Решение б/н Решение № 606-ж/2016 по жалобе ООО «СТРОЙИНВЕСТ» от 19 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 606-ж/2016

15 августа 2016 года                                                                г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

-

специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

 

-

специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» (далее – Заявитель) на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение подрядной организацией комплекса мероприятий по завершению строительства объекта: "Физкультурно-оздоровительный комплекс с искусственным льдом в г. Южноуральске Челябинской области" (извещение № 0169300009216000211), в присутствии:

- представителя Администрация Южноуральского городского округа,  действующего на основании доверенности от 11 августа 2016 г. № 07-2235;

-в отсутствие представителя Заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России 09.08.2016 поступила жалоба ООО «Стройинвест» на положения аукционной документации при проведении рассматриваемого Аукциона, объявленного Заказчиком органом путем размещения в Единой информационной системе  25.07.2016 извещения о проведении Аукциона и документации об Аукционе.

Начальная (максимальная) цена контракта – 157 925 220 рублей 00 копеек.

По состоянию на 15.08.2016 контракт по результатам Аукциона не заключен, заключение контракта приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалобы по существу.

Заявитель в жалобе приводит следующие доводы.

  1. Заказчик не установил в документации аукциона порядок, даты начала и окончания сроков предоставления разъяснений положений аукционной документации.
  2. Заказчик в нарушение части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе не установил дополнительные требования к участникам в соответствии с Постановлением Правительства Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

Представители Заказчика на заседании Комиссии Челябинского УФАС России с доводами жалобы не согласились, пояснили, что действия Заказчика соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика, Уполномоченного органа, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ», пришла к следующим выводам.

  1. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе.

Порядок предоставления разъяснений предусмотрен статьей 65 Закона о контрактной системе и отражен Заказчиком в подразделе «Порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе» раздела 19  Информационной карты документации об Аукционе.

 Таким образом, довод заявителя о том, что Заказчик не установил порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации, не находит своего подтверждения.

  1. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 установлено, что в случае выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, то предъявляется дополнительное требование в виде наличия опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

            Предметом указанной закупки является выполнение подрядной организацией комплекса мероприятий по завершению строительства объекта: "Физкультурно-оздоровительный комплекс с искусственным льдом в г. Южноуральске Челябинской области». При этом, Заказчиком установлен код ОКПД2 41.20.40.000.

            Таким образом, на указанный предмет закупки распространяется действие Постановления Правительства № 99.

            Тем не менее, Заказчик в нарушение части 2 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не установил указанное требование в извещении и документации аукциона.

 

            Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, проведя внеплановую проверку, выявила следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

  1. Пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.

В извещении установлено, что субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям предоставляется преимущество.

При этом, начальная (максимальная) цена контракта по указанной закупке составляет 157 925 220 рублей 00 копеек.

Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 30 Заказчик неправомерно установил преимущество субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям.

  1. Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе, Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

Частью 2 и 2.1 установлены случаи, когда Заказчик вправе не устанавливать обеспечение исполнения контракта.

Постановлением Правительства от 11 марта 2016 г. N 182 «О случаях и об условиях, при которых в 2016 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта» установлено, что в соответствии с частью 2.1 статьи 96 Закона о контрактной Заказчик вправе не устанавливать обеспечение исполнения контракта в случае, если осуществляется проведение конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации и в проектах контрактов которых не предусмотрена выплата аванса.

В извещении, документации, проекте контракта установлено, что обеспечение исполнения контракта по данной закупке не требуется.

Ранее указано, что Заказчик неправомерно установил преимущество субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям, следовательно, положения части 2.1 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства от 11 марта 2016 г. N 182 не распространяются на указанную закупку.

Таким образом, в нарушение части 1 статьи 96 закона о контрактной системе, Заказчик неправомерно не указал в извещении, документации, аукционе требование обеспечения исполнения контракта.

  1. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Пункт 12.1 проекта контракта содержит следующее положение: «12.1. настоящий Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует: в части строительства Объекта - до «31» декабря 2017 года, в части расчетов – до 31.12.2020 года. Иными словами, пункт 12.1 проекта контракта предусматривает двойной срок окончания действия контракта.

 Таким образом, в нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком  в пункте 12.1 проекта контракта срок действия контракта не позволяет определить точную дату, свидетельствующее об окончании действия контракта, поскольку различные обязательства прекращаются в разные моменты. Следовательно, рассчитать срок действия банковской гарантии не представляется возможным.

  1. В соответствии с частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе,  в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 статьи 30, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Тем не менее, как видно из пунктов 2.4.1., 2.4.2 проекта контракта Заказчик установил поэтапную оплату выполненных работ, что противоречит части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Следует отметить, что установление преимущества для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций при цене контракта 157 925 220 рублей 00 копеек, привело не только к указанным нарушениям, но и к ограничению числа участников закупки, что в свою очередь приводит к ограничению конкуренции в нарушение статьи 8 Закона о контрактной системе

  1.  Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливаются единые требования к участникам закупки.

В соответствии с требованиями части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 указанной статьи, а также перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

При этом обязанность заказчика по установлению данных требований  продиктована возложенными обязанностями на аукционную комиссию проверять соответствие участника указанным требованиям.

Как видно из извещения, Заказчик установил, что в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предъявляются требование о наличии свидетельства СРО о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 31.12.2009 года № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

Требования, установленные частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, предъявляются к участникам закупки только в случае, если они определены ПП № 99.

Наличие свидетельства СРО является единым требованием, которое подтверждает  соответствие участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требование о наличии свидетельства СРО определено Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 31.12.2009 года № 624.

Таким образом, Заказчик неправомерно установил требование о наличие свидетельства СРО как требование, установленное частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, что в свою очередь приводит к нарушению части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.

  1. Как следует из содержания пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64  Закона о контрактной системе в документации об аукционе и проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью документации об аукционе, должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Таким образом, из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе следует, что условия исполнения контракта в части предоставления исполнителем документов, подтверждающих качество и безопасность товара, возлагают на заказчика обязанность указать в документации об аукционе, в том числе проекте контракта, исчерпывающий перечень таких документов, предусмотренных действующим законодательством.

Пунктом 4.3.15 Проекта контракта установлено, предмет контракта должен соответствовать СНиП, ГОСТ и другим действующим нормативным актам Российской Федерации.

Исходя из положений документации не представляется возможным установить,  каким СНиП и ГОСТ должен соответствовать предмет контракта, поскольку не указаны конкретные нормативные документы, регламентирующие  требования, которые предъявляются к выполняемым работам, что не обеспечивает объективного характера описания объекта закупки в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать доводы жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение подрядной организацией комплекса мероприятий по завершению строительства объекта: "Физкультурно-оздоровительный комплекс с искусственным льдом в г. Южноуральске Челябинской области" (извещение № 0169300009216000211) частично обоснованными в части отсутствия дополнительных требований к участникам в соответствии с Постановлением Правительства Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.
  2. По результатам рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки определения поставщика признать в действиях Заказчика нарушение частей пункта 1 части 1, 2 части 5 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 30, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 1 части 1 статьи 64, частей 1,3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
  3.  Выдать Заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
  4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны