Решение б/н Решение по делу № 58-2013 в отношении ООО «Курсор» от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

05 сентября 2013 года г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

председатель Комиссии:

А.А. Козлова – руководитель;

 

члены Комиссии:

И.П. Баранова – ведущий специалист - эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

Л.Р. Салиева – специалист 1 разряда отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

 

рассмотрев дело № 58-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Курсор» (далее – ООО «Курсор») по факту размещения рекламы финансовых услуг без указания наименования или имени лица, оказывающего эти услуги, и иных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее, при указании одного условия, влияющего на его стоимость, а также медицинских услуг без предупреждения о наличии противопоказаний с признаками нарушения части 1, 3 статьи 28 и части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации, ООО «Курсор», надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела и не заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило заявление жителя г. Коркино о размещении в газете «Курсор» № 1 от 09.02.2013, № 2 от 04.03.2013, № 12 от 13.05.2013, № 13 от 20.05.2013, № 14 от 27.05.2013, № 15 от 03.06.2013 рекламы с нарушениями требований Федерального закона «О рекламе».

Проверка указанных номеров газеты «Курсор» на соответствие требованиям Федерального закона «О рекламе» показала, что при рекламировании финансовых услуг, а также отдельных товаров с использованием информации о кредите не указаны наименование или имя лица, оказывающего финансовые услуги.

В частности, не указано лицо, предоставляющее финансовые услуги, в следующей рекламе:

«Центр недвижимости «Русь» Ипотека…», размещенной в газете «Курсор» № 14 от 27.05.2013 на странице 01, № 15 от 03.06.2013 на странице 01, № 13 от 20.05.2013 на странице 01, № 12 от 13.05.2013 на странице 01;

«Центр недвижимости «Русь» продажа, покупка, обмен… ипотека…», размещенной в газете «Курсор» № 1 от 09.02.2013 на первой странице;

«Салон-магазин … Стекландия… доступные кредиты…», размещенной в газете «Курсор» № 1 от 09.02.2013 на странице 01;

«Когда мебель искусство… «Багира» … Рассрочка и Кредит…», размещенной в газете «Курсор» № 14 от 27.05.2013 на последней странице, № 15 от 03.06.2013 на последней странице, № 13 от 20.05.2013 на последней странице, № 12 от 13.05.2013 на последней странице;

«Свой дом – это просто!... кредитование наличными… целевой кредитипотека…», размещенной в газете «Курсор» № 14 от 27.05.2013 на странице 06, № 15 от 03.06.2013 на странице 06, № 13 от 20.05.2013 на странице 06, № 12 от 13.05.2013 на странице 05;

«Уральское кредитное бюро… Разумная ипотека…», размещенной в газете «Курсор» № 14 от 27.05.2013 на первой странице, № 15 от 03.06.2013 на первой странице;

«Уральское кредитное бюро… Кредиты наличными…», размещенной в газете «Курсор» № 13 от 20.05.2013 на первой странице;

«Уральское кредитное бюро… ИпотекаКредиты наличными… оформление кредита до 3000 000 руб. без поручительства…», размещенной в газете «Курсор» № 1 от 09.02.2013 на странице 03.

Одновременно в рекламе, размещенной в газете «Курсор», содержится одно условие, влияющее на стоимость кредита и займа, а именно максимальная сумма предоставляемого кредита в одной рекламе и минимальная и максимальная сумма предоставляемого займа в другой рекламе, при отсутствии иных условий, влияющих на фактическую стоимость кредита и займа:

«Уральское кредитное бюро… ИпотекаКредиты наличными… оформление кредита до 3000 000 руб. …», размещенной в газете «Курсор» № 1 от 09.02.2013 на странице 03;

«Уральское кредитное бюро… Займыот 1000 до 20000…», размещенной в газете «Курсор» № 12 от 13.05.2013 на первой странице.

Также в газете «Курсор» № 1 от 09.02.2013 на странице 06 выявлено размещение рекламы «… Стоматологический кабинет Dr. Bormental’…» без предупреждения о наличии противопоказаний.

Согласно Перечню наименований зарегистрированных СМИ, размещенному на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: http://rkn.gov.ru/, издателем газеты «Курсор» является ООО «Курсор» (ул. Цвиллинга, д. 16, оф. 33, г. Коркино, Челябинская область, 456550).

Представитель ООО «Курсор» на рассмотрение дела не явился, требуемые Челябинским УФАС России документы и письменные объяснения не представил.

Исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

В газете «Курсор» № 1 от 09.02.2013, № 2 от 04.03.2013, № 12 от 13.05.2013, № 13 от 20.05.2013, № 14 от 27.05.2013, № 15 от 03.06.2013 размещена реклама финансовых услуг, в которой отсутствует наименование или имя лица, оказывающего эти услуги, и иные условия, влияющие на фактическую стоимость кредита и займа при указании одного условия, влияющего на их стоимость.

В частности, не указано лицо, предоставляющее финансовые услуги, в следующей рекламе:

«Центр недвижимости «Русь» Ипотека…», размещенной в газете «Курсор» № 14 от 27.05.2013 на странице 01, № 15 от 03.06.2013 на странице 01, № 13 от 20.05.2013 на странице 01, № 12 от 13.05.2013 на странице 01;

«Центр недвижимости «Русь» продажа, покупка, обмен… ипотека…», размещенной в газете «Курсор» № 1 от 09.02.2013 на первой странице;

«Салон-магазин … Стекландия… доступные кредиты…», размещенной в газете «Курсор» № 1 от 09.02.2013 на странице 01;

«Когда мебель искусство… «Багира» … Рассрочка и Кредит…», размещенной в газете «Курсор» № 14 от 27.05.2013 на последней странице, № 15 от 03.06.2013 на последней странице, № 13 от 20.05.2013 на последней странице, № 12 от 13.05.2013 на последней странице;

«Свой дом – это просто!... кредитование наличными… целевой кредитипотека…», размещенной в газете «Курсор» № 14 от 27.05.2013 на странице 06, № 15 от 03.06.2013 на странице 06, № 13 от 20.05.2013 на странице 06, № 12 от 13.05.2013 на странице 05;

«Уральское кредитное бюро… Разумная ипотека…», размещенной в газете «Курсор» № 14 от 27.05.2013 на первой странице, № 15 от 03.06.2013 на первой странице;

«Уральское кредитное бюро… Кредиты наличными…», размещенной в газете «Курсор» № 13 от 20.05.2013 на первой странице;

«Уральское кредитное бюро… ИпотекаКредиты наличными… оформление кредита до 3000 000 руб. без поручительства…», размещенной в газете «Курсор» № 1 от 09.02.2013 на странице 03.

В рекламе «Уральское кредитное бюро… ИпотекаКредиты наличными… оформление кредита до 3000 000 руб. …», размещенной в газете «Курсор» № 1 от 09.02.2013 на странице 03, «Уральское кредитное бюро… Займыот 1000 до 20000…», размещенной в газете «Курсор» № 12 от 13.05.2013 на первой странице, содержится одно из условий, влияющих на стоимость кредита и займа, а именно максимальная сумма предоставляемого кредита в одной рекламе и минимальная и максимальная сумма предоставляемого займа в другой рекламе, при отсутствии иных условий, влияющих на фактическую стоимость кредита и займа.

Указанные в рекламе сведения: «займ», «кредит», «ипотека» свидетельствуют о том, что объектом рекламирования являются финансовые услуги, следовательно, при размещении рекламы таких услуг должны соблюдаться требования статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Согласно части 1 статьи 807 Гражданского Кодекса Российской Федерации по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Частью 1 статьи 809 настоящего закона предусмотрено, что если иное не предусмотрено законом или договором займа, займодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором.

В соответствии с частью 1 статьи 819 Гражданского Кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» по договору о залоге недвижимого имущества (договору об ипотеке) одна сторона - залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества другой стороны - залогодателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя, за изъятиями, установленными федеральным законом.

Отсутствие в рекламе вида предоставляемого кредита при покупке товаров: товарный, коммерческий (отсрочка, рассрочка платежа и т.п.) или банковский приводит к тому, что присутствующее в рекламе слово «кредит» воспринимается как предложение получения именно банковской услуги.

На основании статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» финансовой услугой является банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица — наименование, для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя, отчество).

Отсутствие в рекламе финансовых услуг, размещенной в указанных номерах газеты «Курсор», наименования или имени лица, которое их оказывает, противоречит требованиям части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Отсутствие в рекламе «Уральское кредитное бюро… ИпотекаКредиты наличными… оформление кредита до 3000 000 руб. …», размещенной в газете «Курсор» № 1 от 09.02.2013 на странице 03, и в рекламе: «Уральское кредитное бюро… Займыот 1000 до 20000…», размещенной в газете «Курсор» № 12 от 13.05.2013 на первой странице, иных условий, определяющих фактическую стоимость кредита и займа для заемщика и влияющих на нее, при указании максимальной суммы кредита («до 3000 000 руб.»), минимальной и максимальной суммы займа (« от 1000 до 20000»), влияющих на стоимость кредита и займа, противоречит требованиям части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Также в газете «Курсор» № 1 от 09.02.2013 на странице 06 размещена реклама «… Стоматологический кабинет Dr. Bormental’…», в которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний.

Согласно Перечню работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») стоматология относится к медицинской услуге.

В силу части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалиста.

Отсутствие в рекламе медицинских услуг, размещенной в газете «Курсор» № 1 от 09.02.2013 на странице 06, предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости получения консультации специалистов противоречит требованиям части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

На основании части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 и частей 1, 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространителем является лицо, осуществившее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, размещенной в газете «Курсор» № 1 от 09.02.2013, № 2 от 04.03.2013, № 12 от 13.05.2013, № 13 от 20.05.2013, № 14 от 27.05.2013, № 15 от 03.06.2013, является ООО «Курсор» (456550, Челябинская область, г. Коркино, ул. Цвиллинга, д. 16, оф. 33) как издатель газеты «Курсор».

Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 37-43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать:

ненадлежащей рекламу медицинских услуг, размещенную ООО «Курсор» в газете «Курсор» № 1 от 09.02.2013, без указания предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости получения консультации специалистов, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе»;

ненадлежащей рекламу финансовых услуг, размещенную ООО «Курсор» в газете «Курсор» № 1 от 09.02.2013, № 2 от 04.03.2013, № 12 от 13.05.2013, № 13 от 20.05.2013, № 14 от 27.05.2013, № 15 от 03.06.2013, без указания наименование или имени лица, оказывающего эти услуги, и иных условий, влияющих на фактическую стоимость кредита, при указании одного условия, влияющего на его стоимость, поскольку в ней нарушены требования частей 1, 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»;

2. Выдать ООО «Курсор» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Курсор» и его должностного лица.

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение изготовлено в полном объеме 16 сентября 2013 года.

Председатель Комиссии

А.А. Козлова

Члены Комиссии

И.П. Баранова

Л.Р. Салиева

Связанные организации

Связанные организации не указаны