Решение б/н Решение по делу № 17-2011 от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

28 апреля 2011 года                                                                                         г. Челябинск

                                                                                  

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

       

          председатель Комиссии

Л.Н. Галичина, заместитель руководителя-начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

 

          члены Комиссии

А.П. Пивоварова, главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

Н.С. Лупанова, ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта,

рассмотрев дело № 17-2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в городе Челябинске рекламы, в которой присутствует изображение немецкого танка «Тигр» магазина радиоуправляемых моделей «Хобби для всех» с признаками нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

 

УСТАНОВИЛА:

            

В Управление Федеральной антимонопольной службы поступили устные и письменные обращения жителей г. Челябинска о распространении в г. Челябинске рекламы с изображением немецкого танка «Тигр».

           

Из обращений следует, что распространение в г. Челябинске рекламы, содержащей образ немецкого танка «Тигр» времен Великой Отечественной войны является антипатриотичным и оскорбительным по отношению к жителям г. Челябинска, называвшегося в годы войны Танкоградом.

           

В связи с поступившими обращениями, Челябинским УФАС России проведена проверка, которая показала, что в г. Челябинске по адресу ул. Цвиллинга 35, у входа в магазин радиоуправляемых моделей «Хобби для всех» действительно размещен рекламный баннер, содержащий изображение модели немецкого танка «Тигр».

           

Указанный рекламный баннер расположен справа от входа в магазин радиоуправляемых моделей «Хобби для всех». На баннере изображена модель танка «Тигр», которая представлена к продаже в магазине «Хобби для всех». На башне танка присутствует символ в виде рыцаря на коне с копьем. Над изображением танка расположены сведения: «Магазин масштабных и радиоуправляемых моделей».

           

С целью выявления общественного мнения по факту распространения указанной рекламы на сайте Челябинского УФАС России был проведен опрос населения со следующей формулировкой вопроса: «Считаете ли Вы, что использование в рекламе изображения немецкого танка «Тигр» является оскорбительным в отношении исторической памяти российского народа о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

           

В опросе приняли участие 818 человек, из которых 148 признали это изображение оскорбительным, 667 проголосовало за отсутствие оскорбительности в данной рекламе и 3 участника голосования оставили свое мнение.

           

Для выяснения вопроса, относится ли танк, изображенный на рекламном баннере, к немецким танкам времен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Челябинским УФАС России был направлен запрос в Военный Комиссариат Челябинской области. Из сведений, представленных Военным Комиссариатом Челябинской области, следует, что присутствующая на башне танка эмблема в виде рыцаря на коне с копьем наперевес определяет его принадлежность к немецким танкам модели типа «Тигр» 505-го батальона тяжелых танков, сформированного в годы Великой Отечественной войны.

           

Также у рекламодателя, которым является владелец магазина «Хобби для всех» ИП Павлов А.А., Челябинским УФАС России в рамках возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе дела были запрошены документы и объяснения.

           

Из объяснений ИП Павлова А.А. следует, что он является одним из организаторов проведения выставок, приуроченных к Дню Победы в Великой Отечественной Войне. С целью популяризации масштабных моделей и дополнительного поощрения участников выставок ИП Павловым А.А. было принято решение размещать на фасаде магазина «Хобби для всех» баннер с фотографиями моделей, представленных на выставку. Модель немецкого танка «Тигр» была выбрана по причине преобладания моделей немецкой техники в 1,5-2 раза над количеством всех иных моделей, а также по причине того, что все призовые места были заняты моделями немецкой техники.

           

ИП Павлов А.А. считает, что изображенный танк не относится к танковым частям ни одной страны, в частности к танковым частям Германии времен Великой Отечественной Войны, поскольку на указанном изображении танка отсутствуют опознавательные знаки, позволяющие определить его принадлежность.

           

Исследовав материалы дела, заслушав доводы лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссия пришла к следующим выводам.

           

Материалами дела установлено, что в г. Челябинске у входа в магазин «Хобби для всех», расположенного вблизи главной площади г. Челябинска, на которой проходят в том числе праздничные парады 9 мая в честь Дня Победы, распространяется реклама с изображением немецкого танка «Тигр» с символикой, позволяющей определить его принадлежность к танкам времен Великой Отечественной войны.

           

Частью 6 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации «О рекламе» установлено, что в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений.

           

В связи с тем, что г. Челябинск в годы войны назывался Танкоградом, а также с учетом места расположения магазина «Хобби для всех», и, принимая во внимание мнение 148 участников интерактивного голосования, проводившегося на сайте Челябинского УФАС, использование образа немецкого танка «Тигр» в рекламе магазина «Хобби для всех», является оскорбительным в отношении исторической памяти российского народа, и в частности жителей г. Челябинска, о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., и противоречит части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

           

Довод ИП Павлова А.А. относительно отсутствия опознавательных знаков, позволяющих определить принадлежность изображенного танка, Комиссия признала несостоятельным, поскольку на башне изображенного танка размещена эмблема в виде рыцаря на коне с копьем, являющаяся символикой 505-го батальона тяжелых танков, сформированного в годы Великой Отечественной войны

           

В силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

           

В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

           

Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

           

Рекламодателем рекламы магазина радиоуправляемых моделей «Хобби для всех» является ИП Павлов А.А. как владелец магазина «Хобби для всех» и продавец моделей радиоуправляемых деталей в указанном магазине.

           

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

            

1. Признать ненадлежащей рекламу ИП Павлова А.А., содержащую оскорбительный образ немецкого танка «Тигр», поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

 

2. Выдать ИП Павлову А.А. предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

           

Решение изготовлено в полном объеме 10 мая 2011 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии Л.Н. Галичина

 

Члены Комиссии

 

А.П. Пивоварова

 

Н.С. Лупанова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны