Решение №ВЛ/1264/22 решение от 10 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

6

 

решение

 

Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области
454048, г. Челябинск, ул. Елькина, д. 77
main@mindortrans74.ru, zakupki@mindortrans74.ru

ООО «Инвест Групп»
127018, г. Москва, вн. Тер.

г. муниципальный округ Марьина роща, ул. Сущевский вал, д. 9, стр.1, офис 901
ingrupp19@mail.ru

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 074/06/104-198/2022 (№ РНП-74-56/2022)

об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 07 февраля 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 09 февраля 2022 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<...>

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<...>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<...>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО «Инвест Групп», о его генеральном директоре, участниках в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на выполнение инженерных изысканий, осуществление подготовки проектной и рабочей документации в целях капитального ремонта объекта: «Капитальный ремонт подъезда к восточной части поселка Малая Сосновка от автомобильной дороги М-5 «Урал» (ливневая канализация парка индустриальных инноваций «Малая Сосновка» с локальными очистными сооружениями). (извещение № 0169200003621000013), при участии в заседании Комиссии в дистанционном режиме:

- представителей Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области (далее – заказчик) <...>., действующих на основании доверенностей;

- представителя ООО «Инвест Групп» <...>, действующего на основании доверенности от 11.01.202201/22,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило обращение заказчика о включении ООО «Инвест Групп» в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на выполнение инженерных изысканий, осуществление подготовки проектной и рабочей документации в целях капитального ремонта объекта: «Капитальный ремонт подъезда к восточной части поселка Малая Сосновка от автомобильной дороги М-5 «Урал» (ливневая канализация парка индустриальных инноваций «Малая Сосновка» с локальными очистными сооружениями). (извещение № 0169200003621000013) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам 20.07.2021 заказчик и ООО «Инвест Групп» заключили контракт на выполнение инженерных изысканий, осуществление подготовки проектной и рабочей документации по объекту: «Капитальный ремонт подъезда к восточной части поселка Малая Сосновка от автомобильной дороги М-5 «Урал» (ливневая канализация парка индустриальных инноваций «Малая Сосновка» с локальными очистными сооружениями), в соответствии с Заданием на выполнение инженерных изысканий, осуществление подготовки проектной и рабочей документации в целях капитального ремонта объекта: «Капитальный ремонт подъезда к восточной части поселка Малая Сосновка от автомобильной дороги М-5 «Урал» (ливневая канализация парка индустриальных инноваций «Малая Сосновка» с локальными очистными сооружениями) по цене 2 220 359 рублей 79 копеек (Два миллиона двести двадцать тысяч триста пятьдесят девять рублей 79 копеек).

Подрядчик работы по контракту не выполнил, в связи с чем решением от 30.12.2021 заказчик отказался от исполнения контракта.

Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) 28.01.2022 направлены заказчиком в антимонопольный орган, обращение зарегистрировано 31.01.2022 вх. № 1056/22.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с пунктом 11.2 контракта заказчиком предусмотрен односторонний порядок отказа стороны от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.

Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Из указанных положений Закона о контрактной системе следует, что надлежащим уведомлением является обязательное направление заказчиком решения об одностороннем отказе по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика и с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).

Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.

Так, заказчиком 30.12.2021 составлено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое направлено обществу по почте заказным письмом с уведомлением по адресу, указанному в контракте, а также по электронной почте, в единой информационной системе во вкладке «дополнительная информация о закупках, контрактах» размещено 10.01.2022.

Как следует из документов, представленных заказчиком, и не отрицается представителем общества, решение об одностороннем расторжении контракта получено подрядчиком 17.01.20202.

Информация о расторжении контракта размещена заказчиком в единой информационной системе 28.01.2022 в разделе «информация об исполнении (расторжении) контракта».

Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены заказчиком в антимонопольный орган 28.01.2022.

На дату заседания Комиссии антимонопольного органа, согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе, контракт считается расторгнутым.

 

При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее,

 

Между заказчиком и ООО «Инвест Групп» 20.07.2021 заключен государственный контракт № 161-д (далее – контракт).

В соответствии с пунктом 1.1 предметом контракта является «Выполнение инженерных изысканий, осуществление подготовки проектной и рабочей документации по объекту: «Капитальный ремонт подъезда к восточной части поселка Малая Сосновка от автомобильной дороги М-5 «Урал» (ливневая канализация парка индустриальных инноваций «Малая Сосновка» с локальными очистными сооружениями), в соответствии с Заданием на выполнение инженерных изысканий, осуществление подготовки проектной и рабочей документации в целях капитального ремонта объекта: «Капитальный ремонт подъезда к восточной части поселка Малая Сосновка от автомобильной дороги М-5 «Урал» (ливневая канализация парка индустриальных инноваций «Малая Сосновка» с локальными очистными сооружениями) (Приложение 1)».

В соответствии с пунктом 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

В соответствии с пунктом 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.

Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.

В силу пункта 1 статьи 760 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан:

- выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором;

- согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления;

- передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.

В пункте 3.1. контракта заказчиком указан срок выполнения работ:

«Дата начала выполнения работ – с момента заключения Государственного Контракта.

Дата окончания выполнения работ – 15.12.2021г (включительно).

1 этап – Подрядчик выполняет инженерные изыскания, осуществляет подготовку проектной и рабочей документации не позднее 15.10.2021г., направляет полученные результаты Государственному заказчику.

2 этап - Государственный заказчик обеспечивает проведение Государственной экспертизы путем заключения Государственного контракта с уполномоченным на проведение Государственной экспертизы органом до 15.12.2021г. (включительно)».

Из пояснений представителей заказчика и из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 30.12.2021 следует, что подрядчиком нарушены сроки выполнения работ, по состоянию на 29.12.2021 работы не выполнены. Заказчик со ссылкой на статью 717 ГК РФ отказался от исполнения контракта.

Согласно пункту 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Пунктом 11.2 контракта предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае нарушения подрядчиком срока окончания работ, установленного пунктом 3.1 контракта, более чем на 10 календарных дней.

Неисполнение обязательств подрядчиком, по мнению заказчика, выразилось в невыполнении проектно-изыскательских работ до 29.12.2021.

В материалы дела сторонами представлены документы и сведения, подтверждающие взаимодействие сторон в ходе исполнения контракта, в том числе по истечении сроков выполнения 1 этапа работ, предусмотренных пунктом 3.1 контракта.

Представитель подрядчика на заседании Комиссии пояснил, что в рамках исполнения контракта обществом выполнены следующие работы:

1) отчетная документация по инженерным изысканиям, которая передана заказчику письмом исх. № 1223/21 от 08.11.2021, а именно:

- 45-2021-ИГДИ Технический отчет по инженерно-геодезическим изысканиям;

- 45-2021-ИГИ Технический отчет по инженерно-геологическим изысканиям;

- 45-2021-ИГМИ Технический отчет по инженерно-гидрометеорологическим изысканиям;

- 45-2021-ИЭИ Технический отчет по инженерно-экологическим изысканиям;

2) направлены различные запросы в компетентные органы, на которые получены следующие ответы от:

-Министерства экологии Челябинской области от 21.10.2021;

-Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области (Управления Архитектуры и строительства) от 22.101.2021;

-Выписка из лесного реестра от 03.11.2021;

-Государственного комитета охраны объектов культурного наследия от 22.10.2021;

3) техническая часть проектно-сметной документации, разделы по охране окружающей среды и пожарной безопасности, документация передана в адрес заказчика письмом №30/22 от 17.01.2022;

4) подрядчиком получены согласования с такими организациями, как:

- АО «ЧЕЛЯБИНСКГОРГАЗ»;

- Производственное объединение водоснабжения и водоотведения г. Челябинск;

- ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урал»- филиал «Челябэнерго»;

- ПАО «Ростелеком», Челябинский филиал;

- ООО «Классик» газораспределительная организация;

- АО «Челябинскгоргаз».

Представитель общества на заседании Комиссии отметил, что подрядчик добросовестно исполнял свои обязательства по контракту с момента его заключения, в связи с чем в действиях ООО «Инвест Групп» отсутствовал умысел и недобросовестность по неисполнению обязательств по контракту, однако в ходе работ по контракту возникли обстоятельства, которые объективно не зависели от подрядчика, но повлияли на сроки выполнения работ.

Так, представитель подрядчика указал на наличие ранее запроектированной хозяйственно-бытовой канализации с устройством КНС, строительство которой планируется в границах участка проектирования. Поскольку информация о документации для увязки проектных решений в исходных данных и техническом задании на проектирование отсутствовала, требовалось установить заказчика работ, разработчика документации и запросить проектную документацию (письмо № 1305/21 от 25.11.2021). Документация для увязки проектных решений предоставлена Министерством строительства и инфраструктуры Челябинской области (письмо № 14674 от 07.12.2021).

После получения проектной документации существующей хозяйственно-бытовой канализации возникла необходимость корректировки планового положения ливневой канализации и локальных очистных сооружений.

При проектировании продольного профиля с учетом прохождения под существующими инженерными коммуникациями возникла необходимость заглубления ливневого коллектора. Для обеспечения подъема ливневых вод из коллектора в локальные очистные сооружения требуется проектирование перекачивающей насосной станции и выполнение работ по технологическому присоединению к электросетям. Данные работы не учтены в техническом задании, соответственно, контрактом не предусмотрены затраты и время на их выполнение. Подрядчиком направлялись письма в адрес заказчика с целью согласования вариантов проектных решений, однако указанные письма остались без ответа.

Представители заказчика на пояснения подрядчика возразили и указали, что ответом на письма ООО «Инвест Групп» от 29.12.2021 №15021/21 и от 17.01.2022 №30/22 о согласовании проектных решений является направленное в адрес подрядчика решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, так как Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области не уполномочено согласовывать такие решения, после предоставления полного комплекта документации в соответствии с техническим заданием и в установленной форме такие документы направляются на госэкспертизу для получения заключения.

При этом представители заказчика отметили, что письма в адрес Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области направлены ООО «Инвест Групп» после окончания срока, установленного контрактом, а именно после 15.10.2021.

Изучив материалы дела, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что обществом часть работ по контракту выполнена. Между тем, результат работ по контракту, выраженный в проектно-изыскательских работах, прошедших государственную экспертизу до 15.12.2021, заказчиком не получен. Соответственно, у заказчика имелись основания для принятия решения об одностороннем расторжении контракта.

Однако совершение обществом действий, направленных на исполнение контракта, подтвержденных перепиской между подрядчиком и заказчиком, свидетельствует о намерении ООО «Инвест Групп» исполнить контракт.

Комиссия антимонопольного органа, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.

Согласно пункту 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.

Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.

Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П).

Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.

Таким образом, учитывая обстоятельства настоящего дела, Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации возможным не принимать решение о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО «Инвест Групп», о его генеральном директоре, участниках.

 

С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

 

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области об ООО «Инвест Групп» (ИНН 3702201987), о его генеральном директоре, участниках, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии <...>

 

Члены Комиссии <...>

 

<...>

 

 

 

 

 

2022-1392

 

 

Связанные организации

Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области
ИНН 7451384218, ОГРН 1157451000024
ООО «Инвест Групп»
ИНН 3702201987, ОГРН 1183702012922