Решение б/н Решение и предписание № 58-ж/2017, 59-ж/2017 по жалобе на де... от 15 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 58-ж/2017, 59-ж/2017

13 февраля 2017 года                                                               г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

...

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

...

-

ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

...

-

специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобы ООО «Лукрум», ООО «ЭкстремФарм» (далее – Заявители) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку «Антибактериального средства. Меропенем» для медицинских организаций Челябинской области на I полугодюие 2017 года (извещение № 0869200000216002336) (далее – Аукцион) в присутствии:

- представителя ГБУЗ «Областная клиническая больница № 3» (далее - Заказчик), действующего на основании доверенности № б/н от 13.02.2017;

- представителя МБУЗ «Детская городская клиническая больница №8», действующего на основании доверенности №01/15 от 27.02.2015;

- представителя ГКУ «Центр организации закупок в сфере здравоохранения» (далее – Уполномоченное учреждение), действующего на основании доверенности № 8 от 21.09.2016;

- представителя Уполномоченного учреждения, действующего на основании доверенности № 41 от 14.07.2016;

- представителя Уполномоченного учреждения, действующего на основании доверенности № б/н от 09.01.2017;

- в отсутствие представителей ООО «Лукрум», ООО «ЭкстремФарм», надлежащим образом уведомленных о дате, времени, месте рассмотрения жалобы,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 06.02.2017 поступили жалобы ООО «Лукрум», ООО «ЭкстремФарм», на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку «Антибактериального средства. Меропенем» для медицинских организаций Челябинской области на I полугодие 2017 года (извещение № 0169200003616000071), объявленного Заказчиком путем размещения в Единой информационной системе 29.12.2017 извещения о проведении Аукциона на сайте www.zakupki.gov.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта – 4 810 960 рублей.

По состоянию на 13.02.2017 контракты по результатам Аукционов не заключены, заключение контрактов приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалобы по существу.

На участие в аукционе поступило 9 заявок, 8 из 9 заявок отклонены аукционной комиссией, аукцион не состоялся, победителем признано АО «Областной аптечный склад».

Согласно доводам жалоб, Заявители считают, что их заявки неправомерно отклонены аукционной комиссией. Кроме того, Заявители указали, что описанию объекта закупки соответствует только одно лекарственное средство с торговым наименованием «Меропенем Векста».

Заявители также считают, что лекарственные средства с МНН «Меропенем» являются взаимозаменяемыми и могут применяться для одной группы заболеваний с достижением одинакового терапевтического эффекта, в связи с чем, отклонение заявок участников неправомерно.

            Представители Уполномоченного учреждения с доводами жалоб не согласились и пояснили, что заявки участников рассматривались аукционной комиссии на соответствие именно документации об электронном аукционе.

Также отмечено, что сведения, указанные в заявках, не соответствовали документации об электронном аукционе, в связи с чем заявки отклонены аукционной комиссией на основании пункта 2 части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе.

В рамках формирования объекта закупки Уполномоченное учреждение руководствовалось существующей потребностью Заказчиков. При этом указано, что Заказчики вправе устанавливать требования к характеристикам товаров, которые отвечают их потребностям.

Кроме того, представителем Уполномоченного учреждения отмечено, что одновременно с размещением рассматриваемого аукциона был объявлен аукцион на приобретение лекарственного препарата также с МНН «Меропенем». Вместе с тем, при размещении указанного аукциона в описании объекта закупки не установлены требования об обладании препаратом активностью к анаэробным патогенам: Prevotella intermedia, а также требование о сохранении эффективности при хранении в холодильнике (при температуре до 4 °C) до 48 часов, в связи с чем, по мнению Уполномоченного учреждения, конкуренция при проведении закупок не была ограничена.

Представители Заказчиков согласились позицией Уполномоченного учреждения и дополнительно пояснили, что сохранение эффективности препарата при хранении в холодильнике до 48 часов позволяет использовать препарат в течение более продолжительного периода времени. Кроме того, при формировании объекта закупки также учитывался спектр действия препарата, необходимый Заказчикам.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,

Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, указанной заявке участника, требованиям документации о таком аукционе.

Подпунктом «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Как видно из аукционной документации, в приложении №1 «Наименование и описание объекта закупки» установлены следующие требования к поставляемому товару:

 

 

 

МНН (Состав)

Описание полное

Меропенем

порошок для приготовления раствора для внутривенного введения 1000 мг № 1. Обладает активностью к анаэробным патогенам: Prevotella intermedia. Препарат, разведенный водой для инъекций, 0,9% раствором натрия хлорида, сохраняет эффективность при хранении в холодильнике (при температуре до 4 °C) до 48 часов.

 

 

            Пунктом 18 документации об аукционе установлена Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, согласно которой товар, предлагаемый участником электронного аукциона должен соответствовать требованиям заказчика к международному непатентованному наименованию (МНН), лекарственной форме, дозировке, характеристикам, показаниям, количеству единиц в упаковке (в соответствии с приложением № 1 к информационной карте документации об электронном аукционе «Наименование и описание объекта закупки»), а также требованиям заказчика к остаточному сроку годности товара (в соответствии с п. 5 Информационной карты документации об аукционе).

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 03.02.2017 на участие в аукционе поступило 9 заявок. Заявки ООО «Лукрум», ООО «ЭкстремФарм» отклонены аукционной комиссией со следующим обоснованием:

«Заявка участника электронного аукциона не соответствует требованиям аукционной документации.

Согласно п. 1 Приложения №1 к Информационной карте документации об аукционе требуется  к поставке лекарственный препарат с МНН «Меропенем» с описанием «порошок для приготовления раствора для внутривенного введения 1000 мг№ 1. Обладает активностью к анаэробным патогенам: Prevotella intermedia. Препарат, разведенный водой для инъекций, 0,9% раствором натрия хлорида, сохраняет эффективность при хранении в холодильнике (при температуре до 4 °C) до 48 часов.».

Участником электронного аукциона в первой части заявки по  п. 1 к поставке  предложен лекарственный препарат с МНН «Меропенем»  с торговым наименованием  «Меропенем-ДЕКО»  с описанием «порошок для приготовления раствора для внутривенного введения 1000 мг№ 10. Обладает активностью к анаэробным бактериям: Prevotella bivia, Prevoletta disiens. Препарат, разведенный водой для инъекций сохраняет стабильность при хранении в холодильнике (при температуре 2-8 °C) в течение 16 часов; препарат, разведенный 0,9% раствором натрия хлорида, сохраняет стабильность при хранении в холодильнике (при температуре 2-8 °C) в течение 24 часов.».

Таким образом, предложенный лекарственный препарат не соответствует заявленной потребности заказчиков.

 Нарушены требования п. 17, 18 Информационной карты документации об аукционе. 

Основание для решения: п. 2 части 4 ст. 67 Федерального закона № 44-ФЗ.»

Как видно из материалов дела, первая часть заявки ООО «Лукрум», ООО «ЭкстремФарм» содержали следующие характеристики поставляемого товара:

 

Торговое наименование

МНН (Состав)

Описание полное

«Меропенем Деко»

Меропенем

порошок для приготовления раствора для внутривенного введения 1000 мг № 1. Обладает активностью к анаэробным патогенам: Prevotella bivia, prevotella disiens. Препарат, разведенный водой для инъекций, сохраняет стабильность при хранении в холодильнике (при температуре 2-8 С) в течение 16 часов; препарат, разведенный 0,9% раствором натрия хлорида, сохраняет стабильность при хранении в холодильнике (при температуре 2-8 С) в течение 24 часов.

 

Заявки ООО «Лукрум», ООО «ЭкстремФарм» содержали сведения, которые не соответствовали описанию объекта закупки в части таких характеристик как активностью к анаэробным патогенам и сохранение активности препарата при хранении при определённой температуре.

Таким образом, заявки ООО «Лукрум» и ООО «ЭкстремФарм правомерно отклонены аукционной комиссией, в связи с чем доводы жалобы на действия аукционной комиссии не обоснованы.

Вместе с тем, отклонение заявки вызвано неправомерными действиями Уполномоченного учреждения и Заказчиков в части необъективного описания объекта закупки.

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, проведя внеплановую проверку, выявила следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При описании объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемым товарам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.

Описание объекта закупки – это фиксация заказчиком в документации о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих способность удовлетворять потребности и запросы Заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая фиксация требований Заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны Заказчика должным исполнением контракта.

Согласно пункту 16 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств международное непатентованное наименование (МНН) лекарственного средства - это наименование фармацевтической субстанции, рекомендованное Всемирной организацией здравоохранения.

Следовательно, МНН лекарственного препарата указывает на фармацевтическую субстанцию (действующее вещество), которая содержится в соответствующем лекарственном препарате и определяет его эффективность.

Согласно пункту 24 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств под эффективностью лекарственного препарата понимается характеристика степени положительного влияния лекарственного препарата на течение, продолжительность заболевания или его предотвращение, реабилитацию, на сохранение, предотвращение или прерывание беременности. МНН лекарственного препарата является его функциональной характеристикой и определяет потребность заказчика.

Указание МНН, лекарственной формы и дозировки (с указанием возможности поставки эквивалента) является необходимым и достаточным условием идентификации лекарственного препарата.

Таким образом, лекарственные препараты с одинаковыми МНН, взаимозаменяемыми лекарственными формами, взаимозаменяемыми дозировками и разными торговыми наименованиями следует относить к взаимозаменяемым лекарственным препаратам. Иные характеристики лекарственных препаратов (например, первичная упаковка (форма выпуска), вторичная упаковка, количество препарата в первичной упаковке (например, объем наполнения), количество единиц (ампул, шприцев и т.д.) препарата во вторичной упаковке и т.п.) не влияют на терапевтические свойства лекарственных средств.

 В письме ФАС России от 22.09.2010 № АК/32021 «О государственных и муниципальных закупках лекарственных средств, имеющих МНН «Меропенем» указано, что все зарегистрированные в Российской Федерации лекарственные средства, имеющие МНН «Меропенем», являются взаимозаменяемыми. Указанные препараты могут применяться по одним и тем же показаниям в рамках утвержденных инструкций по медицинскому применению, содержащих аналогичную информацию, включая способ приготовления растворов для внутреннего введения.

Как указано ранее, в Приложении № 1 к документации «Наименование и описание объекта закупки» установлено, что препарат должен обладать активностью к анаэробным патогенам: Prevotella intermedia. Кроме того, препарат, разведенный водой для инъекций, 0,9% раствором натрия хлорида, должен сохранять эффективность при хранении в холодильнике (при температуре до 4 °C) до 48 часов.

Вместе с тем, представители Уполномоченного учреждения и Заказчика не представили на заседании комиссии какие-либо доказательства, подтверждающие потребность Заказчиков в препарате с данными характеристики.

Более того, 8 из 9 участников аукциона отклонены аукционной комиссией в связи с тем, что товар, предложенный участниками аукциона, не обладал указанными свойствами, что в свою очередь привело к тому, что аукцион признан не состоявшимся, контракт может быть заключен по начальной (максимальной) цене, экономия не будет достигнуты.

Кроме того, представитель Уполномоченного учреждения не отрицал, что описанию объекта закупки соответствует исключительно препарат с торговым наименованием «Меропенем Векста».

Таким образом, действия Уполномоченного учреждения противоречат пункту 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку при описании объекта закупки использованы характеристики, которые не влияют на терапевтические свойства лекарственных средств. Кроме того, указанные нарушения повлекли за собой нарушения части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, поскольку действия Уполномоченного учреждения привели к необоснованному ограничению числа участников закупок.

   Комиссия, руководствуясь статьей  статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалоб ООО «Лукрум», ООО «ЭкстремФарм» на действия аукционной комиссии необоснованными.

2. Признать в действиях Уполномоченного учреждения нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчикам, Уполномоченному учреждению, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

  1. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 58-ж/2017, 59-ж/2017

об устранении нарушении законодательства

о контрактной системе

13 февраля 2017 года                                                              г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

...

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

...

-

ведущего специалиста — эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

...

-

специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

на основании решения Челябинского УФАС России № 58-ж/2017, 59-ж/2017  от 13.02.2017, вынесенного по итогам рассмотрения жалоб ООО «Лукрум», ООО «ЭкстремФарм» (далее – Заявители) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку «Антибактериального средства. Меропенем» для медицинских организаций Челябинской области на I полугодие 2017 года (извещение № 0169200003616000071) (далее – аукцион) и проведения внеплановой проверки, с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

          1. Заказчикам :

1.1. с даты размещения предписания в Единой информационной системе в сфере закупок не заключать контракты по итогам аукциона;

         2. Аукционной комиссии в срок до 27.02.2017 :

2.1. принять решение об отмене протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 03.02.2017 и протокола рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 07.02.2017;

2.2. передать указанное решение ГКУ «Центр организации закупок в сфере здравоохранения» для размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и направления ООО «РТС-тендер».

         3. ГКУ «Центр организации закупок в сфере здравоохранения» в срок до 27.02.2017:

3.1. принять решение об отмене Аукциона;

3.2.разместить решения, указанные в пунктах 2.1, 3.1 настоящего предписания в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и направить сведения оператору электронной площадки ООО «РТС — тендер».

         4. ООО «РТС-тендер» с 14.02.2017 обеспечить Заказчикам, Уполномоченному учреждению, аукционной комиссии возможность исполнения настоящего предписания.

         5.  ГКУ «Центр организации закупок в сфере здравоохранения»  в срок до 01.03.2017 направить в Челябинское УФАС России (с сопроводительным письмом) доказательства исполнения настоящего предписания (решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, решение об отмене аукциона, доказательства размещения сведений о решениях в Единой информационной систем  www.zakupki.gov.ru и направления указанных сведениях оператору электронной площадки ООО «РТС- тендер»).

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

Связанные организации

Связанные организации не указаны