Решение б/н Решение № 59-ВП/2017 по итогам проведения внеплановой провер... от 3 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 59-ВП/2017

 

27 марта 2017 года                                                                                        г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

            Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»,

Членов Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»

 

«<…>»

-

«<…>»

            руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) на основании уведомления Войсковой части 7438 о заключении контракта с МБУЗ «ГКБ № 8» (вх. № 2810 от 13.03.2017) о проведении внеплановой проверки действий заказчика при заключении контракта № 1-М от 13.03.2017 на оказание медицинских услуг военнослужащим войсковой части 7438, в присутствии:

- представителя Войсковой части 7438 (далее – заказчик), действующего на основании доверенности № 2 ФАС от 24.03.2017,

У С Т А Н О В И Л А:

          В Челябинское УФАС России 13.03.2017 поступило уведомление Войсковой части 7438 о заключении контракта № 1-М от 13.03.2017 на оказание медицинских услуг военнослужащим войсковой части 7438 с МБУЗ «ГКБ № 8».

Ввиду наличия в указанном уведомлении и контракте информации о признаках нарушения законодательства о контрактной системе антимонопольным органом принято решение о проведении внеплановой проверки в порядке, предусмотренном статьей 99 Закона о контрактной системе.

Согласно пояснениям Войсковой части 7438 контракт заключен на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, частей 3, 4 статьи 25 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в соответствии с положениями части 2 статьи 16 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», поскольку в силу Постановления Правительства РФ от 31.12.2004 № 911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы».

Для определения начальной (максимальной) цены контракта применялся тарифный метод. Приложением № 1 к контракту выступает Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования Челябинской области от 27 декабря 2016 года № 400-ОМС.

Как пояснил представитель заказчика, в обосновании нецелесообразности использования иных способов определения поставщика при заключении государственного контракта на оказание медицинской помощи военнослужащим войсковой части 7438 указано, что в соответствии с пунктами 1, 2 части 4 статьи 32 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» формами оказания медицинской помощи являются:

- экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;

- неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.

Учитывая специфику заболевания военнослужащих, отсутствие по месту прохождения военной службы военно-медицинских организаций, имеющих в своем штате отделение соответствующего профиля, состояние военнослужащих (внезапное острое заболевание, без явных признаков угрозы жизни, определение поставщика (исполнителя) иным способом, требующим затрат времени, заказчик посчитал нецелесообразным. По мнению заказчика, конкурентный способ осуществления закупки требует затраты большего количества времени и может повлечь за собой ухудшение состояния здоровья не только самого военнослужащего, но и окружающих.

В материалы дела представлен Приказ Управления здравоохранения Администрации города Челябинска от 03.06.2016 № 319 «О порядке маршрутизации взрослого населения инфекционного профиля в медицинские организации города Челябинска», которым утвержден порядок маршрутизации пациентов инфекционного профиля в медицинские организации города Челябинска, письменная информация об оказании экстренной медицинской помощи МБУЗ ГКБ № 8.

          Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно частям 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также – электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.

Как установлено пунктом 2 статьи 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) – совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.

При этом частью 3 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе перечни.

Войсковой частью 7438 в лице «<…>» (Заказчик), действующего на основании Единого типового устава органа управления соединения и воинской части национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного директором ФС ВНГ РФ от 25.07.2016 и Муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения «Городская клиническая больница № 8» г. Челябинск в лице «<…>», действующего на основании Устава заключен государственный контракт № 1-М от 13.03.2017 на оказание медицинских услуг военнослужащим войсковой части 7438 (далее – Контракт № 1-М от 13.03.2017) на сумму 600 000,00 рублей.

Как следует из содержания Контракта № 1-М от 13.03.2017, контракт заключен по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе - закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.

В нарушение части 1 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчиком неправомерно заключен контракт с единственным подрядчиком ввиду отсутствия обстоятельств, являющихся основанием для заключения контракта. Основанием для заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) является не столько отсутствие времени для проведения иных процедур закупок, сколько наступление обстоятельства – возникновение необходимости, требующего оказание медицинской помощи в экстренной или неотложной форме. При этом, заказчик вправе заключить контракт в объеме, необходимом для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В силу части 3 статьи 423 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, в том числе: в части согласования предмета договора.

Так, Контракт № 1-М от 13.03.2017, имеет правовую природу договора оказания услуг, порядок заключения которого регламентирован главой 39 ГК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Таким образом, совокупное толкование норм гражданского законодательства и законодательства о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что существенным условием указанного вида договора является определение как наименования, так и объема подлежащих оказанию услуг.

В силу пункта 1.1 Контракта № 1-М от 13.03.2017 договор предусматривает оказание медицинской помощи в экстренных и неотложных случаях и иных медицинских услуг (далее – медицинская помощь) военнослужащим в медицинской организации (далее также – организация здравоохранения) при отсутствии по месту военной службы (службы), месту жительства (проживания) или иного нахождения медицинских организаций системы МВД России и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования (для лиц, указанных в пункте 2 статьи 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

Заказчик берет на себя обязательство оплачивать организации здравоохранения затраты, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим, а исполнитель – обеспечивать оказание военнослужащим медицинской помощи надлежащего качества.

Исходя из документов и сведений, представленных заказчиком, следует, что факт наступления обстоятельства, требующего оказание медицинской помощи в экстренной или неотложной форме может наступить либо не наступить в будущем. Вместе с тем, предмет контракта предусматривает иные медицинские услуги, не затрагиваемые оказанием медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, которые согласно положениям Контракта № 1-М от 13.03.2017 подлежат оплате.

Вместе с тем, Контрактом № 1-М от 13.03.2017 не определен объем услуг как необходимых для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме, так и иных медицинских услуг.

В нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Контракт № 1-М от 13.03.2017 содержит информацию об оказании исполнителем медицинских услуг, не раскрывая их содержание, в контракте отсутствует объем требуемых к оказанию услуг.

Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

            1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 1 статьи 24, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

            2. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных должностных лиц.

            Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны