Решение б/н решение от 19 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по жалобе № 074/07/3-1176/2021 14 мая 2021 года г. Челябинск Председатель Комиссии: Члены Комиссии: Копылов Станислав Александрович – заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; Гузаирова Регина Ураловна – специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; Усманова Эльвина Раисовна – специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России, рассмотрев жалобу № 074/07/3-1176/2021 ООО «ВинКом» (далее – Заявитель) вх. № 5996-ЭП/21 от 27.04.2021 на действия ООО «Уралэнергосбыт» (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на услуги 2021-6621 2 покопийной печати (промышленное оборудование) (извещение № 32110160698), УСТАНОВИЛА: В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступила жалоба ООО «ВинКом» (далее – Заявитель) вх. № 5996-ЭП/21 от 27.04.2021 на действия ООО «Уралэнергосбыт» (далее–Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на услуги покопийной печати (промышленное оборудование) (извещение № 32110160698). Заявитель в своей жалобе указывает следующее: - согласно требованиям документации, под характеристики закупаемого товара, подходит одна конкретная модель оборудования: RISO GD 9630; - требования в документации к технологиям создания изображения - однопроходная струйная, полноцветная не позволяет участвовать производителям, имеющим другие технологии печати, а, следовательно, ограничивает конкуренцию; - характеристика скорости печати, установленная Заказчиком в документации, ограничивает конкуренцию при участии в указанной закупке; - в соответствии с условиями технического задания, планируется печать формата А4, однако в приложении № 1 установлено требование к максимальному формату бумаги (не менее 320*450); - общая емкость всех лотков подачи бумаги и приемных лотков, количество приемных лотков является характеристикой товара, ограничивающей конкуренцию; - в документации установлено требование наличия управления и подготовки заданий с помощью отдельно стоящего контроллера печати. - срок выполнения работ (услуг) поставки ТМЦ- начало, окончание – не позднее 10 календарных дней с даты заключения договора – является ограниченным, в данный срок привезти оборудование не предоставляется возможным. На основании изложенного, Заявитель просит приостановить процедуру подачи заявок на запрос предложений в электронной форме, провести внеплановую проверку закупки, выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, путем внесения изменений в документацию. Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил пояснения, которые приобщены к материалам жалобы. Изучив материалы по жалобе, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам. 1. В силу части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с 2021-6621 3 законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. В силу части 11 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке. Жалоба Заявителя поступила в Челябинское УФАС России 27.04.2020 (вх. 5996-ЭП/21). Дата и время окончания подачи заявок 29.04.2021 10:00 (МСК+2). Таким образом, Заявителем правомерно подана жалоба в антимонопольный орган на действия Заказчика. 2. Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 13.10.2017 № 305-КГ17-8138 по делу № А40- 93344/2016, в отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд, первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках), что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок, недопустимость вмешательства кого-либо в процесс закупки по мотивам, связанным с оценкой целесообразности ее условий и порядка проведения. Таким образом, основной задачей Закона о закупках является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате конкурса лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции. Статьей 4 Закона о закупках регламентируются вопросы информационного обеспечения закупки, в частности, пунктом 1 частью 10 данной статьи предусмотрено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим 2021-6621 4 характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Включение в документацию закупки требований к качеству, техническим характеристикам товара, соответствующим потребностям Заказчика, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в конкурсе и не является нарушением антимонопольного законодательства. Заявитель в своей жалобе со ссылкой на требования, изложенные в документации, указывает, что под данные характеристики подходит только одна модель оборудования, отвечающая всем техническим характеристикам, а именно: принтер компании RISO GD 9630, считает это фактором, ограничивающим конкуренцию для участия в запросе предложений, так как данному оборудованию нет аналогов. Однако, согласно требованиям, изложенным в приложении № 1 документации № 2, под данные характеристики подходит несколько моделей оборудования, например: Cannon VarioPrint i200, RISO GD 9630, Kyocera TASKalfa Pro 15000. Соответствие указанных моделей с описанием, размещенным на официальных сайтах производителей оборудования, заявленным в документации характеристикам, приложено к возражению на жалобу. Следовательно, довод об ограничении конкуренции в связи с отсутствием аналогов является необоснованным, так как в целях оказания услуг, предусмотренных документацией, может быть использовано несколько моделей оборудования разных производителей с заявленными характеристиками. Кроме того, участие в закупке может принять множество иных организаций, имеющих оборудование RISO GD 9630. Выбранная ООО «Уралэнергосбыт» технология создания изображений не может ограничивать конкуренцию, выбор однопроходной струйной полноцветной технологии создания изображения, согласно пояснениям Заказчика, обусловлен следующими факторами: - Экологичность. Местом установки оборудования является закрытое помещение. При использовании струйной технологии в оборудовании степень тепловыделения значительно ниже в сравнении с другими методами получения изображений, отсутствует выделение большого количества озона в окружающую среду. Этот фактор значительно снижает негативное воздействие на операторов оборудования, особенно учитывая высокую интенсивность работы оборудования; - Снижение энергопотребления. Оборудование с выбранной технологией менее требовательно к качеству бумаги для печати и обладает пониженным энергопотреблением по сравнению с другими технологиями. Это создает дополнительный экономический эффект; - Высокое качество печати полноцветных изображений. Закупка услуг покопийной печати документов проводится для осуществления основной хозяйственной деятельности ООО «Уралэнергосбыт», в том числе для 2021-6621 5 большого объема работы с платежными документами, сроки представления которых потребителям установлены законодательством, биллинговой печати и других взаимосвязанных функций, для недопущения срыва процесса энергосбытовой деятельности, заявленная скорость печати в 150 копий в минуту необходима для обеспечения печати в пиковых нагрузках. Кроме того, необходимо отметить, что приведенные в Приложении № 1 к техническому заданию (Раздел 4 Закупочной документации) объемы ежемесячной печати являются ориентировочными, при этом: - примерный минимальный объём в месяц - 1 265 000, из них выделен повторяющийся минимальный примерный объём (720 000 копий), включая 600 ООО копий в месяц юридических документов для работ по взысканию дебиторской задолженности и 120 000 копий документов для потребителей электрической энергии юридических лиц как ежемесячная пиковая нагрузка (т.е. с коротким сроком печати - 8 рабочих часов работы 1 оператора печати в 1 смену). То есть, при расчете необходимой скорости печати необходимо учитывать, что в пиковую нагрузку количество документов, которые необходимо будет напечатать в сжатые сроки, может превышать 120 000 документов на несколько десятков тысяч документов и даже более. Примерный минимальный объём был определен Заказчиком, исходя из фактических данных за последние полгода исполнения аналогичного договора по оказанию услуг покопийной печати, из нижеприведенных данных следует, что объём увеличивается: №п/п месяц Кол-во отпечатков 1 Ноябрь 2020 531 581 2 Декабрь 2020 583 573 3 Январь 2021 593 631 4 Февраль 2021 652 318 5 Март 2021 745 668 6 Апрель 2021 1 030 296 Кроме того, Заказчик в своих пояснениях указал, что Заявитель за разъяснениями не обращался. Следовательно, довод Заявителя о том, что техническая характеристика о максимальной скорости не менее 150 копий ограничивает конкуренцию является необоснованным, в том числе в связи с тем, что в целях оказания услуг, предусмотренных техническим заданием, может быть использовано несколько моделей разных производителей с заявленными характеристиками. Указанный в характеристиках оборудования максимальный размер бумаги 320X450 является типовой характеристикой высокопроизводительных печатающих устройств. Общая емкость подающих и принимающих лотков не является ограничивающей характеристикой и необходима для сокращения технологических перерывов в работе оборудования (время на загрузку бумаги при печати большого объема копий). 2021-6621 6 Наличие внешнего контроллера печати не является ограничивающей характеристикой, так как указанные в Приложении № 7 Документации модели разных производителей имеют эту опцию. Внешний контроллер печати влияет на возможность обработки данных, помогает ускорять отдельные бизнес-процессы, увеличивает производительность обработки изображений (растрирование), позволяет в полной мере осуществлять управление цветом и очередью печати, позволяет работать с существенно большим набором файлов, протоколов и функций. Также становится возможным получение более детальной статистики печати. Заказчик самостоятельно выбирает сроки, порядок и условия оказания услуги в зависимости от своей потребности. Законом о закупках, либо иным правовым актом не предусмотрены ограничения по включению в документацию о закупке срока, порядка и условий, значимых для заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность заказчика обосновывать свои потребности и причины при установлении конкретного срока выполнения работ. Сроки определяются по правилам статей 190, 191 ГК РФ. В соответствии со статьей 190 ГК РФ срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. В данном случае в закупочной документации установлен срок оказания услуг «не позднее 10 календарных дней с даты заключения договора», что соответствует вышеназванным правилам. При определении указанного срока Заказчик исходил из следующего: 1. Действующий договор на оказание услуг по покопийной печати заканчивает своё действие 11.06.2021 (согласно Приложение 14 Документации). С учетом изначального срока подведения итогов (05.05.2021 г.), при подписании и публикации протокола в день подведения итогов (крайний срок 11.05.2021 с учетом выходных дней), 10- дневного моратория на заключение договора и обязанность подписать договор не позднее 20 дней с даты публикации итогового протокола, новый договор должен был быть подписан не позднее 31.05.2021 г. То есть подписан за 10 дней до окончания действующего договора и начала оказания услуг по новому договору. 2. Заказчик обязан надлежащим образом исполнять свои обязанности по ежемесячному предоставлению потребителям платежных документов в сроки, которые установлены законодательством; от законодательно установленных сроков (помимо зависимости от технических возможностей) в частности зависят сроки выполнения взаимосвязанных функций, к которым помимо прочего (биллинг, подготовка документов, проверка расчетов и т.п.) относится и покопийная печать; соблюдение сроков является необходимой составляющей процесса, направленного на недопущение срыва процесса энергосбытовой деятельности - основной деятельности заказчика. Таким образом, срок начала оказания услуг, установленный в новой закупке на услуги по покопийной печати («не позднее 10 календарных дней с даты заключения договора»), продиктован объективной потребностью заказчика. Требования к сроку начала оказания услуг равному 10 дням с момента заключения договора является исполнимым, так как закупка проводится не в отношении договора поставки ТМЦ, а в отношении договора оказания услуг. Следовательно, оборудование, подходящее под условия Технического задания, 2021-6621 7 может находится на складе потенциального участника закупки или может быть поставлено им со склада производителя/партнера производителя. Кроме того, подробное описание необходимого оборудования приведено в Задании на закупку, так как в рамках исполнения договора Заказчик осуществляет печать самостоятельно на оборудовании, которое должно быть установлено на территории Заказчика (в обязанности исполнителя входит поддержание оборудования в технически исправном состоянии во время печати). Посредством описания оборудования заложены требования к необходимому заказчику результату услуг с учетом объема печати, объективных особенностей организации процесса печати (в частности: печать должна выполняться 1 оператором в 8-ми часовую смену). Законом о закупках, либо иным нормативным правовым актом не предусмотрены ограничения по включению в документацию о закупке условий исполнения договора, значимых для заказчика. Подробное описание оборудования, необходимого для использования при покопийной печати, не может являться фактором, ограничивающим конкуренцию, в том числе в связи с тем, что в целях оказания услуг, предусмотренных ТЗ, может быть использовано несколько моделей разных производителей. Таким образом, требования, установленные Заказчиком, не приводят к ограничению конкуренции, нарушения положений Закона о закупках отсутствуют. Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия, РЕШИЛА: Признать жалобу № 074/07/3-1176/2021 ООО «ВинКом» на действия ООО «Уралэнергосбыт» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на услуги покопийной печати (промышленное оборудование) (извещение № 32110160698), необоснованной. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны