Решение б/н Решение № 6-03-18.1/2017 по жалобе на действия ОАО «Фортум» от 8 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 6-03-18.1/2017

 

01 февраля 2017 года                                                                                  г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в составе:

 

Председатель Комиссии: <….> - руководитель Челябинского

УФАС России;

 

Члены Комиссии:              <…> — начальник отдела    

контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

 

<…. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев дело № 6-03-18.1/2017 по жалобе АНО ДПО «УЦ Профессионал» (далее - податель жалобы, заявитель) на действия ОАО «Фортум» (далее – Организатор) при проведении конкурентных переговоров на оказание услуг по обучению рабочим профессиям и курсы целевого назначения филиала Энергосистема «Западная Сибирь» Тюменской ТЭЦ-1, Тюменской ТЭЦ-2, Няганской ГРЭС SAP SRM F100005340» (извещение 31604393976), в присутствии представителя ОАО «Фортум»,

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба АНО ДПО «УЦ Профессионал» на действия ОАО «Фортум» при проведении конкурентных переговоров на оказание услуг по обучению рабочим профессиям и курсы целевого назначения филиала Энергосистема «Западная Сибирь» Тюменской ТЭЦ-1, Тюменской ТЭЦ-2, Няганской ГРЭС SAP SRM F100005340» (извещение 31604393976).

В жалобе указано следующее.

28.11.2016  ОАО «Фортум» на сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещение о закупке и закупочная документация на оказание услуг по обучению рабочим профессиям и курсы целевого назначения филиала Энергосистема «Западная Сибирь» Тюменской ТЭЦ-1, Тюменской ТЭЦ-2, Няганской ГРЭС SAP SRM F100005340». Закупка проводилась на электронной площадке ОАО «Фортум».

30.11.2016  АНО ДПО «УЦ Профессионал» подало заявку на участие в закупке, в электронной системе заявка участника отобразилась как правильно оформленная и принятая.

В связи с чем, заявитель полагал, что его заявка принята и находится на рассмотрении у Организатора закупки.

Вместе с тем, 28.12.2016 на сайте www.zakupki.gov.ru ОАО «Фортум» опубликовало протокол подведения итогов проведения закупки, согласно которому победителем закупки стала другая организация.

На основе информации, содержащейся в протоколе подведения итогов, податель жалобы сделал вывод об участии в закупке только одной заявки, которая впоследствии и стала победителем и о том, что заявка подателя жалобы не рассматривалась Организатором закупки.

ОАО «Фортум» представило пояснения на доводы жалобы, согласно которым заявка подателя жалобы была принята Организатором закупки, но не допущена до участия в закупке.

Также ОАО «Фортум» сообщало, что Организатором закупки в связи с изменением потребностей заказчика было принято решение об отмене конкурентных переговоров на основании пунктов 2.8, 2.10 закупочной документации.

На момент рассмотрения жалобы, договор с победителем не заключен по инициативе ОАО «Фортум».

 

Изучив материалы по жалобе, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам.

 

1. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

  • информационная открытость закупки;
  • равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  • целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
  • отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках предусмотрено, что данный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, и в силу части 2 статьи 2 Закона о закупках должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Челябинским УФАС России установлено, что на участие в закупке, проводимой ОАО «Фортум» на оказание услуг по обучению рабочим профессиям и курсы целевого назначения было подано 3 заявки, в том числе заявка АНО ДПО «УЦ Профессионал». Вместе с тем, заявка АНО ДПО «УЦ Профессионал» не была допущена до участия в закупке по причине непредставления лицензии на право осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, программам профессионального обучения и по причине непредставления программ по применяемым образовательным технологиям и учебным материалам.

Согласно экспертно-техническому заключению ОАО «Фортум», программы АНО ДПО «УЦ Профессионал»  разработаны для переподготовки, повышения квалификации специалистов, не содержат заверения, что они разработаны в соответствии с утвержденными профессиональными стандартами, ссылки на соответствующие профессиональные стандарты отсутствуют.

Таким образом, довод подателя жалобы о том, что в закупке участвовала только одна организация, которая и была признана победителем, а заявка АНО ДПО «УЦ Профессионал» не была принята и рассмотрена ОАО «Фортум» является несостоятельным, жалоба АНО ДПО «УЦ Профессионал» по указанному доводу является необоснованной.

 

2. Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

                 Согласно пункту 5.1 закупочной документации рассмотрение заявок участников проводится в два этапа: отборочный и оценочный.

В рамках отборочного этапа заявки участников проверяются на предмет соответствия отборочным критериям, установленным в Приложении № 3 к закупочной документации.

Согласно  Приложению № 3 к закупочной документации заявка участника подлежит проверке по отборочным критериям, приведенным в таблице 15 и Техническом задании.

Согласно таблице 15 к закупочной документации критериями допуска к участию в закупке является:

1) достоверность информации в отношении ключевых параметров сделки:

- в части структуры собственности Участника Закупочной процедуры – о конечных бенефициарах (физических лицах, осуществляющих прямой или косвенный контроль над Участником Закупочной процедуры);

 - в части структуры сделки – о третьих лицах, участвующих в исполнении Договора и максимально допустимом объеме субподрядных работ;

- о численности и квалификации (опыте) персонала;

- о наличии общей и специальной правоспособности;

- в части авторизации производителя – о статусе дилера, дистрибьютора и т.п.;

2) участник не должен находиться в процессе ликвидации (для юридического лица), в отношении Участника не должна быть введена какая-либо процедура банкротства, Участник не должен быть признанным по решению арбитражного суда несостоятельным (банкротом);

3) участник не должен являться лицом, на имущество которого наложен арест по решению суда, административного органа и (или) деятельность, которого приостановлена в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях, на дату подачи заявки;

4) участник должен соответствовать требованиям, установленным на основании поручений Правительства РФ: должен раскрыть информацию в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных);

5) наличие неурегулированного или нераскрытого должным образом конфликта интересов (до момента его урегулирования, за исключением случаев, когда дивизион «Россия» не принял должных мер для урегулирования КИ);

6) отсутствие сведений об участнике закупки в следующих реестрах недобросовестных поставщиков:

             - в реестре, ведущемся в соответствии с положениями Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

- в реестре, ведущемся в соответствии с положениями законодательства РФ о размещении государственных и муниципальных заказов;

7) отсутствие у Участника задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает десять процентов балансовой стоимости активов Участника, определяемой по данным бухгалтерской отчётности за последний завершённый отчётный период;

8) у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера Участника должна отсутствовать судимость за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята); к указанным физическим лицам не должно быть применено наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с предметом Закупочной документации;

            9) участник закупки должен обладать гражданской правоспособностью в полном объеме для заключения и исполнения договора по результатам закупки, в том числе быть зарегистрированным в качестве юридического лица в установленном в РФ порядке (для российских юридических лиц), быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя в установленном в РФ порядке (для российских индивидуальных предпринимателей), быть зарегистрированным в качестве субъекта гражданского права в соответствии с законодательством государства по месту нахождения (для иностранных участников);

            10) соответствие формы заявки, состава документов и формата Заявки требованиям Закупочной документации.

Челябинским УФАС России установлено, что ОАО «Фортум» отборочный этап проводило на основании критериев, указанных в таблице 15 Приложения № 3 и  в Техническом задании  и в силу несоответствия требованиям, указанным в Техническом задании о наличии лицензии и программ обучения, заявки АНО ДПО «Интер-Проф», АНО ДПО «УЦ Профессионал»  к участию в закупке допущены не были.

При этом, результаты отборочного этапа отдельным протоколом не оформлены, протокол о результатах проведения закупки также не содержит сведений о результатах отборочного этапа, что является нарушением принципа информационной открытости проведения закупки, закрепленного в Законе о закупках.

У участников закупки отсутствует возможность получить информацию о том, допущены ли их заявки к участию в закупке, а также о причине недопуска, что подтверждается фактическими обстоятельствами.

Податель жалобы не располагал информацией о принятии его заявки к рассмотрению и о том, что его заявка отклонена ОАО «Фортум», тем самым участник закупки был лишен возможности реализовать свое право на обжалование действий заказчика по недопуску его заявки на участие в закупке, поскольку результаты отборочного этапа неизвестны, а протокол о результатах проведения закупки также не содержит данных сведений.

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Таким образом, действия ОАО «Фортум» по неразмещению результатов отборочного этапа нарушают принцип информационной открытости закупки, закрепленный в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а также положения части 5 статьи 4 Закона о закупках, предусматривающей обязанность заказчика размещать в информационной сети протоколы, составляемые в ходе закупки.

 

3. Комиссия Челябинское УФАС России провела анализ порядка допуска заявок участников при проведении конкурентных переговоров и выявило следующее.

В рамках отборочного этапа заявки участников проверяются на предмет соответствия отборочным критериям, установленным в Приложении № 3 к закупочной документации.

Согласно  Приложению № 3 к закупочной документации заявка участника подлежит проверке по отборочным критериям, приведенным в таблице 15 Приложения № 3 и Техническом задании.

В таблице 15 Приложения № 3 ОАО «Фортум» утверждены 10 отборочных критериев, а также по каждому критерию утвержден перечень документов, который необходимо представить участнику для подтверждения соответствия данным критериям.  При этом, ОАО «Фортум» указало в данной таблице, что в случае непредставления информации по критерию или несоответствия критерию, заявка участника отклоняется.

Пункт 3 Технического задания содержит требования к подрядчику (участнику закупки).

Согласно пункту 3.1 Технического задания одними из требований является наличие лицензии на право осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, программам профессионального обучения, а также наличие программ профессионального обучения для рабочих основных профессий разработанных и утвержденных на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов) организацией, осуществляющей образовательную деятельность для конкретной профессии и установленным сроком обучения.

 При этом требования в пункте 3.1 Технического задания сформулированы неточно, формулировка требования как «наличие» лицензий и программ обучения у участника не предполагает представление данных документов в адрес ОАО «Фортум» в составе заявки на участие.

 Кроме того, исходя из данной неточной формулировки требования, участникам не понятно является ли требование, установленное в пункте 3.1 Технического задания критерием отбора или же лицензия и программы обучения представляются участниками в рамках оценочного этапа, также ОАО «Фортум» не указаны последствия непредставления указанных документов, а именно, что в случае непредставления лицензий и программ обучения заявка участника отклоняется.

Таким образом, отсутствие в закупочной документации ясных и определенных критериев допуска заявок на участие в закупке свидетельствует о нарушении принципа информационной открытости, установленного в части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В пункте 3.1 Технического задания не указано, какие документы необходимо предоставить для подтверждения соответствия участников требованиям Технического задания, что является нарушением пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках  и образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

 

 Учитывая, что закупка при проведении конкурентных переговоров на оказание услуг по обучению рабочим профессиям и курсы целевого назначения филиала Энергосистема «Западная Сибирь» Тюменской ТЭЦ-1, Тюменской ТЭЦ-2, Няганской ГРЭС SAP SRM F100005340», проведенная с нарушением Закона о закупках отменена ОАО «Фортум», предписание об отмене протоколов подведения итогов не выдавать.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу АНО ДПО «УЦ Профессионал» на действия ОАО «Фортум» необоснованной;

2.  Признать действия ОАО «Фортум» выразившиеся:

- в не размещении протоколов отборочного этапа, в отсутствии в закупочной документации ясных и определенных критериев допуска заявок на участие, нарушением части 1 статьи 3 Закона о закупках;

- в несоблюдении требований к содержанию документации о закупке товаров, работ, услуг, в части не закрепления перечня документов, которые необходимо предоставить для подтверждения участниками соответствия требованию, установленному в пункте 3.1 Техническому заданию нарушением пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Предписание ОАО «Фортум» о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации не выдавать;

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протокол об административной ответственности.

Связанные организации

Связанные организации не указаны