Решение б/н Решение и предписание № 59-03-18.1/2016 по жалобе ООО«Саранс... от 12 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе №  59-03-18.1/2016

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 08 августа 2016 года

В полном объеме решение изготовлено 10 августа 2016 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

– руководитель Челябинского УФАС России;

— ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

– ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев дело № 59-03-18.1/2016 по жалобе ООО «Сарансккабель-500» на действия (бездействие) МУП «ЧелябГЭТ» при проведении запроса предложений на право заключения договора поставки контактного провода МФ-85 ГОСТ 2584-86 (извещение № 31603903801), в присутствии представителей МУП «ЧелябГЭТ», в отсутствие представителя ООО «Сарансккабель-500»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «Сарансккабель-500» на действия (бездействие) МУП «ЧелябГЭТ» при проведении запроса предложений на право заключения договора поставки контактного провода МФ-85 ГОСТ 2584-86 (извещение № 31603903801).

Извещение о проведении  данной закупки опубликовано на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 20.07.2016.

Дата и время вскрытия конвертов с заявками: 28.07.2016 в 10 ч. 00 мин.

Дата и время рассмотрения заявок: 28.07.2016 в 10 ч. 00 мин.

Дата и время оценки и сопоставления заявок: 29.07.2016 в 10 ч. 00 мин.

На участие в закупке подано пять заявок: ООО «Крона», ООО «Сарансккабель-500», ООО «Альянс», ООО «Южуралэлектротранс», ООО «ТД «УСЭК».

Победителем признано ООО «ТД «УСЭК».

Договор по результатам закупки не заключен.

Согласно доводам жалобы начисление равных баллов всем участникам закупки по критерию «срок поставки» произведено неверно, без учета предложений участников по данному критерию.

Пунктом 21 раздела 5 «Информационной карты» установлены критерии оценки заявок на участие в запросе предложений: «цена договора» значимость 60 %, «срок поставки» значимость 40 %.

По критерию «срок поставки» заказчик присудит всем участникам 40 %, что свидетельствует о фактическом отсутствии оценки заявок по данному критерию.

Представители МУП ЧелябГЭТ» на заседании Комиссии пояснили следующее.

В разделе 7 пункт 3 «Технического задания» установлен срок поставки - в течение 15 календарных дней с момента проведения предоплаты.

Все участники, подавшие заявки, предложили сроки поставки, удовлетворяющие требованиям документации, то есть до 15 календарных дней.

В случае увеличения данного срока поставки, такому участнику по критерию «срок поставки» было бы присвоено 0 баллов.

Учитывая изложенное, оценка по критерию «срок поставки» произведена правильно и, соответственно, равные баллы всем участникам по данному критерию присуждены правомерно.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу о том, что жалоба ООО «Сарансккабель-500» является обоснованной по следующим основаниям.

1. Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), целями регулирования которого являются: обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также – закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В силу пункта 3 статьи 3 Закона о закупках в Положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в Положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Таким образом, Закон о закупках, определяя основные принципы и требования, не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения

При этом заказчик самостоятельно определяет способы закупки товаров, работ, услуг, условия применения, порядок подготовки и проведения которых должен быть установлен в Положении о закупке.

Положение о закупках товаров, работ, услуг МУП «ЧелябГЭТ» (далее - Положение о закупке, Положение) утверждено директором предприятия приказом от 01.07.2016 № 599.

Порядок проведения запроса предложений установлен разделом 12 Положения о закупке.

Пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения о порядке оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, определенные Положением о закупке.

В соответствии с подпунктом 12.2.17 пункта 12.2 Положения о закупке для оценки и сопоставления заявок заказчик вправе установить в документации о закупке следующие критерии:

- цена договора;

- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, на использование результатов работ;

- сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

- качественные и функциональные характеристики объекта закупок;

- условия гарантии в отношении объекта закупок;

- квалификация участника процедур закупок и его персонала, который будет участвовать в исполнении договора, включая (но не ограничиваясь) опыт работы, в том числе опыт исполнения  договоров на закупку товаров, работ, услуг, аналогичных закупаемым, деловую репутацию, образование персонала участника закупки, включая наличие ученых степеней.

Согласно подпункту 12.2.18 пункта 12.2 Положения оценка и сопоставление заявок осуществляется в соответствии с Порядком оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, являющемся приложением к настоящему Положению.

В соответствии с Порядком оценки и сопоставления заявок на участие в закупке выбор критериев оценки заявок осуществляется заказчиком с учетом необходимости отбора поставщика, подрядчика, исполнителя, способного наилучшим образом обеспечить заказчика закупаемыми товарами, работами, услугами.

 В отношении каждого критерия устанавливается минимальное и максимальное количество баллов, присуждаемых по данному критерию.

Сумма значимостей критериев должна составлять 100 процентов.

Значимость критериев устанавливается в процентах. При этом для расчета рейтингов по каждому критерию количество баллов, получаемых участником по каждому критерию, умножается на коэффициент значимости, равный значению соответствующего критерия в процентах, деленному на 100.

Следовательно, в документации о закупке должны быть установлены не только значимость критериев оценки в процентах, но и баллы, присуждаемые по показателям критериев оценки.

В соответствии с пунктом 4.14.3 документации запроса предложений на право заключения договора поставки контактного провода МФ-85 ГОСТ 2584-86 (далее - закупочная документация) оценка и сопоставление заявок производится по критериям и в порядке, установленным в пунктах 21, 22 «Информационной карты» настоящей документации.

Значимость критериев оценки заявок также установлена в пункте 21 «Информационной карты» и составляет: «цена договора» - 60 %, «срок поставки» - 40 %.

В пункте 22 «Информационной карты» приведены формулы расчета итогового рейтинга, присуждаемого заявке на участие в закупке, и расчета рейтинга по критерию «цена договора».

Указанные формулы отсутствуют в Порядке оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленном в Положении о закупке.

Кроме того, в пункте 22 «Информационной карты» установлена только максимальная оценка в баллах для каждого из критериев - 100 баллов, минимальная же оценка в баллах не установлена.

По критерию «срок поставки» установлены только значимость и максимальное количество присуждаемых баллов, показатели данного критерия отсутствуют, соответственно, порядок оценки по критерию «срок поставки» фактически в документации о закупке не установлен.

Таким образом, порядок оценки и сопоставления заявок, определенный в «Информационной карте», противоречит порядку оценки и сопоставления заявок, установленному Положением о закупке, что не отвечает целям и принципам Закона о закупках, установленным частью 1 статьи 1 и частью 1 статьи 3 названного закона, а также является нарушением пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы ООО «Сарансккабель-500».

Однако при проведении данной закупки обеспечена конкуренция (приняло участие 5 хозяйствующих субъектов), произошло значительное снижение цены договора (начальная - 830000 руб., предложение победителя - 707300 руб.), что свидетельствует о достижении цели закупки.

Кроме того, основным критерием отбора являлась цена договора (60 %), а предложение подателя жалобы по цене является наибольшим из всех участников (819663,15 руб.), следовательно, указанные нарушения МУП «ЧелябГЭТ» не повлияли на права и законные интересы подателя жалобы - ООО «Сарансккабель-500».

Учитывая изложенное, у Комиссии отсутствуют основания для отмены процедуры закупки.

2. В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Утвержденное Положение о закупке распространяется на неопределенное время и является обязательным для заказчика.

Применение заказчиком на этапе организации закупок Положения о закупке, содержащего нормы, противоречащие принципам и целям Закона о закупках, а также антимонопольному законодательству, может привести к нарушениям указанного законодательства и при непосредственном проведении процедуры закупок.

Учитывая изложенное, антимонопольный орган вправе рассматривать Положение о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц на предмет наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства нормами указанного Положения, а также выдавать предписания о внесении изменений в Положение о закупке с целью недопущения и устранения нарушений порядка организации, проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.

Перечень нарушений, указанных в пунктах 1-4 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.

При рассмотрении действий заказчика (организатора закупок) как на этапе организации закупок, так и при их проведении и заключении договоров, подлежит установлению не только наступление негативных последствий для конкуренции, но и возможность их наступления.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке: в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки; а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено названным Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 этой же статьи.

Пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Требования к участникам закупок установлены в разделе 5 Положения о закупке МУП «ЧелябГЭТ».

Подпунктами 5.1.7, 5.1.8, 5.1.9 пункта 5.1 Положения о закупке установлены следующие квалификационные требования:

- наличие необходимой профессиональной (в том числе, технической) квалификации;

- наличие финансовых, трудовых и (или) материальных ресурсов для исполнения договора;

- наличие опыта, в том числе, опыта исполнения договоров на закупку товаров, работ, услуг, аналогичных закупаемым, и (или) положительной деловой репутации.

При этом в соответствии с пунктом 5.2 Положения несоответствие претендента на участие в закупке требованиям, установленным в документации в соответствии с пунктом 5.1 Положения о закупке, является основанием для отказа претенденту на участие в процедуре закупки.

Требования к участникам, установленные в подпунктах 5.1.7, 5.1.8, 5.1.9 пункта 5.1 Положения, на этапе предварительного отбора участников (допуска до участия в торгах), не относятся к техническим, качественным, функциональным или каким-либо иным, предусмотренным Положением о закупке характеристикам закупаемого товара.

Установление спорных требований к участникам процедуры закупки на этапе предварительного отбора участников объективно влечет за собой нарушение принципа равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, ограничивая количество участников закупки.

Таким образом, включение в Положение указанных требований, объективно может привести к необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки, не обладающими такими требованиями.

Заказчики и уполномоченные органы вправе самостоятельно определять как перечень критериев оценки, так и содержание указанных критериев, в том числе предмет и конкретные показатели оценки участников конкурса, но не на стадии допуска участников к закупке, а для определения квалификационных требований к участникам уже допущенным до закупки.

Включение указанных требований будет являться законным и обоснованным только в виде установления их в качестве критериев оценки предложений участников закупки.

Установление же ограничивающего критерия на стадии допуска участников к закупке не позволяет выявить участника закупки, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотреблений в указанной сфере, а также, не способно обеспечить равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах.

Положение в части установления квалификационных требований к участникам закупки в качестве условий допуска к участию в закупке не отвечает принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленным в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, поскольку заказчиком предъявлены необоснованные требования к участникам размещения заказа и искусственно ограничено количество претендентов на участие в закупке, а также не отвечает целям Закона о закупках, установленным частью 1 статьи 1 Закона о закупках.

Таким образом, действия МУП «ЧелябГЭТ», выразившиеся в закреплении в подпунктах 5.1.7, 5.1.8, 5.1.9 пункта 5.1 Положения о закупке квалификационных требований как условия допуска к участию в закупке, а именно:

- наличие необходимой профессиональной (в том числе, технической) квалификации;

- наличие финансовых, трудовых и (или) материальных ресурсов для исполнения договора;

- наличие опыта, в том числе, опыта исполнения договоров на закупку товаров, работ, услуг, аналогичных закупаемым, и (или) положительной деловой репутации, являются нарушением части 1 статьи 1, части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

3. Пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения о порядке оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, определенные Положением о закупке.

Следовательно, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке должен быть определен в первую очередь в Положении о закупке.

Порядок оценки и сопоставления заявок должен содержать перечень конкретных требований (критериев), которым должна соответствовать заявка участника, условия, при которых заявка одного участника будет признана конкурсной комиссией наиболее предпочтительной по сравнению с другими заявками. В порядке сопоставления заявок должна быть указана значимость каждого критерия, предъявляемого к участнику конкурса, а также порядок расчета баллов по каждому из показателей определенных критериев.

Отсутствие в действующем законодательстве требования установления в Положении о закупке порядка расчета баллов и значимости критериев оценки заявок участников не свидетельствует о том, что такие критерии и порядок не должны разрабатываться и применяться организаторами торгов.

Отсутствие названных критериев и порядка расчета баллов может привести к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение победителя может быть основано на субъективном усмотрении организатора торгов (его закупочной комиссии).

В Положении о закупке МУП «ЧелябГЭТ» установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупках.

Однако Порядок оценки и сопоставления заявок, установленный в Положении о закупке МУП «ЧелябГЭТ», содержит лишь общие формулировки.

В Порядке отсутствует конкретный перечень документов, необходимых для подтверждения квалификации участника, его персонала, опыта исполнения договоров, деловой репутации, образования, положительного опыта хозяйственных связей с заказчиком, отсутствуют критерии начисления баллов, вес (ценность) в баллах каждой разновидности соответствующих документов, отсутствуют показатели установленных критериев, отсутствует порядок расчета баллов по показателям критериев, отсутствует значимость каждого критерия.

То есть, по сути, порядок оценки заявок на участие в закупках по конкретным критериям не установлен.

Отсутствие критериев начисления баллов, отсутствие веса (ценности) в баллах каждой разновидности соответствующих документов, отсутствие показателей критериев, значимости критериев, отсутствие порядка расчета баллов по каждому показателю критериев оценки, может привести к ограничению конкуренции при проведении закупки, поскольку может привести к нарушению порядка определения победителя закупки,  а также не отвечает целям и принципам Закона о закупках, установленным частью 1 статьи 1 и частью 1 статьи 3 названного закона.

Таким образом, бездействие МУП «ЧелябГЭТ», выразившееся в неустановлении в Положении конкретного перечня документов, необходимых для подтверждения квалификации участника, его персонала, опыта исполнения договоров, деловой репутации, образования, положительного опыта хозяйственных связей с заказчиком, критериев начисления баллов, веса (ценности) в баллах каждой разновидности соответствующих документов, показателей установленных критериев, порядка расчета баллов по показателям критериев, значимости каждого критерия, является нарушением части 1 статьи 1, части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

4. Пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В пункте 5.1 Положения о закупке установлено, что Предприятие вправе установить к претендентам на участие в процедуре закупки требования с целью обеспечения отбора поставщика, исполнителя, подрядчика, способного своевременно и качественно поставить товары, выполнить работы, оказать услуги, являющиеся предметом Закупки, в том числе требования, поименованные в подпунктах 5.1.1-5.1.9 Положения.

Из указанной формулировки пункта 5.1 Положения следует, что в документации о закупке заказчик вправе устанавливать не только требования, определенные в данном пункте, но и любые иные, не указанные в Положении, что является нарушением целей и принципов Закона о закупках.

 Пунктом 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, определенные Положением о закупке.

В пункте 7.6.1 Положения о закупке установлено, что для оценки и сопоставления заявок (предложений) участников процедур закупок Предприятие вправе устанавливать любые критерии, обеспечивающие отбор поставщика, исполнителя, подрядчика, способного наилучшим образом обеспечить потребности Предприятия в закупаемых товарах, работах, услугах, в том числе, критерии, определенные подпунктами 1-6 настоящего пункта Положения.

Аналогичная формулировка содержится в подпункте 12.2.17 пункта 12.2 Положения и в пункте 2 Порядка оценки и сопоставления заявок.

Из указанной формулировки пункта 7.6.1, подпункта 12.2.17 пункта 12.2 Положения о закупке, пункта 2 Порядка оценки и сопоставления заявок следует, что в документации о закупке заказчик вправе устанавливать не только критерии, определенные в данных пунктах (подпунктах), но и любые иные, не указанные в Положении, что является нарушением целей и принципов Закона о закупках.

Смысловая нагрузка каждой нормы Положения о закупке (в том числе, устанавливающих оценочные критерии) должна быть предельно ясной, не допускающей двойного толкования содержащихся в нём слов и выражений, а также толкования в совокупности с иными нормами положения.

При подобном изложении содержания пункта 5.1, пункта 7.6.1, подпункта 12.2.17 пункта 12.2 Положения о закупке, пункта 2 Порядка оценки и сопоставления заявок, МУП «ЧелябГЭТ » допущено нарушение части 1 статьи 1 и части 1 статьи 3 Закона о закупках.

5. Учитывая, что действия МУП «ЧелябГЭТ» по установлению в Положении о закупке  отдельных норм Комиссией квалифицированы по части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, Челябинским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии нарушения антимонопольного законодательства.

Положение о закупке распространяется на все товарные рынки и указанные в решении нарушения могут влиять на состояние конкуренции на всех товарных рынках вне зависимости от их границ и предмета проводимых закупок.

Поскольку провести анализ состояния конкуренции на всех товарных рынках не представляется возможным, Челябинским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке, продуктовые границы которого определяются предметом рассматриваемой в данном решении закупки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции товар – это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – это сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за её пределами.

По итогам анализа закупочной документации Челябинским УФАС России выявлено, что предметом закупки является поставка контактного провода МФ-85 ГОСТ 2584-86. Продуктовыми границами данного рынка является поставка контактного провода.

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, согласно пункту 5.1 Порядка проведения анализа включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Географическими границами рынка поставки контактного провода является территория Российской Федерации.

Определить точное количество участников рынка не представляется возможным, поскольку деятельность по поставке контактного провода не требует специальных разрешений и участником рынка может быть любой хозяйствующий субъект, в том числе участники закупки: ООО «Крона», ООО «Сарансккабель-500», ООО «Альянс», ООО «Южуралэлектротранс», ООО «ТД «УСЭК». Рынок работ по поставке контактного провода является конкурентным.

 

На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Сарансккабель-500» обоснованной;

2. Предписание об отмене закупки не выдавать.

3. Признать действия МУП «ЧелябГЭТ», выразившиеся в установлении в документации запроса предложений на право заключения договора поставки контактного провода МФ-85 ГОСТ 2584-86 (извещение № 31603903801) порядка оценки и сопоставления заявок, противоречащего Положению о закупке, нарушением частью 1 статьи 1, частью 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках;

4. Признать действия МУП «ЧелябГЭТ», выразившиеся в закреплении в подпунктах 5.1.7, 5.1.8, 5.1.9 пункта 5.1 Положения о закупке квалификационных требований как условия допуска к участию в закупке, а именно:

- наличие необходимой профессиональной (в том числе, технической) квалификации;

- наличие финансовых, трудовых и (или) материальных ресурсов для исполнения договора;

- наличие опыта, в том числе, опыта исполнения договоров на закупку товаров, работ, услуг, аналогичных закупаемым, и (или) положительной деловой репутации, нарушением части 1 статьи 1, части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

5. Признать бездействие МУП «ЧелябГЭТ», выразившееся в неустановлении в Положении о закупке конкретного перечня документов, необходимых для подтверждения квалификации участника, его персонала, опыта исполнения договоров, деловой репутации, образования, положительного опыта хозяйственных связей с заказчиком, критериев начисления баллов, веса (ценности) в баллах каждой разновидности соответствующих документов, показателей установленных критериев, порядка расчета баллов по показателям критериев, значимости каждого критерия, нарушением части 1 статьи 1, части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции;

6. Признать действия МУП «ЧелябГЭТ», выразившиеся в закреплении в пункте 5.1, пункте 7.6.1, подпункте 12.2.17 пункта 12.2 Положения о закупке, пункте 2 Порядка оценки и сопоставления заявок права заказчика устанавливать в закупочной документации любые требования к претендентам на участие в закупке, любые критерии для оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, нарушением части 1 статьи 1, части 1 статьи 3 Закона о закупках;

7. Выдать МУП «ЧелябГЭТ» предписание.

8. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному вести производство по административным делам.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ №

  по делу № 59-03-18.1/2016

 

08 августа 2016 года                                                 г. Челябинск, пр. Ленина, 59 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, в составе:

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

 

- руководитель Челябинского УФАС России;

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

 

– ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 08.08.2016 № 59-03-18.1/2016 по жалобе ООО «Сарансккабель-500» на действия (бездействие) МУП «ЧелябГЭТ» при проведении запроса предложений на право заключения договора поставки контактного провода МФ-85 ГОСТ 2584-86 (извещение № 31603903801),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. МУП «ЧелябГЭТ» в срок до 16 сентября 2016 года прекратить нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в закреплении в подпунктах 5.1.7, 5.1.8, 5.1.9 пункта 5.1 Положения о закупке квалификационных следующих требований как условия допуска к участию в закупке:

- наличие необходимой профессиональной (в том числе, технической) квалификации;

- наличие финансовых, трудовых и (или) материальных ресурсов для исполнения договора;

- наличие опыта, в том числе, опыта исполнения договоров на закупку товаров, работ, услуг, аналогичных закупаемым, и (или) положительной деловой репутации, а именно:

- исключить подпункты 5.1.7, 5.1.8, 5.1.9 из пункта 5.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг МУП «ЧелябГЭТ»;

2. МУП «ЧелябГЭТ» в срок до 16 сентября 2016 года прекратить нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в неустановлении в Положении о закупке конкретного перечня документов, необходимых для подтверждения квалификации участника, его персонала, опыта исполнения договоров, деловой репутации, образования, положительного опыта хозяйственных связей с заказчиком, критериев начисления баллов, веса (ценности) в баллах каждой разновидности соответствующих документов, показателей установленных критериев, порядка расчета баллов по показателям критериев, значимости каждого критерия, а именно:

- установить в Положении о закупке товаров, работ, услуг МУП «ЧелябГЭТ» конкретный перечень документов, необходимых для подтверждения квалификации участника, его персонала, опыта исполнения договоров, деловой репутации, образования, положительного опыта хозяйственных связей с заказчиком, критерии начисления баллов, вес (ценность) в баллах каждой разновидности соответствующих документов, показатели установленных критериев, порядок расчета баллов по показателям критериев, значимость каждого критерия;

3. МУП «ЧелябГЭТ» в срок до 16 сентября 2016 года прекратить нарушение Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», выразившееся в закреплении в пункте 5.1, пункте 7.6.1, подпункте 12.2.17 пункта 12.2 Положения о закупке, пункте 2 Порядка оценки и сопоставления заявок права заказчика устанавливать в закупочной документации любые требования к претендентам на участие в закупке, любые критерии для оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а именно:

- установить в пункте 5.1 Положения о закупках товаров, работ, услуг МУП «ЧелябГЭТ» закрытый перечень требований к претендентам на участие в закупке;

- установить в пункте 7.6.1, подпункте 12.2.17 пункта 12.2 Положения о закупках товаров, работ, услуг МУП «ЧелябГЭТ», пункте 2 Порядка оценки и сопоставления заявок закрытый перечень критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупках;

4. МУП «ЧелябГЭТ» с момента получения настоящего предписания не допускать нарушение порядка организации и проведения торгов, а именно: при проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» устанавливать порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке в строгом соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг МУП «ЧелябГЭТ»;

5. МУП «ЧелябГЭТ» в срок до 26 сентября 2016 года представить доказательства исполнения пунктов 1-3 настоящего предписания;

6. МУП «ЧелябГЭТ» в доказательство исполнения пункта 4 настоящего предписания в течение 2 дней после опубликования извещения о проведении в сентябре-октябре 2016 года закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», представить в Челябинское УФАС России копии: извещения о проведении закупки, утвержденной документации со всеми приложениями, доказательства размещения извещения о проведении закупки на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru).

Связанные организации

Связанные организации не указаны