Решение б/н Решение № 56-04-18.1/16 по жалобе ООО «ИТС-Урал» на действия... от 12 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 7 апреля 2016 года.

В полном объеме решение изготовлено 11 апреля 2016 года.

 

Комиссия Челябинского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

- <…> – руководитель Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии

- <…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

- <…> – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

рассмотрев жалобу № 56-04-18.1/16 ООО «ИТС-Урал» на действия (бездействие) ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский Государственный университет» (национальный исследовательский университет) (далее — заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме «Поставка сварочного оборудования» для нужд ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский Государственный университет» (национальный исследовательский университет) (далее – ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ)) № 31603371612, в присутствии:

  • Представителя ООО «ИТС-Урал»;
  • Представителя Заказчика,

 

УСТАНОВИЛА:

 

  29 февраля 2016 года Заказчиком размещено извещение № 31603371612 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку товара «Поставка сварочного оборудования» (далее – аукцион № 31603371612).

 Предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг:

 

Поставка  сварочного оборудования.

 Место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг:

 

филиал ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) в г.Сатке, Челябинская область, ул.Ленина, 4, горно-керамический колледж.

 Сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота):

 

76483,95  рублей.

 Место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки:

 

Дата рассмотрения заявок: 21.03.2016

Место рассмотрения первых частей заявок: Челябинская область, г. Сатка, ул. Пролетарская, д. 6, к.108.

Дата подведения итогов аукциона: 22.03.2016

Место рассмотрения вторых частей заявок: Челябинская область, г. Сатка, ул. Пролетарская, д. 6, к.108.

 Процедура аукциона:

Проводится в соответствии с регламентом электронной торговой площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» (www.utp.sberbank-ast.ru.)

 Дата и время проведения аукциона:

22.03.2016 в 07:00

 Шаг аукциона:

Шаг подачи ценовых предложений установлен в диапазоне от 0,5 до 5% от начальной (максимальной) цены договора.

 Время ожидания ценовых предложений при проведении аукциона:

20 минут.

 Проект договора:

Проект договора представлен в составе документации об открытом аукционе в электронной форме (Часть №4).

Требования Заказчика к качеству, техническим характеристикам товара, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, количественные и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика,  определены в ЧАСТИ  II «СПЕЦИФИКАЦИЯ» документации об открытом аукционе в электронной форме на право заключения договора на поставку сварочного оборудования (далее - Документация об аукционе):

 п/п

Наименование товара

Требования к качеству, техническим характеристикам товара, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размерам товара

Ед. изм. кол-ва товара

Кол-во товара

Место поставки товаров

1

Сварочный аппарат AURURA PRO

Тип сварочного аппарата – инверторный

Тип сварки – дуговая (электродом, MMA)

Вес не более 10 кг.

Напряжение питания 220 В

Макс. сварочный ток не менее 200 А

Мин. сварочный ток не менее 20А

Номинальное напряжение дуги не менее 56 В

Комплектация:

– кабель не менее 3х метров - 2 шт.

– клемма заземления - 1 шт.

– держатель электродов - 1 шт.

– сетевой кабель с евровилкой

шт.

5

филиал ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) в г.Сатке, Челябинская область, ул.Ленина, 4, горно-керамический колледж

 

21.03.2016 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://www.zakupki.gov.ru/) размещен протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с которым на участие в аукционе № 31603371612 подано три заявки. Заявка ООО «ИТС-Урал» и заявка НПП «Сварка-74» не допущены к участию в аукционе ввиду не соответствия предоставленных указанными участниками заявок требованиям, установленным в части II «Спецификация» Документации об аукционе. Аукцион признан несостоявшимся в соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) и п.11.5 документации об аукционе.

            21.03.2016 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://www.zakupki.gov.ru/) размещен протокол подведения итогов на участие в открытом аукционе в электронной форме № 1-223-16 в соответствии с которым закупочная комиссия подтвердила признание участником аукциона ООО «Квелле», подавшего единственную заявку, отвечающую всем требованиям документации об аукционе.

            28.03.2016 в Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «ИТС-Урал» на действия (бездействие) заказчика при проведении аукциона № 31603371612.

            В своей жалобе ООО «ИТС-Урал» указало, что его заявка была отклонена ввиду того, что предложенный в заявке сварочный выпрямитель (инвертор) БИМАрк-200 PRO Line не соответствует требованиям документации об аукционе № 31603371612.

            Также в жалобе указано, что в извещении о проведении аукциона № 31603371612 отсутствует указание на возможность поставки эквивалентной продукции, в таблице (форма 3.2. Документации об аукционе) отсутствует указание на товарный знак, что подразумевает возможность предложения товара другого производителя.

            ООО «ИТС-Урал» подало заявку, указав в ней товар, полностью соответствующий требуемым: качеству, техническим характеристикам, безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), но другого товарного знака («БИМАрк»).

29 марта 2016 года Комиссия Челябинского УФАС России своим уведомлением № 56-04-18.1/16 о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу, руководствуясь частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, уведомила о поступлении жалобы Заказчика, торговую площадку и подателя жалобы. Рассмотрение жалобы назначено на 4 апреля 2016 года. Определением об отложении рассмотрения дела № 56-04-18.1/16 рассмотрение дела назначено на 7 апреля 2016 года.

            На заседании Комиссии представитель ООО «ИТС-Урал» поддержал доводы, изложенные в жалобе, а также дополнительно указал, что все из представленных участниками сварочных аппаратов, являются идентичными, собранными на одном заводе в КНР. Отличие сварочных аппаратов заключается в том, что на них нанесены разные бренды.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил следующее.

Поскольку в представленной ООО «ИТС-Урал» заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме предполагаемый к поставке товар не соответствует требованиям, установленным в Части II «Спецификация» (участником закупки заявлен – Выпрямитель сварочный (инвертор) товарного знака «БИМАрк-200 PRO line»), комиссия обоснованно отклонила заявку ООО «ИТС-Урал».

 

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

            1. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона  от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»  государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов осуществляется закупка товаров, работ, услуг в соответствии с основными требованиями к закупке товаров, работ, услуг, установленным настоящим федеральным законом.

Таким образом, ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) обязано осуществлять закупку товаров, работ, услуг в соответствии с основными требованиями к закупке товаров, работ, услуг, установленными Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  1. В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что требования Заказчика к качеству, техническим характеристикам товара, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, количественные и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика, определены в ЧАСТИ II «СПЕЦИФИКАЦИЯ» Документации об аукционе.

            В соответствии с Документацией об аукционе Заказчиком закупается следующий товар: Сварочный аппарат  AURURA PRO. Заказчиком также указаны  требования к качеству, техническим характеристикам товара, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размерам товара.

В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

По мнению Комиссии, сам факт включения в документацию об открытом аукционе детализированных требований к товару, его производителю, нарушать права и законные интересы потенциальных участников закупки не может, поскольку содержание данных требований определяется исключительно по усмотрению заказчика и зависит от его производственных потребностей, которые, исходя из конституционного принципа свободы предпринимательской деятельности, не подлежат оценке со стороны иных лиц.

Включение в документацию о закупке условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением положений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что подтверждено Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 11017/10 от 28.12.2010, а также судебными актами по делам № А71-11453/12, А60-8616/13, А07-6377/13.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения  закупок,  является  не  столько  обеспечение  максимально  широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки.

Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу об отсутствии нарушений требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в действиях заказчика при отклонении заявки ООО «ИТС-Урал» ввиду ее несоответствия требованиям Документации об аукционе (№ 31603371612).

 

  1. Комиссией проанализировано Положение о закупке ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ), утвержденное Заместителем Министра образования и науки РФ 13.02.2014.

Указанное Положение о закупке утверждено на основании типового Положения о закупке товаров, работ, услуг, разработанного Министерством образования и науки РФ и письма Министерства образования и науки РФ от 16.01.2014 № ДЛ-21/03.

В Положении о закупке отсутствует срок заключения договора по результатам проведенной конкурентной процедуры.

В документации об открытом аукционе в части срока заключения договора с победителем указано, что в течение пяти дней с даты размещения на официальном сайте указанного в п. 13.3 раздела 13 ЧАСТИ I «ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ» протокола заказчик размещает на официальном сайте без своей подписи проект договора, который составляется путем включения цены договора, предложенной участником аукциона, с которым заключается договор, информации о товаре, указанной в заявке на участие в аукционе, сведений об участнике, с которым заключается договор, в проект договора, прилагаемый к документации об аукционе.

В течение пяти дней с даты размещения заказчиком на официальном сайте проекта договора победитель аукциона размещает на официальном сайте проект договора, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя аукциона.

Из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

Следовательно, установление в Положении о закупке срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

В силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В силу требований вышеуказанных положений действующего законодательства разрабатываемое участником закупки Положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.

Таким образом, срок, установленный для заключения договора по результатам закупки, не может составлять менее 10 дней со дня подведения итогов.

Отсутствие в Положении о закупке срока заключения договора с победителем закупки, является нарушением частей 1, 2 статьи 2, пункта 1 части 1, части 10 статьи 3 Закона о закупках, части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Указанная позиция подтверждается судебной практикой (А60-28335/2014).

Информация о сроке заключения договора, указанная в документации об открытом аукционе не соответствует требованиям частей 1, 2 статьи 2, пункту 1 части 1, части 10 статьи 3 Закона о закупках, части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Положение о закупке утверждено на основании типового Положения о закупке товаров, работ, услуг, разработанного Министерством образования и науки РФ и письма Министерства образования и науки РФ от 16.01.2014 № ДЛ-21/03. Из указанного можно сделать вывод, что все подведомственные организации Министерства образования и науки РФ осуществляют процедуры торгов на основании типового Положения о закупке товаров, работ, услуг, разработанного Министерством образования и науки РФ, в котором отсутствует срок заключения договора с победителем закупки.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости направления в ФАС России информации о нарушениях, выявленных в Положении о закупке ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ), утвержденном заместителем министра образования и науки РФ 13.02.2014, для приведения его в соответствие с требованиями действующего законодательства в части включения в него требования  о заключении договора по результатам проводимых торгов после истечения десятидневного срока со дня размещения итогового протокола в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»..

 

            руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «ИТС-Урал» на действия ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) необоснованной.
  2. Направить в ФАС России информацию о нарушениях, выявленных в Положении о закупке ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ), утвержденном заместителем министра образования и науки РФ 13.02.2014, для приведения его в соответствие с требованиями действующего законодательства в части включения в него требования  о заключении договора по результатам проводимых торгов после истечения десятидневного срока со дня размещения итогового протокола в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 

            Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны