Решение б/н Решение по жалобе 074/07/3-2462/2020 от 30 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Офисная Техника»

390044, г. Рязань, ул. Московское шоссе, д. 20, оф. 102

officetechnika@mail.ru

ОАО «Российские железные дороги»

07174, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2

rzd@rzd.ru

454091, г. Челябинск, ул. Цвиллинга,

д. 56-А

chel-nurpiisova@surw.ru

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе № 074/07/3-2459/2020

27 октября 2020 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

   

Председателя Комиссии:

Членов Комиссии:

Рысевой Елены Григорьевны – заместителя руководителя управления;

Нуштаевой Дарьи Владимировны – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

Милициной Елены Олеговны – специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

   

рассмотрев жалобу № 074/07/3-2462/2020 ООО «Офисная Техника» (далее – Заявитель) вх. № 14586 от 16.10.2020, на действия ОАО «РЖД» (далее – Заказчик) при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 4406/ОАЭ-ЦДЗС/20 на право заключения договора поставки бумажной продукции (извещение № 32009502474) в присутствии представителей Заказчика и Заявителя по доверенности, с использованием видеосвязи,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «Офисная Техника» на действия закупочной комиссии ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 4406/ОАЭ-ЦДЗС/20 на право заключения договора поставки бумажной продукции (извещение № 32009502474).

По мнению подателя жалобы, Заказчиком необоснованно включено в приложение № 1.1 документации «Техническое задание» в подразделе 1 «Наименование закупаемых товаров, их количество (объем), цены за единицу товара и начальная (максимальная) цена договора» отдельной строкой выделены транспортные расходы.

ОАО «РЖД» с доводами жалобы не согласилось, представило пояснения, которые приобщены к материалам жалобы.

Изучив материалы жалобы, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В силу части 11 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Жалоба ООО «Офисная Техника» поступила в Челябинское УФАС России 16.10.2020. Датой окончания срока подачи заявок установлено 20.10.2020. Таким образом, заявителем правомерно подана жалоба в антимонопольный орган на положения закупочной документации.

2. В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Российской Федерации для размещений информации о размещении заказов http://www.zakupki.gov.ru (извещение № 32009502474) ОАО «РЖД» размещено извещение о проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 4406/ОАЭ-ЦДЗС/20 на право заключения договора поставки бумажной продукции.

Способ закупки – аукцион в электронной форме.

Закупочная деятельность заказчика регламентируется Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД».

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны в том числе следующее сведения:

3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости);

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;

6) иные сведения, определенные положением о закупке.

В соответствии с части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;

16) иные сведения, определенные положением о закупке.

В силу пункта 324 Положения о закупах к составу аукционной документации, порядку ее предоставления, к порядку предоставления разъяснений аукционной документации, внесению изменений в аукционную документацию, продлению срока подачи аукционных заявок в случае внесения изменений в аукционную документацию применяются положения разделов 28 и 35 настоящего Положения с учетом требований настоящего раздела, если документацией о закупке не предусмотрено иное.

В соответствии с пунктом 243 Положения о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны следующие сведения:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);

16) иные сведения, определенные настоящим Положением.

Документация о конкурентной закупке может содержать иные сведения в зависимости от способа закупки, предмета закупки и требований заказчика (при необходимости).

В пункте 1.2 Части 1 «Условия проведения аукциона» закупочной документации указан предмет конкурентной закупки – на право заключения договора поставки бумажной продукции. Сведения о наименовании закупаемых товаров, их количестве (объеме), ценах за единицу товара, начальной (максимальной) цене договора, расходах участника, нормативных документах, согласно которым установлены требования, технических и функциональных характеристиках товара, требования к их безопасности, качеству, упаковке, отгрузке товара (при поставке товара), к результатам, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, место, условия и сроки поставки товаров, форма, сроки и порядок оплаты указываются в техническом задании, являющемся приложением № 1.1 к аукционной документации.

В Приложении № 1.1 к закупочной документации приведено к аукционной документации техническое задание, в соответствии с которым поименовано 37 позиций бумажной продукции, требуемой к поставке, с указанием начальной максимальной цены за единицу продукции и параметров эквивалентности. Отдельной строкой выделены транспортные расходы.

В соответствии с техническим заданием Начальная (максимальная) цена договора (цена лота) включает цену товара и транспортные расходы. Цена Товара включает все налоги, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, запорных устройств, защитной упаковки, необоротной тары, стоимость передачи Товара на складе Грузоотправителя или доставки до ближайшей от склада Грузоотправителя железнодорожной станции отправления (при наличии у Поставщика (Грузоотправителя) железнодорожных путей необщего пользования, непосредственно примыкающих к данной станции) и прочие расходы, связанные с доставкой Товара в адрес Получателей. Транспортные расходы включают железнодорожный тариф и стоимость услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию и предоставление в пользование контейнеров и вагонов при доставке Товара железнодорожным транспортом или согласованной Сторонами стоимости услуг по перевозке Товара иным видом транспорта. Лот технического задания извещения является неделимым.

Аукционная документация не содержит квалификационных и иных требований к участникам закупки, в том числе отсутствует требование о наличии у участников договоров на оказание услуг по доставке Товара.

Пунктом 340 Положения о закупке предусматривается, что заключение договора осуществляется на основании аукционной документации и аукционной заявки победителя. В проекте договора содержится форма Спецификации, которая заполняется по итогам закупки, с учетом представленного участником Технического предложения.

Пункт 2.2 проекта договора (Приложение №1.2 к аукционной документации) гласит: «2.2 Цена Товара включает все налоги, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, запорных устройств, защитной упаковки, необоротной тары, стоимость передачи Товара на складе Грузоотправителя или доставки до ближайшей от склада Грузоотправителя железнодорожной станции отправления (при наличии у Поставщика (Грузоотправителя) железнодорожных путей необщего пользования, непосредственно примыкающих к данной станции) и прочие расходы, связанные с доставкой Товара в адрес Получателей, за исключением стоимости услуг Поставщика по организации доставки Товара до Получателя железнодорожным транспортом, указанных в пункте 2.3. настоящего Договора или согласованной Сторонами стоимости расходов по перевозке Товара иным видом транспорта.»

Следовательно, цена Договора складывается из стоимости Товара и стоимости услуг Поставщика по организации доставки Товара до получателей железнодорожным транспортом или согласованной стоимости расходов по перевозке иным видом транспорта, что соответствует условиям Технического задания.

Обзором судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, далее - Обзор) установлено, что сведения о предмете договора должны быть достаточными и позволять участнику закупки сформировать свое предложение. Аукционная документация соответствует выводам, содержащимся в Обзоре: известно количество поставляемого Товара, место поставки Товара, участники не ограничены в выборе способа доставки (автомобильный, железнодорожный, либо иной вид транспорта).

Статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации допускает заключение договора, содержащего в себе элементы различных договоров, предусмотренных законом.

Порядок формирования начальной (максимальной) цены договора определен распоряжением ОАО РЖД от 01.09.2016 №1802р «Об утверждении методических рекомендаций по определению начальных (максимальных) цен договоров при проведении закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД»» далее - Методические рекомендации). Методические рекомендации содержат методы расчета начальной (максимальной) цены договора

При формировании начальной (максимальной) цены договора по рассматриваемой закупке Заказчиком применен метод сопоставимых рыночных цен.

Для обоснования начальной (максимальной) цены Заказчиком рассмотрены предложения поставщиков продукции в сети интернет на сайтах: www.sima-land.ru, www.officemag.ru, mirage174.ru, dobriy-office.ru, smartshopper.ru. которые являются хозяйствующими субъектами и не являются производителями.

Установленный в Техническом задании уровень транспортно-заготовительных расходов определен в размере 5% от стоимости Товаров.

В соответствии с локальными актами ОАО «РЖД» заказчиком в стоимость договора включена как стоимость самого товара (бумаги), так и понесенные транспортные расходы (пункт 2.4 Договора).

На основании изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.

Относительно довода подателя жалобы об указании Заказчиком в Техническом задании по позициям 1-8 бумаги марки SVETOCOPY (или эквивалент) параметра эквивалентности масса 80 +/- 1,5 не соответствующего реальной характеристике бумаги марки Svetocopy Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно спецификации представленной Заказчику производителем бумаги Svetocopy масса указанной бумаги составляет 80 +/- 1,5.

Кроме того, при установлении в Техническом задании параметров эквивалентности Заказчиком проведено исследование рынка на предмет наличия аналогичных товаров других марок и производителей.

Указание параметров эквивалентности, содержащихся в Техническом задании не ограничивает конкуренцию, поскольку с указанными параметрами на рынке существуют аналогичные товары других марок и производителей.

Марка бумаги форматной А4

Параметры

SVETOCOPY 000877 (или эквивалент)

Масса: 80+/-1,5 гр/м2

Толщина: 104+/-2 микрон

Непрозрачность: не менее 91%

Влажность: 4,6+/-0,7%

Яркость бумаги ISO: 94+/-2%

IQ ECONOMY

Масса: 80+/-1,5 гр/м2

Толщина: 104+/-2 микрон

Непрозрачность: не менее 91%

Влажность: 4,3+/-0,4%

Яркость бумаги ISO: 96+/-1%

Ballet Universal

Масса: 80 гр/м2

Толщина: 104 микрон

Непрозрачность: не менее 91%

Влажность: 4,6%

Яркость бумаги ISO: 95%

Довод заявителя об обязательном указании в Техническом задании параметров эквивалентности в соответствии с ГОСТ Р5764-2017 «Бумага ксерографическая для офисной техники» несостоятелен. Поскольку Заказчиком в Техническом задании указанный ГОСТ не поименован, указана марка заявляемого к поставке товара с указанием слов (или эквивалент).

Заказчиком в техническом задании обозначены параметры эквивалентности товара, требуемого к поставке в соответствии с требованиями пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом рассматриваемый довод подателя жалобы является необоснованным.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Офисная Техника» от 16.10.2020 вх. № 14586 на действия ОАО «РЖД» необоснованной.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии Е.Г. Рысева

Члены Комиссии Д.В. Нуштаева

Е.О. Милицина

Связанные организации

Связанные организации не указаны