Решение б/н АКТ ПРОВЕРКИ № 1 от 8 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 
 

 

 

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

                                            ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

                                

г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59                                                    «08» июня 2018 года

 

АКТ ПРОВЕРКИ

№ 1

 

На основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) от 28.04.2018 № 57 о проведении плановой документарной и выездной проверки Челябинским УФАС России была проведена проверка в отношении Администрации муниципального образования «Чебаркульский городской округ» (ИНН: 7420001828, фактическое местонахождение: 456440, Челябинская область, город Чебаркуль, улица Ленина, дом 13-А).

 

Лица, проводившие проверку:

Руководитель инспекции: <…>., начальник отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, служебное удостоверение <…>.

Члены инспекции:

- <…>., главный специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, служебное удостоверение <…>;

- <…>., специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, служебное удостоверение <…>;

- <…>., специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, служебное удостоверение <…>.

Продолжительность проверки: с 14.05.2018 по 08.06.2018 (включительно).

Приказ о проведении проверки направлен Администрации Чебаркульского городского округа по электронной почте на адрес admkarabash@mail.ru  и по почте.

Руководителем проверяемого лица в период проведения проверки являлся Глава Администрации Чебаркульского городского округа <…>.

Предмет проводимой проверки: контроль соблюдения Администрацией требований статей 15-21 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Период, за который проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации: 2017-2018 годы.

Срок и место проведения проверки: с 14.05.2018 по 08.06.2018 включительно в Администрации (Челябинская область, г. Чебаркуль, улица Ленина, дом 13-А) и Челябинском УФАС России (Челябинская область, г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59).

 

 

При проведении проверки рассмотрены следующие муниципальные правовые акты:

Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление ритуальных услуг на территории Чебаркульского городского округа», утвержденный Постановлением Администрации от 29.11.2013 № 1114;

Постановление Администрации от 19.07.2012 № 874 «О возложении полномочий специализированной службы по вопросам похоронного дела в Чебаркульском округе на Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Чебаркульского городского округа»;

          Постановление Администрации от 13.04.2018 № 228 «Об отмене Постановления Администрации от 19.07.2012 № 874 «О возложении полномочий специализированной службы по вопросам похоронного дела в Чебаркульском городском округе на Управление жилищно-коммунального хозяйства»;

          Постановление Администрации от 10.10.2012 № 1124 «О предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Чебаркуль, УЖКХ в постоянное (бессрочное) пользование для эксплуатации городского кладбища»;

Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение на территории Чебаркульского городского округа», утвержденный Постановлением Администрации от 25.03.2015 № 364;

Постановление Администрации от 29.12.2017 № 960 «Об утверждении базового норматива затрат на оказание муниципальной услуги «Организация предоставления государственных (муниципальных) услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных (муниципальных) услуг»;

Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Чебаркульского городского округа», утвержденный Постановлением Администрации от 09.02.2018 № 69;

Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на право организации розничного рынка на территории Чебаркульского городского округа», утвержденный Постановлением Администрации от 25.08.2014 № 727.

 

При проведении проверки инспекцией рассмотрены указанные выше муниципальные акты, а также следующие документы:

Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Чебаркульского городского округа Челябинской области, утвержденная Постановлением Администрации от 19.04.2017 № 261;

Муниципальное задание МБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» на 2018 год;

Документы по заявлениям о предоставлении права размещения нестационарных торговых объектов, по результатам которых Администрацией заключены договоры размещения нестационарных торговых объектов № 8 от 01.04.2017, № 10 от 01.04.2017, № 11 от 01.04.2017, 14 от 01.05.2017, № 22 от 01.08.2017;

Документы по заявлениям ООО «Фонд РПСХ» о проведении ярмарок территории (ее части) площади им. Ленина (вх. № 314 от 22.01.2018, № 3259 от 29.05.2017, № 965 от 15.02.2017);

 

Документы по заявлениям, по результатам рассмотрения которых приняты решения о переводе: жилого помещения в нежилое помещение – уведомление № 2 от 19.05.2017; нежилого помещения в жилое помещение – уведомление № 10 от 02.11.2017, уведомление № 6 от 08.08.2017.

 

При проведении проверки установлено следующее.

 

1. Постановлением Администрации от 09.02.2018 № 69 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Чебаркульского городского округа» (далее – Регламент № 69).

1.1. Регламентом № 69 установлен порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Чебаркульского городского округа (далее – НТО), согласно пункту 2.8 которого результатом предоставления муниципальной услуги является решение о предоставлении муниципальной услуги: договор на право размещения нестационарного торгового объекта. Таким образом, Регламентом № 69 предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов исключительно на основании договора на размещение НТО.

Администрацией представлены письменные пояснения (исх. № 1840 от 25.05.2018 – вх. № 7135 от 25.05.2018), согласно которым, по мнению Администрации, действующим законодательством не предусмотрено предоставление земельных участков в целях размещения нестационарных торговых объектов.

Положениями Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено предоставление в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Исключений для предоставления земельных участков в целях размещения и эксплуатации нестационарного торгового объектов ЗК РФ не содержит.

В соответствии со статьями 39.33 и 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», то есть без заключения договора аренды земельного участка.

Таким образом, федеральным законодательством предусмотрена возможность предоставления земель для размещения нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления.

Установленное пунктом 2.9 Регламента № 69 положение о возможности размещения нестационарных торговых объектов исключительно на основании договора на размещение НТО не соответствует ЗК РФ и ограничивает возможность выбора хозяйствующими субъектами порядка размещения НТО.

1.2. Абзацем 1 пункта 2.9 Регламента № 69 установлен срок предоставления муниципальной услуги, который исчисляется со дня поступления в МФЦ заявления и полного комплекта документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, и составляет согласно таблице сроков 30 рабочих дней.

Согласно абзацу 2 пункта 2.9 Регламента № 69 максимальный срок предоставления услуги составляет 30 календарных дней.

Абзацем 3 пункта 2.9 Регламента № 69 установлено, что срок может быть продлен не более чем на 30 дней с обязательным уведомлением заявителя о продлении срока рассмотрения его заявления на срок, необходимый для направления дополнительного запроса (при необходимости запроса дополнительных документов), связанного с рассмотрением заявления и документов.

Пунктом 2.7 Регламента № 69 установлен перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.

Согласно пункту 2.14 Регламента № 69 основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является представление заявителем не всех документов, указанных в пункте 2.7 Регламента № 69.

Перечень дополнительных документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги и получение которых осуществляется посредством направления дополнительного запроса, Регламентом № 69 не определен, что не позволяет определить основания продления срока рассмотрения заявления о предоставлении права размещения нестационарного торгового объекта.

Установленные пунктом 2.9 Регламента сроки рассмотрения заявления о предоставлении права размещения нестационарного торгового объекта не позволяют определить срок предоставления муниципальной услуги, а также  могут привести к необоснованному увеличению сроков предоставления муниципальной услуги, что может привести к нарушению прав хозяйствующих субъектов на предоставление права размещения нестационарного торгового объекта и заключения договора по результатам предоставления муниципальной услуги в целях осуществления предпринимательской деятельности и содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

1.3. Пунктами 2.6.1, 2.7 Регламента № 69 установлено, что заявление о предоставлении муниципальной услуги подается по форме, установленной Регламентом № 69 (приложение № 1).

Формой заявления (приложение № 1 Регламента № 69) предусмотрено представление свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. При этом установленный пунктом 2.7 Регламента № 69 перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, не содержит сведений о необходимости представления свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, юридического лица.

В соответствии с пунктом 6 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административный регламент должен содержать стандарт предоставления муниципальной услуги, в котором определяется исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей подлежат истребованию в порядке межведомственного взаимодействия.

Установленное формой заявления (приложение № 1 Регламента № 69) требование о представлении свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя может являться основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги и привести к нарушению прав индивидуального предпринимателя на предоставление права размещения нестационарного торгового объекта и заключения договора по результатам предоставления муниципальной услуги в целях осуществления предпринимательской деятельности и содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

1.4. Регламентом № 69 не установлены положения о том, является ли заявление о предоставлении права размещения нестационарного торгового объекта основанием для его включения в Схему, не установлены основания для отказа в предоставлении права (заключения договора) размещения нестационарного торгового объекта, в том числе без проведения торгов, а также положения предоставления муниципальной услуги в случае проведения торгов на право размещения нестационарного торгового объекта, что создает неясность порядка получения права размещения нестационарного торгового объекта и что может привести к незаконному отказу в получении муниципальной услуги одним хозяйствующим субъектам и предоставлению такой услуги другим, что содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пунктов 2, 8 названной нормы, статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

 

2. Постановлением Администрации от 25.08.2014 № 727 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на право организации розничного рынка на территории Чебаркульского городского округа» (далее – Регламент № 727).

Организация розничного рынка регламентирована, в том числе Федеральным законом от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – Закон № 271-ФЗ), Правилами выдачи разрешений на право организации розничного рынка, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 № 148 (далее – Правила № 148).

2.1. Статьей 7 Закона № 271-ФЗ установлено, что заявителю может быть отказано в предоставлении разрешения в случае:

1) отсутствия права на объект или объекты недвижимости, расположенные в пределах территории, на которой предполагается организовать розничный рынок в соответствии с утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации планом, предусматривающим организацию розничных рынков на территории субъекта Российской Федерации;

2) несоответствия места расположения объекта или объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, а также типа рынка, который предполагается организовать, указанному плану.

Пунктом 6 Правил № 148 и пунктом 2.15 Регламента № 727 указанные случаи также установлены в качестве оснований для отказа в выдаче разрешения на организацию розничного рынка.

Отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках на территории Челябинской области, регулируются Законом Челябинской области от 26.04.20107 № 136-ЗО «Об организации розничных рынков на территории Челябинской области» (далее – Закон № 136-ЗО), которым предусмотрено:

- розничные рынки на территории Челябинской области организуются в соответствии с планом организации розничных рынков на территории Челябинской области (часть 1 статьи 1);

- розничный рынок организуется юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке (далее - управляющая рынком компания), на основании разрешения, выданного уполномоченным органом местного самоуправления (часть 2 статьи 1);

- количество розничных рынков, места их расположения (адрес местонахождения) и типы определяются планом организации розничных рынков на территории Челябинской области (далее - план организации рынков), утверждаемым Губернатором Челябинской области (часть 1 статьи 2);

- план организации рынков разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, проектами планировки и благоустройства территории Челябинской области и территорий муниципальных образований и с учетом потребностей Челябинской области в розничных рынках того или иного типа.

Потребность Челябинской области в рынках того или иного типа определяется с учетом мнения органов местного самоуправления исходя из численности населения и необходимости обеспечения населения теми или иными товарами.

Предложения органов местного самоуправления по содержанию плана организации рынков направляются в орган исполнительной власти Челябинской области, уполномоченный в сфере организации деятельности розничных рынков (часть 2 статьи 2);

- изменения плана организации рынков осуществляются Губернатором Челябинской области (часть 3 статьи 2).

Из положений Закона № 136-ЗО следует, что орган местного самоуправления выдает разрешение на право организации розничного рынка, предусмотренного планом организации розничных рынков на территории Челябинской области, сведения в который вносятся на основании предложения органа местного самоуправления.

Регламент № 727 не содержит положений, регламентирующих порядок внесения в план организации розничных рынков на территории Челябинской области сведений о розничных рынках на территории Чебаркульского городского округа, в связи с чем не позволяет определить порядок организации розничного рынка на территории Чебаркульского городского округа и получение разрешения на его организацию и может привести к препятствованию осуществления указанной предпринимательской деятельности, что содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 2 названной нормы.

2.2. Пунктом 5 Правил № 148 установлено, что орган местного самоуправления принимает решение о выдаче разрешения или об отказе в выдаче разрешения в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня поступления заявления. В срок не позднее 3 дней со дня принятия указанного решения уполномоченный орган вручает (направляет) заявителю уведомление о выдаче разрешения с приложением оформленного разрешения, а в случае отказа в выдаче разрешения - уведомление об отказе в выдаче разрешения, в котором приводится обоснование причин такого отказа.

Дубликат и копии разрешения предоставляются уполномоченным органом юридическому лицу, получившему разрешение, бесплатно в течение 3 рабочих дней по письменному заявлению юридического лица.

Регламентом № 727 установлены следующие сроки предоставления муниципальной услуги:

Согласно пункту 2.7 Регламента № 727 срок уведомления заявителя о принятом решении составляет не более одного рабочего дня со дня принятия Комитетом соответствующего решения; срок выдачи заявителю документа, являющегося результатом предоставления муниципальной услуги, составляет не более 3 календарных дней со дня принятия соответствующего решения (пункт 2.7).

Пунктом 3.5 Регламента № 727 установлено, что результатом исполнения административной процедуры является уведомление заявителя о принятом решении и выдача заявителю решения о предоставлении разрешения и разрешение на право организации розничного рынка либо решения об отказе в предоставлении разрешения на право организации розничного рынка, срок которых составляет не более трех рабочих дней со дня принятия администрацией Чебаркульского городского округа соответствующего решения.

Установленные пунктами 2.7, 3.5 Регламента № 727 сроки вручения (направления) заявителю уведомления о выдаче разрешения и оформленного разрешения либо отказа в выдаче разрешения не соответствуют пункту 5 Правила № 148 и могут привести к необоснованному увеличению сроков предоставления муниципальной услуги, что может привести к препятствованию осуществления указанной предпринимательской деятельности, что содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 2 названной нормы.

2.3. Согласно части 1 статьи 5 Закона № 136-ЗО информация о выданных разрешениях на территории Челябинской области и содержащиеся в таких разрешениях сведения подлежат включению в реестр розничных рынков Челябинской области.

Пунктом 10 Правил № 148 предусмотрено:

- орган местного самоуправления формирует информационные ресурсы, содержащие в соответствии с законодательством Российской Федерации открытые и общедоступные сведения о порядке выдачи разрешений, принятых решениях о выдаче разрешений (отказе в выдаче разрешений), переоформлении, приостановлении, возобновлении, продлении сроков их действия и аннулировании;

- орган местного самоуправления в 15-дневный срок со дня принятия решения о выдаче разрешения, переоформлении, приостановлении, возобновлении, продлении срока его действия и аннулировании направляет в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации информацию о выданном разрешении и содержащихся в нем сведениях, состав которых установлен статьей 10 Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»;

- информация о принятом решении подлежит опубликованию в официальных изданиях уполномоченного органа и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого предполагается организация розничного рынка, а также в информационно-телекоммуникационной сети не позднее 15 рабочих дней со дня принятия указанного решения.

Регламент № 727 не содержит положений, регламентирующих порядок формирования информации о порядке выдачи разрешений, принятых решениях о выдаче разрешений (отказе в выдаче разрешений), переоформлении, приостановлении, возобновлении, продлении сроков их действия и аннулировании, а также направление указанной информации в орган исполнительной власти Челябинской области, что может привести к нарушению порядка организации розничного рынка на территории Чебаркульского городского округа и к препятствованию осуществления указанной предпринимательской деятельности, что содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 2 названной нормы.

 

3. Порядок организации ярмарок и продажи товаров на них и требованиях к организации продажи товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках на территории Челябинской области утвержден Постановлением Правительства Челябинской области от 16.02.2011 № 31-П (далее – Порядок № 31-П), пунктом 7 которого предусмотрено, что в случае если организатором ярмарки является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заявление о проведении ярмарки по форме, утвержденной Порядком № 31-П (приложение 1), направляется в орган местного самоуправления, на территории которого планируется проведение мероприятия, не позднее чем за тридцать календарных дней до начала проведения ярмарки с приложением:

- копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

- копии свидетельства о постановке на учет в налоговый орган;

- копии правоустанавливающих документов на земельные участки, на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, принадлежащие организатору ярмарки на праве собственности или ином вещном праве, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

- утвержденный план мероприятий по организации ярмарки.

Пунктом 9 Правил № 31-П установлено, что по итогам рассмотрения заявления орган местного самоуправления отказывает в проведении ярмарки в случаях, если:

- организатором не соблюдены порядок и сроки подачи заявления о проведении ярмарки;

- проведение ярмарки совпадает по времени и месту проведения с другой ярмаркой, иным массовым мероприятием, заявление о проведении которого подано ранее;

- место проведения ярмарки не соответствует градостроительному зонированию территории муниципального образования Челябинской области, целевому назначению и разрешенному использованию земельного участка.

ООО «Фонд РПСХ» обращается в Администрацию с заявлениями о проведении ярмарок (вх. № 314 от 22.01.2018, № 3259 от 29.05.2017, № 965 от 15.02.2017), в которых указывает о наименовании ярмарок (универсальная, сельскохозяйственная), наименовании товара, предполагаемого к реализации, датах и времени проведения, количестве мест для продажи.

Указанные заявления не соответствуют форме, утвержденной Порядком № 31-П (приложение 1), в том числе отсутствует цель организации ярмарок, количество торговых мест на ярмарке, предоставляемых юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также гражданам, и не содержат приложенных документов, предусмотренных пунктом 7 Правил № 31-П.

Указанные заявления рассматриваются межведомственной комиссией по вопросам сдачи муниципального имущества во временное пользование, протоколами которой принимается решение: «рекомендовать Управлению муниципальной собственности Администрации согласовать заключение договора аренды на площадь им. Ленина, Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации заключить договор аренды на площадь им. Ленина».

Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации в адрес ООО «Фонд РПСХ» направляются письма (исх. № 216 от 21.02.2018, № 1077 от 26.06.2017, № 357 от 06.03.2017), в которых указано, что по результатам рассмотрения заявлений вх. № 314 от 22.01.2018, № 3259 от 29.05.2017, № 965 от 15.02.2017 принято решение согласовать заключение договоров аренды, и заключаются договоры аренды площади, расположенной по адресу: г. Чебаркуль, площадь Ленина, в целях проведения универсальной и сельскохозяйственной ярмарок:

- № 16/18д от 21.02.2018, срок аренды с 29.03.2018 по 29.03.2018, с 30.04.2018 по 30.04.2018, с 22.05.2018 по 22.05.2018, с 14.06.2018 по 14.06.2018;

- 51/17д от 22.06.2017, срок аренды с 08.08.2017 по 08.08.2017, с 08.09.2017 по 08.09.2017, с 03.11.2017 по 03.11.2018, с 07.11.2017 по 07.11.2017;

- № 18/17д от 06.03.2017, срок аренды с 11.03.2017 по 11.03.2017, с 25.04.2017 по 25.04.2017, с 25.05.2017 по 25.05.2017.

Из представленных Администрацией документов следует, что органом местного самоуправления Чебаркульского городского округа не соблюдается порядок организации ярмарок и право организации ярмарок предоставляется  ООО «Фонд РПСХ» посредством заключения договора аренды площади им. Ленина, что не соответствует Правилам № 31-П, что приводит (может привести) к созданию дискриминационных условий, в том числе посредством предоставления преимущественных условий осуществления деятельности отдельному хозяйствующему субъекту – ООО «Фонд РПСХ» и содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 8 названной нормы, статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

 

 

4. Постановлением Администрации от 25.03.2015 № 364 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение на территории Чебаркульского городского округа» (далее – Административный регламент).

4.1. Перевод жилого помещения в нежилое помещение регулируется нормами жилищного законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 23 ЖК РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:

1) заявление о переводе помещения;

2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

В соответствии с частью 3 статьи 23 ЖК РФ орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

Абзацем 2 пункта 8.1 Раздела II Административного регламента заявителю отказывается в предоставлении услуги в том числе в случае непредставления документов, указанных в пункте 6 раздела II административного регламента.

                • как частью 1 статьи 24 ЖК РФ предусмотрен отказ в переводе помещения в случае непредставления не всех определенных частью 2 статьи 23 ЖК РФ документов, а только тех документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
                • указанной информации в абзаце 2 пункта 8.1 Административного регламента не соответствует части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку это может привести к необоснованному отказу в переводе жилого помещения в нежилое помещение ввиду непредставления заявителем документов, прямая обязанность по представлению которых не возложена на него.

 

Следует отметить, что пунктом 6.3 Раздела II Административного регламента установлены формы предоставления муниципальной услуги: очная и заочная.

При этом документы, являющиеся основанием для предоставления муниципальной услуги (Таблица 3), доставляются в Администрацию посредством личного обращения (очная форма) заявителя либо направления документов по почте заказным письмом (бандеролью с описью вложенных документов и уведомлением о вручении) или по электронной почте (заочная форма).

При очной форме предоставления муниципальной услуги заявитель обращается лично или через доверенное лицо с предоставлением необходимых документов.

При заочной форме предоставления муниципальной услуги заявитель предоставляет заявление и документы одним из следующих способов:

  • по почте или с помощью курьера;
  • с использованием электронной почты;
  • через Портал государственных и муниципальных услуг (функций) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
  • через МФЦ.

Тогда как Таблицей 3 предусмотрена иная форма предоставления муниципальной услуги – факсимильное сообщение.

 

4.2. Федеральным законом от 29.12.2017 N 479-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в части закрепления возможности предоставления в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг нескольких государственных (муниципальных) услуг посредством подачи заявителем единого заявления" (далее – Закон № 479-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» относительно отдельных его положений.

Закон № 479-ФЗ вступил в силу 30.03.2018, однако, Администрацией Административный регламент не приведен в соответствие с данным законом, в том числе пункт 8 Раздела II, пункт 2 Раздела V Административного регламента.

 

5. Постановлением Администрации от 24.02.2014 № 182 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление в аренду, в безвозмездное пользование муниципального имущества Чебаркульского городского округа» (далее – Регламент).

5.1. Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества установлен Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества утвержденными Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 (далее – Правила № 67).

Пунктами 52, 121 Правил № 67 установлен перечень сведений и документов, которые должна содержать заявка на участие в конкурсе или аукционе.

Однако абзацем 3 пункта 1.7.1 Регламента установлен перечень документов, представляемых заявителем для участия в торгах, не соответствующий требованиям Правил № 67, а именно: копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; копия свидетельства о постановке на налоговый учет; справка о балансовой стоимости активов (имущества) юридического лица по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявки.

Кроме того, Регламентом установлено, что заявка на участие в конкурсе должна содержать выписку либо копию выписки из единого государственного реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, выданную не ранее 6 месяца до даты подачи заявки, тогда как Правилами № 67 установлено, что заявка должна содержать полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении конкурса (аукциона) выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении конкурса (аукциона) выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей).

Также Регламентом установлено, что заявка должна содержать решение уполномоченного органа юридического лица (выписку из решения) о совершении  (одобрении) сделки (если это необходимо в соответствии с учредительными документами заявителя), однако, не указано что такая сделка должна являться крупной, как это предусмотрено Правилами № 67.

При этом пунктами 53 и 122 Правил № 67 предусмотрено, что запрещено требовать от заявителя документы, не содержащиеся в пунктах 52 и 121 Правил № 67, соответственно, тогда как Регламентом установлено обратное (абзац 25 пункта 1.7.1): документы, предоставляемые заявителями, должны быть подлинными, либо заверены в соответствии с действующим законодательством; документы, состоящие из  2-х и более листов, должны быть прошиты и пронумерованы.

Установление требований, не предусмотренных действующим законодательством, может привести к необоснованному отказу в допуске к участию в торгах и, следовательно, может привести к недопущению, устранению, ограничению конкуренции, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

5.2. Пунктом 1.7.2. Регламента установлен порядок предоставления муниципального имущества, в том числе закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями, в аренду или безвозмездное пользование без проведения торгов.

Частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлен перечень оснований предоставления во владение и (или) пользование муниципального имущества без проведения торгов.

Однако Регламентом указанные основания не установлены, что может привести к неправомерному предоставлению органами местного самоуправления муниципального имущества хозяйствующим субъектам без проведения конкурентных процедур и содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

5.3. Пунктом 1.7.3. Регламента установлен порядок предоставления муниципальных преференций путем передачи муниципального имущества, в том числе закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями, в аренду или безвозмездное пользование с предварительного согласия  антимонопольного органа, а также установлен перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.

Однако такой перечень документов указан без разделения на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Кроме того, Регламент содержит перечень документов, представление которых необходимо при получении муниципальной услуги (выписку либо копию выписки из единого государственного реестра юридических лиц, выданную не позднее 6 месяцев до даты подачи заявки; выписку либо копию выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданную не позднее 6 месяцев до даты подачи заявки; копии учредительных документов юридического лица и все изменения и дополнения к ним, если таковые имелись; копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица; копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; копию свидетельства о постановке на налоговый учет; справку о балансовой стоимости активов (имущества) юридического лица по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления; решение уполномоченного органа юридического лица (выписку из решения) о совершении  (одобрении) сделки (если это необходимо в соответствии с учредительными документами заявителя); сведения об отсутствии задолженности по налогам и сборам в бюджеты различных уровней).

Однако необходимость представления таких документов в антимонопольный орган у органа местного самоуправления в силу части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции отсутствует.

5.4. Абзацем 5 пункта 2.7 Регламента установлено, что копии документов, прилагаемых к заявлению, направленные заявителем по почте, должны быть нотариально удостоверены, тогда как Правилами № 67 не установлено, что документы, представляемые в составе заявки на участие в торгах, должны быть нотариально удостоверены.

5.5. Пунктом 2.8. Регламента предусмотрен перечень документов, которые подлежат получению в рамках межведомственного информационного взаимодействия – выписка из единого государственного реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Однако согласно пунктам 52, 121 Правил № 67 указанный документ должен содержаться в составе заявки, представляемой заявителем на участие в торгах, следовательно, обязанность по представлению данного документа в случае проведения торгов лежит на заявителе.

5.6. Пунктом 2.10. Регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.

Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, являются:

- заявление подано лицом, не уполномоченным на осуществление таких действий;

- в заявлении не указаны обязательные реквизиты и сведения, предусмотренные административным регламентом;

- представленные документы содержат подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления, имеют серьезные повреждения, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание;

- копии документов, направленные заявителем по почте, не удостоверены нотариально (для физических лиц) или в установленном законом порядке (для юридических лиц);

- документы, направленные в форме электронных документов, не соответствуют требованиям, установленным пунктом 2.21 административного регламента;

- в результате проверки электронной подписи заявителя выявлено несоблюдение установленных условий признания ее действительности;

- в комплекте представленных заявителем документов присутствуют не все документы, которые заявитель обязан предоставить самостоятельно в соответствии с перечнем, указанным в административном регламенте.

При этом пунктом 3.2.1 Регламента установлено, что после подачи заявителем заявления и приложенных к нему документов специалист МФЦ, ответственный за прием документов, проверяет заявление и приложенные к нему документы на предмет наличия хотя бы одного из оснований для отказа в приеме документов, предусмотренных пунктом 2.10 административного регламента.

Вместе с тем, в случае проведения торгов при предоставлении муниципального имущества в аренду или безвозмездное пользование заявки участников торгов, в том числе имеющиеся в ее составе документы, рассматриваются на заседании комиссий по рассмотрению таких заявок и в зависимости в том числе от наличия всех необходимых документов в составе заявки участники допускаются или не допускаются к участию в торгах.

5.7. Пунктом 2.12. Регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

В предоставлении муниципальной услуги может быть отказано в том числе в случае, если заявитель в установленном порядке не признан победителем торгов, либо торги признаны несостоявшимися.

Вместе с тем, согласно пунктам 101, 151 Правил № 67 в случае, если торги признаны несостоявшимися  по причине подачи единственной заявки на участие в конкурсе (аукционе) либо признания участником конкурса (аукциона) только одного заявителя, с лицом, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе (аукционе), в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной (аукционной) документацией, а также с лицом, признанным единственным участником конкурса (аукциона), организатор торгов обязан заключить договор на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе (аукционе) и конкурсной (аукционной) документацией, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении конкурса (аукциона).

Следовательно, в предоставлении муниципальной услуги не может быть отказано в случае признания торгов несостоявшимися ввиду указанных причин.

Установление такого основания может привести к необоснованному отказу в предоставлении муниципальной услуги, что содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

5.8. Пунктом 3.3.1. Регламента установлен порядок проведения торгов на право заключения договоров аренды или безвозмездного пользования муниципальным имуществом.

Однако указанный порядок проведения  торгов не соответствует Правилам № 67: отсутствуют сведения о том, что извещение о проведении конкурса (аукциона) должно содержать наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона организатора аукциона; место расположения, описание и технические характеристики государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, в том числе площадь помещения, здания, строения или сооружения в случае передачи прав на соответствующее недвижимое имущество; целевое назначение государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору; срок действия договора; срок, место и порядок предоставления документации об аукционе, электронный адрес сайта в сети "Интернет", на котором размещена документация об аукционе, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой за предоставление документации об аукционе, если такая плата установлена; срок, в течение которого организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона.

Кроме того отсутствует указание на порядок проведения торгов – порядок и сроки проведения торгов, порядок заключения договора по результатам проведения торгов.

Также указанным пунктом Регламента установлен срок исполнения данной административной процедуры – 60 дней, однако, указанный срок не соответствует совокупному сроку проведения торгов, установленному Правилами № 67.

Отсутствие указанной информации в Регламенте, а также установление сроков проведения торгов, не соответствующих требованиям действующего законодательства может привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции при проведении торгов, что содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Федеральным законом от 29.12.2017 N 479-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в части закрепления возможности предоставления в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг нескольких государственных (муниципальных) услуг посредством подачи заявителем единого заявления" (далее – Закон № 479-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» относительно отдельных его положений.

Закон № 479-ФЗ вступил в силу 30.03.2018, однако, Администрацией Регламент не приведен в соответствие с данным законом, в том числе Раздел V Регламента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны