Решение б/н Решение и предписание по делу № 58-08/15 от 2 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

29 октября 2015 года                                                                                            г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушениях законодательства РФ о рекламе в составе (далее - Комиссия):

 

         председатель Комиссии:

<…>– заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

         члены Комиссии:

<…>– специалист – эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

<…>– главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

рассмотрев дело № 58-08/15, возбужденное по признакам нарушения                     законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения на сайте www.prizyvnik74.ru рекламной информации, с нарушением требований законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии представителя по доверенности ООО «Служба защиты призывников», ИП <…>., а также в присутствии представителя по доверенности Военного прокурора Чебаркульского гарнизона,

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило направленное Прокуратурой Центрального района города Челябинска заявление Военной прокуратуры Чебаркульского гарнизона о размещении на сайте www.prizyvnik74.ru информации, с нарушением требований законодательства Российской Федерации о рекламе.

Как следует из заявления на сайте www.prizyvnik74.ru организацией с коммерческим обозначением «Служба защиты призывников» размещена реклама услуг, которые не входят в компетенцию данной организации, а именно – получение отсрочки от призыва на военную службу за один день и военный билет за один призыв. Указанная реклама, по мнению заявителя, вводит потребителей в заблуждение и является недостоверной. Также заявитель просит привлечь к административной ответственности лицо, разместившее на сайте www.prizyvnik74.ru ненадлежащую рекламу, за несоблюдение законодательства Российской Федерации о рекламе.

На заседании Комиссии представитель ИП <…>., привлеченный в качестве лица, в действиях которого содержаться признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, и ООО «Служба защиты призывников», привлеченное в качестве заинтересованного лица, пояснил, что лицом, осуществляющим информационное наполнение интернет – ресурса www.prizyvnik74.ru, администратором указанного сайта, является ИП <…>. Также представитель ООО «Служба защиты призывников» и ИП <…>. указал, что рекламная информация следующего содержания: «Более 800 молодых людей избежали в армии. За этот год каждый из них заработал более 300 000 руб.»  была удалена, поскольку отсутствует документальное подтверждение данных сведений (скрин-шоты страниц интернет - ресурса www.prizyvnik74.ru от 26 октября 2015 года). По мнению представителя ИП <…>. и ООО «Служба защиты призывников» рекламная информация о предоставляемых услугах, указанных на интернет - ресурсе www.prizyvnik74.ru, содержит обобщенную информацию об указанных услугах, что при этом не может вводить в заблуждение потребителей. В настоящее время перечень оказываемых ИП <…> услуг на интернет - ресурсе www.prizyvnik74.ru уточнен (скрин-шоты страниц интернет - ресурса www.prizyvnik74.ru от 26 октября 2015 года). Также даны пояснения представителем ИП <…> и                                      ООО «Служба защиты призывников» по факту размещения в рекламе информации об оказании <…> услуг медицинского консультанта, поскольку при рассмотрении дела установлено, что в соответствии с трудовым договором                     от 12 января 2015 года услуги медицинской консультации оказывает иное физическое лицо – Свинаренко О.Ф. Однако из рекламной информации следовало, что услуги медицинского консультанта оказывает <…>. В частности отмечено, что в рекламе, размещенной на сайте www.prizyvnik74.ru содержатся сведения об оказании  <…> услуг медицинского консультанта. При этом в ней указан псевдоним физического лица, которое в соответствии с трудовым договором от 12 января                    2015 года оказывает услуги медицинской консультации, а именно:                      «Свинаренко О.Ф.». В отношениях с лицами, обратившимися за предоставлением услуги по получению консультации, гр. <…>. выступает от своего имени и потребители не могут быть введены в заблуждение. Сведения о псевдониме  <…> указаны в реклама по просьбе гр. <…>, состоящего в трудовых отношениях с ИП <…>.

По мнению представителя <…>и ООО «Служба защиты призывников» реклама, размещенная на сайте www.prizyvnik74.ru и содержащая обобщенную информацию об указанных услугах, а также сведения об оказании <…> услуг медицинского консультанта не противоречит Федеральному закону «О рекламе».

Рассмотрев материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

            Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

            Информация, содержащаяся на общедоступном сайте www.prizyvnik74.ru в силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» является рекламой, поскольку, адресована неопределенному кругу лиц – посетителям сайта, и направлена на привлечение внимания к компании «Служба защиты призывников» и оказываемым им услугам, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке услуг.

            Согласно письменным пояснениям от 21 сентября 2015 года, предоставленным договорам поручения от 08 июня 2012 года № Б 140, от 27 февраля 2013 года                        № Б-Р 206, от 24 июля 2013 года № Б 207 ИП <…> осуществляет предоставление услуг квалифицированной юридической помощи в сфере гражданского, военного, административного, медицинского права и гражданского процесса, в том числе консультирование потребителей по указанным сферам права.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, в рекламе на общедоступном сайте www.prizyvnik74.ru в качестве товара (услуги) является предоставление ИП <…> услуг квалифицированной юридической помощи в сфере гражданского, военного, административного, медицинского права и гражданского процесса, а также консультирование потребителей по указанным сферам права.

  1. Согласно акту осмотра от 05 июня 2015 года № 41 интернет-ресурса «www.prizyvnik74.ru», на нем размещалась следующая рекламная информация: «Как получить отсрочку за 1 день и военный билет – за 1 призыв Записаться на бесплатную консультацию Заключить с нами договор Выявить непризывной диагноз после медицинского обследования пройти комиссию в военкомате в сопровождении юриста Получить отсрочку – от 1 дня и военный билет – к следующему призыву Получил повестку? Уже прошли медкомиссию, и вас отправляют в войска? Мы поможем законно получить отсрочку и военный билет, даже когда ситуация кажется безысходной!».

Исходя из анализа рекламной информации, присутствующие в рекламе сведения воспринимаются как «безусловное получение отсрочки за 1 день и военного билета в случае заключения договора с лицом, оказывающим определенные услуги». В качестве оснований для отсрочки указывается в том числе «выявление непризывного диагноза». При этом полная информация о видах оказываемых услуг в рекламе отсутствует. В связи с отсутствием данной информации реклама создает впечатление, что при обращении к лицу, оказывающему соответствующие услуги, обязательно будет предоставлена отсрочка от армии по определенным основаниям.

Как следует из письменных пояснений от 21 сентября 2015 года, предоставленных договоров поручения от 08 июня 2012 года № Б 140, от 27 февраля 2013 года № Б-Р 206, от 24 июля 2013 года № Б 207 ИП <…> осуществляет предоставление услуг квалифицированной юридической помощи в сфере гражданского, военного, административного, медицинского права и гражданского процесса, в том числе консультирование потребителей по указанным сферам права.

Сведения о полном перечне видов оказываемых услуг, в том числе о том, что ИП <…>. фактически оказывает консультационные услуги, в рекламе отсутствует. При этом данная информация является существенной для потребителей, поскольку указывает на осуществляемые предпринимателем виды деятельности и способствует реальному (фактическому) восприятию рекламной информации в частности о том, что при обращении за услугами будут предоставлены только консультации в области гражданского, военного, административного, медицинского права и гражданского процесса и квалифицированная юридическая помощь, что не обеспечивает безусловной отсрочки от службы в вооруженных силах и соответственно получение военного билета в сроки, указанные в рекламе.

            Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

            Таким образом, не указание в рекламе сведений о полном перечне видов деятельности может ввести в заблуждение потребителей относительно фактически предоставляемых ИП <…>. услуг (в частности консультации по правовым вопросам), в связи с чем такая рекламная информация не соответствует части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной является реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Пунктом 13 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» установлено, что недостоверной является реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар

В рекламе, размещенной на сайте www.prizyvnik74.ru указано: «Более 800 молодых людей избежали службы в армии. За этот год каждый из них заработал более 300 000 руб.».

Данная информация указывает на количество лиц, которым предоставлена отсрочка от армии, приводится сумма заработанных ими средств, то есть рекламная информация воспринимается в контексте количества потребителей, воспользовавшихся рекламируемыми услугами, то есть в значении спроса на услугу и преимуществ оказанной ИП <…>. услуги («каждый из них заработал более 300 000 руб.»).

Челябинским УФАС России запрошена информация у ИП <…> о достоверности информации следующего содержания: «Более 800 молодых людей избежали службы в армии. За этот год каждый из них заработал более 300 000 руб.». Документов, материалов, указывающих что сведения о количестве оказанных услуг и  преимуществах рекламируемых услуг, размещенные в рекламе «Служба защиты призывников» на сайте www.prizyvnik74.ru соответствуют действительности                      ИП <…> в Челябинское УФАС России не представлено.

Таким образом, сведения следующего содержания: «Более 800 молодых людей избежали службы в армии. За этот год каждый из них заработал более 300 000 руб.», размещенные на сайте www.prizyvnik74.ru в рекламе «Служба защиты призывников» не подтверждены документально, соответственно реклама содержит недостоверные сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, что противоречит пункту 1, пункту 13 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

3. Как следует из акта осмотра сайта от 05 июня 2015 года № 41 на сайте www.prizyvnik74.ru размещена информация: «<…> Медицинский консультант полковник медицинской службы в запасе, 25 лет военного стажа».

Из материалов, предоставленных ИП <…>следует, что услуги медицинской консультации осуществляет иное физическое лицо (<…>) на основании трудового договора от 12 января 2015 года. В частности, это подтверждается трудовым договором от 12 января 2015 года, письменными пояснениями                              ИП <…>. от 26.10.2015 года.

В данном случае в рекламе приведена информация об одном из видов оказываемой услуги – «консультация по вопросам медицинского характера», приведена одна из характеристик данной услуги, в частности, что такая услуга оказывается медицинским консультантом «<…>».

Из рекламной информации можно прийти к выводу, что отличительной характеристикой предоставляемых услуг является оказание ее медицинским консультантом, полковником медицинской службы в запасе, известным в данной сфере деятельности как «Николай Чернецов».

Материалами дела установлено, что в трудовых отношениях с                                          ИП <…>. состоит гр. <…>., имеющий звание «полковник медицинской службы» и стаж военной службы 25 лет.

Документов о том, что специалист, осуществляющий консультации по вопросам медицинского характера, имеющий звание полковник медицинской службы и стаж работы 25 лет под именем «<…>», при оказании ИП <…>. соответствующих услуг, что указано в рекламной информации на сайте www.prizyvnik74.ru, при рассмотрении дела не представлено.

Пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» устанавливается, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара (услуги).

            Реклама, содержащая сведения «<…>Медицинский консультант полковник медицинской службы в запасе, 25 лет военного стажа» является недостоверной, в связи с указанием в ней сведений о фамилии и имени лица, имеющего определенный стаж работы и известный под данным именем в соответствующей сфере и предоставляющий консультации специалиста в области медицинского обследования призывников на соответствие требованиям к  прохождению военной службы при оказании ИП <…> консультационных услуг в области права, не подтверждённых документально.

Таким образом, в рекламе указана не соответствующая действительности информация относительно одной из характеристик предоставляемой услуги, в частности услуги по консультации специалиста в области медицины.

Довод представителя ООО «Служба защиты призывников» и ИП <…>. об использовании в рекламе на сайте www.prizyvnik74.ru псевдонима «<…>» не может быть принят комиссией во внимание ввиду следующего.

Согласно статье 1265 Гражданского кодекса Российской Федерации право автора на имя - право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно.

Анализ норм Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) показывает, что вымышленное имя может быть использовано гражданином только в случаях, предусмотренных статьей 1265 ГК РФ.

В данном случае использование псевдонима в рекламе не отнесено к случаям, перечисленным в гражданском законодательстве. 

Таким образом, использование в рекламе псевдонима «<…>» при условии, что такое использование не соответствует требованиям норм гражданского законодательства, а также при условии, что такая информация содержит не соответствующие действительности сведения о характеристике услуги, не допускается.

Реклама «<…> Медицинский консультант полковник медицинской службы в запасе, 25 лет военного стажа», содержащая недостоверные сведения о характеристике услуги противоречит требованиям пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» и является ненадлежащей.

            Пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» предусмотрено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» предусмотрена ответственность рекламодателя  за нарушение требований части 7, а также пункта 2 части 3 статьи 5  Федерального закона «О рекламе».

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно договору взаимного оказания услуг от 05 декабря 2014 года, заключенному между ИП <…> и ООО «Служба защиты призывников», ИП                  <…> предоставляет рекламно - информационный материал, который соответствует требованиям Федерального закона «О рекламе», для размещения ООО «Служба защиты призывников» в информационно телекоммуникационной сети «Интернет».

В данном случае ИП <…> является рекламодателем как лицо, определяющее содержание рекламы.

В соответствии с предоставленными ИП <…> и ООО «Служба защиты призывников» скрин - шотами страниц интернет - ресурса www.prizyvnik74.ru                       от 26 октября 2015 года рекламная информация, содержащая сведения «Более 800 молодых людей избежали в армии. За этот год каждый из них заработал более 300 000 руб.» была удалена, рекламная информация об услугах, предоставляемых                          ИП <…>., размещена, однако рекламная информация об оказании    <…> услуг медицинского консультанта размещается на сайте.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную на сайте www.prizyvnik74.ru, содержащую сведения: «Более 800 молодых людей избежали в армии. За этот год каждый из них заработал более 300 000 руб.», поскольку в ней нарушены требования пункта 1, 13 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
  2. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную на сайте www.prizyvnik74.ru, содержащую сведения об оказании <…> услуг медицинского консультанта, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
  3. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную на сайте www.prizyvnik74.ru, в которой отсутствует часть существенной информации об оказываемых потребителям ИП <…>. услугах, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении                  ИП <…>.

Решение изготовлено в полном объеме 13 ноября 2015 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

     ПРЕДПИСАНИЕ

  О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

29 октября 2015 года                                                                                          г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  (далее – Комиссия) в составе:

 

          председатель Комиссии:

<…> – вр. и.о. заместителя Управления - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

          члены Комиссии:

<…>– специалист - эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

<…>– главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

 

на основании своего решения от 29 октября 2015 по делу № 58-08/15 о признании рекламы, которая размещена на сайте www.prizyvnik74.ru и содержит сведения: «Более 800 молодых людей избежали в армии. За этот год каждый из них заработал более 300 000 руб.», поскольку в ней нарушены требования пункта 1, 13 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». О признании ненадлежащей рекламы, размещенной на сайте www.prizyvnik74.ru, содержащей сведения об оказании <…> услуг медицинского консультанта, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». О признании ненадлежащей рекламы, размещенной на сайте www.prizyvnik74.ru, в которой отсутствует часть существенной информации об оказываемых потребителям ИП <…>. услугах, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». И в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ИП <…>  незамедлительно со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно не размещать сведения об оказании  <…> услуг медицинского консультанта.

2. ИП <…> представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 14 января 2016 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Челябинское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечь виновное лицо к административной ответственности.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны