Решение б/н Решение и предписание № 579-ж/2017 по жалобе ООО «Профит-плю... от 6 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 579-ж/2017

 

31 августа 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

...

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

...

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

...

-

специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу ООО «Профит-плюс» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автодороги по ул.Советская, г. Юрюзань (участок от остановки Магазин Интерьер до перекрёстка ул.Зайцева) (извещение №0369300218517000044) в присутствии:

- представителя Управления коммунального хозяйства, транспорта и связи Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области (далее – заказчик) ...., действующего на основании Приказа № 134 от 01.03.2017;

в отсутствие представителей ООО «Профит-плюс» (далее – Общество, заявитель), надлежащим образом уведомленного о дате, месте, времени заседания комиссии,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 24.08.2017 поступила жалоба ООО «Профит-плюс» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автодороги по ул.Советская, г. Юрюзань (участок от остановки Магазин Интерьер до перекрёстка ул.Зайцева) (извещение №0369300218517000044) (далее – аукцион), объявленного Заказчиком 09.08.2017 путем размещения извещения в Единой информационной системе на сайте zakupki.gov.ru

Начальная (максимальная) цена контракта – 5 929 426 рублей 00 копеек.

По состоянию на 31.08.2017 контракт по результатам Аукциона не заключен, заключение контракта приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалобы по существу.

В жалобе ООО «Профит-плюс» указано, что в документации о закупке по ряду позиций материалов указаны характеристики материалов, показатели которых возможно определить только в ходе лабораторных испытаний, что свидетельствует о необъективности описания предмета закупки и неправомерности установления требований к составу первой части заявки о конкретизации указанных показателей.

Кроме того, в жалобе указано, что в проекте контракта отсутствует идентификационный код закупки, что не соответствует законодательству о контрактной системе.

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали, что все характеристики товаров, используемых при выполнении работ, установлены в соответствии с требованиями ГОСТов.

Также представитель Заказчика пояснил, что законодательством о контрактной системе не предусмотрена обязанность указывать идентификационный код закупки в проекте контракта.

Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

 

1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 данного Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно подпункту «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

При этом, из совокупного толкования указанных требований следует, что при осуществлении закупки на выполнение подрядных работ заказчик должен потребовать в составе первой части заявки исключительно предоставление конкретных показателей товаров, используемых для производства работ.

Таким образом, в документации об аукционе заказчику требуется определить такие качественные свойства товаров, которые характеризуют товар, как индивидуально-определенную вещь и являются необходимыми для получения результатов работ, удовлетворяющих потребности заказчика, в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

В пункте 30 информационной карты документации об аукционе в требованиях к содержанию и составу первой части заявки указано, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать:

- согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, при проведении аукциона на выполнение работы или оказание услуги;

- конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в Разделе III «Приложение к техническому заданию» документации об аукционе в электронной форме и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В Разделе III документации об электронном аукционе (техническое задание) содержится наименование и описание объекта закупки.

В приложении № 1 к техническому заданию указаны показатели товаров, используемых при выполнении работ, в том числе:

- по позиции 1 «смеси асфальтобетонные дорожные» - пористость минеральной части от 14 до 19%, остаточная пористость свыше 2,5 до 5%.

- по позиции 2 - «битумы нефтяные дорожные марки БНД-60/90, БНД 90/130, сорт 1» - глубина проникания иглы при 250С 91-130 0,1 мм , температура размягчения по кольцу и шару не ниже 430С.

Как следует из технического задания, заказчиком не указаны государственные стандарты, требованиям которых должны соответствовать битумы нефтяные дорожные марки БНД-60/90, БНД 90/130, сорт 1. Требование о соответствии товара государственным стандартам содержится только в отношении смесей асфальтобетонных дорожных (ГОСТ 9128-2009).

Как установлено Комиссией Челябинского УФАС России, в пункте 5.1.5 ГОСТа 9128-2009 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия» определены физико-химические показатели различных видов и типов асфальтобетонов, в том числе показатели, указанные в документации о закупке.

При этом, в отношении различных марок битума нормы физико-химических показателей определены в таблице 1 пункта 1.3.2 ГОСТа 22245-90 «Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия (с Изменением N 1)». Указанные показатели идентичные тем, которые указаны в документации о закупке.

Таким образом, марки асфальтобетонной смеси, битума и их соответствие государственным стандартам уже определяют физико-химические показатели указанного материала, которые являются его производными характеристиками, указанными в государственном стандарте.

Вместе с тем, указание в документации о закупке помимо марок асфальтобетонной смеси, битума их физико-химических показателей, является избыточным и необоснованным требованием, в том числе с точки зрения требований к составу первой части заявки. Кроме того, заказчик не обосновал необходимость их конкретизации в составе первой части заявки.

Более того, заказчиком не оспаривается факт того, что характеристики материалов, указанные по позициям 1 – 3 приложения № 1 к техническому заданию, возможно проверить только при наличии паспорта качества, выдаваемого на конкретную партию товара.

Вместе с тем, как указано в Письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке», Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар на момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Таким образом, заказчиком в документации об аукционе в нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлены избыточные требования к материалам, отражающие его физико-химические свойства, значения которых возможно определить только при проведении лабораторных испытаний, осуществляемых в ходе исполнения контракта.

Вместе с тем, на участие в аукционе поступило 3 заявки, все участники указали в первых частях заявок сведения о характеристиках материалов. Используемых при выполнении работ.

2. В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных данным Законом.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в план-график включается, в том числе информация об идентификационном коде закупки, определенном в соответствии со статьей 23 данного Закона.

В силу пункта 3 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено данным Законом, в том числе информация об идентификационном коде закупки.

Исходя из содержания части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, указанная информация должна быть отражена в извещении о проведении аукциона, документации об аукционе.

В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе проект контракта является неотъемлемой частью документации об аукционе, следовательно, должен содержать все условия исполнения контракта, определенные извещением, аукционной документацией, в том числе и информацию об идентификационном коде закупки.

В извещении о проведении аукциона, размещенном заказчиком в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, указан следующий идентификационный код рассматриваемой закупки: 173741000589474570100100490014211244.

Вместе с тем, в документации об аукционе, проекте контракта отсутствует информация об определенном заказчиком идентификационном коде закупки, что, в свою очередь, не соответствует части 1 статьи 23, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

1. В соответствии с пунктами 7, 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено данным Законом, информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, условиях банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе), а также информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления такого обеспечения, требованиях к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе).

Исходя из содержания части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, данная информация должна быть отражена в извещении о проведении аукциона.

В извещении о проведении аукциона, размещенном заказчиком в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, в столбцах с наименованиями «Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок», «Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта» указано «Обеспечение заявки», «Обеспечение контракта».

Фактически в извещении о проведении аукциона отсутствует информация о порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, условиях банковской гарантии, а также информация о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта, требованиях к такому обеспечению.

Таким образом, указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении организатором торгов пунктов 7, 8 статьи 42, части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.

2. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

При этом, в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ «Об исчислении времени» календарная дата - порядковый номер календарного дня, порядковый номер или наименование календарного месяца и порядковый номер календарного года.

В пункте 25 Информационной карты аукционной документации указано, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. Срок подачи запроса о предоставлении разъяснений с момента опубликования аукциона до 21 августа (включительно) 2017 года. Окончательный срок дачи разъяснений 22 августа 2017 года.

Вместе с тем, в аукционной документации отсутствует дата начала предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе.

Таким образом, указанное обстоятельство свидетельствуют о нарушении заказчиком пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.

Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.

Как следует из части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Согласно части 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Кроме того, частью 2.2 статьи 52 ГрК РФ также предусмотрены исключительные случаи, при которых отдельным видам юридических и физических лиц не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Как следует из части 4 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

При этом, частью 5 статьи 55.17 ГрК РФ предусмотрено, что форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.

Таким образом, в случае, если объект закупки включает в себя выполнение работ по строительству, или реконструкции, или капитальному ремонту объектов капитального строительства, то единым требованием к участнику закупки является членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства с учетом случаев, предусмотренных частями 2.1, 2.2 статьи 52 ГрК РФ. При этом, требованием к составу второй части заявки участника закупки является предоставление выписки из реестра членов саморегулируемой организации с учетом положений частей 4,5 статьи 55.17 ГрК РФ.

Как видно из пункта 29 Информационной карты, Заказчик в документации установил требование о том, что участник аукциона должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. При этом, Заказчиком также указано, что установленное требование не распространяется:

- на участников, которые предложат цену контракта 3 млн. руб. и менее. Такие участники не обязаны быть членами СРО в силу ч.2.1. ст.52 ГрК РФ;

- на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юрлица с госучастием в случаях, которые перечислены в ч.2.2. ст. 52 ГрК РФ.

Вместе с тем, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66, Закона о контрактной системе в требованиях к составу второй части заявки установлено обязательное предоставление выписки из реестра членов саморегулируемой организации, при этом не предусмотрено альтернативное условие о том, что в случае, если цена контракта по итогам аукциона будет менее 3 млн. рублей, а также в случаях, указанных в части 2.2 статьи 52 ГрК РФ, предоставление указанной выписки не требуется.

Выявленные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.

 

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы ООО «Профит-плюс» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автодороги по ул.Советская, г. Юрюзань (участок от остановки Магазин Интерьер до перекрёстка ул.Зайцева) (извещение №0369300218517000044) обоснованными.

2. Признать в действия Заказчика нарушения части 1 статьи 23, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33, пунктов 7 и 8 статьи 42, части 5 статьи 63, пунктов 1, 2, 11 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

4. Выдать заказчику, оператору электронной площадки, аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 579/2017

об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе

31 августа 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

...

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

...

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

...

-

специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

на основании решения Челябинского УФАС России № 579-ж/2017 от 31.08.2017 по результатам рассмотрения жалобы ООО «Профит-плюс» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автодороги по ул.Советская, г. Юрюзань (участок от остановки Магазин Интерьер до перекрёстка ул.Зайцева) (извещение №0369300218517000044) и проведения внеплановой проверки, в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Управлению коммунального хозяйства, транспорта и связи Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области со дня размещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система) и/или получения заказчиком предписания:

1.1. не заключать контракт по итогам аукциона до полного исполнения предписания;

1.2. при направлении проекта контракта победителю закупки сформировать проект контракта с учетом законодательства о контрактной системе, решения Челябинского УФАС России № 579-ж/2017 от 31.08.2017 путем указания в проекте контракта информации об идентификационном коде закупки.

2. Аукционной комиссии:

2.1. в случае, если в результате проведения аукциона начальная (максимальная) цена контракта составит менее 3 000 000 рублей, рассмотреть заявки участников, предложивших цену менее 3 000 000 рублей без учета наличия/отсутствия в составе заявки выписки из реестра членов саморегулируемой организации.

2. Оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» с 05.09.2017 обеспечить Управлению коммунального хозяйства, транспорта и связи Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области исполнение настоящего предписания.

3. Управлению коммунального хозяйства, транспорта и связи Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области в качестве подтверждения исполнения предписания в срок до 18.09.2017 направить в Челябинское УФАС России с сопроводительным письмом надлежащим образом заверенную копию заключенного контракта со всеми приложениями, обеспечением исполнения контракта, а также протокол подведения итогов электронного аукциона (информацию предоставить на электронном носителе (диск) для приобщения к материалам дела).

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает его действие.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере 50 тысяч рублей на должностных лиц и в размере 500 тысяч рублей на юридических лиц.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны