Решение (комиссия) №ВЛ/10979/23 решение от 14 августа 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF5
решение
ООО «ПАРТНЕРРЕМОНТСТРОЙ» mur@chelib.ru
ООО «РТС-Тендер» Комиссии по осуществлению закупок (извещение № 0169300000123001104) |
Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-1841/2023 (№ 370-ж/2023)
г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Резолютивная часть решения оглашена 10 августа 2023 года
В полном объеме решение изготовлено 11 августа 2023 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
<...> | ||
Членов Комиссии: |
<...> | ||
|
<...> |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «ПАРТНЕРРЕМОНТСТРОЙ» на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона 23-101472Э Текущий ремонт помещений, системы отопления помещений и электропроводки Центральной библиотеки им. А.С.Пушкина МКУК «Централизованная библиотечная система» города Челябинска (извещение № 0169300000123001104), в присутствии:
- представителей Муниципального казенного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» города Челябинска (далее – заказчик) <...> (член комиссии по осуществлению закупок), действующих на основании доверенностей от 09.08.2023 №№ 2, 3;
- представителей Управления муниципальных закупок Администрации г. Челябинска (далее — уполномоченный орган) <...>, действующих на основании доверенностей от 22.12.2022 № ООБП-000009, от 27.06.2023 № ООБП-000012;
- Билибиной Е.Ю. (член комиссии по осуществлению закупок);
- представителя ООО «ПАРТНЕРРЕМОНТСТРОЙ» (далее – заявитель) <...>, действующего на основании решения от 24.01.2017 № 1, протокола от 02.12.2022 № 3,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 03.08.2023 поступила жалоба заявителя на положения извещения при проведении электронного аукциона 23-101472Э Текущий ремонт помещений, системы отопления помещений и электропроводки Центральной библиотеки им. А.С.Пушкина МКУК «Централизованная библиотечная система» города Челябинска (извещение № 0169300000123001104) (далее – аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 25.07.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта – 16 674 705,60 рублей.
На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам закупки не заключен.
Согласно доводам жалобы комиссией по осуществлению закупок неправомерно принято решение о несоответствии заявки заявителя извещению, поскольку комиссией не приняты во внимание документы и сведения, представленные участником в составе заявки, в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям, установленным согласно позиции 15 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее - постановление Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571).
Представители заказчика, уполномоченного органа представили письменные пояснения, которые на заседании Комиссии поддержали, и указали, что заявка отклонена комиссией по осуществлению закупок в связи с тем, что в составе документов и информации, направленных заказчику оператором электронной площадки в качестве подтверждения опыта выполнения работ, представлен контракт от 02.06.2017 № 1021, согласно которому выполнение работ подтверждается актом о приемке выполненных работ от 29.08.2017 № 1, то есть ранее чем за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Следовательно, участник закупки не соответствует дополнительным требованиям, установленным в извещении. Иные документы, подтверждающие опыт выполнения работ, представленные в составе заявки участником закупки, комиссией по осуществлению закупок не рассматривались.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,
В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 утверждены требования к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Как следует из содержания извещения об осуществлении закупки, к участникам закупки установлены дополнительные требования, предусмотренные позицией 15 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571, а именно:
«Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства. Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ».
Во исполнение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в составе извещения размещены приложения в виде электронных документов:
- «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению (с приложением к требованиям)»;
- Приложение к «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению».
Так, согласно Приложению к «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению» информация и документы, подтверждающие соответствие участника дополнительным требованиям, направляются участниками закупки в соответствии с требованием Закона о контрактной системе в полном объёме и со всеми приложениями.
Согласно части 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения в соответствии с частью 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе информации и документов, оператор электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участником закупки предоставлены такие информация и документы, принимает решение о размещении таких информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, либо об отказе в размещении таких информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
При этом такие информация и документы могут быть направлены до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке оператору электронной площадки участником закупки в любой момент после аккредитации такого участника на электронной площадке.
Согласно подпункту «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Из пункта 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе следует, что при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом «н» пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее одного часа с момента завершения процедуры подачи ценовых предложений оператор электронной площадки направляет заказчику протокол, предусмотренный пунктом 2 настоящей части, заявки на участие в закупке, а также предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона информацию и документы участников закупки, подавших такие заявки.
В силу подпункта «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Следовательно, именно оператор электронной площадки должен направить заказчику из реестра участников закупок документы, которые подтверждают соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Исходя из буквального толкования данных положений Закона о контрактной системе в обязанность комиссии по осуществлению закупок вменяется проверка документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным согласно приложению к постановлению Правительства РФ № 2571, которые представлены заказчику оператором электронной площадки.
Предоставление таких документов участником закупки в составе заявки в нарушение пункта 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе не порождает возникновение встречного обязательства комиссии по осуществлению закупок по их рассмотрению и оценке. Тем более, участник закупки может направить оператору электронной площадки необходимые информацию и документы до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке в любой момент после аккредитации такого участника на электронной площадке.
Как следует из содержания протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.08.2023 №ИЭА1 заявка с идентификационным номером 114691358 отклонена комиссией по осуществлению закупок на основании пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, поскольку в составе документов и информации, представляемых заказчику оператором электронной площадки в качестве подтверждения опыта выполнения работ, представлен контракт от 02 июня 2017 года № 1021, а также номер контракта из реестра контрактов № 3744704174717000370, по указанному контракту выполнение работ подтверждается актом о приемке выполненных работ от 29.08.2017 № 1, который подписан ранее чем за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев документы и сведения, представленные оператором электронной площадки, а также информацию, размещенную в ГИС «Независимый Регистратор», пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 12 статьи 24.2, пунктом 3 части 6 статьи 43, пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе участником закупки направлен оператору электронной площадки контракт от 02.06.2017 № 1021 на проведение работ по капитальному ремонту в здании общежития (регистрационный номер 3744704174717000370), акты выполненных работ (справка о стоимости выполненных работ и затрат от 29.08.2017 № 1, акт о приемке выполненных работ от 29.08.2017 № 1), в свою очередь оператором электронной площадки указанные документы и сведения направлены заказчику.
Однако контракт от 02.06.2017 № 1021, акты выполненных работ по контракту от 02.06.2017 № 1021 не соответствуют требованиям извещения, так как акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ и являющийся последним актом, составленным при исполнении контракта, подписан ранее чем за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Иных документов и сведений в качестве подтверждения требованиям согласно позиции 15 приложения к постановлению Правительства РФ № 2571 заявителем оператору электронной площадки до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе не направлялось. Данное обстоятельство не отрицается заявителем.
Вместе с тем, в силу части 17 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, пункта 8 постановления Правительства РФ от 14.09.2019 № 1202 «О порядке взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки» ответственность за недостоверность информации и (или) документов, направленных оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки в соответствии с настоящей статьей, за несоответствие указанных информации и (или) документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, за действия, совершенные на основании указанных информации и (или) документов, несет участник закупки.
Относительно доводов заявителя о наличии у комиссии по осуществлению закупок обязанности рассмотреть документы и сведения, направленные участником в подтверждение соответствия дополнительным требованиям непосредственно в составе заявки (контракты с реестровыми номерами 3744701531322000150, 3743800210022000054, 2745103536922000009), со ссылкой на решение Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по делу № 077/06/106-16154/2022, Комиссия антимонопольного органа отмечает следующее:
- во-первых, возможность предоставления документов в качестве подтверждения дополнительным требованиям в составе заявки не предусмотрена законодательством о контрактной системе и нарушает порядок, установленный статьей 24.2 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 14.09.2019 № 1202 «О порядке взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки»;
- во-вторых, решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по делу № 077/06/106-16154/2022 признаны недействительными Арбитражным судом г. Москвы.
Кроме того, форма заявки на электронной площадке не предусматривает раздела для самостоятельного размещения участником закупки документов и сведений в подтверждение требованиям, установленным постановлением Правительства РФ № 2571. Данное обстоятельство обусловлено необходимостью проверки оператором электронной площадки в силу положений Закона о контрактной системе комплектности документов при их размещении в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Более того, ссылка заявителя на подпункт «а» пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе в обоснование доводов жалобы не применима в рассматриваемом случае, поскольку закупка осуществлена в форме электронного аукциона, а не электронного конкурса.
С учетом изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает нарушений законодательства о контрактной системе в действиях комиссии по осуществлению закупок, выразившихся в отклонении заявки заявителя.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «ПАРТНЕРРЕМОНТСТРОЙ» на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона 23-101472Э Текущий ремонт помещений, системы отопления помещений и электропроводки Центральной библиотеки им. А.С.Пушкина МКУК «Централизованная библиотечная система» города Челябинска (извещение № 0169300000123001104) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
<...> |
Члены комиссии: |
|
|
|
|
<...> |
|
|
<...> |
Исп.<...>
2023-12412