Решение №ВЛ/12842/21 По делу 789-ж/2021 от 4 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

6

 

По делу 789-ж/2021

 

Министерство образования и науки Челябинской области

 

454113, г. Челябинск, Площадь Революции, 4

 

ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области»

 

454084, г. Челябинск, ул. Калинина, дом 21

 

АО «ТЭК-Торг»

 

119021, г. Москва, ул. Тимура Фрунзе, д. 24

 

Общество с ограниченной ответственностью «ЧСК» (ООО «ЧСК»)

 

454028, г. Челябинск, ул.Ярославская, д. 1, ЭТАЖ 2 ПОМЕЩ. 3-2 (ОФИС 205/6)

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-2544/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена 28 сентября 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 01 октября 2021 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

"..."

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

"..."

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

"..."

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «ЧСК» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку ноутбуков в целях реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» (извещение № 0869200000221003110) в присутствии:

- представителя Министерства образования и науки Челябинской области "...", действующего на основании доверенности от 14.04.2021 № 10;

- представителя Министерства образования и науки Челябинской области "...", действующего на основании доверенности от 14.04.2021 № 11;

- представителя ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области» "...", действующего на основании доверенности от 08.04.2021 № 4;

- представителя ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области» "...", действующего на основании доверенности от 08.04.2021 № 07;

- представителя ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области» "...", действующего на основании доверенности от 08.04.2021 № 03;

в отсутствие представителя ООО «ЧСК», направившего ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 21.09.2021 поступила жалоба ООО «ЧСК» (далее – заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку ноутбуков в целях реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» (извещение № 0869200000221003110) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам Министерство образования и науки Челябинской области (далее – заказчик), ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области» (далее - уполномоченный орган) 17.09.2021 объявили о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения об осуществлении закупки 0869200000221003110.

Закупка размещена в рамках национального проекта «Образование».

Начальная (максимальная) цена контракта (изв. 0869200000221003110) определена в размере 43 135 877,60 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 27.09.2021 10:00.

На дату рассмотрения жалобы контракт по итогам проведения аукциона не заключен.

Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.

По мнению ООО «ЧСК», заказчиком составлено описание объекта закупки с нарушением требований законодательства о контрактной системе.

Так, заявитель считает, что заказчиком по товару «ноутбук» необоснованно включены дополнительные характеристики, не предусмотренные каталогом товаров, работ, услуг. В отношении программного обеспечения не использованы позиции каталога товаров, работ, услуг: 58.29.11.000-00000002 «Операционная система»; 58.29.21.000-00000004 «Пакет офисных программ»; 58.29.29.000-00000001 «Мультимедийное программное обеспечение».

Также заявитель указывает, что по совокупности установленных требований к программному продукту к поставке может быть предложена только конкретная модель единственного производителя Kraftway.

 

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, рассмотрев доводы, изложенные в жалобе, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила использования КТРУ).

Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.

Исходя из подпункта а пункта 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.

В соответствии с пунктом 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Пунктом 8 Правил использования КТРУ предусмотрено, что при включении в состав одного лота (одного товара, работы, услуги) нескольких товаров, работ, услуг, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик руководствуется требованиями настоящих Правил в отношении каждого такого товара, работы услуги, на которые в каталоге имеется подлежащая применению позиция.

Объектом рассматриваемой закупки является поставка ноутбуков. При этом ноутбуки должны быть поставлены с предустановленным программным обеспечением.

Согласно извещению об осуществлении закупки, документации об аукционе заказчиком при описании объекта закупки позиции КТРУ не использовались. В извещении в графе «Информация об объекте закупки содержится указание на код 26.20.11.110 согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

КТРУ предусмотрены позиции с кодом 26.20.11.110-… «Ноутбук». Однако согласно сведения КТРУ датой начала обязательного применения позиций каталога является 23.09.2021.

Рассматриваемая закупка размещена на сайте Единой информационной системы 17.09.2021, то есть до начала обязательного применения указанных позиций КТРУ. Согласно пояснениям представителей заказчика, уполномоченного органа описание объекта закупки сформировано с учетом Распоряжения Министерства Просвещения России от 14.01.2021 № Р-15, которым утверждены Методические рекомендации по приобретению оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания в рамках государственной поддержки образовательных организаций в целях оснащения (обновления) их компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».

Таким образом, учитывая, что позиция КТРУ с кодом 26.20.11.110-… «Ноутбук» на дату объявления закупки не являлась обязательной к применению, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений при описании объекта закупки в части не применения указанной позиции КТРУ.

Вместе с тем, из описания объекта закупки следует, что вместе с ноутбуком заказчиком приобретается программное обеспечение. Требования к программному обеспечению установлены в техническом задании (приложение №1 к информационной карте документации об аукционе). К поставке требуется в том числе операционная система, пакет офисных программ, мультимедийное программное обеспечение и др.

В КТРУ содержатся следующие позиции:

- 58.29.11.000-00000002 «Операционная система»;

- 58.29.21.000-00000004 «Пакет офисных программ»;

- 58.29.29.000-00000001 «Мультимедийное программное обеспечение».

Вместе с тем, заказчиком данные позиции КТРУ при описании объекта закупки не использованы.

Более того, в отношении требований к пакету офисных программ, работе с мультимедиа и изображениями указаны дополнительные характеристики, не включенные в соответствующие позиции КТРУ. Например, в позиции КТРУ 58.29.21.000-00000004 «Пакет офисных программ» отсутствуют такие характеристики, как: редактор презентаций, редактор векторной графики. В позицию 58.29.29.000-00000001 «Мультимедийное программное обеспечение» не включены требования к записи оптических дисков, программе сканирования, программе работы с web-камерой.

При этом в нарушение пункта 6 Правил использования КТРУ документацией об аукционе не обосновано включение дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ.

На заседание Комиссии представители заказчика пояснили, что установленные требования к предустановленному программному обеспечению обусловлены потребностью конечных получателей товара и также установлены Распоряжением Министерства Просвещения России от 14.01.2021 № Р-15. Однако данное обоснование включения дополнительных характеристик в документации об аукционе отсутствует.

Довод представителей заказчика, уполномоченного органа, согласно которому программное обеспечение и требования к нему указаны как характеристика самого ноутбука, следовательно, заказчик вправе не использовать соответствующие позиции каталога не принимается Комиссией во внимание, поскольку программное обеспечение возможно к приобретению как с ноутбуком так без него. Два товара отделимы друг от друга, имеют своих производителей/разработчиков. Также следует отметить, что в позиции КТРУ 26.20.11.110-… «Ноутбук» программное обеспечение в качестве характеристики товара не указано.

При этом как уже отмечалось ранее в силу пункта 8 Правил использования КТРУ при включении в состав одного лота (одного товара, работы, услуги) нескольких товаров, работ, услуг, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик руководствуется требованиями настоящих Правил в отношении каждого такого товара, работы услуги, на которые в каталоге имеется подлежащая применению позиция.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что описание объекта закупки в части установленных требований к программному обеспечению не соответствуют части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, пунктам 4,6 Правил использования КТРУ.


 


 

2. В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Заявитель в жалобе указывает, что по совокупности требований к предустановленному программному обсечению к поставке может предложен единственный товар конкретного производителя Kraftway.

Вместе с тем, доказательств, подтверждающий ограничение количества участников закупки заявителем не представлено.

Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Таким образом, бремя доказывания доводов жалобы лежит на заявителе.

Согласно письменным пояснениям представителей заказчика, уполномоченного органа реализация совокупности параметров, указанных в жалобе имеет множество решений. И они могут быть решены как на аппаратном уровне ILO у HP, Intel v Pro, LanDesk и др, так и с использованием возможностей программного обеспечения (Windows, Linux).

Таким образом, довод относительно необоснованного ограничения количества участников закупки не обоснован ввиду его недоказанности.

 

В связи с допущенными нарушениями в действиях должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.30 КоАП РФ.

 

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика, на участие в аукционе поступило несколько заявок участников закупки, заявителем не представлено каким образом такое описание объекта закупки нарушает его права и законные интересы и делает невозможным его участие в аукционе. В связи с чем Комиссия считает возможным в рассматриваемом случае предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.


 

Исходя из информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

 

 

  1. Признать доводы жалобы ООО «ЧСК» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку ноутбуков в целях реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» (извещение № 0869200000221003110) обоснованными в части неправомерного описания объекта закупки без учета позиций КТРУ по программному обеспечению.

  2. Признать в действиях заказчика нарушения части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, пунктам 4,6 Правил использования КТРУ.

  3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку допущенное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика.

  4. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

.Председатель Комиссии   "..."

 

Члены комиссии    "..."

 

"..."

Приложение
 

Список рассылки

Корреспондент

Адрес

1

ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области"

454087, г. Челябинск, ул. Калинина, д. 21
zakup@zakup74.ru;al.bespalov@zakup74.ru

2

Министерство здравоохранения Челябинской области

454000, г. Челябинск, ул. Кирова, 165
minzdrav@gov74.ru; info@minzdrav74.ru; ks@minzdrav74.ru

3

ООО «ЧСК»

454028, г. Челябинск, ул. Ярославская, д. 1,
ЭТАЖ 2 ПОМЕЩ. 3-2 (ОФИС 205/6)
info@chsk-chel.ru

4

АО «ТЭК-Торг»

19021, г. Москва, ул. Тимура Фрунзе, д. 24
help@tektorg.ru

 

 

2021-13854

 

 

Связанные организации

АО «ТЭК-Торг»
ИНН 7704824695, ОГРН 1127747285368
ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области"
ИНН 7451402146, ОГРН 1157451017888
ООО «ЧСК»
ИНН 7447262337, ОГРН 1167456087281
Минздрав Челябинской области
ИНН 7453135827, ОГРН 1047424528580