Решение б/н Решение № 564-ж/2017 по жалобе ООО Группа компаний «Абсолютн... от 29 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 564-ж/2017

24 августа 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

...

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

...

-

специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

...

-

специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО Группа компаний «Абсолютные системы» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту «Расходы на мероприятия по повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения. Устройство искусственного электроосвещения на автомобильной дороге Р-354 Екатеринбург – Шадринск – Курган на участке км 279+394 – км 282+440, Курганская область» (извещение № 0369100028417000075) (далее – аукцион) в присутствии:

- представителя Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Урал» Федерального дорожного агентства» (далее – Заказчик) .., действующего на основании доверенности № 65 от 26.07.2017;

- представителя Заказчика ..., действующего на основании доверенности № 54 от 27.06.2017;

- представителя Заказчика ..., действующего на основании доверенности № 77 от 08.08.2017;

- представителя Заказчика ..., действующего на основании доверенности № 82 от 23.08.2017;

- представителя ООО «Абсолютные системы» ..., действующего на основании доверенности б/н от 28.04.2017,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России 21.08.2017 поступила жалоба ООО Группа компаний «Абсолютные системы» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту «Расходы на мероприятия по повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения. Устройство искусственного электроосвещения на автомобильной дороге Р-354 Екатеринбург – Шадринск – Курган на участке км 279+394 – км 282+440, Курганская область» (извещение № 0369100028417000075), объявленного путем размещения в Единой информационной системе 19.07.2017 извещения о проведении электронного аукциона на сайте www.zakupki.gov.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта – 26 185 050 рублей 00 копеек.

По состоянию на 24.08.2017 контракт по результатам аукциона не заключен, заключение контракта приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалобы по существу.

Согласно доводам, изложенным в жалобе ООО Группа компаний «Абсолютные системы», аукционной комиссией допущены нарушения законодательства о контрактной системе. В жалобе Заявитель указывает, что одно из оснований отклонения заявки участника является неправомерным.

Представитель Заявителя на заседании комиссии пояснил, что участник отклонен по причине отсутствия в заявке характеристик, указанных в пункте 1.2.6 документации об аукционе. По мнению представителя Заявителя, участник указал в заявке информацию, указанную в пункте 1.2.6, однако отклонен аукционной комиссией при рассмотрении первых частей заявок.

Также представитель Заявителя указал, что пункты 1.2.6 и 1.2.7 документации об аукционе вводят в заблуждение участников закупки, что не позволяет участникам надлежащим образом заполнить заявку на участие в аукционе.

Представитель Заявителя указал на необходимость внесения изменений в протокол рассмотрения первых частей заявок.

Представители Заказчика и аукционной комиссии с доводами жалобы не согласились и пояснили, что заявка общества правомерно отклонена аукционной комиссией, поскольку участник не указал в заявке ряд характеристик товаров, который имеет для Заказчика существенное значение.

Так, участник не указал в заявке сведения о характеристиках электрических ламп.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,

В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации.

Подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения которой используется товар, должна содержать согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 11.08.2017 аукционная комиссия отказала в допуске к участию в аукционе заявителю (порядковый номер заявки 3) по причине непредставления сведений в отношении одного из материалов со ссылкой на пункты 1.2.6, 1.2.7 документации об электронном аукционе, а также на основании непредоставления участником аукциона конкретных показателей товара, указанных в позициях № 3 и 5 Приложения № 4 к документации об аукионе.

В пункте 2.4 документации об аукционе в требованиях к содержанию и составу первой части заявки, указано, что первая часть заявки должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Значения товаров, используемых при выполнении работ, установлены Приложением № 4 к документации об аукционе.

В пунктах 1.2.6 и 1.2.7 документации о закупке указано, что в составе первой части заявки должны быть представлены также конкретные характеристики электрических ламп.

Вместе с тем, в составе первой части заявки Общества отсутствуют конкретные показатели электрических ламп, что не соответствует буквальным требованиям пунктов 1.2.6, 1.2.7 документации о закупке.

На основании изложенного, в соответствии с частью 1, пунктом 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе решение аукционной комиссии об отказе в допуске к участию в аукционе Заявителя является правомерным, ввиду непредставления в составе заявки сведений о материале, указанном в пунктах 1.2.6, 1.2.7 документации о закупке.

При этом, доводы Заявителя о том, что сведения о номинальной мощности, типе и цоколе лампы указаны в заявке, подлежат отклонению, поскольку в заявке предложены характеристики в отношении уличного светильника, который имеет характеристики отличные от характеристик лампы: номинальная мощность светильника, тип патрона, тип используемой в светильнике лампы.

Вместе с тем, действия аукционной комиссии вызваны неправомерными действиями Заказчика. Тем не менее, участник аукциона отклонен не только по основанию неуказания в заявке сведений о характеристиках электрических ламп, но и по иным основаниям, указанным в протоколе, в связи с чем, внесение изменений в протокол рассмотрения заявок нецелесообразно, поскольку нарушения содержатся не в действиях аукционной комиссии, а в действиях Заказчика.

В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар в первой части заявки требуется выражение согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Таким образом, требования к содержанию заявки и инструкция по ее заполнению должны содержать однозначные и безусловные условия, позволяющие участникам закупки надлежащим образом оформить заявку.

Указанные требования Закона о контрактной системе продиктованы необходимостью указания в документации о закупке максимально четких и прозрачных сведений, позволяющих участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в аукционе на конкурентных началах, основанных на принципах открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, предусмотренных статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.

В пункте 2.4 раздела 2 документации об аукционе в требованиях к содержанию и составу первой части заявки указано, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Пункт 2.6 документации о закупке содержит инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе, согласно которой участник закупки заполняет заявку в соответствии с порядком, определенным в регламенте участия в электронных аукционах и инструкции для работы на сайте электронной торговой площадки etp.roseltorg.ru, требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также требованиями настоящей документации. Заявка (все документы, имеющие к ней отношение) должны быть составлены на русском языке.

Как следует из анализа документации о закупке, значения товаров, используемых при выполнении работ, установлены приложением № 4 к документации об аукционе. При этом, в указанном приложении содержится таблица, в том числе с указанием минимальных и (или) максимальных значений показателей и показателей, значения которых не могут изменяться.

Таким образом, из документации о закупке следует, что в составе первой части заявки необходимо конкретизировать показатели материалов, указанных в данном приложении.

Как установлено на заседании Комиссии в пунктах 1.2.6 и 1.2.7 документации о закупке определено, что в составе первой части заявки должны быть представлены конкретные характеристики электрических ламп, а именно: электрические лампы должны соответствовать требованиям ГОСТ 19190-84 «Лампы электрические. Общие технические условия»; ГОСТ 53073-2008 «Лампы натриевые высокого давления. Эксплуатационные требования»; номинальная мощность лампы: 250 Вт; тип лампы: дуговая натриевая трубчатая; цоколь: Е40.

Вместе с тем, из требований к составу первой части заявки, в том числе инструкции по ее заполнению, не следует, что характеристики материалов необходимо указывать с учетом подпунктов 1.2.6, 1.2.7 документации о закупке.

Кроме того, подпункты 1.2.6, 1.2.7 документации о закупке входят в общий пункт 1.2 указанной документации, поименованный как «описание объекта закупки и условия контракта», тогда как условия подпунктов 1.2.6, 1.2.7 касаются требований к материалам, которые необходимо указать в составе первой части заявки.

Таким образом, в документации о закупке содержится противоречивая и неоднозначная информация в части необходимости конкретизации показателей материала, указанного в пунктах 1.2.6 и 1.2.7 документации о закупке, в составе первой части заявки либо требования к указанному материалу необходимо подтвердить только при выполнении работ в ходе исполнения контракта.

Следует отметить, что требования к описанию объекта закупки и условиям исполнения контракта регламентируются статьями 33, 34 Закона о контрактной системе, тогда как требования к составу заявки определены статьей 66 Федерального закона. Таким образом, указание в разделе «описание объекта закупки и условия контракта» требований к составу первой части заявки не согласуется с положениями законодательства о контрактной системе, разделяющих указанные понятия.

При этом, дифференцированный подход к указанию материалов, используемых в ходе выполнения работ, в различных разделах документации о закупке, не имеющих ни правовой, ни логической взаимосвязи друг с другом с точки зрения требований к составу заявки, может привести к неоднозначному толкованию требований к содержанию заявки и, как следствие, к сокращению количества участников закупки.

Так, как следует из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке две из четырех заявок отклонены от участия в аукционе по причине неуказания в составе первой части заявки конкретных характеристик электрических ламп.

С учетом изложенного, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе требования к первой части заявки и инструкция по ее заполнению не содержат однозначный и безусловный информации о перечне материалов, который необходимо конкретизировать в составе заявки на участие в закупке.

Вместе с тем, учитывая, что заявки отклонены комиссией также по иным основаниям, комиссией принято решение не выдавать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

2. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.

Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.

Как следует из части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Согласно части 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Кроме того, частью 2.2 статьи 52 ГрК РФ также предусмотрены исключительные случаи, при которых отдельным видам юридических и физических лиц не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Как следует из части 4 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

При этом, частью 5 статьи 55.17 ГрК РФ предусмотрено, что форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.

Таким образом, в случае, если объект закупки включает в себя выполнение работ по строительству, или реконструкции, или капитальному ремонту объектов капитального строительства, то единым требованием к участнику закупки является членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства с учетом случаев, предусмотренных частями 2.1, 2.2 статьи 52 ГрК РФ. При этом, требованием к составу второй части заявки участника закупки является предоставление выписки из реестра членов саморегулируемой организации с учетом положений частей 4,5 статьи 55.17 ГрК РФ.

При этом, перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень), утвержденный Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № 624 от 30 декабря 2009 года, не применяется для целей установления требований к членству в саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Как следует из извещения и документации о закупке объектом закупки является выполнение строительных работ по объекту «Расходы на мероприятия по повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения. Устройство искусственного электроосвещения на автомобильной дороге Р-354 Екатеринбург – Шадринск – Курган на участке км 279+394 – км 282+440, Курганская область».

  • образом, из документов, представленных заказчиком, следует, что объектом закупки является строительство объекта капитального строительства.

В извещении о закупке и пункте 13.1 документации об аукционе в требованиях к участнику закупки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено обязательное членство участника закупки в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства с учетом исключительных случаев, предусмотренных пунктами 2.1, 2.2 статьи 52 ГрК РФ, при которых членство в саморегулируемой организации не требуется.

Вместе с тем, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в требованиях к составу второй части заявки установлено обязательное предоставление выписки из реестра членов саморегулируемой организации с учетом положений частей 4,5 статьи 55.17 ГрК РФ, при этом не предусмотрено альтернативное условие о том, что в случае, если цена контракта по итогам аукциона будет менее 3 млн. рублей, а также в случаях, указанных в части 2.2 статьи 52 ГрК РФ, предоставление указанной выписки не требуется.

Вместе с тем, указанное нарушение не повлияло на результаты аукциона, поскольку по итогам аукциона цена снижена до 25 792 274 рублей 25 копеек.

Выявленные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.

Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать доводы жалобы ООО Группа компаний «Абсолютные системы» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту «Расходы на мероприятия по повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения. Устройство искусственного электроосвещения на автомобильной дороге Р-354 Екатеринбург – Шадринск – Курган на участке км 279+394 – км 282+440, Курганская область» (извещение № 0369100028417000075) необоснованными.

2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, пункта 2 части 5 статьи 66, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку нарушения не повлияли на результаты аукциона

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны