Решение №3808/04 Решение по жалобе № 074/07/3-554/2020 от 2 апреля 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «КрасТендер»

660020, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Дудинская, д. 3,

стр. 4, оф. 306

krastender24@mail.ru

МАУ «Спортивная школа № 7»

456227, Челябинская область,

г. Златоуст, пр. Мира, д. 45

diussh7@yandex.ru

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе № 074/07/3-554/2020

24 марта 2020 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

   

Председателя Комиссии:

Членов Комиссии:

<...> – заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

<...> – заместителя руководителя управления – начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

<...> –специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

   

рассмотрев жалобу № 074/07/3-554/2020 ООО «КрасТендер» от 17.03.2020 вх. № 3496 на действия МАУ «Спортивная школа № 7» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на поставку спортивно-технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею (извещение № 32008940154), в присутствии представителя Заказчика, с использованием видеосвязи,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «КрасТендер» на действия МАУ «Спортивная школа № 7» при проведении аукциона в электронной форме на поставку спортивно-технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею (извещение № 32008940154) (далее – закупка).

По мнению подателя жалобы, Заказчик неправомерно объединил в один лот товары, технологически не связанные друг с другом.

Кроме того, заявитель указал, что в закупочной документации имеются разночтения, относительно документов, представляемых при поставке предмета закупки.

Также Заявитель указал на необоснованность указания в пункте 4.3 раздела IV «Проект договора» о необходимости наличия отметки об оплате утилизационного сбора в паспорте транспортного средства.

Заявитель подал заявку в полном соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) и требованиями закупочной документации.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил пояснения, которые приобщены к материалам жалобы.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Российской Федерации для размещений информации о размещении заказов http://www.zakupki.gov.ru (извещение № 32008940154) Заказчиком размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме, а также соответствующая закупочная документация.

Предметом закупки является поставка спортивно-технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею.

Разделом V закупочной документации определил перечень товаров, предлагаемых к поставке:

1. Электрическая ледозаливочная машина WM Mammoth Electric, или эквивалент;

2. Ворота хоккейные с сеткой (комплект 1 пара);

3. Машина для подрезки льда у борта ZAMBONI или эквивалент;

4. Станок для заточки коньков - электронный (профессиональный) PROSHARP AS 2001 ALLPRO или эквивалент;

5. Тренажер для тренировки задних дельтовидных мышц груди, а также мышц плеча, FOREMAN® FS-315 или эквивалент;

6. Тренажер для тренировки всех мышц ног, путем приседаний с нагрузкой FOREMAN®, FLY-212 или эквивалент;

7. Тренажер для тренировки широчайших мышц спины в положении сидя FOREMAN®, FS-301 или эквивалент;

8. Тренажер для жима ногами FOREMAN®, FP-107 или эквивалент;

9. Тренажер для развития икроножных мышц FOREMAN®, FLY-223 или эквивалент.

10. Тренажер для разгибания ног FOREMAN®, FP-106 или эквивалент;

11. Тренажер для тренировки мышц дельты и трицепса (жима от плеч) FOREMAN®, FG-610 или эквивалент;

12. Тренажер для тренировки большой грудной и малой грудной мышц, передней дельты, трицепса (жим от груди под наклоном) FOREMAN®, FG-611 или эквивалент;

13. Тренажер для проработки прямой (фронтальной), а также латеральной (боковой) мышцы бедра путем разгибания ног сидя FOREMAN®, FS-101 или эквивалент;

14. Тренажер для тренировки задней поверхности бедра и икроножных мышц FOREMAN®, FLY- 213 или эквивалент;

15. Тренажер для тренировки бицепсов и мышц предплечья в положении сидя за партой FOREMAN®, FW-202 или эквивалент;

16. Снаряд, предназначенный для страховки спортсмена при выполнении упражнений со штангой на больших весах, состоящий из четырех вертикальных стоек, которые соединены сверху и снизу FOREMAN®, FW-807 или эквивалент;

17. Универсальное информационное табло «Импульс» 700 или эквивалент;

18. Тренажер интерактивный с интегрированной системой аналитики «На технику приема и передачи шайбы» Smart & Quick «Точный пас», или эквивалент;

19. Тренажер интерактивный с интегрированной системой аналитики «На технику работы с шайбой» Smart & Quick «Тотальный контроль шайбы», или эквивалент;

20. Тренажер интерактивный с интегрированной системой аналитики «На скорость реакции» Smart & Quick «Реакция», или эквивалент;

21. Тренажер интерактивный с интегрированной системой аналитики «На скорость реакции» Smart & Quick «Интерактивные ворота «Снайпер», или эквивалент.

Начальная (максимальная) цена договора 25 032 000 (двадцать пять миллионов тридцать две тысячи) рублей 00 копеек.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Закон о закупках не регулирует вопросов, связанных с формированием предмета закупки (предмета договора, заключаемого по итогам закупочной процедуры).

Однако определенные ограничения, касающиеся формирования предмета закупки, установлены частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», данные ограничения распространяются на все закупки, осуществляемые конкурентными способами в соответствии с требованиями Закона о закупках (часть 5 той же статьи). Эта норма устанавливает запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

Под технологически и функционально не связанными между собой товарами, работами, услугами следует понимать товары, работы, услуги, которые отличаются друг от друга значительными особенностями (деталями), влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, результат работ, услуг, являются неоднородными (различными) по своему потребительскому назначению и не могут быть взаимозаменяемыми.

Объединение в один лот различных по функциональным и технологическим характеристикам работ (товаров, услуг) может повлечь за собой сокращение числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в размещении заказа по отдельным работам (товарам, услугам) и группам таких работ (товаров, услуг).

Исходя из перечня предлагаемых к поставке товаров следует, что часть товаров, такие как различного рода тренажеры не связаны по своим техническим характеристикам с ледозаливочной машиной, машиной для подрезки льда у борта, станком для заточки коньков, информационным табло.

Комиссия Челябинского УФАС России соглашается с доводом подателя жалобы о неправомерном включении Заказчиком в предмет закупки товаров, технологически и функционально не связанных между собой.

Таким образом, действия заказчика по включению в состав предмета закупки технологически и функционально не связанных между собой товаров противоречат принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, указанному в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

2. Относительно довода Заявителя о наличии разночтений в проекте договора, относительно документов, которые требуется представить при поставке товаров, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 4.2 Проекта договора одновременно с товаром Поставщик передает Заказчику подписанные со своей стороны оригиналы товарной накладной, акта о приемке, счета/ счета-фактуры с обязательной ссылкой на номер Договора, а также экземпляр копии спецификации к Договору, товарную накладную, паспорт транспортного средства, руководство по эксплуатации (на русском языке), сервисную книжку, перечень центров сервисного обслуживания, документы, подтверждающие гарантийные обязательства и иные документы, подтверждающие качество товара и иные документы, предусмотренные настоящим Договором.

Пунктом 5.4.6 Проекта договора предусмотрено, что одновременно с передачей товара передать Заказчику его принадлежности и относящиеся к нему документы, необходимые при использовании товара по его назначению: документы в соответствии с действующим законодательством РФ, руководство по эксплуатации на русском языке, сервисную книжку, и др., сопроводительную документацию, прочие документы, необходимые для постановки товара на учет в ГИБДД (для товаров, подлежащих постановке на учет).

При этом, в подпункте 1 пункта 2 раздела V закупочной документации указано, что одновременно с передачей товара поставщик должен передать Заказчику комплект документов, включающий в себя:

а) Паспорт самоходной машины;

б) Акт о приеме-передаче машины;

в) Товарная накладная ТОРГ-12;

г) Счет;

д) Счет-фактура

е) Сертификат/декларация соответствия на машину (оформленный в соответствии с законодательством Российской Федерации);

ж) техническая документация завода - изготовителя (инструкция по эксплуатации на русском языке

з) правила технического и гарантийного обслуживания.

В соответствии с пунктом 2 раздела I Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденных Приказами МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005, паспорта выдаются на полнокомплектные автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя 50 куб. см и более и максимальной конструктивной скоростью 50 км/час и более, прицепы к ним, подлежащие регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, и на шасси транспортных средств, не входящие в комплект транспортного средства, принадлежащие юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, а также лицам без гражданства в порядке, установленном настоящим Положением.

Учитывая, что ледозаливочные машины, как правило, не обладают скоростью более 50 км/час, они являются самоходными машинами, следовательно, паспорт транспортного средства на такую машину не выдается.

Таким образом, Заказчиком в закупочной документации допущены разночтения при указании документов на приобретаемый товар, что в свою очередь может ввести в заблуждение потенциального участника закупки относительно предмета закупки.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика

Указанные действия Заказчика противоречат принципу информационной открытости, указанному в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а также являются нарушением порядка проведения закупки, установленного пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Заявителем в жалобе указано на необоснованное установление требования о наличии отметки об оплате утилизационного сбора в паспорте транспортного средства (пункт 4.2 Проекта договора).

Заявитель в жалобе сослался на наличие судебной практики, отмечающей, что утилизационный сбор не установлен законодательством для ледозаливочных машин (дала №№: А40-295060/2018, А40-77304/2019, А56-8719/2019, А40-155244, А40-75482, А40-88230/2019, А40-104204/2019, А40-73423/2020).

Комиссия Челябинского УФАС России согласилась с указанным доводом Заявителя. В связи с чем, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу, что судами в полной степени рассмотрен вопрос об отсутствии необходимости взимания утилизационного собора таможенными органами.

Таким образом, требование Заказчика о наличии отметки об оплате утилизационного сбора в документах на поставляемый товар, является излишним и противоречит порядку проведения закупки, установленному пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

4. В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания, установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Учитывая, что жалоба ООО «КрасТендер» поступила в Челябинское УФАС России по электронной почте 17.03.2020 в 7:48, а датой и временем окончания подачи заявок является 17.03.2020 в 10:00, заявителем правомерно подана жалоба на действия закупочной комиссии в антимонопольный орган.

Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что жалоба Заявителя» является обоснованной.

Учитывая, что аукцион призван не состоявшимся по причине отсутствия заявок на участие, Комиссия Челябинского УФАС России решила не выдавать предписание об устранении нарушений законодательства о закупках.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.

2. Признать действия Заказчика, выразившиеся:

- во включении в состав предмета закупки технологически и функционально не связанных между собой товаров, противоречащими принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части статьи 3 Закона о закупках);

- в допущении разночтений при указании документов на приобретаемый товар, противоречащими принципу информационной открытости, установленному частью 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушением порядка проведения закупки, установленного пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках,

- в установлении требования о наличии отметки об оплате утилизационного сбора в документах на поставляемый товар, нарушением порядка проведения закупки, установленного пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов не выдавать.

4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях для решения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии <...>

Члены Комиссии <...>

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны