Решение (комиссия) №ВЛ/2287/24 39ж решение от 16 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

 

 

Челябинская таможня

 

454021, г. Челябинск, пр-кт Победы, д.368В

 

ООО ЭТП ГПБ

 

117342, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, дом 40, подвал, помещение I, ком. 25

 

ИП Воробьеву Александру Валерьевичу

 

188800, Ленинградская обл., Выборгский

р-н, г. Выборг

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 074/06/106-261/2024 (39-ж/2024)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 13.02.2024

В полном объеме решение изготовлено 16.02.2024

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

-

заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу ИП Воробьева А.В., при участии в дистанционном режиме представителя Челябинской таможни  действующего на основании доверенности от 13.02.2024,

в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленных о дате и времени рассмотрения жалобы,

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 06.02.2023 поступила жалоба ИП Воробьева А.В. на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуги по содержанию зданий, сооружений и территории, техническому обслуживанию оборудования и инженерных сетей по адресу: г. Челябинск, пр. Победы, 368-в (извещение № 0369100047424000004) (далее - аукцион).

Согласно представленным документам 29.01.2023 Челябинская таможня объявила о проведении аукциона.

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 263 513, 25 рублей.

Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 06.02.2024.

На момент рассмотрения жалобы ИП Воробьева А.В. контракт не заключен.

В жалобе указано, что в извещении о закупке в нарушение законодательства о контрактной системе неправомерно не установлены дополнительные требования к участнику закупки в части наличия опыта выполнения работ в соответствии с позицией 14 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571, так как объект закупки включает в себя оказание услуг по содержанию зданий, сооружений и территории, техническому обслуживанию оборудования и инженерных сетей.

Из пояснений заказчика следует, что в извещении о закупке не установлено дополнительное требование к участнику закупки о наличии опыта выполнения работ в соответствии с позицией 14 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571, так как деятельность заказчика не относится к градостроительной сфере.

 

Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

При этом, в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Таким образом, в случае принятия указанного нормативного правового акта заказчик обязан установить указанные дополнительные требования с учетом описания объекта закупки в извещении в соответствии с частью 5 статьи 31, пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 (далее – Постановление № 2571) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.

В соответствии с позицией 14 Приложения к Постановлению № 2571 указано, что при проведении работ, услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений должны предъявляться дополнительные требования, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям.

В абзаце 5 подпункта «а» пункта 3 Постановления позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.

При этом, дополнительными требованиями к участникам закупки являются наличие у участника закупки опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений.

Цена выполненных работ, оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В подтверждение соответствия указанным требованиям участнику закупки необходимо предоставить документы, предусмотренные в графе: «информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям» в зависимости от вида работ, опыт на выполнение которых предоставляется участником закупки.

Так, Приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. № 312 утверждены ВСН 58-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (далее - ВСН 58-88(р)).

Пунктом 3.1 ВСН 58-88(р) предусмотрено, что техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории. Перечень работ по техническому обслуживанию зданий и объектов приведен в рекомендуемом приложении № 4.

В приложении № 4 ВСН 58-88(р) указаны в том числе работы, предусмотренные техническим заданием, например:

- устранение незначительных неисправностей в системах водопровода и канализации (смена прокладок в водопроводных кранах, уплотнение сгонов, устранение засоров, регулировка смывных бачков, крепление санитарно-технических приборов, прочистка сифонов, притирка пробочных кранов в смесителях, набивка сальников, смена поплавка шара, замена резиновых прокладок у колокола и шарового клапана, установка ограничителей - дроссельных шайб, очистка бачка от известковых отложений и др.), укрепление расшатавшихся приборов в местах их присоединения к трубопроводу, укрепление трубопроводов;

- устранение незначительных неисправностей в системах центрального отопления и горячего водоснабжения (регулировка трехходовых кранов, набивка сальников, мелкий ремонт теплоизоляции и др.; замена стальных радиаторов при течи, разборка, осмотр и очистка грязевиков воздухосборников, вантузов, компенсаторов регулирующих кранов, вентилей, задвижек; очистка от накипи запорной арматуры и др.; укрепление расшатавшихся приборов в местах их присоединения к трубопроводу, укрепление трубопроводов);

- устранение незначительных неисправностей электротехнических устройств (протирка и смена перегоревших электролампочек в помещениях общественного пользования, смена или ремонт штепсельных розеток и выключателей, мелкий ремонт электропроводки и др.);

-замена разбитых стеклоблоков, стекол окон, входных дверей и дверей вспомогательных помещений;

- ремонт и укрепление входных дверей.

Согласно извещению о закупке предметом контракта является ремонт кровли, начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей (1 263 513, 25 рублей).

В разделе «перечень оказываемых услуг и периодичность их оказания» технического задания указан перечень работ, образующих объект закупки, в том числе:

- оперативное обслуживание инженерных и коммунальных сетей и систем, зданий (с расходными материалами) (п. 1.1-1.9);

- техническое обслуживание оборудования и инженерных сетей (в соответствии с п.1 приложения к перечню услуг) (п. 2);

- подготовка зданий к эксплуатации в весенне – летний период (в соответствии с п.2 приложения к перечню услуг) (п.3);

- подготовка зданий к эксплуатации в осенне – зимний период (в соответствии с п.3 приложения к перечню услуг) (п.4).

При этом виды работ, указанные в приложении № 4 ВСН 58-88(р), предусмотрены пунктами 1.5.1-1.5.4 раздела «перечень оказываемых услуг и периодичность их оказания» технического задания.

Cледует отметить, что пунктом 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что градостроительная деятельность -это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства.

Таким образом, техническое обслуживание зданий и сооружений является одним из видов градостроительной деятельности, при этом заказчик, эксплуатируя здания и сооружения, находящиеся на его территории, в том числе осуществляя функции по контролю и обеспечению надлежащего технического состояния и работоспособности зданий/сооружений, а также его элементов и систем, фактически участвует в осуществлении градостроительной деятельности.

С учетом изложенного, в нарушение пункта 12 части 1 статьи 42, частей 2, 4, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в требованиях, предъявляемых к участнику закупки, не установлены дополнительные требования при проведении работ, оказании услуг по техническому обслуживанию зданий сооружений в соответствии с позицией 14 Приложения к Постановлению № 2571, соответствующей описанию объекта закупки.

 

Вместе с тем, Комиссия, проведя внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.

 

Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что целью закупки является достижение заказчиком государственных или муниципальных нужд, выраженных в приобретении товаров, работ, услуг.

В пункте 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать проект контракта.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, описание объекта закупки, изложенное в извещении о закупке, проекте контракта, должно содержать объективную информацию, соответствующую требованиям действующего законодательства и позволяющую определить соответствие товаров, работ, услуг потребности заказчика.

При этом, извещение о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Согласно части 3 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, в том числе в части согласования предмета договора.

В соответствии с частью 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Как установлено при рассмотрении жалобы предметом контракта является оказание услуг по содержанию зданий, сооружений и территории, техническому обслуживанию оборудования и инженерных сетей.

В разделе «перечень оказываемых услуг и периодичность их оказания» технического задания указан перечень работ, образующих объект закупки, вместе с тем в графе периодичность оказания услуг по позициям 1.5.1-1.5.6, 1.6 указано, что услуги оказываются по заявке заказчика или по факту обнаружения в ходе оперативного обслуживания, вместе с тем количество таких заявок, равно как и периодичность их исполнения, в техническом задании не определены, что свидетельствует о неопределенности объема услуг по данным видам технического обслуживания в нарушение части 2 статьи 33, пунктов 1, 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Следует отметить, что заказчик не воспользовался правом осуществления закупки за единицу услуги в соответствии с частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, в связи с чем объем услуг по каждому виду технического обслуживания должен быть определен в описании объекта закупки.

В связи с допущенными нарушениями в действиях виновных должностных лиц содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

 

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы ИП Воробьева А.В. на действия заказчика обоснованными.

2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения пункта 12 части 1 статьи 42, частей 2, 4, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.

3. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения части 2 статьи 33, пунктов 1, 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику, комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

2024-2675

 

 

Связанные организации

ООО «Электронная торговая площадка ГПБ»
ИНН 7724514910, ОГРН 1047796450118
ИП Воробьев Александр Валерьевич
ИНН 470409631650, ОГРН 310470413700039
Челябинская таможня
ИНН 7451039821, ОГРН 1027402551307