Решение б/н Решение № 6-03/15 от 10 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена 2 июля 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 9 июля 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:     
*** – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

*** – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;
*** – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;
    
в присутствии представителя ответчика Муниципального унитарного предприятия «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения (далее – МУП «ПОВВ»), действующего на основании доверенности,
рассмотрев дело № 6-03/15 по признакам нарушения МУП «ПОВВ» части 1 статьи 10, в том числе пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Челябинское УФАС России) поступило заявление Фортуна С.М. на действия Муниципального унитарного предприятия МУП «ПОВВ», выразившиеся в одновременном начислении <***>, проживающей по адресу: г. Челябинск, ул. Танкистов, <***>, за период с марта по декабрь 2014 года, платы за холодное водоснабжение на общедомовые нужды в составе индивидуальной платы за услуги холодного водоснабжения, рассчитанной исходя из норматива потребления воды, а также платы за холодное водоснабжение на общедомовые нужды, рассчитанной по показаниям общедомового прибора учета.
Как следует из материалов по заявлению расчет платы за услуги холодного водоснабжения и водоотведения в квартире № <***>, расположенной по адресу: г. Челябинск, ул. Танкистов, д. 144а, производится исходя из норматива потребления на одного человека, так как индивидуальные приборы учета коммунальных услуг в указанной квартире отсутствуют.
Кроме того, в расчет платы за коммунальные услуги <***> по холодному водоснабжению и водоотведению включена плата за общедомовые нужды по холодному водоснабжению и водоотведению.
 На запрос Челябинского УФАС России МУП «ПОВВ» сообщило, что плата за общедомовые нужды по холодному водоснабжению и водоотведению <***>, проживающей в квартире № 40 многоквартирного дома № 144а по ул. Танкистов, г. Челябинска, начислялась с марта по ноябрь 2014 года по показаниям общедомового прибора учета, с декабря 2014 года по настоящее время начисления за общедомовые нужды по холодному водоснабжению и водоотведению не производятся.
В письме от 08.04.2015 (вход. № 5289) МУП «ПОВВ» указало, что порядок расчета за услуги водоснабжения по показаниям общедомового прибора учета установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).
В соответствии с пунктом 40 Правил № 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
30.04.2015 МУП «ПОВВ» дополнительно сообщило, что собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Танкистов, д. 144а, на общем собрании собственников был избран непосредственный способ управления, соответственно, денежные средства за потребленный ресурс оплачиваются потребителями непосредственно МУП «ПОВВ».
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Танкистов, д. 144а, оборудован общедомовым прибором учета холодной воды и введен в эксплуатацию (акт приемки от 16.05.2013).
В квартире № <***>, расположенной по адресу: г. Челябинск, ул. Танкистов, д. 144а, индивидуальный прибор учета холодной воды отсутствует.
МУП «ПОВВ» в период с марта по декабрь 2014 года производило расчеты <***> за услуги холодного водоснабжения (индивидуальное потребление) по нормативу потребления на 1 человека.
Норматив потребленипя питьевой воды установлен Решением Челябинской городской думы от 28.11.2006 № 17/8 «О нормативах потребления коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению в г. Челябинске».
Плата за общедомовые нужды в период с марта по декабрь 2014 года начислялась исходя из показаний общедомового прибора учета воды.
Кроме того, МУП «ПОВВ» сообщило, что перерасчет платы за холодное водоснабжение <***> за период с марта по декабрь 2014 года не производился, так у общества отсутствуют основания для перерасчета.
Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях МУП «ПОВВ» нарушения 1 статьи 10, в том числе пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определённого товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 Закона о защите конкуренции).
Доминирующим в силу законодательства также признаётся положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.
Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147 – ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), заняты     производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» одной из сфер деятельности субъектов естественных монополий является сфера водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.
МУП «ПОВВ» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению.
Следовательно, МУП «ПОВВ» подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции и обязано соблюдать запреты, установленные статьёй 10 Закона о защите конкуренции.
2. Челябинское УФАС России, реализуя свои полномочия в целях защиты конкуренции, в том числе пресечения и предупреждения монополистической деятельности, возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства и в случае установления факта нарушения хозяйствующим субъектом антимонопольного законодательства привлекает данного хозяйствующего субъекта к административной ответственности и выдает обязательные для исполнения предписания. При этом полномочия антимонопольного органа направлены исключительно на защиту конкуренции.  
Из совокупности вышеприведенных норм права следует, что антимонопольный орган полномочен вынести соответствующее решение об обнаружении и пресечении антимонопольного нарушения лишь в том случае, когда нарушение хозяйствующим субъектом либо соответствующим органом действующего законодательства привело либо могло привести к нарушению охраняемого законом баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном и том же рынке в соответствующих географических границах.
Из содержания статьи 10 Закона № 135-ФЗ не следует, что любое нарушение норм действующего законодательства, допущенное хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, является ограничением конкуренции либо совершается именно как злоупотребление доминирующим положением. Формулировка части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ о запрете действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц, не подменяет собой регулирования допускаемых лицом, имеющим указанный статус на рынке товаров (работ, услуг), нарушений норм действующего законодательства именно тем законодательством, в рамках которого допущено конкретное нарушение. Нарушение прав третьих лиц, за которое хозяйствующий субъект - доминант должен нести ответственность как за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) не может быть квалифицировано как антимонопольное нарушение вне контекста части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ, из которой следует, что незаконные действия должны быть допущены хозяйствующим субъектом именно в связи с его доминирующим положением либо для ограничения конкуренции.
Оценивая действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта на предмет их соответствия требованиям антимонопольного законодательства, антимонопольный орган не вправе рассматривать дела и принимать решения о нарушении занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом законодательства, если это не связано с законодательством о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно информации, представленной заявителем, а также МУП «ПОВВ» индивидуальные приборы учета коммунальных услуг в квартире № <***>, расположенной по адресу: г. Челябинск, ул. Танкистов, д. 144а, отсутствуют.
Расчет платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению <***> рассчитывается в порядке, установленном Правилами № 354, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и водоотведению и тарифов на питьевую воду и водоотведение.
Пунктом 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила № 306), установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Жилищным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (в редакции от 23.05.2006), Уставом города Челябинска Челябинская городская Дума решением от 28.11.2006 № 17/8 установила нормативы потребления коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению в городе Челябинске.
Пунктом 25 Правил № 306 (в редакции от 23.05.2006) предусмотрено, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома).
В пункте 26 Правил № 306 (в редакции от 23.05.2006) указано, что коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.
Таким образом, в нормативе потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, установленном Челябинской городской думой в соответствии с Правилами № 306 в редакции от 23.05.2006, были учтены коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, предназначенные для содержания общего имущества.
 Следовательно, МУП «ПОВВ» при отсутствии в жилом помещении индивидуальных приборов учета и при расчете платы за холодное водоснабжение и водоотведение исходя из норматива потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, не может в указанную плату дополнительно включать в плату за общедомовые нужды.  
Таким образом, МУП «ПОВВ» в нарушении законодательства выставило <***> счет на оплату коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению исходя из норматива потребления, включающего в себя плату за общедомовые нужды, а также дополнительно начислило плату за общедомовые нужды по показаниям общедомового прибора учета.
Однако, отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии регулируются Правилами № 354.
Пунктом 8 Правил № 354 установлено, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил.
В пункте 9 Правил № 354 указано, что условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются:
а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством РФ порядке для управления многоквартирным домом.
б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив.
в) в договорах холодного водоснабжения, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Согласно документам, представленным ООО компания «Жилкомсервис», решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Танкистов, д. 144а, выбран непосредственный способ управления многоквартирным домом.
На запрос Челябинского УФАС России МУП «ПОВВ» сообщило, что собственники помещений многоквартирного дома рассчитываются за услуги холодного водоснабжения и водоотведения напрямую с ресурсоснабжающей организацией (МУП «ПОВВ»).
Следовательно, в этом случае МУП «ПОВВ» является исполнителем коммунальных услуг и на него распространяются нормы законодательства, относящиеся к исполнителю коммунальных услуг.
Пунктом 161 Правил № 354 установлено, что государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным указанными Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В Челябинской области органом, осуществляющим региональный жилищный надзор, является Главное управление «Государственная жилищная инспекция Челябинской области».
Действия МУП «ПОВВ», выразившиеся в одновременном начисления <***>, проживающей по адресу: г. Челябинск, ул. Танкистов, <***>, за период с марта по декабрь 2014 года, платы за холодное водоснабжение на общедомовые нужды в составе индивидуальной платы за услуги холодного водоснабжения, рассчитанной исходя из норматива потребления воды, а также платы за холодное водоснабжение на общедомовые нужды, рассчитанной по показаниям общедомового прибора учета, не могут быть рассмотрены Челябинским УФАС России как злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, поскольку не связаны с законодательством о защите конкуренции. Указанная позиция Челябинского УФАС России соответствует сложившейся судебной практике (дело А76-21638/2014, дело № А76-14793/2014).
Таким образом, рассмотрение данного вопроса не входят в компетенцию Челябинского УФАС России.
При таких обстоятельствах, Комиссия считает необходимым направить материалы настоящего дела для рассмотрения по существу и принятия соответствующих мер реагирования в Главное управление «Государственная жилищная инспекция Челябинской области».
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Дело № 6-03/15 о нарушении МУП «ПОВВ» части 1 статьи 10, в том числе пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях;
2. Передать материалы настоящего дела в Главное управление «Государственная жилищная инспекция Челябинской области».

Председатель Комиссии                                                                            <***>

Члены Комиссии                                                                                 <***>

<***>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны