Определение №АК/3089/23 Определение о ВД от 13 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ 074/05/28-638/2023

 

10 марта 2023 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, <...>, рассмотрев материалы Уральского ГУ Центрального Банка Российской Федерации по факту размещения реклам комиссионного магазина «Ломбардия», расположенного по адресу: <...>, с признаками нарушения требований Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛ:

 

Челябинским УФАС России рассмотрены материалы Уральского ГУ Центрального Банка Российской Федерации (от 20.01.2023 вх. № 713/23) по факту размещения рекламы магазина «Ломбардия» следующего содержания: «Срочно нужны деньги? Скупка и продажа техники. Дорого оценим вашу технику. Низкий %. Деньги под ПТС. Выездная оценка», расположенной по адресу: <...> , а также рекламы магазина «Ломбардия» следующего содержания: «Ломбардия магазин комиссионных товаров. Покупаем и продаем технику. Возьмем технику на время. Продажа аксессуаров. Деньги под ПТС. Низкий %. г. <...>. 1км. До магазина. 8-900-090-06-97, 8-982-284-70-70 @TEHNO_CHEBARKUL» расположенной по адресу: <...>, с признаками нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федерального закона «О рекламе»).

В обращении Уральское ГУ Центрального Банка Российской Федерации указывает, что в помещении комиссионного магазина расположен информационный стенд с копиями регистрационных документов ИП <...>, осуществляющего деятельность в данном помещении.

В рассматриваемой рекламе содержатся телефонные номера 8-900-090-06-97, 8-982-284-70-70.

Челябинским УФАС России направлен запрос направлен запрос ООО «Т2 Мобайл» (от 01.02.2023 исх. № АК/1188/23) о представлении необходимых документов и сведений.

ООО «Т2 Мобайл» представило пояснения, согласно которым телефонный номер 8-900-090-06-97 выделен <...> К письменным пояснениям ООО «Т2 Мобайл» представлен договор об оказании услуг связи от 22.04.2022.

Челябинским УФАС России направлен запрос направлен запрос ПАО «МТС» (от 01.02.2023 исх. № АК/1189/23) о представлении необходимых документов и сведений.

ПАО «МТС» представило пояснения, в соответствии с которыми телефонный номер 8-982-284-70-70 принадлежит<...>.. К пояснениям ПАО «МТС» представлен договор об оказании услуг подвижной связи МТС от 21.04.2022.

Челябинским УФАС России направлен запрос Администрации Чебаркульского городского округа (от 17.02.2023 исх. № АК/1977/23) о представлении документов и сведений.

Администрацией Чебаркульского городского округа представлены пояснения, согласно которым разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, расположенной по адресу:<...>, выдано индивидуальному предпринимателю <...>. К пояснениям Администрацией представлены документы, в том числе договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от 18.12.2019 № 6.

Челябинским УФАС России направлены запросы ИП <...> (от 01.02.2023 исх.№ АК/1190/23, от 17.02.2023 исх. № АК/1975/23) о представлении необходимой информации и документов.

ИП <...> представлены пояснения, в соответствии с которыми в настоящее время комиссионная деятельность приостановлена, поскольку в ней усматриваются признаки залоговой деятельности. Реклама на вывесках, в интернете с формулировками: «Низкий %», «Деньги под ПТС» устранена. В данный момент осуществляется исключительно покупка и продажа б/у техники. К пояснениям ИП <...>. представлены документы, в том числе договоры купли-продажи, договоры комиссии, заключенные с физическими лицами.

 

Рассмотрение заявления и материалов приводит к следующим выводам.

 

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

На основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с частью 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)» 353-ФЗ, не допускается.

Согласно части 14 Федерального закона «О рекламе» оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Под профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом). (пункт 5 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)»).

Профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности (статья 4 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)»).

В соответствии со статьей 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определен исчерпывающий перечень некредитных финансовых организаций.

Наряду с кредитными организациями осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению займов имеют право микрофинансовые организации (в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»), ломбарды (в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах»), кредитные и сельскохозяйственные кооперативы (в соответствии с Федеральными законами от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» и от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

Согласно части 1 статьи 358 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) принятие от граждан в залог движимых вещей, предназначенных для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями - ломбардами.

Деятельность ломбардов регулируется Федеральным законом от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Закон о ломбардах).

Согласно части 1 статьи 2 Закона о ломбардах ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей.

Юридическое лицо приобретает статус ломбарда со дня внесения сведений о нем в государственный реестр ломбардов и утрачивает статус ломбарда со дня исключения сведений о нем из указанного реестра (часть 1 статьи 2.6 Закона о ломбардах).

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 7 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» по условиям договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) - заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога. Договор займа совершается в письменной форме и считается заключенным с момента передачи заемщику суммы займа и передачи ломбарду закладываемой вещи.

 

Так, на фасаде многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, размещалась информация следующего содержания: «Срочно нужны деньги? Скупка и продажа техники. Дорого оценим вашу технику. Низкий %. Деньги под ПТС. Выездная оценка», а также на рекламной конструкции, расположенной по адресу: <...>, размещалась информация содержания: «Ломбардия магазин комиссионных товаров. Покупаем и продаем технику. Возьмем технику на время. Продажа аксессуаров. Деньги под ПТС. Низкий %. <...> 1км. До магазина. 8-900-090-06-97, 8-982-284-70-70 @TEHNO_CHEBARKUL». Данная информация является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц, направлена на формирование интереса и привлечение внимания со стороны потребителей к конкретным услугам, оказываемым магазином «Ломбардия».

В данных рекламах содержится указание на «Ломбардия магазин комиссионных товаров», «Низкий %», «Деньги под ПТС».

Челябинским УФАС России установлено, что деятельность по указанному адресу осуществляет ИП <...>. Исходя из выписки Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основным видом деятельности ИП <...> является торговля розничная прочими бывшими в употреблении товарами.

Указание в рассматриваемых рекламах «Ломбардия магазин комиссионных товаров», «Низкий %», «Деньги под ПТС», может ввести рядового потребителя, не обладающего специальными знаниями в заблуждение, относительно оказываемых услуг в данной организацией. Необходимо отметить, что в совокупности данная информация создает впечатление об оказании финансовых услуг, а именно предоставление потребительского займа. Предлагая услуги комиссионного магазина, ИП <...> одновременно позиционирует себя как ломбард, при этом непосредственно не осуществляя ломбардную деятельность.

ИП <...>  не имеет статуса кредитной организации или некредитной финансовой организации, не состоит в государственных реестрах, ведение которых осуществляется Банком России (в том числе, в Государственном реестре ломбардов) и не относится к субъектам, которые в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» имеют право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских кредитов (займов), а также не имеет специального разрешения на осуществление деятельности по предоставлению займов под залог имущества.

Таким образом, реклама следующего содержания: «Срочно нужны деньги? Скупка и продажа техники. Дорого оценим вашу технику. Низкий %. Деньги под ПТС. Выездная оценка», расположенная по адресу: <...>, а также реклама на рекламной конструкции, расположенной по адресу: <...> содержания: «Ломбардия магазин комиссионных товаров. Покупаем и продаем технику. Возьмем технику на время. Продажа аксессуаров. Деньги под ПТС. Низкий %. <...>. 1км. До магазина. 8-900-090-06-97, 8-982-284-70-70 @TEHNO_CHEBARKUL» содержит признаки нарушения части 13, 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

 

Необходимо отметить, что в рассматриваемых рекламах содержится фраза «Деньги под ПТС». Данная информация содержит признаки недостоверности поскольку доводит не соответствующие действительности сведения о предмете залога по договору займа (Паспорт транспортного средства).

В соответствии со статьей 336 ГК РФ предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права, на которое может быть обращено взыскание.

Паспорт транспортного средства (далее - ПТС) является документом, который, в свою очередь, предназначен для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также для идентификации самого транспортного средства.

Вместе с тем, ПТС должен храниться у собственников либо владельцев транспортных средств.

Из смысла указанной нормы, регулирующей такую меру обеспечения исполнения обязательства как залог имущества усматривается, что таким предметом может быть имущество, за счет которого в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства должником, кредитор может получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества.

Таким образом, предмет залога должен иметь стоимостную оценку, тогда как ПТС является документом, не имеющим стоимостной оценки. Следовательно, организация не сможет получить удовлетворение требований из стоимости ПТС в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения заемщиком своих обязательств.

При таких обстоятельствах, следует вывод о том, что ПТС не может являться предметом залога по договору займа.

Таким образом, указание в рекламах «Деньги под ПТС» содержит признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» за нарушение пункта 2 части 3 статьи 5, частей 13, 14 статьи 28 данного закона ответственность несет рекламодатель.

В силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем рассматриваемых реклам является ИП <...> поскольку им оказывались финансовые услуги, а также определен объект рекламирования.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить производство по делу 074/05/28-638/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Назначить дело 074/05/28-638/2023 к рассмотрению на 10 апреля 2023 года в 14:30 по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, каб. 330.

3. Признать лицами, участвующими в деле:

- заявитель;

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства: ИП <...>

4. ИП <...>  надлежит направить в Челябинское УФАС России в срок до 06 апреля 2023 года:

4.1) письменные пояснения по фактам, изложенных в настоящем Определении, в случае наличия возражений, нормативно-правовое их обоснование, с приложением подтверждающих документов;

4.2) информацию о наличии правоотношений ИП<...> с физическими или юридическими лицами по вопросу изготовления и установки конструкций со сведениями: «Срочно нужны деньги? Скупка и продажа техники. Дорого оценим вашу технику. Низкий %. Деньги под ПТС. Выездная оценка», расположенной по адресу: <...>, а также рекламы магазина «Ломбардия» следующего содержания: «Ломбардия магазин комиссионных товаров. Покупаем и продаем технику. Возьмем технику на время. Продажа аксессуаров. Деньги под ПТС. Низкий %. <...>. 1км. До магазина. 8-900-090-06-97, 8-982-284-70-70 @TEHNO_CHEBARKUL» расположенной по адресу: <...>, с приложением подтверждающих документов (договоры на изготовление и размещение рекламы, соглашения и т.п. со всеми приложениями, изменениями и дополнениями, в том числе согласованные макеты, акты приема-передачи, платежные документы и т.п.);

4.3) договор аренды, соглашение, иной документ, заключенный с <...> подтверждающий размещение на рекламной конструкции рекламы следующего содержания: «Ломбардия магазин комиссионных товаров. Покупаем и продаем технику. Возьмем технику на время. Продажа аксессуаров. Деньги под ПТС. Низкий %. г. <...>. 1км. До магазина. 8-900-090-06-97, 8-982-284-70-70 @TEHNO_CHEBARKUL»;

4.4) иные пояснения и документы, имеющие значение для настоящего дела.

Все запрошенные документы необходимо представить в копиях, заверенных печатью и подписью, с сопроводительным письмом.

В случае отсутствия документов из приведенного перечня представить письменные объяснения о причинах их отсутствия.

При участии в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе представителей указанных лиц, полномочия представителя должны быть оформлены доверенностью на право представления интересов указанных лиц в антимонопольном органе.

Дополнительно сообщаем, что в целях обеспечения реализации прав на участие в рассмотрении дела путем дистанционного участия посредством видеоконференцсвязи с использованием программного обеспечения TrueConf необходимо на адрес to74@fas.gov.ru заблаговременно представить ходатайство об участии в данном рассмотрении.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны