Решение б/н Решение по делу № 60-03/13 по заявлению ООО «Сфера» на дейст... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 03 февраля 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 11 февраля 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:


 

Председатель Комиссии:


 

Члены Комиссии:


 

Козлова Анна Алексеевна – руководитель Челябинского УФАС России;


 

Дозморова Динара Александровна – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

Ефимова Т.В. – специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

в присутствии представителей:

заявителя ООО «Сфера» (доверенность от 20.01.2014 № 9);

ответчика Муниципального предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» (доверенность от 20.01.2014 № 07),

рассмотрев дело № 60-03/13 по признакам нарушения Муниципального предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» (далее – МП «УК ЖКХ») пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В связи с наличием в действиях Муниципального предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» (далее – МП «УК ЖКХ»), выразившихся в необоснованном уклонении от заключения договора водоснабжения с ООО «Сфера», признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Челябинское УФАС России на основании статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдало предупреждение МП «УК ЖКХ» № 16-03/13 о необходимости прекращения указанных действий путем заключения договора водоснабжения с ООО «Сфера» в срок до 28 ноября 2013 года.

4 декабря 2013 года в адрес Челябинского УФАС России поступило письмо МП «УК ЖКХ», в котором было указано, что договор на водоснабжение был направлен в адрес ООО «Сфера».

По состоянию на 13 декабря 2013 года МП «УК ЖКХ» не представило доказательств заключения с ООО «Сфера» договора на водоснабжение.

Изучив имеющиеся материалы, Приказом от 19.12.2013 № 377 Челябинским УФАС России в отношении МП «УК ЖКХ» было возбуждено дело по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На заседании Комиссии представитель ООО «Сфера» пояснил, что 06.12.2013 им был получен договор водоснабжения от МП «УК ЖКХ», который после рассмотрения и согласования был подписан сторонами.

МП «УК ЖКХ» также направило своего представителя, который подтвердил, что 05.12.2013 в адрес ООО «Сфера» был направлен договор водоснабжения, подписанный сторонами 06.12.2014.

Изучив материалы дела, пояснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.

1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Доминирующим в силу законодательства также признается положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

МП «УК ЖКХ» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

Таким образом, МП «УК ЖКХ» обязано соблюдать запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в том числе регламентированные пунктом 5 данной статьи.

2. В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

В соответствии с частью 3 статьи 13 Закона о водоснабжении договор водоснабжения является публичным договором.

На основании пункта 4 статьи 13 Закона о водоснабжении организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, вправе отказаться от заключения договора водоснабжения в случае подключения (технологического присоединения) сетей или объекта капитального строительства абонента к централизованной системе водоснабжения с нарушением технических условий на подключение (технологическое присоединение) или в случае самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к такой системе.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что у МП «УК ЖКХ» отсутствовали основания для отказа в заключении договора водоснабжения, МП «УК ЖКХ» обязано было заключить данный договор с ООО «Сфера».

Однако, как подтверждается материалами дела, в нарушение данного требования МП «УК ЖКХ» уклонилось от заключения с ООО «Сфера» договора водоснабжения в отношении потребителей с. Еманжелинка Еткульского района Челябинской области.

ООО «Сфера» заключило 1 октября 2013 года договор аренды муниципального имущества (имущественный комплекс объектов водоснабжения и водоотведения) с Администрацией Еманжелинского сельского поселения Еткульского муниципального района

10 октября 2013 года ООО «Сфера» обратилось в МП «УК ЖКХ» для заключе-ния договора водоснабжения населения и социальных объектов Еманжелинского сельского поселения.

29 октября 2013 года МП «УК ЖКХ» в своем ответе указало, что вопрос о заключении договора на отпуск питьевой воды остается открытым по причине неполного перечня документов, необходимых для заключения договора, а также в связи с нерешенностью вопроса относительно погашения задолженности предшествующей организации – ООО «Сервис-Чепфа» и определения Администрации Еманжелинского сельского поселения в качестве гаранта договора водоснабжения.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, МП «УК ЖКХ» своими действиями, выразившимися в необоснованном уклонении от заключения договора на оказание услуг водоснабжения с ООО «Сфера», нарушило требования пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

У МП «УК ЖКХ» отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации, а именно: заключить в разумные сроки договор холодного водоснабжения. Однако, МП «УК ЖКХ» не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение антимонопольного законодательства, что свидетельствует о виновности МП «УК ЖКХ» в совершении действий, нарушающих антимонопольное законодательство.

В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.08 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», поскольку запрет на нарушение лицом, занимающим доминирующее положение, установленного нормативными правовыми актами порядка заключения договора водоснабжения прямо поименован в части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», наличие или угроза наступления предусмотренных данной статьей негативных последствий презюмируется и не требует доказывания антимонопольным органом.

На момент вынесения решения по данному делу нарушение антимонопольного законодательства МП «УК ЖКХ» устранено добровольно, договор водоснабжения в отношении потребителей с. Еманжелинка Еткульского района Челябинской области подписан сторонами 06.12.2014.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия Муниципального предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства», выразившиеся в уклонении заключения договора водоснабжения с ООО «Сфера» нарушением пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Прекратить производство по делу в отношении Муниципального предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в уклонении от заключения договора водоснабжения с ООО «Сфера», в связи с добровольным устранением последствий нарушения антимонопольного законодательства;

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для решения вопроса о привлечении Муниципального предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» к административной ответственности за совершенное правонарушение.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

А.А. Козлова

Члены Комиссии

Д.А. Дозморова

Т.В. Ефимова

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны