Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу № 56-14.3 ч.1/16 об... от 7 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                ПОСТАНОВЛЕНИЕ

               о наложении штрафа по делу № 56-14.3 ч.1/16

             об административном правонарушении

01 июня 2016 года                                                                                               г. Челябинск

 

            Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, <…>, рассмотрев материалы административного дела № 56-14.3 ч.1/16, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЭЛЬДОРАДО» (ОГРН 5077746354450, ИНН 7715641735, КПП 774301001, дата регистрации 23.03.2007, юридический адрес: 125493, г. Москва, ул. Смольная, д. 14) (далее – ООО  «Эльдорадо») по факту распространения 07 июля 2015 года в торговом зале магазина № 34 по адресу: г. Челябинск, ул. Сталеваров, д. 5 рекламы, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения «Рассрочка», с нарушением требования пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

в отсутствие законного представителя ООО  «Эльдорадо» надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела и не заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,

в присутствии:

главного специалиста-эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России <…>,

исследовав материалы дела,

                                                                  УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило заявление <…> о том, что в городе Челябинске 07 июля 2015 года в торговом зале магазина № 34 ООО «Эльдорадо» распространялась реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения о предоставлении рассрочки без переплат  при покупке товара.

Из заявления следует, что <…> воспользовалась рекламным предложением и приобрела товар: вертикальную вытяжку и пылесос посредством оформления в указанном магазине банковского кредита с ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» (далее  также ООО «ХКФ Банк», Банк), переплата по которому составила более 6 000 рублей, что подтверждается кассовым чеком на покупку товаров, кредитным договором и графиком погашения платежей. По мнению заявителя, в рекламе указывалась информация о рассрочке, а фактически оформлялся кредит с банковской организацией. При указании  в рекламе сведений о продаже товаров в кредит она не приобрела бы товар на таких условиях.

ООО «Эльдорадо» представило объяснения, в которых указало следующее.

В период с 04.06.2015 по 23.07.2015 во всех магазинах ООО «Эльдорадо»  проходила  кредитная акция «Рассрочка 0-0-24 с ХКФБ» в рамках которой покупатели имели возможность приобрести товар, оформив потребительский кредит на его стоимость в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк». При этом в рамках акции использовались различные кредитные программы, сроком кредитования 6, 12, 24 месяца и разными процентными ставками. ООО «Эльдорадо» предоставляло покупателям скидку на товар в размере процентов, подлежащих выплате банку за предоставление кредита, в связи с чем, полная сумма, подлежащая выплате банку, не превышала первоначальную стоимость товара до скидки. 

Реклама данной акции распространялась на рекламных конструкциях и с использованием листовок в магазинах ООО «Эльдорадо» в городе Челябинске.  В рекламных материалах применялся термин «рассрочка», но при этом указывалось, что рассрочка предоставляется посредством оформления кредита, а также то, что торговая организация предоставляет скидку на товар, в связи с чем, сумма, подлежащая выплате банку, не превышает первоначальную стоимость товара, при условии, если не приобретаются дополнительные услуги банка. В торговом зале магазина, на который указывает в заявлении гр. <…>, распространялась реклама в формате А4 с текстом следующего содержания:  «Рассрочка 0-0-24…Рассрочка предоставляется посредством оформления кредита. Кредитное предложение действует с 11.06.2015 по 22.07.2015 включительно. Кредит предоставляется ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»… Первоначальный взнос 0%...Срок кредита 24 месяца. Процентная ставка 16, 23 %. Торговая организация предоставляет скидку на товар, в связи с чем, сумма, подлежащая выплате Банку, не превышает стоимость товара и при условии, что дополнительные услуги банка не приобретаются…».

То обстоятельство, что использованный в рекламе термин «рассрочка» не соотносится с положениями статьи 489 Гражданского Кодекса Российской Федерации, не свидетельствует о том, что данная реклама является недостоверной, так как в рекламном предложении речь идет об оформлении потребительского кредита в банке, а к таким правоотношениям указанная норма не применима, поскольку регулирует оплату товара в рассрочку исключительно между покупателем и продавцом без участия третьих лиц.

<…> 07.07.2015 в магазине ООО «Эльдорадо», расположенном по адресу: г. Челябинск, ул. Сталеваров, д. 5 согласно кассовому чеку от 07.07.2015 приобретены: набор фильтров, гофротруба, шампунь, фильтр для вытяжки, вытяжка, страховка «Экспресс-сервис», набор фильтров, моющий пылесос. Первоначальная стоимость товаров до скидки составляла 40 300, 0 рублей. На каждый товар в чеке ООО «Эльдорадо» предоставило скидку, общая сумма скидки составила 6049, 0 рублей. С учетом предоставленной скидки покупательница приобрела товар за 34 251, 0 рублей  оформив кредитный договор с ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк».

ООО «Эльдорадо» считает, что <…> при заключении кредитного договора в рамках указанной акции воспользовалась не рекламируемой в торговом зале кредитной программой со сроком кредита на 24 месяца, а иной в рамках этой же акции кредитной программой со сроком 12 месяцев, размер процентной ставки по которой составлял 31, 15 %. При этом условия кредитной акции были выполнены, так как выплата банку не превысила первоначальную стоимость приобретенного <…> товара до предоставленной торговой организацией скидки.  ООО «Эльдорадо» полагает, что присутствующие в рекламе сведения соответствуют действительности и отсутствует нарушение рекламного законодательства.

Челябинским УФАС России установлено следующее.

В городе Челябинске по ул. Сталеваров, д. 5 расположен магазин № 34 ООО «Эльдорадо».

Указанное торговое помещение согласно дополнительному соглашению от 01.04.2014 к  договору аренды торговых помещений № 237-07 от 01 ноября 2007 года, заключенному между ОАО «УралНИИстромпроект» и  ООО «Эльдорадо»,  арендует ООО «Эльдорадо»  в целях организации магазина розничной торговли аудио-, видео- и бытовой техникой, сопутствующими товарами, размещения организаций потребительского кредитования, банкоматов и аппаратов экспресс-питания.

В соответствии с распоряжением вице-президента ООО «Эльдорадо» № Р-852/2015 «О запуске кредитной акции Рассрочка 0-0-24 с ХКФБ»  в период с 04 июня по 23 июля 2015 года во всех магазинах введена в действие кредитная акция «Рассрочка 0-0-24 ХКФБ».

В силу договора № АП 240/1 от 31 октября 2007 года, заключенного между ООО «Эльдорадо» и ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», Банк предоставляет  покупателям «Заемщикам» целевые кредиты для приобретения  товаров в торговой организации. В соответствии с дополнительным соглашением № 244 к договору № АП 240/1 от 31 октября 2007 года в период с 04.06.2015 по 23.07.2015 проводится маркетинговая акция «0-0-24 Вариант_бытовая», в ходе которой каждому из покупателей, в том числе приобретающим товары с использованием кредитов по маркетинговой акции, торговая организация  по собственному усмотрению может предоставить скидку в процентном отношении от цены товара.

В магазине № 34 ООО «Эльдорадо» по адресу: г. Челябинск, ул. Сталеваров, д. 5 07 июля 2015 года распространялась реклама, содержащая сведения: «С 11 июня по 22 июля. Рассрочка без переплат. 0%, 0 рублей переплат, 24 месяца х 2 срок продлен…».

Факт распространения рекламы подтверждается фотоматериалами, представленными заявителем и не оспаривается ООО «Эльдорадо». 

ООО «Эльдорадо» в материалы дела также представило копию рекламного материала в формате А4, который распространялся в торговом зале магазина № 34 ООО «Эльдорадо» по адресу: г. Челябинск, ул. Сталеваров, д. 5.

В рекламе присутствуют сведения об услуге – «Рассрочка». Данная информация выполнена крупным размером шрифта, первоначально в рекламе воспринимается именно данный текст (Рассрочка…0%, 0 рублей переплат…), соответственно такая информация является наиболее привлекательной для потребителей.  При этом в рекламе присутствуют и  иные сведения, выполненные в нижней части рекламного поля гораздо более мелким размером шрифта, в частности «…рассрочка предоставляется посредством оформления кредита. Кредит предоставляется ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк».

Из материалов дела следует, что ООО «Эльдорадо» самостоятельно не предоставляет покупателям рассрочку платежа, а заключило договор о предоставлении кредитов частным лицам - своим клиентам с ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк».

Таким образом, покупатель, воспользовавшийся рекламной информацией о предоставлении рассрочки, принимающий решение о приобретении в магазинах ООО «Эльдорадо» товара, оформляет кредитный договор, становясь при этом заемщиком ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк».

Правовое регулирование обязательств по договору купли-продажи осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), в частности главой 30 ГК РФ.

Частью 1 статьи 454 ГК РФ установлено, что  по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).            

Согласно части 1 статьи 489 ГК РФ договором о продаже товара в кредит может быть предусмотрена оплата товара в рассрочку.  К договору о продаже товара в кредит с условием о рассрочке платежа применяются правила, предусмотренные пунктами 2, 4 и 5 статьи 488 настоящего Кодекса.

В силу положений части 3 статьи 500 ГК РФ по договору розничной купли-продажи оплата может производится в кредит, в том числе с условием оплаты покупаемых товаров в рассрочку.

В данном случае, гр.  <…> кредит в виде рассрочки со стороны ООО «Эльдорадо» не предоставлялся.

В сфере банковских отношений правовое регулирование обязательств по кредиту предусмотрено нормами параграфа 2 главы 42 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Из части 1 статьи 819 ГК РФ следует, что по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Таким образом, к отношениям купли-продажи применяется условие об оплате товара с предоставлением кредита в виде рассрочки, но такие правовые отношения в силу ГК РФ возникают между продавцом и покупателем товара.

Действующее законодательство предусматривает предоставление кредита в виде рассрочки при возникновении  отношений между организацией – продавцом и физическим  лицом.

К отношениям, возникающим между физическим лицом и кредитной организацией  данное положение не применяется, поскольку природа таких договоров различна.

Как установлено материалами дела гр. <…> заключен кредитный договор № № 2219795348 от 07.07.2015. По условиям данного договора ей предоставлен кредит  на сумму 34 251 рубль с условием выплаты  денежных средств по процентной ставке за 12 месяцев в размере  31,15 %  годовых.

Фактически потребителю был предоставлен именно банковский кредит и кредитные обязательства возникли у него перед третьим лицом – банком.

Присутствующие в рекламе сведения «Рассрочка» могут восприниматься потребителями как приобретение товара на условиях его оплаты частями без уплаты процентов продавцу товара. Однако фактически предоставляется финансовая услуга - банковский кредит и договорные отношения   по возврату денежных средств с условием выплаты процентов возникают с кредитной организацией, а не с организацией, реализующей товар.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара (услуги), в том числе о его природе.

Как указывалось выше, природа договоров купли-продажи, включающая продажу с предоставлением кредита в виде рассрочки,  и кредитных договоров, заключаемых с финансовой организацией, различна.

Указанная в рекламе информация «рассрочка» не соответствует природе предоставляемой потребителям услуги при покупке бытовой технике в магазине «Эльдорадо», то есть содержит не соответствующие действительности сведения о характеристике данной услуги.

При условии, что фактически при покупке бытовой техники в магазине «Эльдорадо»  потребителям предоставляется кредит третьим лицом (банком) для оплаты купленного товара, в рекламе должны быть указаны сведения о фактически предоставляемой услуге (кредит).

Как следует из пояснений гр.<…> при восприятии рекламы она воспользовалась именно данной информацией (т.е. «рассрочка»), однако в результате для оплаты приобретенного товара с ней был заключен кредитный договор.

Предоставление кредита финансовой организацией – банком подтверждают и изложенные в рекламе дополнительные сведения «Кредит предоставляется ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк».

Таким образом, при предоставлении финансовой организацией физическому лицу денежных средств для оплаты приобретаемого им товара по договору купли-продажи заключается кредитный договор. Предоставление кредита в виде рассрочки при покупке товаров в магазине «Эльдорадо» как продавцом бытовой техники, так и кредитной организацией не осуществляется.

Присутствующие в рекламе  сведения «рассрочка»  рассматриваются как не соответствующие действительности, а реклама является недостоверной, нарушающей пункт 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

По изложенным основаниям не принимаются доводы ООО «Эльдорадо» о том, что в рекламе содержатся сведения исключительно об оформлении потребительского кредита в банке. Указание данных сведений не свидетельствует, что информация  «Рассрочка» соответствует природе заключаемого договора с финансовой организацией при покупке товара  в магазинах «Эльдорадо».

Распространение ненадлежащей рекламы также установлено решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 15 декабря 2015 года.

Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» предусмотрена ответственность рекламодателя за нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5 Закона РФ «О рекламе».

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Исходя из понятия рекламодателя, изложенного в статье 3 Федерального закона «О рекламе», рекламодатель - это по сути, заказчик рекламы, то есть то лицо, в чьих интересах осуществляется распространение и размещение рекламы. Соответственно, таким лицом могут выступать изготовитель, продавец, фирма, оказывающая услуги, государственный или общественный орган, частное лицо и так далее

Рекламодателем рекламы следует признать ООО «Эльдорадо», как продавца товаров в магазине № 34  в городе Челябинске (ул. Сталеваров, д. 5), в том числе реализующего его с условием предоставления банком кредита для оплаты покупателем приобретаемого им товара.

Частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-5 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятьсот рублей; должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста до пятисот тысяч рублей.

4 мая 2016 года должностным лицом Челябинского УФАС России составлен протокол об административном правонарушении и возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ООО «Эльдорадо» по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Поводом к возбуждению административного дела послужило непосредственное обнаружение должностным лицом Челябинского УФАС России достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В соответствии с  частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Статья 1.5. КоАП РФ устанавливает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно пункту 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Вина ООО «Эльдорадо» выразилась в необеспечении выполнения требований законодательства о рекламе при распространения 07 июля 2015 года в торговом зале магазина № 34 по адресу: г. Челябинск, ул. Сталеваров, д. 5 рекламы, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения «Рассрочка»,  в результате чего допущено нарушение требований с нарушением требования пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ  от 8.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рассматривая дела о привлечении лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе, суды должны учитывать, что срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь с момента совершения такого правонарушения, а не с момента принятия антимонопольным органом решения о нарушении законодательства о рекламе.

Факт распространения рекламы 07 июля 2015 года в магазине № 34 ООО «Эльдорадо» по адресу: г. Челябинск, ул. Сталеваров, д. 5 подтверждается фотоматериалами, представленными заявителем и не оспаривается ООО «Эльдорадо». 

Таким образом, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ  годичный  срок давности для привлечения к административной ответственности в связи с размещением ООО «Эльдорадо» рекламы истекает 07 июля  2016  года,  в связи с чем, привлечение  ООО «Эльдорадо» к административной ответственности осуществляется в пределах срока давности.

Наличие обстоятельств, объективно препятствующих ООО «Эльдорадо»  надлежащему соблюдению  требований законодательства РФ о рекламе, Челябинским УФАС России не выявлено.

У ООО «Эльдорадо» отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно – для соблюдения требований пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». Однако ООО «Эльдорадо» не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации о рекламе.

При таких обстоятельствах ООО «Эльдорадо» признается виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, исключающих вину ООО «Эльдорадо»  в совершении данного административного правонарушения, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении при совершении данного административного правонарушения, не установлено.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

С учетом изложенного,  принимая во внимание привлечение ООО «Эльдорадо»  к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства впервые, ему может быть назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно – административный штраф в размере ста тысяч рублей.

Руководствуясь статьями 4.1, 23.48, 29.9, 29.10, а также статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

                                                                       ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать общество с ограниченной ответственностью (ОГРН 5077746354450, ИНН 7715641735, КПП 774301001, дата регистрации 23.03.2007, юридический адрес: 125493, г. Москва, ул. Смольная, д. 14) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

           2. Применить к ООО «Эльдорадо»  административное наказание в виде административного штрафа за нарушение требований части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере  100 000 (ста тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сумма штрафа должна быть перечислена в доход федерального бюджета по следующим реквизитам: КБК 16111626000016000140, ОКТМО 75701000 на счет органа федерального казначейства: УФК по Челябинской области (для Челябинского УФАС России), отделение Челябинск, БИК 047501001, р/с 40101810400000010801, ИНН 7453045147, КПП 745301001.

В силу части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  Арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.    

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

После уплаты штрафа копии документов, свидетельствующих об уплате административного штрафа, просим представить в Челябинское УФАС России по факсу (351) 263-18-39 либо по адресу г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59, каб. 325.

Постановление объявлено 01 июня 2016 года в  отсутствие законного представителя ООО «Эльдорадо».

 

Руководитель                                                                                                     <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны