Решение б/н Решение по делу № 21-07/11 от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 21-07/11 о нарушении антимонопольного

законодательства

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена «28» июня 2011 г.

В полном объеме решение изготовлено «12» июля 2011 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

Сапрыкиной Н.В.

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Заводской М.А.

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

Курбановой Э.М.

-

специалиста 1 разряда отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 21-07/11 по признакам нарушения Администрацией Саткинского городского поселения (ул. Металлургов, 2, г. Сатка, Челябинская область; далее - Администрация) частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступили документы и информация Контрольно-счетной палаты Саткинского муниципального района о заключении МАУ «Управление по городскому хозяйству» Саткинского городского поселения (далее — МАУ «УГХ») без проведения торгов договоров на выполнение работ для муниципальных нужд, а также иные документы, касающиеся деятельности указанного учреждения.

В ходе проверки представленных материалов в действиях Администрации, являющейся учредителем МАУ «УГХ», установлено наличие признаков нарушения частей 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Представитель Администрации представил письменные пояснения (от 11.05.2011 № 559, от 17.06.11 № 689) и на заседаниях Комиссии отметил следующее.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон об автономных учреждениях) МАУ «УГХ» было создано в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления «в иной сфере» - в сфере жилищно-коммунального хозяйства для осуществления функций, возложенных на него учредителем, в отношении переданных ему в управление объектов муниципального жилого фонда, инженерной инфраструктуры, внешнего благоустройства и территорий, на которых они расположены. 

В соответствии с Уставом МАУ «УГХ» осуществляло следующие полномочия органа местного самоуправления Саткинского городского поселения:

- организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом;

- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

- создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;

- организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

- утверждение генерального плана поселения, правил землепользования и застройки и т.п.;

- организации освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;

- организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Распоряжением Администрации от 21.03.2011 № 66-р создано Муниципальное бюджетное учреждение «Управление по городскому хозяйству» Саткинского городского поселения (далее — МБУ «УГХ») путем изменения типа существующего муниципального автономного учреждения.

В соответствии с Уставом МБУ «УГХ» осуществляет указанные выше полномочия органа местного самоуправления Саткинского городского поселения, за исключением полномочий по организации освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов.

По мнению Администрации, на основании норм статьи 2 Закона об автономных учреждениях, Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях) бюджетные и автономные учреждения создаются с целью осуществления полномочий органов местного самоуправления.

На основании изложенного, поскольку частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции не запрещено совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, в случае установления такой возможности  федеральными законами, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона об автономных учреждениях, Закона о некоммерческих организациях создают возможность существования учреждений, осуществляющих полномочия органа местного самоуправления, и являющихся хозяйствующими субъектами.

           

Представитель МАУ «УГХ» представил письменные пояснения (от 16.02.2011 № 24, от 11.05.2011 исх. № 20, от 17.06.2011 № 50) и на заседании Комиссии отметил следующее.

МАУ «УГХ» осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом об автономных учреждениях, Уставом, в частности осуществляет предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления Саткинского городского поселения в сфере жилищно-коммунльного хозяйства, а также для осуществления функций, возложенных на него в соответствии с Уставом, по предметам ведения учредителя в отношении переданных учреждению в управление объектов муниципального жилищного фонда, инженерной инфраструктуры, внешнего благоустройства, а также территорий, на которых расположены указанные объекты.

Для осуществления полномочий учредителя в оперативное управление МАУ «УГХ» переданы объекты дорожного хозяйства, инфраструктуры и другие объекты из муниципальной казны Саткинского городского поселения.

Соглашением № 11/10 от 15.03.2010 о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам осуществлялось финансирование выполнения задания.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом об автономных учреждениях, Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд», письмом Министерства экономического развития от 18.01.2008 № Д04-90, автономные учреждения не являются получателями бюджетных средств и не могут выступать государственными и муниципальными заказчиками.

Выбор подрядчика для выполнения муниципального задания осуществляется по решению руководителя или в виде: квалификационного отбора, конкурса, с одобрения наблюдательного совета. Данные требования установлены учредителем МАУ «УГХ» и не противоречат действующему законодательству Российской Федерации. Основным критерием для отбора подрядчика выступала способность подрядчика качественно выполнить работы в рамках муниципального задания с учетом не минимальных, а реальных затрат на выполнение работ.      

В 2011 году МАУ «УГХ» договоров на оказание услуг в рамках муниципального задания не заключалось. МАУ «УГХ» в 2010 году самостоятельно оказано услуг (выполнено работ) на общую сумму 128742, 46 рублей, в 2011 (по состоянию на 11 мая) -  22654, 75 рублей.

МБУ «УГХ» в период с апреля по май 2011 года исполнялись функции по участию в приемке работ по договорам (контрактам), заключенным Отделом строительства, инженерной инфраструктуры и дорожного хозяйства Администрации (далее — Отдел), подготовке документации для проведения торгов, а также оказывались платные услуги на общую сумму  9179,29 рублей.  

                       

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Учредителем МАУ «УГХ», впоследствии МБУ «УГХ», является Администрация (пункт 4 Уставов). Полномочия учредителя МАУ «УГХ» осуществляет структурное подразделение Администрации в лице Отдела строительства, инженерной инфраструктуры и дорожного хозяйства (далее — Отдел), кроме вопросов, являющихся исключительной компетенцией Главы Саткинского городского поселения: создания, реорганизации и ликвидации учреждения, утверждения Устава учреждения.

Положение об Отделе утверждено Решением Совета депутатов Саткинского городского поселения от 25.11.2009 № 389/52, в указанное Положение Решением Совета депутатов Саткинского городского поселения от 16.03.2011 № 76/14 внесены изменения.

 1. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и частью 1 статьи 2 Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об организации местного самоуправления) осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Под полномочиями органов местного самоуправления понимают закрепленный нормами муниципального права (федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, местными нормативными актами) за органами и должностными лицами местного самоуправления комплекс прав и обязанностей, необходимых для решения вопросов местного значения на территории муниципального образования. Полномочия являются составной частью понятия "компетенция", включающего также предметы ведения, т.е. сферы деятельности, в которых действует компетентный в них орган. Полномочия органов местного самоуправления включают в себя два вида:

1) собственные полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения, которые признает за ними государство;

2) отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы и должностные лица местного самоуправления.

Исполнение полномочий органами местного самоуправления связано с решением вопросов местного значения.

Из частей 8 и 9 статьи 2 Закона об автономных учреждениях следует, что автономные учреждения являются хозяйствующими субъектами.

Частью 1 статьи 2 Закона об автономных учреждениях предусмотрено, что автономные учреждения создаются для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления.

Из части 2 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях следует, что некоммерческие организации могут являться хозяйствующими субъектами.

Частью 1 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях предусмотрено, что   бюджетные учреждения создаются для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления.

Таким образом, исходя из буквального толкования данных норм, автономные и бюджетные учреждения создаются в целях выполнения работ или оказания услуг, а не в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления.

Действующее законодательство не содержит положений, указывающих на то, что вопросы местного значения, равно как и полномочия органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в том числе и в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в части либо в полном объеме могут быть переданы муниципальным автономным учреждениям либо бюджетным учреждениям.

Возможность создания автономного либо бюджетного учреждения в целях осуществления непосредственно полномочий органов местного самоуправления, не только не предусмотрена действующим законодательством, но прямо запрещена Законом о защите конкуренции.

Так, в соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено федеральными законами.

Этот запрет направлен на предотвращение возможных злоупотреблений на товарном рынке, когда в одном лице совпадает непосредственный участник хозяйственных отношений и субъект, наделенный властными полномочиями в отношении иных участников.

Согласно статьям 2 и 6  Федерального закона от 26 декабря 2008 года  № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц  и индивидуальных  предпринимателей  при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»  организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории, относится к полномочиям  органов местного самоуправления.

При этом под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Таким образом, муниципальный контроль  на территории  городского поселения могут осуществлять только органы местного самоуправления.

Администрацией решение отдельных вопросов местного значения  передано МАУ «УГХ», что подтверждается Уставом, утвержденным постановлением Администрации от 18.01.2010 № 06, а впоследствии МБУ «УГХ», что также подтверждается Уставом, утвержденным распоряжением Администрации от 21.03.2011 № 66-р.

Так, согласно пункту 12 Устава МАУ «УГХ» учреждение создано в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления Саткинского городского поселения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также для осуществления функций, возложенных на него в соответствии с Уставом, по предметам ведения учредителя в отношении переданных автономному учреждению в управление объектов муниципального жилищного фонда, инженерной инфраструктуры, внешнего благоустройства, а также территорий, на которых расположены указанные объекты. Для достижения целей Устава МАУ «УГХ» осуществляет виды деятельности и выполняет функции, перечисленные в пункте 13 Устава.

Согласно пункту 12 Устава МБУ «УГХ» целью деятельности учреждения является организация мероприятий и осуществление деятельности по решению на территории Саткинского городского поселения вопросов местного значения в области жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры, строительства, благоустройства, транспорта.  Основные задачи МБУ «УГХ» предусмотрены пунктом 13 Устава, функции — пунктом 15 Устава.

№ п/п

Наименование полномочия органа местного самоуправления

Наименование полномочия/функции

МАУ «УГХ»

Наименование функции

МБУ «УГХ»

1

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 14 Закона об общих принципах ОМСУ, подпункт 5 части 1 статьи 6 и подпункт 4 пункта 1 статьи 35 Устава Саткинского городского поселения)

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац 6 пункта 13 Устава)

- развитие улично-дорожной сети (подпункт 3 пункта 15 Устава);

- организация содержания, ремонта и строительства автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах Саткинского городского поселения (подпункт 7 пункта 15 Устава).

2

Утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения (пункт 20 части 1 статьи 14 Закона об общих принципах ОМСУ, подпункт 21 части 1 статьи 6 и подпункт 20 пункта 1 статьи 35 Устава Саткинского городского поселения, Постановления Администрации от 06.06.2010 № 162 «Об утверждении Положения о порядке оформления документов по переустройству и перепланировке жилых и нежилых помещений на территории Саткинского городского поселения», от 08.11.2010 № 197 «Об утверждении Положения «О порядке оформления документов по переводу жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение на территории Саткинского городского поселения»)

 

Территориальное планирование  территорий поселения - планирование развития территорий, в том числе и для установления функциональных зон, зон размещения объектов капитального строительства для муниципальных зон, зон с особыми условиями территорий (абзац 21 пункта 13 Устава)

- подготовка в установленном порядке решений о выдаче разрешений на строительство, реконструкцию объектов недвижимости, разрешение на ввод объектов в эксплуатацию на территории Саткинского городского поселения (подпункт 27 пункта 15 Устава);

- рассмотрение в установленном порядке документации на перевод жилых помещений в нежилые, а также выдача соответствующего решения о согласовании или об отказе в согласовании реконструкции, перепланировки и переоборудования жилых и нежилых помещений (подпункт 28 пункта 15 Устава).

 

    

3

Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения (пункт 7 части 1 статьи 14 Закона об общих принципах ОМСУ, подпункт 7 пункта 1 статьи 6 и подпункт 6 пункта 1 статьи 35 Устава Саткинского городского поселения)

 

- предоставление транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах Саткинского городского поселения (абзац 8 пункта 13 Устава);

- создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах Саткинского городского поселения (абзац 18 пункта 13 Устава)  

Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения (подпункт 8 пункта 15 Устава)

4

Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (пункт 22 части 1 статьи 14 Закона об общих принципах ОМСУ, подпункт 23 пункта 1 статьи 6 и подпункт 22 пункта 1 статьи 35 Устава Саткинского горосдкого поселения)

 

Организация мест погребения (абзац 53 пункта 13 Устава)

Организация содержания мест захоронения (подпункт 9 пункта 15 Устава)

5

Обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства (пункт 6 части 1 статьи 14 Закона об общих принципах ОМСУ, подпункт 6 пункта 1 статьи 6 и подпункт 5 пункта 1 статьи 35 Устава Саткинского городского поселения, пункт 13 Положения об Отделе (в редакции, утратившей силу));

 

- обеспечение малоимущих граждан, проживающих в Саткинском городском поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства (абзац 12 пункта 13 Устава);

- организация мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания (абзац 47 пункта 13 Устава);

- строительство зданий и сооружений, создание условий для жилищного строительства (абзац 19 пункта 13 Устава).

- создание в установленном порядке комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда в целях признания помещения  жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу (подпункт 5 пункта 15 Устава);

- организация мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания (подпункт 24 пункта 15 Устава).  

6

Организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (пункт 4 части 1 статьи 14 Закона об общих принципах ОМСУ, подпункт 4 пункта 1 статьи 6 и подпункт 3 пункта 1 статьи 35 Устава Саткинского городского поселения, пункт 18 Положения об Отделе (в действующей редакции))

 

-

-развитие системы коммунальной инфраструктуры Саткинского городского поселения (подпункт 1 пункта 15 Устава);

- осуществление контроля за качеством эксплуатации, ремонта, реконструкции и строительства муниципальных объектов (подпункт 21 пункта 15 Устава).

7

Организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (пункт 19 части 1 статьи 14 Закона об общих принципах ОМСУ, подпункт 20 пункта 1 статьи 6 и подпункт 19 пункта 1 статьи 35 Устава Саткинского городского поселения)

 

-

- организация благоустройства и озеленения территории Саткинского городского поселения (подпункт 10 пункта 15 Устава);

- осуществление контроля за соблюдением норм и правил в сфере благоустройства, установленных органами исполнительной власти Челябинской области и органами местного самоуправления на территории Саткинского городского поселения (подпункт 12 пункта 15 Устава).

8

Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (пункт 18 части 1 статьи 14 Закона об общих принципах ОМСУ, подпункт 19 пункта 1 статьи 6 и подпункт 18 пункта 1 статьи 35 Устава Саткинского городского поселения)

Организация удаления и обработки бытовых отходов и мусора (абзац 26 пункта 13 Устава)

-

Указанные обстоятельства подтверждаются письменными пояснениями Администрации от 17.06.2011 исх. № 698 (за исключением пункта 8 таблицы).

В материалах настоящего дела имеются доказательства осуществления МАУ «УГХ» и МБУ «УГХ» деятельности, приносящей доход (письмо МАУ «УГХ» от 11.05.2011 исх. № 20, письмо МБУ «УГХ» от 17.06.2011 исх. № 50).

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект – индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Следовательно, МАУ «УГХ» являлось хозяйствующим субъектом, поскольку осуществляло деятельность, приносящую доход, МБУ «УГХ» также является хозяйствующим субъектом по указанным обстоятельствам.

Согласно части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.

Данная норма носит императивный (безусловный) характер, при этом доказывание факта ограничения конкуренции не требуется.

Таким образом, действия Администрации по наделению функциями органов местного самоуправления хозяйствующих субъектов: МАУ «УГХ» путем утверждения    пункта 12 (в части указания на цель создания учреждения - осуществление полномочий органов местного самоуправления) и абзацев 6, 8 (в части указания на организацию транспортного обслуживания населения), 12, 18, 19 (в части указания на создание условий для жилищного строительства), 21, 26, 47, 53 пункта 13 Устава учреждения; МБУ «УГХ» путем утверждения подпунктов 1, 3, 5, 7-10, 12, 21, 24, 27, 28 пункта 15 Устава учреждения противоречат требованиям части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Передача МАУ «УГХ» и МБУ «УГХ» функций органа местного самоуправления по вопросам местного значения свидетельствует о том, что фактически  учреждения созданы в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления, что противоречит Закону об автономных учреждениях, Закону о некоммерческих организациях и антимонопольному законодательству.

2. В части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрен запрет на ограничивающие или устраняющие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления. В соответствии с пунктом 2 части 1 названной статьи запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Пунктом 15 Устава МАУ «УГХ» определено, что автономное учреждение выполняет задания, установленные Учредителем в соответствии с Уставом основной деятельностью.

Постановлением Администрации от 01.03.2010 № 30/1 утверждено муниципальное задание для МАУ «УГХ» на 2010 год.

В указанное муниципальное задание внесены изменения в соответствии с Постановлениями Администрации от 01.04.2010 № 52/1, от 14.05.2010 № 82, от 31.05.2011 № 90, от 15.05.2010 № 105/1, от 16.06.2010 № 107/1, от 01.07.2010 № 108/1, от 07.07.2010 № 108/11, от 14.07.2010 № 108/2, от 26.07.2010 № 123, от 19.08.2010 № 135/1, от 31.08.2010 № 138/1, от 10.09.2010 № 144/1, от 15.10.2010 № 179/1, от 22.11.2010 № 206/1, от 22.12.2010 № 222/4. 

В соответствии с муниципальным заданием на 2010 год под муниципальными услугами (работами), оказываемыми (выполняемыми) учреждением, понимаются:

- текущее содержание дорог, тротуаров, обочин, внутриквартальных проездов, неучтенных территорий Саткинского городского поселения;

- обслуживание светофорных объектов;

- текущее содержание скверов;

- ремонт автодорог и т.д.

Согласно муниципальным заданиям за МАУ «УГХ» закреплены дороги, тротуары, скверы, мосты, сети теплотрассы и т.д.

Однако указанная деятельность не является муниципальной услугой (работой), оказываемой (выполняемой) для отдельных категорий физических и (или) юридических лиц, поскольку необходима для решения вопросов местного значения и осуществления полномочий органов местного самоуправления.

При этом единственным субъектом потребления данных услуг (работ) является муниципальное образование, которое для решения вопроса местного значения Саткинского городского поселения и осуществления полномочий органов местного самоуправления управомочено осуществлять указанную деятельность.

Из представленных материалов следует, что оказание услуг и выполнение работ, указанных в муниципальном задании для МАУ «УГХ» на 2010 год, осуществляется посредством выделения субсидий.

Это же следует из содержания соглашений № 11/10 от 15.03.2010 и № 8/11 от 01.01.2011 о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам, заключенных Отделом, осуществляющим полномочия Администрации, и МАУ «УГХ».

Таким образом, выполнение работ (оказание услуг) в отношении объектов муниципального жилищного фонда, инженерной инфраструктуры, внешнего благоустройства, а также территорий, на которых расположены указанные объекты, финансируемое за счет бюджетных средств, является потребностью муниципального образования «г. Сатка», необходимо для решения вопросов местного значения и осуществления полномочий органов местного самоуправления.

Поэтому указанная деятельности относится к муниципальной нужде.

Соответственно, заказ на оказание услуг и выполнение работ, необходимых для содержания, обслуживания и ремонта объектов муниципального жилищного фонда, инженерной инфраструктуры, внешнего благоустройства, а также территорий, на которых расположены указанные объекты, должен быть размещен по правилам, указанным в Федеральном законе от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов) – например, посредством проведения процедуры торгов (пункт 1 части 1 статьи 10).

Приказом Отдела от 29.03.2010 № 5 утверждено Положение о порядке отбора МАУ «УГХ» подрядных организаций при заключении договоров на выполнение работ (оказание услуг). Данное Положение предусматривает возможность отбора подрядных организаций различными способами: путем проведения переговоров, квалификационного либо конкурсного отбора.

Однако, поскольку выполнение работ и оказание услуг, предусмотренных муниципальным заданием для МАУ «УГХ» на 2010 год, является муниципальными нуждами, то отбор подрядных организаций должен осуществляться посредством проведения процедур, предусмотренных законодательством о размещении заказов.

Таким образом, установив безальтернативный порядок осуществления содержания дорог, тротуаров, обочин, внутриквартальных проездов, обслуживания светофорных объектов, ремонта автодорог и т.д., Администрация создала необоснованные преимущества осуществления деятельности МАУ «УГХ», а также необоснованные препятствия осуществления деятельности хозяйствующим субъектам, способным конкурировать за получение бюджетных средств в случае проведения публичных торгов, и в случае признания победителем торгов – выполнить соответствующие возмездные работы (оказать услуги).

На основании изложенного, действия Администрации по утверждению Постановлением от 01.03.2010 № 30/1 (в редакции Постановления от 22.12.2010 № 222/4) муниципального задания для МАУ «УГХ» на 2010 год, предусматривающего выполнение работ и оказание услуг, которые не могут являться предметом муниципального задания, поскольку единственным потребителем указанной деятельности является муниципальное образование «г. Сатка», создают необоснованные преимущества осуществления деятельности МАУ «УГХ», а также необоснованные препятствия осуществлению деятельности отдельным хозяйствующим субъектам и, как следствие, приводят или могут привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи  Администрации предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, выразившихся в утверждении отдельных пунктов Устава МАУ «УГХ» и создании необоснованных преимуществ деятельности МАУ «УГХ» путем утверждения муниципального задания на 2010 год, поскольку Администрацией создано МБУ «УГХ» путем изменения типа ранее созданного МАУ «УГХ».

 

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции оснований для прекращения рассмотрения дела в отношении Администрации. 

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать нарушением части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Администрации по наделению функциями органов местного самоуправления хозяйствующих субъектов:

МАУ «УГХ» путем утверждения пункта 12 (в части указания на цель создания учреждения - осуществление полномочий органов местного самоуправления) и абзацев 6, 8 (в части указания на организацию транспортного обслуживания населения), 12, 18, 19 (в части указания на создание условий для жилищного строительства), 21, 26, 47, 53 пункта 13 Устава учреждения;

МБУ «УГХ» путем утверждения подпунктов 1, 3, 5, 7-10, 12, 21, 24, 27, 28 пункта 15 Устава учреждения.

2. Признать нарушением  части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Администрации, выразившиеся в создании необоснованных преимуществ при осуществлении деятельности МАУ «УГХ» путем утверждения муниципального задания на 2010 год и устранения конкуренции при размещении муниципального заказа.

3. Выдать Администрации предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства путем приведения Устава МБУ «УГХ» в соответствие с требованиями действующего законодательства, в том числе об исключении из функций учреждения полномочий органов местного самоуправления.

4. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административных правонарушений.  

5. Иные меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.   

 

Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина 

 

Члены Комиссии М.А. Заводская

 

Э.М. Курбанова

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание.   За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 21-07/11 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства

 

12 июля 2011 года                                                            г. Челябинск, пр. Ленина, 59

                                                                                                              

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Сапрыкиной Н.В. - заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Заводской М.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

Курбановой Э.М. - специалиста 1 разряда отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьями 50, 51 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от __.07.2011 по делу № 21-07/11 о нарушении Администрацией Саткинского городского поселения частей 1, 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Администрации Саткинского городского поселения не позднее 60 календарных дней с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в наделении функциями органов местного самоуправления хозяйствующего субъекта  Муниципального бюджетного учреждения «Управление по городскому хозяйству» Саткинского городского поселения (далее — МБУ «УГХ») путем утверждения  подпунктов 1, 3, 5, 7-10, 12, 21, 24, 27, 28 пункта 15 Устава учреждения, а именно привести Устав МАУ «УГХ» в соответствие с требованиями действующего законодательства, в том числе исключить подпункты 1, 3, 5, 7-10, 12, 21, 24, 27, 28 пункта 15 Устава МБУ «УГХ».

2. О выполнении настоящего предписания уведомить Челябинское УФАС России в срок не позднее 5 рабочих дней с момента истечения срока, установленного пунктом 1 настоящего предписания, с приложением подтверждающих документов (документы, подтверждающие государственную регистрацию изменений, внесенных в устав МБУ «УГХ», либо обращение в инспекцию ФНС России с целью внесения указанных изменений и т.д.).

Документы, представленные в доказательство исполнения предписания, должны быть заверены печатью организации и подписью должностного лица, прошиты и пронумерованы, представлены с сопроводительным письмом и  описью документов.

 

Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина 

 

Члены Комиссии М.А. Заводская

 

Э.М. Курбанова                    

                                                                                                                                                                               

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны