Решение б/н Решение по делу № 589-ж/2015 по жалобе ООО «Строй-Аккорд» от 25 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е № 589-ж/2015

 

16 сентября 2015 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

 

Председателя Комиссии:

 

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «Строй-Аккорд» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по частичному капитальному ремонту реабилитационного центра ГБУЗ "ЧОКНБ" по адресу: Челябинская область, г. Копейск, ул. Карла Маркса 2А (монтаж ограждения территории) (извещение № 0369200011715000036) в присутствии:

- представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Челябинская областная клиническая наркологическая больница» (далее – заказчик), действующих на основании доверенностей от 15.09.2015;

- представителя ООО «Строй-Аккорд» (далее – заявитель), действующего на основании доверенности от 16.09.2015 № 5,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по частичному капитальному ремонту реабилитационного центра ГБУЗ "ЧОКНБ" по адресу: Челябинская область, г. Копейск, ул. Карла Маркса 2А (монтаж ограждения территории) (извещение № 0369200011715000036) (далее - закупка).

Согласно представленным документам заказчик объявил о проведении электронного аукциона на выполнение работ по частичному капитальному ремонту реабилитационного центра ГБУЗ "ЧОКНБ" по адресу: Челябинская область, г. Копейск, ул. Карла Маркса 2А (монтаж ограждения территории) путем опубликования 11.08.2015 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения № 0369200011715000036 об осуществлении закупки.

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 971 375, 87 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке – 31.08.2015 в 10 часов 00 минут.

На дату рассмотрения жалобы контракт по итогам проведения закупки не заключен.

Согласно доводам, изложенным в жалобе, аукционной комиссией неправомерно не допущен к участию в электронном аукционе участник закупки с порядковым номером заявки № 3.

Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили следующее.

Участник закупки с порядковым номером заявки № 3 не допущен аукционной комиссией к участию в электронном аукционе в связи с тем, что в содержании первой части заявки заявителя по позициям №№ 1, 5, 8 Технического задания не представлены конкретные показатели.

 

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, рассмотрев доводы, изложенные в жалобе, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.

В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе 0369200011715000036 от 07.09.2015 участник закупки с порядковым номером заявки № 3 не допущен аукционной комиссией к участию в электронном аукционе в связи с тем, что в заявке участника по позициям №№ 1, 5, 8 Технического задания отсутствуют конкретные показатели характеристик материалов, соответствующие требованиям документации об электронном аукционе, так как диапазон значений показателя не является конкретным показателем и не позволяет определить реальные, конкретные характеристики предлагаемого участником товара.

Пунктом 12.2.2 Информационной карты аукциона предусмотрено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе, при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения которых используется товар, должна содержать следующую информацию:

- согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе;

- конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

При этом конкретные показатели используемого товара, должны соответствовать значениям, установленным в части VI «Техническая часть» (Приложение № 2 к техническому заданию «Характеристики материалов») документации об аукционе в электронной форме.

Более того, предложение участника электронного аукциона (сведения о предлагаемых для поставки материалов) не должно содержать двойных предложений, неоднозначных предложений, слов «или эквивалент», «или», а также слов «не менее», «не более», «от», «до» и т.д.

Вместе с тем, участником закупки с порядковым номером заявки № 3 в содержании первой части заявки представлены неконкретные значения показателей по позициям №№ 1, 5, 8 Приложение № 2 к техническому заданию «Характеристики материалов», а именно:

- по позиции № 1 «Бетон тяжелый» значение показателя «крупность» участником представлено в виде «30-50 мм», значение показателя «плотность тяжелого строительного бетона» представлено как «1800-2500 кг/м³»;

- по позиции № 5 «Шурупы-саморезы» участником представлено неоднозначное предложение относительно головки «шести-восьмигранная», а также длины резьбовой части - «25-35 мм»;

- по позиции № 8 «Проволока колючая одноосновная рифленая, оцинкованная» значения показателей «основа», «шип», «расстояние между шипами», «шаг скрутки» заявителем представлены в виде «2,2-2,8 мм», «1,8-2,5 мм», «60-150 мм», «1,4 с-2,33 с» соответственно.

Таким образом, значения показателей по позициям №№ 1, 5, 8 Приложение № 2 к техническому заданию «Характеристики материалов» представлены заявителем не в соответствии с требованиями подпункта «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, пункта 12.2.2 Информационной карты аукциона.

С учетом изложенного, аукционная комиссия правомерно приняла решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки с порядковым номером заявки № 3.

При рассмотрении жалобы, комиссией проведена внеплановая проверка документации о закупке и извещения о закупке, в ходе которой установлено следующее:

1. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Согласно пунктам 3.1, 3.2 информационной карты описание объекта закупки, количество выполняемых работ приведено в технической части (часть IV документации о закупке). Данная техническая часть содержит приложение № 2 к техническому заданию с характеристиками материалов. Вместе с тем, указанные характеристики не позволяют в полной мере сделать вывод о требованиях заказчика к необходимому к использованию материалу.

Так, характеристики материала указаны в виде таблицы со следующими столбцами: №п/п, № п/п по смете, наименование материалов, характеристики. При этом из содержания столбца «характеристики» невозможно сделать вывод о том являются ли указанные в ней значения максимальными и (или) минимальными показателями, либо значениями показателей, которые не могут изменяться в соответствии с положениями части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе. В связи с чем невозможно определить требования заказчика к товару, что может привести к неправильному оформлению первой части заявки, поскольку из документации о закупке не представляется возможным сделать вывод о том какие характеристики участнику закупки в составе заявки необходимо конкретизировать, а какие указать в неизменном виде.

Например, по позиции 1 таблицы заказчику требуется выполнение работ с использованием бетона тяжелого крупностью заполнителя от 30 до 50 мм.

Согласно пункту 1.6.4 ГОСТа 26633-91 крупный заполнитель следует применять в виде раздельно дозируемых фракций при приготовлении бетонной смеси. Перечень фракций в зависимости от наибольшей крупности зерен заполнителя указан в таблице 4 данного ГОСТа. Согласно данному перечню фракции крупного заполнителя подразделяются на: от 5(3) до 10, св. 10 до 20, св. 20 до 40 и т.д. В соответствии с таблицей 5 ГОСТа 26633-91 наибольшая крупность заполнителя во фракции от 5(3) до 10 -10; св. 10 до 20 – 20; св. 20 до 40 – 40 и тд.

Таким образом, характеристика «крупность заполнителя» устанавливается в виде диапазона значений и может быть конкретизирована только в пределах фракции, необходимого к использованию заполнителя.

На заседание Комиссии представитель заказчика в отношении данной характеристики материала «бетон тяжелый» пояснил, что заказчиком установлено требование к наибольшей крупности заполнителя бетона. Вместе с тем, данное пояснение не нашло своего отражения при формировании описании объекта закупки. В связи с чем определить требования заказчика к бетону, который необходимо использовать при выполнении работ не представляется возможным.

Кроме того, на основании изложенного следует, что участником закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе необходимо представить конкретные показатели не только используемого при выполнении работ товара (бетон), но и конкретные показатели сырья (крупность заполнителя), из которого изготавливается указанный товар.

Между тем, в силу части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Таким образом, требования к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе сформировано заказчиком в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Также по позиции 5 таблицы с характеристиками материалов заказчиком установлено требование об использовании шурупов-саморезов с «шести-восьмигранной» головкой. При этом согласно пояснениям представителей заказчика показатель «шести-восьмигранной головкой» участнику закупки необходимо конкретизировать в заявке. Однако из содержания аукционной документации не следует однозначного вывода о том, что при выполнении работ потенциальному подрядчику необходимо использовать шурупы-саморезы либо с шестигранной головкой, либо с восьмигранной головкой, либо возможно использовать и те и другие.

Вместе с тем, отсутствие четкого, однозначного, объективного описания объекта закупки может привести к неправильному оформлению участниками закупки своих заявок и как, следствие, отклонению данных участников от дальнейшего участия в аукционе.

Таким образом, документация о закупке не соответствует требованиям пунктов 1,2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

 

2. В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

В пункте 6.4.5 проекта контракта установлено, что подрядчик обязан иметь договор на размещение производственных и бытовых отходов. Вместе с тем, данное условие исполнение контракта фактически является требованием к наличию ресурсов у подрядчика, поскольку действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена такая обязанность. Хозяйствующий субъект в целях выполнения обязанностей по вывозу строительного мусора может заключить договор на сбор и вывоз отходов с организациями, у которых имеется договор на размещение производственных и бытовых отходов.

Таким образом, заказчиком нарушены требования части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.

 

3. Исходя из требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе следует, что условия исполнения контракта в части установленных заказчиком требований к выполняемым работам, требований к документам, подтверждающих качество и безопасность товара, возлагают на заказчика обязанность указать в документации об аукционе и проекте контракта исчерпывающий перечень таких документов, предусмотренных действующим законодательством.

Согласно пункту 3.1. проекта контракта подрядчик гарантирует высокое качество выполнения всех работ в соответствии с локальными сметами, требованиями настоящего Договора, и действующим законодательством, СНиП, СаНПиН. При этом указания какими именно СНиПами, СаНПиНами должен руководствоваться подрядчик при выполнении работ проект контракта не содержит.

Кроме того, согласно пункту 6.4.4. проекта контракта подрядчик обеспечивает в процессе выполнения работ применение строительных материалов и оборудования надлежащего качества и имеющих сертификат соответствия. В соответствии с пунктом 6.4.11 проекта контракта подрядчик обязан передать заказчику по окончании работ в том числе паспорта и сертификаты на материалы и изделия, используемые при производстве строительных и монтажных работ. Исходя из пункта 2.3 проекта контракта предоставление данных документов является основанием для оплаты заказчиком результаты выполненных работ.

Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании) форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов.

Согласно части 3 статьи 46 Закона о техническом регулировании Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.

Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 (далее - Перечень).

Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации документами подтверждающими качество товара является сертификат или декларации о соответствии товара. При этом товар подлежит либо декларированию, либо обязательной сертификации. Вместе с тем, проектом контракта не установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих качество в отношении того или иного товара. Кроме того, не все товары, необходимые к использованию подлежат обязательной сертификации или декларированию. Например, в соответствии с Перечнем такой товар как бетон, шурупы-саморезы и т.д. не подлежат декларированию и сертификации со стороны государства. Следовательно, на данный товар невозможно представить указанные документы.

Вместе с тем, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе проект контракта содержит неоднозначные условия исполнения контракта в части нормативных требований к выполняемым работам, а также к предоставлению документов подтверждающих качество товара, что может привести к возникновению споров в ходе выполнения сторонами обязательств по контракту.

 

4. В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Подпунктом «а» пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 227-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнена пунктом 10 следующего содержания: "10) участник закупки не является офшорной компанией." Указанные изменения вступили в силу с 13.08.2015.

Вместе с тем, аукционная документация не содержит требования к участникам закупки о соответствии пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что противоречит части 3 статьи 64, пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

 

5. В силу части 9 статьи 67 Закона о контрактной системе в случае, если аукционной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе его участника, уведомление об этом решении должно содержать обоснование его принятия, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует данная заявка, предложений, содержащихся в данной заявке, которые не соответствуют требованиям документации о таком аукционе, а также положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нарушение которых послужило основанием для принятия этого решения об отказе.

То есть, аукционная комиссия при формировании протокола рассмотрения первых частей заявок должна указать в нем все имеющиеся основания для отказа в допуске к участию в электронном аукционе с обоснованием принятого решения.

С учетом изложенного, протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе 0369200011715000036 от 07.09.2015 сформирован аукционной комиссией в нарушение части 9 статьи 67 Закона о контрактной системе.

При принятии решения Комиссия обращает внимание на следующие обстоятельства.

На участие в электронном аукционе подано 4 заявки. Отказ в допуске к участию в электронном аукционе участникам закупки с порядковыми номерами заявок №№ 1, 3 является правомерным. Снижение начальной (максимальной) цены контракта по итогам электронного аукциона составило 18,5 %.

Таким образом, допущенные заказчиком, аукционной комиссией нарушения не повлияли на результаты торгов.

 

Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы ООО «Строй-Аккорд» на действия аукционной комиссии необоснованными.

2. Признать нарушения в действиях:

- заказчика - пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1, части 3 статьи 33, части 3 статьи 64, пункту 10 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе;

- аукционной комиссии - части 9 статьи 67 Закона о контрактной системе.

3. Предписание не выдавать, так как допущенные нарушения не повлияли на результаты торгов.

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны