Решение (комиссия) №ВЛ/4843/23 решение от 14 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

8

 

решение

 

ПОУ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОАК ДОСААФ РОССИИ»
456600, Челябинская обл., г. Копейск, Еткульский тракт, д. 15
aeroclub@inbox.ru

smaster74@mail.ru

Главное управление лесами Челябинской области
454092, г. Челябинск, ул. Энгельса, 54
ALL@e-chel.ru

gul@forest74.ru

 

ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области»
454084, г. Челябинск, ул. Калинина,

д. 21
zakup@zakup74.ru

АО «Тэк-Торг»
119034, город Москва, улица Тимура Фрунзе, 24, комн.31 эт.3
help@tektorg.ru

 

Комиссии по осуществлению закупок

(извещение № 0869200000223002440)

 

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-834/2023 (№ 180-ж/2023)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 11 апреля 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 14 апреля 2023 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

<...>    

Членов Комиссии:

<...>    

 

<...>    

 

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ПОУ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОАК ДОСААФ РОССИИ» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на услуги по авиапатрулированию с целью мониторинга пожарной опасности в лесах и проведения противопожарных профилактических мероприятий в лесном фонде на территории Челябинской области путем предоставления воздушных судов (извещение № 0869200000223002440), в присутствии:

- представителей Главного управление лесами Челябинской области (далее – заказчик) <...>, действующих на основании доверенностей от 26.12.2022 №№ 14432, 14434, 14435;

- представителей ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области» (далее — уполномоченное учреждение) <...>, действующих на основании доверенностей от 11.04.2023 № 04, от 05.12.2022 № 14;

- представителя ПОУ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОАК ДОСААФ РОССИИ» (далее — заявитель) <...>, действующей на основании доверенности от 21.03.2023,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 04.04.2023 поступила жалоба ПОУ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОАК ДОСААФ РОССИИ» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на услуги по авиапатрулированию с целью мониторинга пожарной опасности в лесах и проведения противопожарных профилактических мероприятий в лесном фонде на территории Челябинской области путем предоставления воздушных судов (извещение № 0869200000223002440) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении аукциона опубликовано уполномоченным учреждением в единой информационной системе в сфере закупок 29.03.2023, изменение извещения о проведении электронного аукциона - 31.03.2023

Начальная (максимальная) цена контракта - 1 000 000,00 рублей.

На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.

Довод жалобы заявителя заключается в следующем.

Пункт 1.1 Приложения №4 к извещению «ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, СОСТАВУ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЮ» напрямую ограничивает возможность участия в данном аукционе ПОУ «Челябинский OAK ДОСААФ России», использующего воздушные суда государственной авиации.

Представители заказчика, уполномоченного учреждения с доводом жалобы не согласились, представили письменные пояснения, которые на заседании Комиссии поддержали, и указали, что заказчиком принято решение о внесении изменений в извещение, в части исключения условия о возможности представления участниками закупки в качестве подтверждения своего соответствия требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе разрешения специального уполномоченного органа ДОСААФ России на выполнение авиационных работ, на основании писем органов государственной власти, направленных в адрес заказчика в целях недопущения нарушения воздушного законодательства РФ в области гражданской авиации.

 

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с извещением о проведении аукциона, пунктом 1.1 Приложения №4 к извещению «ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, СОСТАВУ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЮ» к участникам закупки установлено требование о наличии действующего сертификата (свидетельства) эксплуатанта с приложением спецификации, подтверждающих разрешение на выполнение лесоавиационных работ выданного в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта», утвержденными Приказом Министерств транспорта РФ от 19 ноября 2020 г № 494.

Как следует из доводов жалобы, ПОУ «Челябинский областной аэроклуб ДОСААФ России» является структурной единицей ДОСААФ России. Авиация, используемая организацией, входящей в структуру ДОСААФ России, для выполнения авиационных работ в порядке участия в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, а также выполнение иных видов авиационных работ относится к государственной авиации.

Согласно пояснениям заявителя установленные статьей 8 Воздушного кодекса РФ требования об обязательной сертификации не распространяются на организацию, входящую в структуру ДОСААФ России, поскольку ее воздушные суда не относятся к гражданской авиации.

Отсутствие у участника аукциона сертификата эксплуатанта воздушных судов при наличии у него иного документа, дающего в соответствии с нормами Воздушного кодекса РФ право на эксплуатацию воздушных судов, не является препятствием в допуске к участию в аукционе. Пункт 4 статьи 61 Воздушного кодекса РФ непосредственно освобождает организации государственной авиации от необходимости получения сертификата эксплуатанта или эквивалентного такому сертификату документа.

По мнению заявителя, для законного выполнения авиационных работ ПОУ «Челябинский OAK ДОСААФ России» требуется разрешение, выданное руководителем Департамента авиации ДОСААФ России, которым данному лицу разрешено использование воздушных судов ДОСААФ России для выполнения авиационных работ согласно Федеральным авиационным правилам производства полетов государственной авиации.

При этом представитель заявителя отметил, что письма, на которые ссылается заказчик, в том числе письмо Министерства обороны РФ от 25.07.2022, являются всего лишь частным мнением и не могут являться основанием для принятия каких-либо решений, ибо не имеют статуса нормативного или ненормативного акта.

 

Комиссия Челябинского УФАС России, проанализировав представленные в материалы дела документы и сведения, приходит к следующим выводам.

Государственное регулирование использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности (абзац 2 преамбулы Воздушного кодекса РФ).

В силу статьи 20 Воздушного кодекса РФ авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.

Согласно статье 21 Воздушного кодекса РФ авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации.

Статьей 22 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что авиация, используемая в целях осуществления функций государства и обеспечения решения указанных в настоящем пункте задач, относится к государственной авиации.

Государственная авиация, используемая для решения задач в области обороны Российской Федерации Вооруженными Силами Российской Федерации, привлекаемыми в этих целях другими войсками, воинскими формированиями и органами, относится к государственной военной авиации.

Государственная авиация, используемая для решения возложенных на федеральные органы исполнительной власти и Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос» задач в области обеспечения безопасности Российской Федерации, сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности, а также в областях таможенного дела, космической деятельности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и пожарной безопасности, относится к государственной авиации специального назначения.

Использование государственной авиации в коммерческих целях осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 23 Воздушного кодекса РФ авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники, относится к экспериментальной авиации.

В силу статьи 7 Воздушного кодекса РФ имущество гражданской и экспериментальной авиации - воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические средства и другие предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства - в соответствии с законодательством Российской Федерации может находиться в государственной и муниципальной собственности, собственности физических лиц, юридических лиц, а то же имущество государственной авиации и объекты единой системы организации воздушного движения - только в федеральной собственности. Аэродромы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть отчуждены в собственность физических лиц, юридических лиц.

Пунктом 3 статьи 8 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что юридические лица, осуществляющие аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации, обеспечение авиационной безопасности, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы, заправку гражданских воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и (или) обработку специальными жидкостями, техническое обслуживание подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ, управление поддержанием летной годности подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ, образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

Согласно пункту 1 статьи 114 Воздушного кодекса РФ авиационные работы - работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Таким образом, федеральные органы исполнительной власти и иные государственные организации, за которыми закрепляется на том или ином праве находящееся в государственной собственности имущество гражданской авиации, вправе использовать гражданскую авиацию для выполнения авиационных работ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 61 Воздушного кодекса РФ эксплуатантом признается гражданин или юридическое лицо, владеющее воздушным судном на законном основании, использующее его для полетов и имеющее сертификат эксплуатанта.

При этом пунктом 4 статьи 61 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что использование физическим лицом, юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации и (или) экспериментальной авиации, а также использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.

В остальных случаях, главным образом связанных с использованием коммерческой гражданской авиации, наличие сертификата (свидетельства) эксплуатанта является в силу названного законоположения существенным условием приобретения статуса эксплуатанта, дающего право использовать воздушное судно для полетов в целях коммерческих перевозок, выполнения авиационных работ. Поскольку авиационные работы выполняются с использованием гражданской авиации (преамбула, пункт 3 статьи 8, статья 21 и пункт 1 статьи 114 Воздушного кодекса РФ), так как лицом, имеющим право на их осуществление, признается эксплуатант гражданской авиации. При этом эксплуатантом гражданской авиации может быть как частное лицо (физическое лицо, юридическое лицо), так и государственная организация (например, государственные предприятия, учреждения, корпорации) (статья 7 и пункт 1 статьи 61 Воздушного кодекса РФ).

Согласно пункту 3 статьи 8, пункту 3 статьи 61 Воздушного кодекса РФ приказом Минтранса России от 19.11.2020 494 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта», согласно которым авиационные работы могут выполнять юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие сертификат на выполнение авиационных работ, перечень которых указан в Приложении № 1 к ФАП. Разделом II ФАП установлены требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы.

В силу положений статьи 7, пункта 3 статьи 8, статьи 21, пунктов 1, 3 статьи 61, пункта 1 статьи 114 Воздушного кодекса РФ требования сертификации эксплуатанта, выполняющего авиационные работы, являются едиными для всех эксплуатантов гражданской авиации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (государственной, муниципальной, частной). Соответственно, использование государственной авиации для выполнения авиационных работ без соблюдения сертификационных требований не имеет под собой законных оснований.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1999 № 862 «Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях» разрешено федеральным органам исполнительной власти и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», в ведении которых находятся государственные воздушные суда, использовать их для нерегулярных коммерческих перевозок пассажиров и грузов при соблюдении требований воздушного законодательства Российской Федерации.

При этом постановлением Правительства РФ от 30.07.1999 № 862 регламентированы нерегулярные коммерческие перевозки пассажиров и грузов государственными воздушными судами и не регламентировано выполнение авиационных работ.

Кроме того, согласно письму Министерства обороны Российской Федерации, размещенному 25.07.2022 на своем официальном сайте и разъясняющему статус ДОСААФ России и отношение авиации ДОСААФ к государственной авиации, ДОСААФ России может выполнять авиационные работы на основании статьи 114 Воздушного кодекса РФ воздушными судами, зарегистрированными в Государственном реестре гражданских воздушных судов.

Согласно письму ФАС России от 11.11.2022 № ПИ/102875/22 в случае, если воздушные суда организаций, входящих в структуру ДОСААФ России, а также иных участников, не имеющих сертификат эксплуатанта гражданской авиации на проведение авиационных работ, не зарегистрированы в реестре воздушных судов гражданской авиации, и сами организации не относятся к гражданской авиации, правовые основания для участия в закупках, в которых установлено требование о наличии у участника закупки сертификата эксплуатанта, отсутствуют.

Данный вывод подтвержден в том числе письмом Минтранса России от 01.04.2021 Исх-11670/01, согласно которому выполнение коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ авиацией ДОСААФ без получения сертификата эксплуатанта неправомерно.

Согласно письму Министерства обороны РФ № 603/6/3559 от 03.08.2021 Министерство обороны РФ не вправе вмешиваться в деятельность общественного объединения, которым является ДОСААФ России, и не ведет работу по определению классной квалификации авиационного персонала ДОСААФ России. Свидетельство о летной годности на воздушные суда, зарегистрированные в Государственном реестре государственных воздушных судов, не выдается. Согласно статье 7 Воздушного кодекса РФ имущество государственной авиации может находиться только в федеральной собственности, что не позволяет отнести авиацию ДОСААФ России, имущество которой находится в разных формах собственности, к государственной авиации.

В соответствии с письмом от 28.02.2022 № 606/6/673 Министерством обороны РФ установлено, что авиация, используемая ДОСААФ, не относится ни к одному из видов государственной авиации, следовательно, не может выполнять государственные задачи на основании требований статьи 22 Воздушного кодекса РФ.

Согласно письму от 12.05.2022 № 307/914 по вопросу допустимости выполнения ДОСААФ России авиационных работ ДОСААФ России может выполнять авиационные работы на основании статьи 114 Воздушного кодекса РФ воздушными суднами, зарегистрированными в Государственном реестре гражданских воздушных судов.

В соответствии с письмом от 01.11.2022 № 307/2535 Министерства обороны РФ по вопросу предоставлении государственного приоритета в использовании воздушного пространства при выполнении полетов воздушными судами ДОСААФ России, используемая ДОСААФ России авиация не относится к государственной авиации, в связи с чем оно должно осуществлять свою деятельность на основании статьи 114 Воздушного кодекса РФ в рамках проведения авиационных работ воздушными судами, зарегистрированными в Государственном реестре гражданских воздушных судов.

Помимо указанных писем в адрес Главного управления лесами Челябинской области (заказчик) поступило письмо от МТУ Ространснадзора по Уральскому федеральному округу от 23.03.2023 № И/2.2/ОВ-3264, направленное на имя Губернатора Челябинской области, о недопущении нарушения воздушного законодательства РФ в области гражданской авиации при поведении закупок на выполнение авиационных работ, об обязательном порядке требования подтверждения наличия у потенциальных исполнителей авиационных работ сертификата эксплуатанта, выданного в соответствии с приказом Минтранса России от 19.11.2020 № 494.

МТУ Ространснадзора по Уральскому федеральному округу проведен анализ выполнения авиационных работ, в результате которого в отношении ДОСААФ России сформулирован вывод о том, что его структуры к государственной авиации не относятся, не имеют сертификата эксплуатанта на проведение авиационных работ, что подтверждается позицией Минобороны РФ, ФСБ России, ФАС России, следовательно, осуществление авиационных работ является нарушением действующего законодательства.

Также в адрес заказчика поступило письмо от Уральского МТУ Росавиации от 27.03.2023 № Исх-2516/УРМТУ/06 об организации взаимодействия по вопросам обеспечения безопасности полетов гражданских воздушных судов.

В частности указано, что ДОСААФ России не является подведомственной организацией Министерства обороны РФ и может выполнять работы только на воздушных судах, зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ. В связи с тем, что воздушные суда авиации ДОСААФ России зарегистрированы в Государственном реестре государственных воздушных судов РФ, выполнение лесоавиационных работ аэроклубами ДОСААФ России является нарушением требований воздушного законодательства Российской Федерации.

 

Комиссия Челябинского УФАС России критически относится к ссылке заявителя на пункт 4 статьи 61 Воздушного кодекса РФ ввиду следующего.

Из буквального толкования пункт 4 статьи 61 Воздушного кодекса РФ следует, что использование физическим лицом, юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.

Понятие, назначение, цели государственной авиации определяются статьей 22 Воздушного кодекса РФ, при этом данная норма распространяет свое действие в случаях выполнения целей, определенных исключительно для государственной авиации.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2009 № 973 «Об общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ДОСААФ России) выполняет государственные задачи, в том числе участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; ликвидация чрезвычайной ситуации – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Предмет аукциона не предполагает производство авиационных работ в режимах чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Работы, являющиеся предметом торгов, относятся к целям, определенным для гражданской авиации, указанным в статье 21 Воздушного кодекса РФ и выполняются с использованием полетов гражданских воздушных судов.

Возможность участия государственной авиации в выполнении задач гражданской авиации ограничена.

Так, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1999 № 862, федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся государственные воздушные суда, разрешается использовать их для нерегулярных коммерческих перевозок пассажиров и грузов при соблюдении требований воздушного законодательства Российской Федерации.

Между тем, ДОСААФ России не является ни федеральным органом исполнительной власти, ни Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», а следовательно, действие пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1999 № 862 на ДОСААФ России не распространяется.

Таким образом, ДОСААФ России и его структурные подразделения не вправе выполнять коммерческие авиаперевозки как регулярные, так и нерегулярные.

Кроме того, являющиеся предметом аукциона авиационные работы по авиапатрулированию лесного фонда, в силу положений статьи 57 Лесного кодекса РФ предполагают авиационное патрулирование, что свидетельствует о регулярном характере выполняемых работ, тогда как постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1999 № 862 разрешен перечень лишь нерегулярных коммерческих перевозок.

Использование государственной авиации некоммерческими общественными организациями для выполнения регулярных авиационных работ на коммерческой основе действующим законодательством не предусмотрено.

Согласно информации о зарегистрированных некоммерческих организациях, опубликованной на информационной портале Министерства юстиции РФ, ПОУ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОАК ДОСААФ РОССИИ» является некоммерческой организацией.

Следовательно, деятельность ПОУ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОАК ДОСААФ РОССИИ» регламентируется положениями статей Гражданского кодекса РФ о некоммерческих организациях, а также постановлением Правительства РФ от 28.11.2009 № 973 «Об общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России».

Указанным Постановлением Правительства РФ № 973 установлено, что ДОСААФ России выполняет следующие государственные задачи:

а) патриотическое (военно-патриотическое) воспитание граждан;

б) подготовка граждан по военно-учетным специальностям;

в) развитие авиационных и технических видов спорта;

г) участие в развитии физической культуры и военно-прикладных видов спорта;

д) летная подготовка курсантов летных образовательных учреждений профессионального образования, поддержание надлежащего уровня натренированности летного и инженерно-технического состава, а также выполнение иных видов авиационных работ;

е) участие в подготовке к военной службе граждан, пребывающих в запасе;

ж) подготовка специалистов массовых технических профессий и развитие технического творчества;

з) участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

и) содержание объектов инфраструктуры ДОСААФ России в целях выполнения задач в период мобилизации и в военное время.

При этом лесоавиационные работы, в том числе выполняемые на коммерческой основе, не входят в перечень задач, решаемых организациями ДОСААФ России.

В соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса РФ, некоммерческими организациями являются юридические лица, не имеющие в качестве цели извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Заключение контракта по итогам аукциона предполагает выполнение не разовых, а систематических авиационных работ на период действия контракта, за плату. Данная деятельность предполагает получение прибыли исполнителем, что относится к коммерческой деятельности, тогда как из коммерческой деятельности государственной авиации разрешено выполнять лишь перевозки пассажиров и грузов.

Кроме того, виды работ, предусмотренные предметом аукциона, не соответствуют уставной цели заявителя. Как следует из письменных пояснений заявителя, представленных в материалы дела, согласно Уставу ПОУ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОАК ДОСААФ РОССИИ» является образовательным учреждением начального и дополнительного профессионального образования, учредителем которого является Общероссийская общественно-государственная организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», в соответствии с Уставом создано в целях выполнения оборонно-мобилизационных задач, основными направлениями деятельности являются развитие авиационных видов спорта, организация патриотического воспитания и обучения населения, образовательная деятельность по подготовке кадров авиационных профессий, в том числе и для Вооруженных Сил Российской Федерации.

 

Исходя из изложенного, виды работ, входящие в предмет контракта, заключаемого по итогам аукциона, могут выполняться только гражданской авиацией с соблюдением требований воздушного законодательства РФ, в том числе по наличию сертификата эксплуатанта у лица, выполняющего такие работы.

Таким образом, установленное в извещении, в пункте 1.1 Приложения №4 к извещению «ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, СОСТАВУ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЮ» требование к участнику закупки о наличии действующего сертификата эксплуатанта, не противоречит законодательству о контрактной системе.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ПОУ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОАК ДОСААФ РОССИИ» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на услуги по авиапатрулированию с целью мониторинга пожарной опасности в лесах и проведения противопожарных профилактических мероприятий в лесном фонде на территории Челябинской области путем предоставления воздушных судов (извещение № 0869200000223002440) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

<...>

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.<...>

 

2023-5384

 

 

Связанные организации

ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области"
ИНН 7451402146, ОГРН 1157451017888
АО "Тэк-Торг"
ИНН 7704824695, ОГРН 1127747285368
Главное управление лесами Челябинской области
ИНН 7453171871, ОГРН 1077453000514
ПОУ АЭРОКЛУБ ООО-ГО "ДОСААФ"
ИНН 7447030135, ОГРН 1027402336807