Решение №ВЛ/8058/22 Решение № 074/06/104-1647/2022 об отказе во включении сведен... от 8 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Муниципальное предприятие трест «Водоканал» 

 

Общество с ограниченной ответственностью «...»

Директору ООО «...»

Участнику ООО «...»

 

РЕШЕНИЕ № 074/06/104-1647/2022

об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

по делу № 222-РНП/2022

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 05.07.2022

В полном объеме решение изготовлено 08.07.2022

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«...»

заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

«...»

заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

«...»

старшего специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение Муниципального предприятия трест «Водоканал» муниципального образования г. Магнитогорск (далее МП трест «Водоканал» МО г. Магнитогорск, заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об Обществе с ограниченной ответственностью «Уфимская газовая компания», его участниках, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа (далее – ООО «Уфимская газовая компания», подрядчик, общество) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на реконструкцию объектов городской инфраструктуры г. Магнитогорска. Очистные сооружения правого берега (2-4 этапы). Выполнение работ по реализации мероприятия: Этап 2. Сооружения биологической очистки сточных вод I очереди. Блок аэротенков I очереди. Блок вторичных отстойников I очереди (распределительная чаша, вторичные отстойники, иловая камера). Насосная станция опорожнения и технической воды I очереди. Наружные сети технологических коммуникаций НК2 (извещение № 0569600000121000005) (далее аукцион), при участии посредством видеоконференц-связи:

представителя МП трест «Водоканал» «...», действующего на доверенности,

представителя МП трест «Водоканал» «...», действующего на доверенности ,

представителя МП трест «Водоканал» «...», действующего на доверенности ,

представителя МП трест «Водоканал» «...», действующего на доверенности ,

представителя МП трест «Водоканал» «...», действующего на основании Распоряжения,

представителя ООО «...», действующего на доверенности от 14.12.2021,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России, антимонопольный орган) поступило обращение МП трест «Водоканал»  о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО «...».

Согласно представленным документам 18.08.2021 МП трест «Водоканал» и ООО «...» заключили контракт по цене 521 073 204 рубля 69 копеек.

Решением об одностороннем отказе от исполнения контракта от 18.08.2021 № б/н (далее решение об одностороннем отказе от исполнения контракт) заказчик отказался от исполнения контракта ввиду нарушения ООО «...» промежуточных этапов выполнения работ по контракту, что подтверждается перепиской и отчетами строительного контроля. В связи с указанными обстоятельствами сведения о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков направлены заказчиком в антимонопольный орган.

На заседание Комиссии «...» представило документы и письменные пояснения, а также представитель общества указал, что общество частично исполнило работы по контракту, в том числе приобрело оборудование для выполнения работ, при этом просрочка исполнения обязательств вызвана действиями самого заказчика, который не оказывал содействия в производстве работ.

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, Комиссия руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с пунктами 11.8 контракта предусмотрен односторонний порядок отказа заказчика от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.

Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Подпунктами «а»-«в» пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что в период с 01.01.2022 по 01.07.2022 в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам электронных процедур и закрытых электронных процедур, заказчик:

  1. направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе;

  2. не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;

  3. в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта.

Из части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.

Таким образом, Федеральным законом от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрены переходные положения, из которых следует, что в период с 01.01.2022 по 01.07.2022 при принятии решения заказчиком об одностороннем отказе от исполнения контракта действует порядок расторжения контракта, предусмотренный частью 6 статьи 8 указанного Федерального закона.

Так, заказчиком 15.06.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 16.06.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вручено представителю общества, направлено подрядчику Почтой России заказным письмом с уведомлением, а также экспресс-почтой по адресу: «...», по электронной почте и 15.06.2022 размещено в Единой информационной системе в сфере закупок https://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) во вкладке «Дополнительная информация о закупках, контрактах».

Как следует из представленных документов, заказчик определил в качестве даты на надлежащего уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта дату получения решения нарочно представителем общества – 16.06.2022, в связи с чем датой расторжения контракта является 28.06.2022.

Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены в антимонопольный орган 28.06.2022.

При рассмотрении обращения о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее.

Между заказчиком и обществом 18.08.2021 заключен контракт на выполнение работ (реестровый номер в ЕИС № 3741400049521000002) (далее – контракт) посредством обмена электронными документами на электронной площадке, что подтверждается распечаткой с личного кабинета заказчика.

Предметом контракта является выполнение работ по объекту: «Реконструкция объектов городской инфраструктуры г. Магнитогорска. Очистные сооружения правого берега (2-4 этапы). Выполнение работ по реализации мероприятия: Этап 2. Сооружения биологической очистки сточных вод I очереди. Блок аэротенков I очереди. Блок вторичных отстойников I очереди (распределительная чаша, вторичные отстойники, иловая камера). Насосная станция опорожнения и технической воды I очереди. Наружные сети технологических коммуникаций НК2», что свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупки договора подряда для государственных и муниципальных нужд, порядок исполнения которого регламентирован параграфом 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

При этом, объем и виды работ указаны в техническом задании, проектной документации, сметной документации, являющимися приложением к контракту.

В соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.

Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.

В пункте 1.5 контракта заказчиком определен срок начала выполнения работ по контракту – в течение 5 рабочих дней с даты заключения контракта. Окончание выполнения работ: 30.04.2023 г. При этом, в Приложении № 1 к контракту определены этапы выполнения работ с указанием объемов и видов работ по каждому этапу.

Как следует из договорной переписки, представленной в материалы дела, общество приступило к выполнению работ, при этом в письмах заказчик неоднократно уведомлял общество о нарушении графика производства работ, а также указывал на возможность срыва конечного срока исполнения обязательств.

При этом, в Технических отчетах, подготовленных организацией, осуществляющей строительный контроль Общество с ограниченной ответственностью «Центр независимых экспертиз и контроля», указано, что за время ведения работ с ноября 2021 г по март 2021 года подрядчиком допущено отставание от графика, ввиду недостаточного количества персонала, отсутствия квалифицированных специалистов.

Также, в Технических отчетах указано, что работы в отношении по контракту велись, техническими заказчиками и ответственными лицами были подписаны и оплачены следующие акты:

  • Акты по форме КС-2 № 1 от 20.12.2021 и КС-3 № 1 от 20.12.2021 на сумму 21 028 371 рубль 60 копеек с НДС;

  • Акты по форме КС-2 № 2 от 21.12.2021 и КС-3 № 2 от 21.12.2021 на сумму 3 351 510 рублей 00 копеек с НДС;

  • Акты по форме КС-2 № 3 от 22.12.2021 и КС-3 № 3 от 22.12.2021 на сумму 265 231 рубль 20 копеек с НДС;

  • Акты по форме КС-2 № 4 от 23.12.2021 и КС-3 № 4 от 23.12.2021 на сумму 2 047 162 рубля 80 копеек с НДС.

Кроме того, в целях выполнения работ, предусмотренных контрактом, подрядчиком заключены следующие договоры на поставку оборудования:

  • Договор с АО «...» от 20.01.2022 № 19-01/22;

  • Договор с ООО «...» от 25.01.2022 № 2201/1 на поставку оборудования производителя ООО «...»;

  • Договор с ООО «...» от 01.10.2021 на изготовление и поставку модуля электротехнического.

Вместе с тем, из письменных пояснений общества следует, что выполнить работы по контракту в полном объеме даже с учётом закупленного оборудования невозможно поскольку выполнение работ по контракту подразумевает закупку импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, ввоз которых запрещён на территорию Российской Федерации. При этом документы, подтверждающие невозможность закупки оборудования в материалы дела не представлены.

При этом в материалы дела заказчиком представлена сводная таблица объемов работ, выполненных подрядчиком, с указанием процента такого выполнения, а именно:

демонтажные работы ж/б стен и дна 5% от общего объема работ;

отстойники № 1а, 2а, распределительная камера, иловые камеры: выполнена замена технологического оборудования – 5% от общего объема работ.

Из переписки, которая велась сторонами установлено, что общество столкнулось с обстоятельствами, которые по мнению общества, препятствуют своевременному выполнению работ, о чем обществом сообщило заказчику в письмах от 15.12.2021 № 482-юр, от 15.02.2022 № 79-юр, от 01.03.2022 № 116-юр.

Как следует из писем заказчика от 10.03.2022 № 01-13/1437 (ответ на письмо от 01.03.2022 № 116-юр), от 15.03.2022 № 01-13/1549 (ответ на письмо от 15.02.2022 № 79-юр), заказчик в адрес подрядчика направлял технические решения для устранения обстоятельств, препятствующих выполнению работ по контракту.

Однако с 06.03.2022 подрядчик приостановил выполнение работ (письмо от 12.04.2022 № 213-юр) ввиду непредставления заказчиком технического решения по способу крепления сетки арматурной к бетонной поверхности и способа заделки сквозных отверстий. Также, согласно письму от 12.04.2022 № 213-юр подрядчик уведомил заказчика о других обстоятельствах, препятствующих выполнению работ. Например, подрядчик сообщил о невозможности выполнения работ на аэротенке № 1 2-ой очереди, так как аэротенки не опорожнены.

При этом из письма от 13.04.2022 № 215-юр и письма заказчика от 15.04.2022 № 01-02/2411 следует, что подрядчик уведомил заказчика о ввозе и монтаже оборудования. Перечень оборудования, подлежащего ввозу и монтажу, определен приложением к письму от 13.04.2022 № 215-юр.

На заседании Комиссии установлено, что общество обращалась к заказчику с предложением об увеличении стоимости контракта, с предложением о расторжении контракта о соглашении сторон. Заказчиком данное предложение не принято, подготовлен письменный ответ (письмо от 11.04.2022 № 01-02/2264).

При решении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.

При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П, от 21.11.2002 №15-П).

Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В силу пункта 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.

Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе основанием для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков при заключении договора подряда является односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в случае просрочки начального срока выполнения работ, выполнения работ настолько медленно, что окончание к сроку станет невозможным, а также в случае ненадлежащего исполнения обществом своих обязательств, порядок которого регламентирован статьей 715, 723 ГК РФ.

В решении об одностороннем отказе от исполнения контракта причиной расторжения контракта послужил факт выполнения работ настолько медленно, что окончание к сроку становится явно невозможным и ведет к срыву срока завершения работ, запланированных в апреле 2023 года.

Вместе с тем, Комиссия критически относится к основанию одностороннего отказа, так как нарушение промежуточных сроков выполнения работ не может однозначно свидетельствовать о неизбежном нарушении конечного срока выполнения работ (30.04.2023), при этом доказательства невозможности выполнения работ к конечному сроку заказчиком не представлены.

При рассмотрении документов и сведений, представленных заказчиком и обществом, Комиссией установлено, что общество осуществило закупку материалов и оборудования, необходимых для выполнения работ, а также частично исполнило обязательства, предусмотренные контрактом, что подтверждается Актами о приемке выполненных работ.

Более того, Комиссия антимонопольного органа не усматривает в действиях общества признаки уклонения от исполнения контракта, так как общество предпринимало действия, направленные на продолжение выполнения работ, в том числе выражая намерение изменить условия контракта.

Так, в силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.

Таким образом, принимая во внимание принятие обществом мер, направленных на исполнение контракта, выраженных в частичном исполнении обязательств по контракту, закупке оборудования для производства указанных работ, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России, не усматривает оснований для принятия решения о включении сведений об ООО «...» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078,

РЕШИЛА:

Сведения, представленные Муниципальным предприятием трест «Водоканал» муниципального образования г. Магнитогорск в отношении ООО «...» (ИНН «...»), его участников, членов коллегиального органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на реконструкцию объектов городской инфраструктуры г. Магнитогорска. Очистные сооружения правого берега (2-4 этапы). Выполнение работ по реализации мероприятия: Этап 2. Сооружения биологической очистки сточных вод I очереди. Блок аэротенков I очереди. Блок вторичных отстойников I очереди (распределительная чаша, вторичные отстойники, иловая камера). Насосная станция опорожнения и технической воды I очереди. Наружные сети технологических коммуникаций НК2 (извещение № 0569600000121000005) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии:                                                                                                   «...»

Члены Комиссии:                                                                                                               «...»

                                                                                                                                              «...»

 

Связанные организации

ООО "Уфимская газовая компания"
ИНН 0274163938, ОГРН 1120280008551
МП трест "Водоканал" МО г. Магнитогорск
ИНН 7414000495, ОГРН 1027402056758