Решение б/н Решение и предписание по делу № 60-07/14 о нарушении антимон... от 18 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена «09» декабря 2014 года

В полном объеме решение изготовлено «15» декабря 2014 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

Сапрыкиной Н.В.

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов

Комиссии:

Заводской М.А.

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

Перовской Н.О.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 60-07/14, возбужденное по признакам нарушения Администрацией города Челябинска (далее – Администрация) части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в том числе пункта 5 названной нормы,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступило заявление ООО Юридическая компания «АРТЕ» на действия МУП «Мемориал-Сервис» и ООО «АпексГруп» при проведении торгов по продаже имущества, принадлежащего муниципальному предприятию.

В ходе рассмотрения указанного заявления установлено, что Администрацией 05.02.2010 принято Постановление от № 26-п «Об осуществлении публикации объявлений и извещений о проведении открытых аукционов (конкурсов)» (далее – Постановление).

Согласно Постановлению муниципальным унитарным предприятиям, в том числе в отношении которых введена процедура добровольной ликвидации, надлежит осуществлять публикацию объявлений и извещений о проведении открытых аукционов (конкурсов) по отчуждению закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения недвижимого имущества в одном из следующих печатных изданий:

1) газета «Вечерний Челябинск»;

2) газета «Челябинский рабочий»;

3) бюллетень Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска «Недвижимость Челябинска»;

4) газета «Арбитражник».

Челябинским УФАС России в действиях Администрации по принятию Постановления установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 5 названной нормы.

 

ООО Юридическая компания «АРТЕ» представлены письменные пояснения от 09.12.2014 и на заседании Комиссии отмечено, что у общества отсутствовала возможность свободного получения газеты «Арбитражник». В связи с чем Постановление приводит к нарушению прав заинтересованных лиц на участие в аукционах по продаже муниципального имущества.

 

Администрацией представлены следующие письменные пояснения от 16.10.2014 исх. № 5-12067/14-0-1.

В силу статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон об унитарных предприятиях) муниципальные предприятия наделены правом с согласия собственника распоряжаться недвижимым имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения, только в пределах, не лишающих их возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой  определены их уставом. Продажа имущества ликвидируемого юридического лица в случае недостаточности его денежных средств для удовлетворения потребности кредиторов осуществляется с публичных торгов. Необходимость реализации имущества ликвидируемого муниципального предприятия исключительно на аукционе установлена также пунктом 21 Положения о продаже на аукционе имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства от 15.05.1995 № 469. Требования к извещению о проведении торгов установлены пунктом 2 статьи 448 ГК РФ. Данные нормы не содержат специальных требований к средству массовой информации, в котором должно размещаться извещение о проведении торгов. Ввиду отсутствия специальной нормы, регулирующей порядок опубликования извещения о проведении торгов в отношении имущества, закрепленного за ликвидируемым предприятием на праве хозяйственного ведения, положения статьи 15 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации) использованы по аналогии.

В связи с этим Администрацией было принято решение о подготовке муниципального правового акта, устанавливающего средства массовой информации для размещения муниципальными унитарными предприятиями города Челябинска публикаций о проведении открытых торгов по отчуждению муниципального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения. Кроме того, необходимость наличия указанного акта подтверждается Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19.11.2009 № Ф09-3003/09-С1.    

 

Изучив материалы дела, заслушав пояснения заявителя, Комиссия пришла к следующим выводам.

Правовое положение муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия определены ГК РФ и Законом об унитарных предприятиях.

Согласно части 2 статьи 18 Закона об унитарных предприятиях муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

В силу положений статьи 35 Закона об унитарных предприятиях унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества. В случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию, с момента назначения которой к ней переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия.

Как следует из пункта 3 статьи 63 ГК РФ, если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Нормативным правовым актом, регламентирующим указанную процедуру реализации имущества с публичных торгов, является Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве).

Указанный Федеральный закон не требует согласия собственника на отчуждение его имущества при исполнении судебных решений. Поскольку имущество в процессе ликвидации унитарного предприятия реализуется в таком же порядке, то согласия собственника на отчуждение имущества предприятия не требуется. Иначе не будет достигнута основная цель установленной законом процедуры ликвидации юридического лица - удовлетворение требований кредиторов.

В силу пункта 4 статьи 35 Закона об унитарных предприятиях  в случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию, к которой переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия. Пункт 2 стать 62 ГК РФ  допускает возможность назначения ликвидатора.

Согласно пункту 1 статьи 15 Закона о приватизации информация о приватизации государственного или муниципального имущества подлежит опубликованию в официальных печатных изданиях, определенных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Однако законодательство о приватизации не распространяется на отчуждение имущества унитарными предприятиями на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 3 Закона о приватизации.

Заключение договора на торгах, организация и проведение торгов осуществляются в порядке, определенном статьями 447, 448 ГК РФ, статьей 90 Закона об исполнительном производстве. При этом названными нормами не предусмотрено определение органом местного самоуправления печатного издания для опубликования извещения о проведении торгов.

В связи с этим не могут быть приняты во внимание доводы Администрации о том, что при утверждении Постановления были использованы положения статьи 15 Закона о приватизации по аналогии.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 447 ГК РФ в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на нее. Организатором торгов также могут являться специализированная организация или иное лицо, которые действуют на основании договора с собственником вещи или обладателем иного имущественного права на нее и выступают от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом.

Пунктом 2 статьи 448 ГК РФ установлено, что извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором торгов не менее чем за тридцать дней до их проведения, если иное не предусмотрено законом.

Согласно части 3 статьи 90 Закона об исполнительном производстве извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте организатора торгов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и опубликовывается им в периодическом печатном издании, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 909 сайт www.torgi.gov.ru определен как официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов по реализации имущества должника.

Следовательно, с момента определения официального сайта обязанность размещать извещение о проведении торгов по реализации имущества должника на сайте организатора торов и в периодическом печатном издании отсутствует.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена обязанность  организатора торгов по опубликованию извещения о проведении торгов по реализации имущества должника в периодическом печатном издании.

Вместе с тем, организатор торгов не лишен права дополнительного опубликования извещения о проведении торгов в печатном издании.

В соответствии с частью 2 статьи 1 ГК РФ юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.

          Муниципальное унитарное предприятие самостоятельно осуществляет свою хозяйственную деятельность, орган, осуществляющий полномочия собственника, и другие уполномоченные органы вправе осуществлять лишь контроль за деятельностью унитарного предприятия на основании части 2 статьи 26 Закона об унитарных предприятиях.

Вопросы местного значения городского округа изложены в статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Органы местного самоуправления действующим законодательством не наделены полномочиями по определению печатного издания для опубликования извещения о проведении открытых аукционов (конкурсов) по отчуждению закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями, в том числе в отношении которых введена процедура добровольной ликвидации, на праве хозяйственного ведения недвижимого имущества.

          Из содержания норм действующего законодательства можно прийти к выводу, что организаторы торгов определяют печатное издание для опубликования извещений о проведении торгов самостоятельно, либо по договоренности с собственником вещи или обладателем иного имущественного права на нее в случае, если организатором торгов является специализированная организация, в том числе с целью реализации имущества на максимально выгодных условиях.

          Соответственно, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов, в данном случае муниципальных унитарных предприятий.

          Комиссией не могут быть приняты во внимание доводы Администрации о том, что необходимость наличия муниципального правового акта, устанавливающего средства массовой информации для размещения муниципальными унитарными предприятиями города Челябинска публикаций о проведении открытых торгов, подтверждается Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19.11.2009 № Ф09-9009/09-С1, поскольку из содержания указанного судебного акта не усматривается наличие указанных обстоятельств.

          Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещено принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (пункт 5).

          Для целей квалификации действий по статье 15 Закона о защите конкуренции  диспозиция указанной нормы позволяет квалифицировать в качестве нарушения антимонопольного законодательства действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

          Таким образом, действия Администрации по принятию Постановления  возлагают на муниципальные унитарные предприятия не предусмотренную действующим законодательством обязанность по опубликованию извещений о проведении торгов в печатном издании, а также устанавливают для них ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют услуги по опубликованию извещений о проведении торгов, и приводят или могут привести к созданию преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности отдельным хозяйствующим субъектам, являющимся учредителями определенных в Постановлении печатных средств массовой информации, по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на одном с ними товарном рынке, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 5 названной нормы.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 5 названной нормы, действия Администрации города Челябинска по принятию Постановления от 05.02.2010 № 26-п «Об осуществлении публикации объявлений и извещений о проведении открытых аукционов (конкурсов)», поскольку данные действия возлагают на муниципальные унитарные предприятия не предусмотренную действующим законодательством обязанность по опубликованию извещений о проведении торгов в печатном издании, а также устанавливают для них ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют услуги по опубликованию извещений о проведении торгов, и приводят или могут привести к созданию преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности отдельным хозяйствующим субъектам, являющимся учредителями определенных в постановлении печатных средств массовой информации, по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на одном с ними товарном рынке.

2. Выдать Администрации города Челябинска предписание об отмене акта, нарушающего антимонопольное законодательство. 

3. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административных правонарушений.

4. Иные меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                             Н.В. Сапрыкина

 

 

Члены Комиссии                                                                                         М.А. Заводская

 

 

            Н.О. Перовская

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание.   За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

Заводская М.А.

(351) 265-93-79

15.12.2014

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 60-07/14 о нарушении антимонопольного законодательства

 

15 декабря 2014 года                                                                                          г. Челябинск

 

Комиссия Челябинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель

Комиссии:

Сапрыкина Н.В.

-

заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Заводская М.А.

 

главный специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

Перовская Н.О.

-

ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 15 декабря 2014 года по делу № 60-07/14 о нарушении Администрацией города Челябинска                                                          (пл. Революции, 2, г. Челябинск) части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 5 названной нормы,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Администрации города Челябинска в срок до 29.01.2015 прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 5 названной нормы, выразившееся в принятии Постановления от 05.02.2010 № 26-п «Об осуществлении публикации объявлений и извещений о проведении открытых аукционов (конкурсов)», а именно отменить указанное постановление.

2. Администрации города Челябинска в срок до 05.02.2015 направить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания (например, надлежаще заверенную копию принятого с учетом настоящего предписания акта, а также документов, свидетельствующих об опубликовании такого акта).

 

Доказательства исполнения настоящего предписания, должны быть заверены печатью организации и подписью должностного лица.

Доказательства просим представить в прошитом и пронумерованном виде с сопроводительным письмом и  описью документов со ссылкой на номер дела.

 

 

Председатель Комиссии:                                                            Н.В. Сапрыкина

 

 

Члены Комиссии:                                                              М.А. Заводская

 

 

       Н.О. Перовская

                                                                                

 

             Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

Заводская М.А.

(351) 265-93-79

15.12.2014

Связанные организации

Связанные организации не указаны