Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № РНУ-74-5/21 от 6 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № РНУ-74-5/21

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена «03» декабря 2021 года. В полном объеме решение изготовлено «06» декабря 2021 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению сведений о включении в реестр недобросовестных участников аукциона (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии: <...> - руководителя Челябинского УФАС России; Членов Комиссии: <...> - начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России; <...> - главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, рассмотрев дело № РНУ-74-5/21 о включении <...> (<адрес>, ИНН <...>) в реестр недобросовестных участников аукциона в связи с уклонением от заключения договора аренды земельного участка, являющегося предметом аукциона,

У С Т А Н О В И Л А :

В Челябинское УФАС России поступили сведения от Управления земельными и имущественными отношениям Администрации Саткинского муниципального района (далее – Управление) о победителе аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Сатка, ул. Металлургов, общей площадью <...> кв.м, с разрешенным использованием «предпринимательство», на землях населенных пунктов  (далее – Земельный участок), проведенного 07.09.2021, лот № 1 (далее — Аукцион, торги), <...>, уклонившемся от заключения договора аренды земельного участка, являющегося предметом торгов. Управлением при рассмотрении дела указано, что организатором торгов вручено письмо исх. № 3123/1-у от 16.09.2021 о подписании договора аренды земельного участка <...> лично. При получении указанного письма победитель торгов в устной форме оповестил, что договор подписывать не будет. В связи с указанным Управление просит включить физическое лицо в реестр недобросовестных участников аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.

<...> представил письменные пояснения (вх. № <...> от 03.12.2021) и на заседании Комиссии пояснил, что участвовал в Аукционе с целью строительства на земельном участке торгового объекта, однако, в связи с заболеванием бизнес-партнёра не смог собрать и оплатить необходимую сумму денежных средств для заключения договора аренды земельного участка. Физическим лицом также указано, что он является победителем многих аукционов, проводимых органом местного самоуправления, по которым заключены договоры и своевременно внесена оплата. При проведении рассматриваемого Аукциона данным участником торгов принято решение об отсутствии финансовой возможности заключения договора, в связи с чем <...>, получив письмо Управления о признании его победителем торгов с приложением подписанного со стороны организатора торгов проекта договора аренды, отказался от подписания такого договора. На основании изложенного,<...> считает, что он не уклонился от подписания договора, в связи с чем просит сведения о ней в реестр недобросовестных участников аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, не включать.

Изучив представленные материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам. Порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регулируется статьями 39.11, 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ). На официальном сайте Российской Федерации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов – www. torgi.gov.ru, 30.07.2021 опубликовано извещение о проведении торгов (извещение № <...>). В соответствии с извещением о проведении торгов дата начала приема заявок на участие в торгах – 30.07.2021, дата окончания приема заявок на участие в торгах – 22.03.2017, дата проведения Аукциона –31.08.2021. Начальная цена лота составляет 39500 рублей. Срок аренды земельного участка – 1 год 6 месяцев. Вид разрешенного использования земельного участка – предпринимательство.

Согласно пункту 17 статьи 39.12 ЗК РФ победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за земельный участок или наибольший размер ежегодной арендной платы за земельный участок.  Пунктом 20 статьи 39.12 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган направляет победителю аукциона три экземпляра подписанного проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона. Если договор аренды земельного участка в течение тридцати дней со дня направления победителю аукциона проектов указанного договора не был им подписан и представлен в уполномоченный орган, организатор аукциона предлагает заключить указанный договор иному участнику аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона, по цене, предложенной победителем аукциона (пункт 25 статьи 39.12 ЗК РФ). Пунктом 27 статьи 39.12 ЗК РФ определено, что сведения о победителях аукционов, уклонившихся от заключения договора аренды земельного участка, являющегося предметом аукциона, и об иных лицах, с которыми указанные договоры заключаются в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 настоящей статьи и которые уклонились от их заключения, включаются в реестр недобросовестных участников аукциона. В соответствии с Протоколом № 2 результатов аукциона по продаже права аренды на земельные участки от 07.09.2021 победителем торгов признан <...>, предложивший сумму годового размера арендной платы в размере 1 500 605,0 рублей, комиссией принято решение о заключении договора аренды земельного участка с победителем Аукциона. Указанный протокол получен физическим лицом, о чем свидетельствует соответствующая отметка на документе. Управлением подготовлено письмо от 16.09.2021 № 3123/1-у в адрес победителя торгов, в котором указано о направлении для подписания договора № 27 аренды земельного участка от 17.09.2021 с просьбой его подписать и вернуть в Управление для дальнейшей его регистрации в Управлении Федеральной службы регистрации и картографии по Челябинской области, которое вручено в день его изготовления физическому лицу. О получении физическим лицом лично письма от 16.09.2021 № 3123/1- у сделана соответствующая отметка на документе. <...> на заседании Комиссии также подтверждено о том, что письмо от 16.09.2021 № 3123/1-у и подписанные проекты договоров аренды земельного участка им получены лично. Согласно пояснениями Управления, физического лица <...> в устной форме при получении письма от 16.09.2021 № 3123/1-у сообщено организатору торгов об отказе от заключения договора аренды земельного участка. Указанное также подтверждено <...>на заседании Комиссии. Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П и от 21 ноября 2002 года № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения. В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. 2021-17655 4 Статьей 401 Гражданского кодекса РФ, установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Согласно подпункту 4 пункта 8 статьи 39.12 Земельного кодекса заявитель не допускается к участию в аукционе в случае наличия сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном настоящей статьей реестре недобросовестных участников аукциона. Внесение информации об участнике аукциона в реестр недобросовестных участников аукциона является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры аукциона обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах аукциона по продаже земельных участков, аукциона на право заключения договора аренды земельных участков. При рассмотрении вопроса о признании участника аукциона уклонившимся от заключения договора аренды земельного участка антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения срока заключения договора аренды земельного участка по результатам аукциона, обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника.

<...> указывает на отказ от заключения договора в связи с финансовым положением и отсутствием денежных средств для внесения платы по договору, болезни бизнес-партнера. При этом, документы в подтверждение заявленных доводов не представлены. Так, <...> не представил ни в адрес организатора торгов, ни в адрес антимонопольного органа документы, подтверждающие изменение его финансового положения (возникновение финансовых трудностей) на момент заключения договора аренды; возникновение иных обстоятельств, подтверждающих объективную невозможность заключения договора аренды земельного участка. Вместе с тем, земельным законодательством не предусмотрена возможность отказа (уклонения) от заключения договора вследствие осознания победителем аукциона экономической нецелесообразности договора или возникновения финансовых трудностей. Таким образом, рассматриваемый довод физического лица не может быт принят Комиссией в качестве объективного основания и уважительной причины для отказа в заключении договора аренды. Более того, участие лица в открытых аукционах, подача заявки на участие в торгах предполагает под собой наличие у участника открытого аукциона не только прав, но и обязанностей. Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в аукционе, и претендующий на заключение договора аренды земельного участка, обязан учесть специфику заключения договора и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в реестр недобросовестных участников аукциона.  Кроме того, <...> подана заявка на участие в Аукционе, в пункте 1 которой указано, что претендент, принимая решение об участии в Аукционе, обязуется соблюдать условия аукциона, содержащиеся в извещении о проведении Аукциона, а также порядок проведения Аукциона, установленный статьями 39.11, 39.12 ЗК РФ, а в случае признания победителем Аукциона не позднее 5 рабочих дней со дня подписания протокола о результатах Аукциона внести окончательную (оставшуюся) сумму цены Аукциона, в установленный законом срок заключить договор аренды земельного участка. Таким образом,<...> надлежало в срок, установленный пунктом 25 статьи 39.12 ЗК РФ, подписать и представить организатору торгов подписанный договор аренды земельного участка. Однако победителем торгов в установленный срок указанный договор не был подписан и представлен организатору торгов, а напротив устно сообщено об отказе от заключения договора. Необходимо отметить, что Управлением в рамках извещения № 300721/0032442 выделено 6 лотов, по 4 из которых <...> был признан победителем, однако, по 3 лотам физическим лицом подписаны договоры аренды, вместе с тем по 1 лоту победитель уклонился от подписания договора. При этом именно по лоту, в отношении которого произошло значительное увеличение начальной цены предмета аукциона с 39 500 рублей до 1 500 605,0 рублей <...>, т. е. в 37,99 раз, отказался от заключения договора. Необходимо отметить, что по остальным 3 лотам такого изменения цены не произошло (так, по лоту № 3 годовой размер арендной платы увеличен по результатам торгов с 41 500 рублей до 53 950 рублей, по лоту № 4 - с 78 100 рублей до 96 844 рублей, по лоту № 5 размер арендной платы не увеличен и равен начальной цене 32 900 рублей) и физическим лицом подписаны договоры аренды земельных участков. Материалы, полученные антимонопольным органом, указывают, что <...> уклонился от заключения договора аренды земельного участка немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований (доказательства обратного отсутствуют). Данное указывает на факт недобросовестности и вины участника аукциона. При указанных обстоятельствах, Комиссия полагает, что бездействие <...>, выразившиеся в неподписании договора аренды земельного участка, свидетельствует о ненадлежащем исполнении им своих обязанностей как победителя торгов. <...> действовал неосмотрительно и не принял надлежащих мер для исключения возможности наступления для него неблагоприятных последствий, что свидетельствует о его пренебрежительном отношении к правоотношениям. Подав заявку на участие в торгах, делая предложение о цене предмета Аукциона, физическое лицо должно было осознавать то обстоятельство, что оно вступает в правоотношения с государственным органом, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей. Вместе с тем, в ходе рассмотрения настоящего дела, физическим лицом не предоставлены доказательства, свидетельствующие о том, что им были предприняты меры по соблюдению предусмотренных действующим законодательством требований. Таким образом, совокупностью указанных обстоятельств подтвержден факт недобросовестного поведения участника торгов, выразившийся в неисполнении требований извещения о проведении Аукциона и земельного законодательства о подписании договора аренды земельного участка победителем торгов, что, по мнению Комиссии, является основанием для включения сведений об участнике Аукциона<...> в реестр недобросовестных участников аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Руководствуясь пунктом 34 статьи 39.12 ЗК РФ, подпунктом 5.3.4.1 подпункта 5.3 пункта 5 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Приказом ФАС России от 14.04.2015 № 247/15 «О порядке ведения реестра недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения данного реестра»,

Комиссия РЕШИЛА:

Включить в Реестр недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, сведения, представленные Управлением в отношении <...>(<адрес>, ИНН <...>), в связи с уклонением от заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Сатка, ул. Металлургов, общей площадью <...>кв.м, с разрешенным использованием «предпринимательство», на землях населенных пунктов, являющегося предметом аукциона проведенного 07.09.2021, (извещение № <...>, лот № 1), сроком на два года с даты внесения реестровой записи в указанный реестр. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель <...> Козлова Члены Комиссии: <...> <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны