Решение б/н Решение и предписание по делу № 580, 581-ж/2013 по жалобе ОА... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 580, 581-ж/2013

 

04 декабря 2013 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

начальника отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Кокшаровой И.О.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России,

 

Воронковой Д.А.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьями 17, 60 Федерального закона от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), рассмотрев жалобы ОАО «Арти» на действия заказчика при проведении открытых аукционов в электронной форме на поставку противогазов фильтрующих гражданских (извещения №№ 0169200000313007709,0169200000313007731), в присутствии:

- представителей Государственных бюджетных учреждений здравоохранения «Челябинская областная клиническая больница», действующих на основании доверенностей от 11.02.2013, от 04.12.2013, а также приказа № 960-лс от 28.11.2013 года;

- представителя ОАО «Арти», действующего на основании доверенности от 02.12.2013 года,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 27 ноября 2013 года поступили жалобы ОАО «Арти» (далее - заявитель) на действия заказчика при проведении открытых аукционов в электронной форме на поставку противогазов фильтрующих гражданских (извещения №№ 0169200000313007709, 0169200000313007731).

В связи с тем, что доводы и требования жалобы идентичны, заказчиком как одного так и другого аукциона является Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Челябинская областная клиническая больница», а уполномоченным органом Главное управление материальных ресурсов Челябинской области, Комиссия приняла решение об объединении дел в одно производство.

Согласно представленным документам Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Челябинская областная клиническая больница», Главное управление материальных ресурсов Челябинской области объявили о проведении двух аукционов на поставку противогазов фильтрующих гражданских.

Извещение № 0169200000313007709 о проведении аукциона опубликовано на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 19.11.2013 (далее — аукцион 1).

Извещение № 0169200000313007731 о проведении аукциона опубликовано на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 20.11.2013 (далее — аукцион 2).

Начальная (максимальная) цена контракта аукциона 1 — 2 012 312,16 рублей.

Начальная (максимальная) цена контракта аукциона 2 — 1 986 768,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционах – 29.11.2013 в 10:00.

Согласно протоколам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционах от 03.12.2013 года на участие в аукционах поступило 3 заявки, двум из которых отказано единой комиссией от участия в аукционах по причине несоответствия требованиям документациям об аукционах.

По состоянию на 04.12.2013 договоры на поставку противогазов фильтрующих гражданских не заключены.

Согласно доводам, изложенным в жалобах, заявитель считает, что заказчиком, в нарушение положений статей 34, 41.6 Закона о размещении заказов в документацию об аукционах включены требования к товару, которые ограничивают количество участников размещения заказа.

Также по мнению заявителя в документациях установлены противоречивые требования к товару — гарантийному сроку хранения.

Заявитель обжалует в том числе требование подпункта 4 пункта 6 информационных карт аукционов, согласно которым одним из условием поставки товара является предоставление заказчику паспорта на продукцию с отметкой ВП МО РФ. В обоснование своих доводов заявитель указал, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная приемка продукции гражданского назначения (в том числе гражданских противогазов) военным представительством Министерства обороны России. Следовательно, такое требование установлено безосновательно и ограничивает количество участников размещения заказа.

Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобах не согласились и пояснили следующее.

Все требования к товарам установлены в соответствии с действующим законодательством о размещении заказов. При этом данные требование не ограничивают количество участников размещения заказа, так как согласно проведенному мониторингу к поставке можно предложить противогазы: ВК 320, ГП-7К с ДПГ-3, ВК 450, ВК-600, ГП-7КБ «Универсал», ВКЯП, изготавливаемые ОАО «Сорбент», г. Пермь, ОАО «Тамбовмаш», г. Тамбов, ОАО ЭХМЗ» г. Электросталь.

По поводу противоречивых требований к товару, относительно сроков хранения представители заказчика пояснили, что в данном случае в документациях заказчик разделил понятия гарантийный срок хранения, который устанавливается заводом-изготовителем и рекомендуемый назначенный срок хранения, установленный в соответствии с требованиями приложения №10 к пункту 2.9.12 Приказа МЧС РФ от 27.05.2003 № 285 «Об утверждении и введении в действие правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля».

Также представители заказчика указали, что требования к комплекту документов, предоставляемых при поставки товаров заказчиком установлены в соответствии с положениями части 12 статьи 9 Закона о размещении заказов с целью выявления недоброкачественной и фальсифицированной продукции.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьей 17, 60 Закона о размещении заказов, Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ОАО «Арти» и проведя внеплановую проверку пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.

В силу части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Согласно пункта 5 информационной карты аукционов к поставке требуется противогаз фильтрующий гражданский, укомплектованный фильтром ВК 320.

На заседание Комиссии заявителем представлены копии патентов на фильтр ВК 320, а также реестр действующих сертификатов. В соответствии с указанными документами фильтры комбинированные ВК являются товарным знаком, зарегистрированным в соответствии с требованиями действующего законодательства. Лицензиатом по указанному патенту является ОАО «Сорбент». Следовательно, иные лица не имеют право производить и использовать в своих товарах фильтры комбинированные ВК, без «разрешения» лицензиата.

Ни представители заказчика ни представители уполномоченного органа не оспаривают тот факт, что буквы ВК указывают на конкретного производителя фильтров. Однако заявляют довод, согласно которому предметом аукционов является поставка не фильтров, а противогазов. При этом на российском рынке, по мнению уполномоченного органа, существуют иные производители самоспасателей, соответствующих требованиям документации об аукционах по всем показателям, в том числе и по данной характеристике. Такие, например, как ОАО «Сорбент», ОАО «Тамбов», ОАО «ЭХМЗ». Следовательно, данное условие не ограничивает количество участников размещения заказа.

Вместе с тем, Комиссия считает данный довод не состоятельным, так как он документально не подтвержден. На заседание Комиссии не представлена ни одна инструкция по применению к противогазам, производители которых являются не ОАО «Сорбент», доказывающие, что в противогазах используется фильтр ВК 320.

Более того, заказчик не отрицает, что наличие в противогазе фильтра ВК 320, не является его потребностью, так как заказчику необходима лишь поставка противогазов с фильтрами, изготавливаемые в металлическом корпусе с горловиной, имеющий круглую резьбу. Однако требование о наличии в предлагаемом к поставке товаре фильтра ВК 320 ограничивает количество участников размещения заказа, так как указывает на конкретного производителя - ОАО «Сорбент», что запрещено частью 1 статьи 41.6, частью 3.1. статьи 34 Закона о размещении заказов.

2. В соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в документации об открытом аукционе в электронной форме указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети «Интернет» или иного указания.

Согласно части 1 статьи 19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

Приложение № 2 к информационным картам документации об аукционах содержат обоснование начальной (максимальной) цены контракта в виде таблицы расчета начальной (максимальной) цены контракта. Согласно указанной таблицы заказчиком в рамках исполнения части 1 статьи 19.1 Закона о размещении заказов при расчете начальной (максимальной) цены контракта использовались коммерческие предложения ОАО «Сорбент», ООО «ЮжУрал-Бонпет», ООО «Навигатор СИЗ». Согласно указанным коммерческим предложениям при обосновании начальной (максимальной) цены контракта заказчиком использовались цены исключительно на противогаз фильтрующий гражданский УЗС ВК, производства ОАО «Сорбент», что является нарушением части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов.

3. В соответствии с частью 12 статьи 9 Закона о размещении заказов в контракт включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте. Для проверки соответствия качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг требованиям, установленным контрактом, заказчик вправе привлекать независимых экспертов, выбор которых осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Одним из условий поставки товара согласно подпункту 4 пункта 6 информационных карт документаций об аукционах на подрядчика возложена обязанность по предоставлению паспорта с отметкой ВО МО РФ.

Согласно частям 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание преимущественных условий участия в торгах, а также ограничение доступа к участию в торгах, не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.

Таким образом, в документации об аукционах должны содержаться только те требования к товару, поставке и т.д., которые влияют на возможность (невозможность) использования товара в тех целях, которые предусматривает заказчик, с учетом предусмотренного им качества товара.

В силу части 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Согласно пунктам 2, 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.08.1995 года №804 (далее — Постановление Правительства РФ №804) военные представительства подконтрольны Министерству обороны Российской Федерации.

Исходя из положений пункта 3 Постановления Правительства РФ №804 контроль качества и приемка военной продукции, производимой для государственных заказчиков, кроме Министерства обороны Российской Федерации, осуществляются министерством на договорной основе. Следовательно, носят добровольный характер.

Более того, на заседание Комиссии представителем заявителя представлены копии писем Министерства обороны Российской Федерации, направленные в адрес заводов-изготовителей противогазов, таких как ОАО «Электростальский химико-механический завод», ОАО «ТАМБОВМАШ», ОАО «АРТИ-ЗАВОД», а также Московскому городскому отделению Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». Согласно указанным информационным письмам контроль качества и приема военными представительствами Министерства обороны Российской Федерации средств индивидуальной и коллективной защиты, для обеспечения государственный и муниципальных нужд вне рамок государственного оборонного заказа, осуществляется на договорной основе с предприятиями производителями этой продукции.

Таким образом, включение в документации об аукционах обязанности поставщика предоставить паспорт на товар с отметкой военного представительства Министерства обороны Российской Федерации установлено заказчиком неправомерно и нарушает требования части 1 статьи 41.6, части 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, так как ограничивает количество участников размещения заказа.

4. В соответствии с пунктом 6 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, об обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.

В соответствии с пунктом 7 информационной карты документаций об аукционах к предлагаемому к поставке товару установлено требование к гарантийному сроку хранения и эксплуатации — 12 лет с момента приемки изделия.

Согласно спецификациям, являющиеся приложением к информационным картам срок хранения товара должен составлять не менее 25 лет.

На заседание Комиссии заявитель указал, что такие требования документаций об аукционах противоречат друг другу. Вместе с тем, представил Приказ МЧС РФ от 27.05.2003 года №288 «Об утверждении и введении в действие правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля», в котором установлены рекомендуемые сроки хранения средств индивидуальной защиты. Согласно данному Приказу сроки хранения средств индивидуальной защиты равны 25 годам. При этом установлены правила хранения противогазов, согласно которым по истечении 6 месяцев до окончания срока годности товара необходимо провести лабораторные испытания, затем через 5 лет после истечения гарантийного срока хранения и далее один раз в два года.

Таким образом, законодателем установлено два срока хранения к данному товару: гарантийный срок хранения, а также назначенный срок хранения.

Гарантийный срок хранения должен быть установлен заводом-изготовителем и продекларирован в сертификатах соответствия. В течение данного срока изготовитель гарантирует защитную эффективность противогаза, при соблюдении правил его эксплуатации.

Заказчиком установлено два срока. При этом один, согласно документациям об аукционах, называется гарантийный срок хранения и эксплуатации, а другой - срок хранения товара.

Таким образом, заказчик правомерно установил в документации об аукционе два срока, так как они не противоречат друг другу и устанавливают различные требования к товару, что не запрещено действующим законодательством о размещении заказов.

7. Согласно части 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме.

В силу части 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе.

В соответствии с частью 5 статьи 41.7 Закона о размещении заказов разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме не должно изменять ее суть.

На официальном сайте в сети «Интернет» 26.11.2013 года размещены ответы заказчика на запросы заявителя о разъяснении положений документаций об аукционах.

Указанные ответы размещены в сроки, предусмотренные частью 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов, а именно на следующий день после получения запросов о разъяснении документаций об аукционах. Данные ответы не изменяют положений документаций об аукционах и соответствуют требованиям действующего законодательства о размещении заказов.

Таким образом, действия заказчика по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» разъяснений положений документаций об аукционах соответствуют требованиям статьи 41.7 закона о размещении заказов.

Исходя из изложенного, информации, представленной Государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Челябинская областная клиническая больница», Главным управлением материальных ресурсов Челябинской области и ОАО «Арти», а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года № 498 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд»,


 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы ОАО «Арти» на действия заказчика частично обоснованными, необоснованными в части установления неправомерных требований к сроку хранения товара, а также в части несоответствия разъяснений заказчика действующему законодательству о размещении заказов;

2. Признать в действиях заказчика нарушение частей 1,2 статьи 9, частей 1,2 статьи 19.1, частей 2.1, 3.1 статьи 34, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов;

3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов;

4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Председатель Комиссии

В.А. Ливончик

Члены Комиссии

И.О. Кокшарова

Д.А. Воронкова

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 580, 581-ж/2013

об устранении нарушений законодательства

Российской Федерации о размещении заказов

 

04 декабря 2013 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

начальника отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Кокшаровой И.О.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России,

 

Воронковой Д.А.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России,

на основании решения Челябинского УФАС России от 04.12.2013 года, принятого по итогам рассмотрения жалобы ОАО «Арти» на действия заказчика при проведении открытых аукционов в электронной форме на поставку противогазов фильтрующих гражданских (извещения №№ 0169200000313007709,0169200000313007731), в целях устранения нарушений Закона о размещении заказов,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Челябинская областная клиническая больница»:

1.1. с момента оглашения предписания не заключать договоры по итогам проведения открытых аукционов в электронной форме №0169200000313007709, №0169200000313007731 на поставку противогазов фильтрующих гражданских, оформленных протоколами рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционах от 03.12.2013 года.

1.2. в срок до 13 декабря 2013 года принять решения об отмене аукционов №0169200000313007709, №0169200000313007731 и передать их Главному управлению материальных ресурсов Челябинской области для размещения на официальном сайте в сети Интернет.

2. Главному управлению материальных ресурсов Челябинской области разместить решения об отмене аукционов в электронной форме №0169200000313007709, №0169200000313007731 на официальном сайте в сети Интернет не позднее 2-х рабочих дней после получения соответствующего решения.

3. Оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» с 06.12.2013 года обеспечить Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Челябинская областная клиническая больница», Главному управлению материальных ресурсов Челябинской области возможность исполнения пунктов 1, 2 настоящего предписания.

4. Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Челябинская областная клиническая больница» в срок до 24 декабря 2013 года направить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания, в том числе надлежащим образом заверенные копии решений об отмене аукционов с отметкой о их получении Главным управлением материальных ресурсов Челябинской области.

5. Главному управлению материальных ресурсов Челябинской области в срок до 24 декабря 2013 года направить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения пункта 2 настоящего предписания, в том числе сведения, подтверждающие дату размещения Главным управлением материальных ресурсов Челябинской области решения об отмене аукциона.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

Председатель Комиссии

В.А. Ливончик

Члены Комиссии

И.О. Кокшарова

Д.А.Воронкова                                                                                     

Связанные организации

Связанные организации не указаны