить наличие судебного Решения по делу № А76-35916/2019 по иску Прокурора Челябинской области к Администрации и ООО «Технологический центр» о признании недействительным (ничтожным) договора № 25 от 02.05.2019 и применении последствий недействительности ничтожной сделки путем обязания ООО «Технологический центр» возвратить муниципальное имущество. В рамках указанного судебного разбирательства Арбитражный суд Челябинской области, ссылаясь, в том числе на приведенные ранее в докладной записке нормы Закона о защите конкуренции, Закона о водоснабжении и Закона о концессионном соглашении пришел к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Прокурора Челябинской области. Решение арбитражного суда Челябинской области изготовлено в полном объеме 10 марта 2020 года, не обжаловано, соответственно, вступило в законную силу 10 апреля 2020 года. 02 апреля 2020 года муниципальное имущество возвращено в Администрацию по акту приема-передачи. 

Вместе с тем, несмотря на наличие состоявшегося судебного решения по вопросу передачи объектов водоснабжения, водоотведения, 03 апреля 2020 года Администрация и ООО «Технологический центр» вновь заключают в отношении указанных объектов Договор аренды № 26 сроком до 03 июня 2020 года (пункт 1.3). По истечении которого, указанными лицами заключено еще 8 договоров аренды в отношении спорного муниципального имущества длительностью по 30 дней, в общей сложности до 09 февраля 2021 года. Несмотря на то, что часть 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусматривает возможность заключения договоров аренды в отношении муниципального имущества на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (пункт 11), во-первых, предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается, во-вторых, на основании части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, на передачу прав владения и (или) пользования в отношении объектов водоснабжения, водоотведения, указанные положения не применимы.

Заключая договоры аренды в отношении объектов водоснабжения, водоотведения без проведения предусмотренных конкурентных процедур на право заключения концессионных соглашений в отношении таких объектов, Администрация предоставила ООО «Технологический центр» право преимущественного доступа к муниципальному имуществу, которое при прочих равных условиях должно было быть осуществлено с учетом требований Закона о защите конкуренции, Закона о водоснабжении и Закона о концессионных соглашениях. Нормативно-правового обоснования заключения договоров аренды без проведения торгов Администрацией не представлено, антимонопольным органом до подготовки настоящей докладной записки не установлено. 10 декабря 2018 года Советом депутатов принято Решение № 188 «О внесении изменений в Решение № 179», в соответствии с которым пункт 5 Решения № 179 изложен в следующей редакции: «Установить тарифы на водоснабжение и водоотведение для ООО «Технологический Центр», оказывающего услуги холодного водоснабжения и водоотведения потребителям Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, в следующем размере: № п/ п Периоды действия тарифа Тарифы, руб/куб.м. На питьевую воду На водоотведение Без учета НДС С учетом НДС Без учета НДС С учетом НДС 1 С 01.06.2018 по 30.06.2018 29, 23 34, 49 13, 86 16, 36 2 С 01.07.2018 по 31.12.2018 30, 31 35, 77 14, 19 16, 74 3 С 01.-06.2019 по 30, 31 35, 77 14, 19 16, 74 2021-6534 9 30.06.2019 4 С 01.07.2019 по 31.12.2019 31, 49 37, 16 37, 16 17, 37 Указанное Решение подписано Председателем Совета депутатов и Главой Рощинского сельского поселения.

В силу положений статьи 31 Закона о водоотведении услуги холодного водоснабжения и водоотведения относятся к регулируемым видам деятельности, следовательно, тарифы в указанной сфере подлежат регулированию. При этом, пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоотведении устанавливает, что полномочиями по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения наделены органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации На территории Челябинской области органом власти, уполномоченным устанавливать тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, является Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (пункт 52 части 8 Положения о Министерстве, утвержденного Постановлением Губернатора Челябинской области от 31.12.2014 № 300). Из изложенного следует, что у Совета депутатов отсутствовали полномочия, как на принятие Решения № 179, которым ООО «Технологический центр» присвоен статус гарантирующей организации по вопросам водоснабжения и водоотведения на территории Рощинского поселения, так и по принятию Решения № 188, которым указанному обществу утверждены тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения. Администраций 30 апреля 2019 года принято Постановление № 54 «О назначении гарантирующей организации на территории Рощинского сельского поселения», в соответствии с которым гарантирующей организацией избрано ООО «Технологический центр». Стоит отметить наличие судебных актов (дело № А76-35916/2019), в соответствии с которыми договоры аренды муниципального имущества, необходимого для осуществления водоснабжения, ранее заключенные Администрацией с ООО «Технологический центр», признаны недействительными и применены последствия недействительности сделки, соответственно, данное общество не отвечало признакам гарантирующей организации, перечисленным в Законе о водоснабжении, и не могло быть наделено таким статусом. Указанное привело к тому, что ООО «Технологический центр» без правовых оснований осуществляло на территории Рощинского поселения деятельность в качестве гарантирующей организации в сфере водоотведения, водоснабжения по незаконно установленным тарифам. В данном случае, по мнению Челябинского УФАС России, несмотря на то, что в настоящее время на территории Рощинского поселения имеется заключенное концессионное соглашение в сфере водоснабжения, водоотведения с иным лицом, указанные акты не отменены, следовательно, могут повлечь юридически значимые последствия, в том числе следующие. 

ООО «Технологический центр» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Заявителю, являющемуся управляющей организацией 4 многоквартирных домов в Рощинском поселении, о взыскании задолженности за услуги водоснабжения и водоотведения за период с 01.06.2018 по 31.03.2020 в размере 1 529 248 рублей 56 копеек (дело № А76-50957/2020). При этом необходимо также обратить внимание на тот факт, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Технологический центр» вид экономической деятельности 36.00 Забор, очистка и распределение воды внесен только 24 августа 2020 года. Из указанного следует, что более 2 лет указанное общество осуществляло деятельность без внесения указанного вида в учредительные документы.

Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 1 Закона).

При этом, согласно пункту 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» нормативные и индивидуальные правовые акты, иные решения лиц, перечисленных в пункте 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции, их действия (бездействие), соглашения и (или) согласованные действия, способные влиять на конкуренцию на товарных рынках, в том числе принятые (совершенные) в связи с реализацией властных полномочий, подлежат антимонопольному контролю, в том числе в порядке статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, соглашение определяется как договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Из указанных положений следует, что для квалификации соглашения в качестве антиконкурентного антимонопольному органу необходимо установить наличие соглашения, в том числе в устной форме между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, а также возможность воздействия данного соглашения на состояние конкуренции.

Таким образом, совокупность действий Администрации и ООО «Технологический центр», которая привела к получению последним преимущественного права пользования муниципальным имуществом (объектами водоснабжения, водоотведения) на протяжении длительного времени в отсутствие конкурентных процедур и нормативно-правовых оснований, получению указанным обществом статуса гарантирующей организации, возможности оказывать такие услуги в отсутствие утвержденного тарифа нарушает положения статьи 16 Закона о защите конкуренции, поскольку его заключение обусловлено интересом каждого из участников указанного соглашения, результатом указанного соглашения явилось недопущение, ограничение, устранение конкуренции, в том числе ограничение доступа иным хозяйствующим субъектам, способным претендовать на получение прав в отношении указанного имущества в предусмотренном порядке на основании проведения конкурентных процедур.

Приказом Челябинского УФАС России № 49 от «14» мая 2021 года о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации и ООО «Технологический центр» возбуждено дело № 074/01/16-1240/2021 по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции. Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

О П Р Е Д Е Л И Л:

1. Назначить дело № 074/01/16-1240/2021 к рассмотрению на 01 июля 2021 года на 15 часов 00 минут по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, каб. 330.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 074/01/16-1240/2021 в качестве:

ответчиков: - Администрацию Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области (ОГРН 1027401868075, ИНН 7438001890, зарегистрировано по адресу: 456513, Челябинская область, Сосновский район, п. Рощино, ул. Ленина, 9);

- Общество с ограниченной ответственностью «Технологический центр» (ОГРН 1097448009010 ИНН 7448123128, зарегистрирован по адресу: 454090, г. Челябинск, ул. Российская, 167А, оф. 9),

заявителя: - Общество с ограниченной ответственностью «Метчелсервис» (ОГРН 1147460000467, ИНН 7460013481, зарегистрировано по адресу: 454047, г. Челябинск, ул. Б. Хмельницкого, д. 15,кв. 12), заинтересованного лица: – Совет депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области.

3. Администрации необходимо представить в Челябинское УФАС России в срок до 25 июня 2021 года следующие надлежащим образом заверенные документы и сведения (документы предлагается прошить, пронумеровать, скрепить печатью учреждения, представив сопроводительное письмо с указанием номера дела 074/01/16-1240/2021 и описью вложения):

3.1) письменные сведения о нормативно-правовых основания заключения с ООО «Технологический центр» договоров аренды в отношении муниципального имущества — объектов водоснабжения, водоотведения, с приложением подтверждающих документов;

3.2) письменные сведения о причинах непроведения конкурентных процедур на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения, водоотведения до 2021 года, с приложением подтверждающих документов;

3.3) переписку с ООО «Технологический центр» по вопросу заключения договоров аренды в отношении объектов водоснабжения, водоотведения, либо письменные сведения об отсутствии;

3.4) переписку с Советом депутатов и (или) иными органами местного самоуправления Рощинского поселения, органами власти Челябинской области по вопросу передачи прав ООО «Технологический центр» владения и пользования в отношении объектов водоснабжения, водоотведения, либо письменные сведения об отсутствии;

3.5) переписку с Советом депутатов и (или) иными органами местного самоуправления Рощинского поселения, органами власти Челябинской области по вопросу присвоения ООО «Технологический центр» статуса гарантирующей организации в сфере водоснабжения, водоотведения на территории Рощинского поселения, либо письменные сведения об отсутствии;

3.6) переписку с ООО «Технологический центр» по вопросу наделения статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения, водоотведения на территории Рощинского поселения, либо письменные сведения об отсутствии;

3.7) письменные сведения об обращении хозяйствующих субъектов по вопросу заключения договоров аренды в отношении муниципального имущества водоснабжения, водоотведения и (или) наделения статусом гарантирующей организации в указанной сфере, с приложением подтверждающих документов; 3.8) иные документы и сведения, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела по существу.

4. ООО «Технологический центр» необходимо представить в Челябинское УФАС России в срок до 25 июня 2021 года следующие надлежащим образом заверенные документы и сведения (документы предлагается прошить, пронумеровать, скрепить печатью учреждения, представив сопроводительное письмо с указанием номера дела 074/01/16-1240/2021 и описью вложения):

4.1) письменные сведения о нормативно-правовых основания заключения с Администрацией договоров аренды в отношении муниципального имущества — объектов водоснабжения, водоотведения, с приложением подтверждающих документов;

4.2) переписку с Администрацией по вопросу заключения договоров аренды в отношении объектов водоснабжения, водоотведения, либо письменные сведения об отсутствии;

4.3) переписку с Администрацией, Советом депутатов и (или) иными органами местного самоуправления Рощинского поселения по вопросу наделения статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения, водоотведения на территории Рощинского поселения, либо письменные сведения об отсутствии;

4.4) письменные сведения о правовых основаниях осуществления на территории Рощинского поселения деятельности водоснабжения, водоотведения в отсутствие утвержденных Министерством тарифного регулирования тарифов и энергетики Челябинской области тарифов, с приложением подтверждающих документов;

4.5) иные документы и сведения, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела по существу.

5. Совету депутатов необходимо представить в Челябинское УФАС России в срок до 25 июня 2021 года следующие надлежащим образом заверенные документы и сведения (документы предлагается прошить, пронумеровать, скрепить печатью учреждения, представив сопроводительное письмо с указанием номера дела 074/01/16-1240/2021 и описью вложения):

5.1) письменные сведения о правовых основания наделения ООО «Технологический центр» статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения, водоотведения посредством вынесения Решения от 28.05.2018 № 179, с приложением подтверждающих документов;

5.2) письменные сведения о правовых основаниях принятия Решения от 28.05.2018 № 179, которым, в том числе установлена необходимость заключения договора аренды имущества — объектов водоотведения, водоснабжения с ООО «Технологический центр», с приложением подтверждающих документов;

5.3) письменные сведения о правовых основаниях принятия Решения № 188 от 10 декабря 2018 года, которым ООО «Технологический центр» утверждены тарифы на водоснабжение и водоотведение, с приложением подтверждающих документов;

5.4) переписку с Администрацией, ООО «Технологический центр» и (или) иными органами местного самоуправления Рощинского поселения по вопросу наделения последнего статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения, водоотведения на территории Рощинского поселения, либо письменные сведения об отсутствии;

5.5) переписку с Администрацией, ООО «Технологический центр» и (или) иными органами местного самоуправления Рощинского поселения, органами власти Челябинской области по вопросу передачи прав ООО «Технологический центр» владения и пользования в отношении объектов водоснабжения, водоотведения, либо письменные сведения об отсутствии;

5.6) иные документы и сведения, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела по существу.

Запрашиваемые документы и информацию просим представить в Челябинское УФАС России в прошитом и пронумерованном виде с описью вложения и сопроводительным письмом. За непредставление, несвоевременное представление либо представление заведомо недостоверных сведений по требованию антимонопольного органа информации, действующим законодательством предусмотрена административная ответственность.

В соответствии со статьей 43 Закона о защите конкуренции, с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать комиссии пояснения в письменной или устной форме, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других участвующих в деле лиц.

Информацию о производстве по настоящему делу и принятых Комиссией решениях можно получить в сети Интернет на сайте Челябинского УФАС России www.chel.fas.gov.ru (в разделе Решения).  Дополнительно сообщаю, что с учетом складывающейся неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации Челябинское УФАС России лица, привлеченные к участию в настоящем деле, вправе: 1) в случае невозможности прибытия на заседание Комиссии письменно уведомить Челябинское УФАС России о возможности (невозможности) составления протокола в Ваше отсутствие (с указанием сведений о паспортных данных) по факсу (351) 263-18-39 либо электронной почте to74@fas.gov.ru, с последующим письменным подтверждением, в том числе путем направления ходатайства о рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отсутствие; 2) уведомить о возможности рассмотрения настоящего дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе с использованием систем видеоконференц-связи.

В целях обеспечения реализации прав на участие в производстве по делу о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, сообщаем о возможности принять участие в дистанционном рассмотрении посредством интернет-видеоконференции посредством интернет-видеоконференции. Заместитель руководителя Е.Г. Рысева

Связанные организации

Связанные организации не указаны