Решение б/н Решение и предписание № 570-ж/2018 по жалобе ООО «Контракт» ... от 21 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 570-ж/2018

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 11 сентября 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 13 сентября 2018 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

Членов Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

 

«<…>»

-

«<…>»

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Контракт» (далее - ООО «Контракт», заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на ремонт здания поликлиники (фасада, крылец, пандуса) (извещение № 0369300061618000054), в присутствии:

- представителя ГБУЗ «Районная больница с. Варна» (далее – Районная больница с. Варна, заказчик) «<…>», действующего на основании доверенности № 142 от 07.09.2018;

- представители заявителя о времени и месте проведения Комиссии уведомлены, на заседание не явились, письменных пояснений, ходатайств не представили.

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 04.09.2018 поступила жалоба ООО «Контракт» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на ремонт здания поликлиники (фасада, крылец, пандуса) (извещение № 0369300061618000054) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС) в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 20.08.2018 в 16:51.

Начальная (максимальная) цена контракта на ремонт здания поликлиники (фасада, крылец, пандуса) 5 900 398,00 рублей.

Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе «Ремонт здания поликлиники (фасада, крылец, пандуса)» (№ извещения 0369300061618000054) от 04.09.2018.

Протокол проведения электронного аукциона от 07.09.2018.

Протокол подведения итогов электронного аукциона «Ремонт здания поликлиники (фасада, крылец, пандуса)» (№ извещения 0369300061618000054) от 07.09.2018.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.

Доводы жалобы ООО «Контракт» заключаются в следующем.

1. Заказчиком сокращен срок подачи заявок на участие в электронном аукционе.

2. Требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено заказчиком в недействующей редакции Закона о контрактной системе.

3. Заказчиком не установлено требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

4. Требования к составу первой части заявки не соответствуют Закону о контрактной системе.

5. Заказчиком неправомерно установлено требование о декларировании участниками закупки отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков.

6. В документации об аукционе отсутствует описание объекта закупки, в части установления требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товаров и материалов, используемых при выполнении работ.

7. Сметы, являющиеся приложением к документации, не позволяют оценить требуемые объемы работ, материалы, оборудование, рабочую силу, поскольку размещены в формате скан-копии и не читаются.

8. Проект контракта не содержит условия, предусмотренные частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

9. Установленная проектом контракта ответственность за неисполнение, ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не соответствует требованиям действующего законодательства.

10. Заказчиком не установлено событие, с какого начинается срок возврата подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

11. Заказчиком неправомерно установлено условие о продлении срока исполнения обязательств по контракту в случае действия обстоятельств непреодолимой силы.

Представитель заказчика с доводами жалобы ООО «Контракт» не согласился в части неправомерного установления требования о декларировании участниками закупки отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков; размещения сметы в трудночитаемом изображении; неправомерном установлении условия о продлении срока исполнения обязательств по контракту в случае действия обстоятельств непреодолимой силы и пояснил, что положениями Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка участника закупки признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, в случае несоответствия участника электронного аукциона требованиям части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) предусмотрено частью 9 статьи 31 Закона о контрактной системе. Тем самым, по мнению заказчика, требования к составу второй части заявки установлены в соответствии с Законом о контрактной системе.

Размещенная в ЕИС сканированная копия сметы позволяет прочитать ее содержание. К тому же, запросов о разъяснении положений документации об аукционе не поступало.

Установление условия о продлении срока исполнения обязательств не является нарушением Закона о контрактной системе

Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Частью 7 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.

В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно пункту 6 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должны содержаться срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0369300061618000054, опубликованное на официальном сайте ЕИС 20.08.2018, пункт 25 информационной карты документации об аукционе содержат дату и время окончания подачи заявок 04.09.2018 12:00.

В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

В силу части 1 статьи 194 ГК РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Поскольку дата размещения извещения 20.08.2018, а пятнадцатый день срока приходится на 04.09.2018, то минимальным сроком окончания подачи заявок является – 05.09.2018.

Таким образом, заказчик, в нарушение части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, установил срок подачи заявок менее 15 дней c момента размещения извещения до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Довод жалобы заявителя обоснован.

2. Пунктом 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующее требование к участникам закупки - отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации. Данное положение введено Федеральным законом от 28.12.2016 № 489-ФЗ «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и вступило в действие с 09 января 2017 года.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующее требование к участникам закупки - отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации. Указанное положение введено Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и вступило в действие с 01 июля 2018 года.

Пункт 33 информационной карты документации об аукционе определяет требования к участникам закупки, в том числе, согласно подпункту 5 - отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, являющегося объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации. В свою очередь, требования к участникам закупки по пункту 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в извещении и документации о закупке не установлены.

Таким образом, документация об аукционе, размещенная с извещением о проведении электронного аукциона для закупки № 0369300061618000054, требования к участникам электронного аукциона об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках не содержит; требование об отсутствии судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлено не в соответствии с действующим законодательством, что является нарушением пунктов 7, 11 части 1, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Доводы заявителя обоснованы.

3. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

3.1. В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная подпунктом «б» пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Таким образом, требования к содержанию заявки и инструкция по ее заполнению должны содержать однозначные и безусловные условия, позволяющие участникам закупки надлежащим образом оформить заявку, с учетом предмета закупки.

Согласно пункту 21 информационной карты документации о закупке, устанавливающему требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, участник электронного аукциона предоставляет первую и вторую часть заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.

Из пункта 1.1 проекта контракта следует, что подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту здания поликлиники (фасада, крылец, пандуса) ГБУЗ «Районная больница с. Варна», с. Варна, ул. Магнитогорская, д.1, в соответствии с наименованием, характеристикой и объемом выполняемой работы согласно Локальной сметы, Техническим заданием (Приложение 1) в сроки, установленные в пункте 3 Контракта. Следовательно, требования к составу первой части заявки установлены заказчиком с учетом объекта закупки.

3.2. Согласно части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;

2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);

3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе;

4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;

5) документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов;

6) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов;

7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

При этом, в силу части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

В соответствии с пунктом 21 информационной карты документации об аукционе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию участника об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участниках закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

Пункт 34 информационной карты документации об аукционе определяет требование к участникам закупки об отсутствии в реестре недобросовестных Поставщиков (Подрядчиков, Исполнителей) информации об Участниках закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Участника закупки - юридического лица.

В силу части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованию части 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7 - 9, 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Таким образом, Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность декларирования участниками закупки соответствия требованию части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе. В нарушение части 8 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком установлено требование о предоставлении участниками закупки декларации об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

4. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно извещения о проведении электронного аукциона для закупки № 0369300061618000054, наименование объекта закупки: «Ремонт здания поликлиники (фасада, крылец, пандуса)».

Как пояснил представитель заказчика, требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров и материалов, используемых при выполнении работ не предъявлялось, поскольку работы должны выполняться в соответствии с условиями контракта, технического задания, сметами.

Таким образом, заказчиком соблюдены требования пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Довод заявителя не находит своего подтверждения, не обоснован.

5. В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами, в соответствии с частью 2 статьи 4 Закона о контрактной системе, обеспечивает формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированных) участникам контрактной системы в сфере закупок в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.

В силу части 2 статьи 7 Закона о контрактной системе открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 статьи 7 Закона о контрактной системе, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.

На основании части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Закона о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 № 1414 (ред. от 20.10.2017) «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок» утверждены «Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок», согласно подпунктам «а», «л», «м» пункта 14 которых, технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 424 «Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям»; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети «Интернет», в том числе поисковыми системами.

Таким образом, из указанных положений Закона о контрактной системе и Правил функционирования единой информационной системы в сфере закупок следует, что заказчик обязан разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.

Согласно пункту 1.2 Порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок, утвержденного Приказом Казначейства России от 30.12.2015 № 26н в единой информационной системе размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.

Следовательно, размещенный в составе документации об аукционе на сайте файл «смета» опубликован в формате pdf, соответствующем Приказу Казначейства России от 30.12.2015 № 26н, позволяющем его прочитать; оценить требуемые объемы работ, материалы, оборудование, рабочую силу, а, значит, надлежащим образом оформить заявку и принять участие в электронном аукционе потенциальным участникам закупки.

Довод заявителя не находит подтверждения, не обоснован.

6. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия:

1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки;

2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

6.1. Пунктом 2.1 проекта контракта предусмотрено в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, сумма, подлежащая уплате физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (с вознаграждения, подлежащего оплате физическому лицу - поставщику, заказчик обязан удержать и перечислить в бюджет налог на доходы физических лиц в размере 13%, страховые взносы в соответствии с законодательством РФ).

Таким образом, условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате лицу, установлено заказчиком не в соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

6.2. Раздел 4 проекта контракта поименован заказчиком как «Сдача и приемка работ», пункты указанного раздела определяют следующие условия.

После завершения выполнения работ, предусмотренных Контрактом, Подрядчик письменно уведомляет Заказчика о факте выполнения обязательств по Контракту.

Не позднее рабочего дня, следующего за днем получения заказчиком уведомления, указанного в п. 7.1 контракта, подрядчик представляет заказчику комплект отчетной документации (счет, счет-фактуру) и акт о приемке выполненных работ, акт освидетельствования скрытых работ, подписанный подрядчиком в двух экземплярах.

Для проверки предоставленных результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, проводится заказчиком своими силами.

Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, проводится заказчиком на основании предоставленных подрядчиком документов, указанных в пункте 7.2 настоящего контракта.

По результатам рассмотрения предоставленных документов заказчик подписывает акт о приемке выполненных работ. Подпись заказчика на указанном акте свидетельствует о проведенной экспертизе и о том, что объем и качество выполненных работ соответствует требованиям, предусмотренным настоящим контрактом.

В течение 3 рабочих дней после подписания акта о приемке выполненных работ, Заказчик направляет подрядчику подписанный им экземпляр акта о приемке выполненных работ, либо запрос о предоставлении разъяснений касательно результатов выполненных работ или мотивированный отказ от принятия результатов выполненных работ, либо акт с перечнем выявленных недостатков, необходимых доработок с указанием сроков их устранения.

Однако указанные условия контракта не позволяют установить в какой срок заказчик подписывает акт о приемке выполненных работ, что свидетельствует об отсутствии срока приемки и срока оформления результатов приемки выполненных работ и является нарушением пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Довод заявителя обоснован.

7. В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 утверждены «Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее – Правила).

Пунктом 4 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).

Рассматриваемая закупка, согласно извещению, является закупкой у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Вместе с тем, в проекте контракта в нарушение части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, ответственность за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, установлена не в соответствии с пунктом 4 Правил.

Довод жалобы заявителя обоснован.

8. В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Пункт 12.5 проекта контракта определяет, что возврат подрядчику денежных средств, внесенных им на счет заказчика в качестве обеспечения исполнения контракта, осуществляется при условии надлежащего исполнения подрядчиком всех своих обязательств по контракту в течение 15 (пятнадцати) календарных дней, либо в случае расторжения контракта по соглашению сторон.

Вместе с тем, дата, событие, которые должны наступить в целях начала течения срока возврата денежных средств, заказчиком не определены, что не позволяет установить начало течения пятнадцатидневного срока, а, значит, сделать вывод о сроках возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. Тем самым, заказчиком не соблюдены требования части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Довод заявителя обоснован.

9. Согласно части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

В пункте 13.1 проекта контракта указано, что стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязательств по контракту в случае, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, а именно: наводнения, пожара, землетрясения, диверсии, военных действий, блокад, изменения законодательства, препятствующих надлежащему исполнению обязательств по контракту, а также других чрезвычайных обстоятельств, подтвержденных в установленном законодательством порядке, которые возникли после заключения контракта и непосредственно повлияли на исполнение сторонами своих обязательств, а также которые стороны были не в состоянии предвидеть и предотвратить.

При этом, в силу пункта 13.2 проекта контракта при наступлении таких обстоятельств срок исполнения обязательств по Контракту отодвигается соразмерно времени действия данных обстоятельств постольку, поскольку эти обстоятельства значительно влияют на исполнение Контракта в срок.

При этом, законодательством о контрактной системе не определены права и обязанности заказчика и подрядчика в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, в связи с чем указанные обязательства сторон регламентируются гражданским законодательством.

Довод заявителя не находит подтверждения, не обоснован.

При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика антимонопольным органом выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

1. В соответствии с требованиями части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Кроме того, в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе указываются в документации о закупке.

При этом обязанность заказчика по установлению данных требований продиктована возложенными обязанностями на аукционную комиссию проверять соответствие участника указанным требованиям в соответствии с частью 8 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Извещение об осуществлении закупки, сформированное на официальном сайте www.zakupki.gov.ru исчерпывающий перечень требований к участникам закупки не содержит. При этом указывает на формулировку: единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ), предусмотренную функционалом официального сайта и определяет соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п. 33 информационной карты).

Документация о закупке (пункт 33 информационной карты) содержит единые требования к участникам закупки. Вместе с тем, данные требования также не в полной мере соответствуют положениям действующего законодательства о контрактной системе. Так, подпункт 1 пункта 14 информационной карты фактически цитирует положения пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе без указания каким именно требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки должен соответствовать участник закупки. Однако указание на данную формулировку не является надлежащим исполнением требований части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, поскольку определить из данной формулировки исчерпывающий перечень требований к участнику закупки, соответствующий как законодательству о контрактной системе, так и самому объекту закупки не представляется возможным.

2. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе наименование объекта закупки на титульном листе документации об аукционе, в техническом задании и проекте контракта содержит указание на выполнение работ по капитальному ремонту здания поликлиники (фасада, крылец, пандуса), тогда как извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0369300061618000054 от 20.08.2018 определяет объект закупки как ремонт здания поликлиники (фасада, крылец, пандуса).

На заседании Комиссии представитель Районной больницы с. Варна пояснил, что подготовкой документации о закупке и размещением в ЕИС плана-графика занимались разные должностные лица заказчика. Представитель заказчика, не смог пояснить является ли требуемый к выполнению ремонт капитальным. Поскольку из содержания документации о закупке также невозможно сделать однозначный вывод о «капитальном» характере требуемых к выполнению ремонтных работ, антимонопольный орган обращает внимание заказчика не необходимость установления требований к участникам закупки с учетом объекта закупки, в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе статьи 52 Градостроительного кодекса РФ.

3. Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Частью 6 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе определяет, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пункты 8.1.1, 8.2.1 проекта контракта, согласно которым пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы; пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, не соответствуют положениям частей 5, 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.

В проекте контракта отсутствует ответственность поставщика (подрядчика, исполнителя), установленная в пункте 6 Правил, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения; не установлена ответственность, установленная в пункте 5 Правил, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, что является нарушением частей 4 - 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктов 5, 6 Правил.

Таким образом, в нарушение частей 4 - 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктов 5, 6 Правил, заказчиком в проекте контракта не установлены: пеня за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом; ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения; ответственность за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Законом о контрактной системе), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта.

Действия заказчика могут быть квалифицированы по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Контракт» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на ремонт здания поликлиники (фасада, крылец, пандуса) (извещение № 0369300061618000054) обоснованной в части сокращения срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, неустановления в извещении и документации об аукционе требований к участникам закупки по пункту 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, установления в документации об аукционе требования по пункту 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не в соответствии с действующей редакцией Закона о контрактной системе, неправомерном установлении в документации об аукционе требования о декларировании участниками закупки в составе заявки отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков, нарушения части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, установления ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не соответствующей требованиям действующего законодательства, неустановления события, с какого начинается срок возврата подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, в остальной части необоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушения пунктов 7, 11 части 1, частей 5, 8 статьи 31, частей 4, 13, 27 статьи 34, части 3 статьи 63; пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, пунктов 4, 5, 6, Правил.

3. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения части 5 статьи 31, частей 4 - 8 статьи 34, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, пунктов 5, 6 Правил.

4. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 570-ж/2018

об устранении нарушений законодательства

Российской Федерации о контрактной системе

 

11 сентября 2018 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

Членов

Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

 

«<…>»

-

 

 

 

«<…>»

на основании решения Челябинского УФАС России от 11.09.2018, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы ООО «Контракт» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на ремонт здания поликлиники (фасада, крылец, пандуса) (извещение № 0369300061618000054) (далее – аукцион, закупка) и проведения внеплановой проверки указанной закупки, с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Муниципальному (государственному) учреждению здравоохранения Варненская центральная районная больница (далее – Заказчик) со дня размещения в единой информационной системе в сфере закупок или получения* заказчиком предписания не заключать контракт по итогам проведения электронного аукциона до полного исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания.

2. Аукционной комиссии до 20.09.2018 включительно принять решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения Аукциона и передать указанное решение Заказчику для направления оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» и размещения сведений о данном решении на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее ЕИС).

3. Заказчику

3.1. в срок до 24.09.2018 включительно внести изменения в документацию об аукционе с учетом положений законодательства о контрактной системе и с учетом решения Челябинского УФАС России № 570-ж/2018 от 11.09.2018, в том числе:

- привести описание объекта закупки в извещении о проведении электронного аукциона, документации об аукционе в соответствие с требованиями действующего законодательства;

- установить требования к участникам закупки в соответствии с объектом закупки и требованиями действующего законодательства;

- установить в проекте условие об ответственности подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, определенное пунктами 4, 5, 6 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042;

- установить условия о начислении пеней за каждый день просрочки исполнения заказчиком, подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации;

- продлить срок подачи заявок на участие в аукционе не менее чем на 7 дней с момента размещения в единой информационной системе документации с внесенными изменениями;

- разместить документацию с внесенными изменениями в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru;

3.2. продолжить процедуру определения подрядчика.

4. ЗАО «Сбербанк-АСТ»:

4.1. с 14.09.2018 обеспечить Заказчику, аукционной комиссии возможность исполнения пунктов 1-3 настоящего предписания;

4.2. в срок до 21.09.2018 информировать участников закупки о том, что протоколы, составленные по итогам аукциона отменены, заказчиком будут внесены изменения в документацию об аукционе, о возможности участников отозвать заявки и подать заново с учетом измененной аукционной документации, о новой дате и времени проведения аукциона, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.

5. Заказчику в подтверждение исполнения предписания в срок до 28.09.2018 года в адрес Челябинского УФАС России представить доказательства исполнения пунктов 1-3 настоящего предписания, а именно: документы, подтверждающие размещение решение об отмене протоколов, документацию с изменениями (на диске).

6. ЗАО «Сбербанк-АСТ» в подтверждение исполнения предписания в срок до 28.09.2018 представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 4 настоящего предписания.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

* Предписание подлежит исполнению с момента его получения в случае, если предписание получено заказчиком ранее размещения его в единой информационной системе, в остальных случаях, предписание должно быть исполнению с момента его размещения в единой информационной системе.

Связанные организации

Связанные организации не указаны