Решение б/н Решение № 61-04-18.1/17 по жалобе на действия АО «СКБ «Турби... от 2 февраля 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Резолютивная часть решения оглашена 16 января 2018 года.
В полном объеме решение изготовлено 19 января 2018 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
<…> – руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
<…> – начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; <…> – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,
|
рассмотрев материалы жалобы № 61-04-18.1/17 <…> на действия АО «СКБ «Турбина» при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции отопления-вентиляции в осях А-П/11-16 корпуса ПЭК на объекте «Реконструкция и техническое перевооружение спецпроизводства Акционерного общества «Специальное конструкторское бюро «Турбина» г. Челябинск (извещение № 0469000000917000018) (далее – Аукцион), в присутствии представителя Заказчика (после перерыва), в отсутствие представителей Заявителя,
УСТАНОВИЛА:
08.12.2017 на официальном сайте в сети Интернет по адресу: www.zаkuрki.gоv.гu Заказчик разместил извещение (№ 0469000000917000018) и аукционную документацию «выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции отопления-вентиляции в осях А-П/11-16 корпуса ПЭК на объекте «Реконструкция и техническое перевооружение спецпроизводства Акционерного общества «Специальное конструкторское бюро «Турбина» г. Челябинск» (далее — документация о закупке).
Согласно извещению закупка размещена в разделе «44-ФЗ» и осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), документацией о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта –8 054 456 рублей 93 копеек.
Дата и время начала подачи заявок – 08.12.2017 в 17:07.
Дата и время окончания подачи заявок - 24.12.2017 в 04:00.
22.12.2017 в Челябинское УФАС России поступила жалоба Заявителя на положения аукционной документации.
В связи с поступившей в Челябинское УФАС России жалобой Заявителя, Заказчик приостановил Аукцион в части заключения контракта. На дату рассмотрения обращения <…> контракт не заключен.
Из текста жалобы Заявителя от 22.12.2017 вх. № 17069 следует, что Заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе, а именно:
- Заказчик в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе указывает по позиции «Регулятор температуры прямого действия» технического задания две единицы измерения допустимого перепада давления ΔP МПа (кгс/см2).
- При указании основных технических характеристик (герметичность) по позициям «Кран шаровой полнопроходный для воды t-до 150 С0, Р-16 бар», «Кран шаровой для воды температурой до 150 С0», «Клапан обратный Т до 445 С0 19c38нж Ду 200» Заказчик ссылается на ГОСТ 9544-93, который утратил силу и заменен на ГОСТ 9544-2005.
- В техническом задании аукционной документации в таблице «Основные технические характеристики материалов и оборудования» в пункте «Клапан обратный Т до 445 С0 19c38нж Ду 200» указано конкретное значение температуры рабочей среды, К (С) – 698 (425).
Представитель Заказчика в письменных пояснениях и на заседании Комиссии пояснил следующее.
- По вопросу применения двух единиц измерения допустимого перепада давления ΔP МПа (кгс/см2) по позиции «Регулятор температуры прямого действия».
Согласно Постановлению Правительства от 31.10.2009 № 879 в РФ применяются единицы измерения величин международной системы единиц измерения (СИ), принятые Генеральной конференцией по мерам и весам и рекомендованные к применению Международной организацией законодательной метрологии. В международной системе единиц измерения (СИ) давление измеряется в паскалях.
- По вопросу применения по позициям «Кран шаровой полнопроходный для воды t-до 150 С0, Р-16 бар», «Кран шаровой для воды температурой до 150 С0», «Клапан обратный Т до 445 С0 19c38нж Ду 200» недействующего ГОСТ 9544-93.
ГОСТ 9544-93 «Арматура трубопроводная запорная. Нормы герметичности затворов» не отменен, а заменен на ГОСТ 9544-2005 «Арматура трубопроводная запорная. Классы и нормы герметичности затворов» вследствие появления дополнений, который в свою очередь заменен на ГОСТ 9544-2015 «Арматура трубопроводная запорная. Нормы герметичности затворов». При этом, требования к классу герметичности «А» во всех трех ГОСТах одинаковы: «отсутствие видимых утечек в течение времени испытания».
- По вопросу указания Заказчиком в техническом задании документации о закупке в таблице «Основные технические характеристики материалов и оборудования» в пункте «Клапан обратный Т до 445 С0 19c38нж Ду 200» указано конкретное значение температуры рабочей среды, К (С) – 698 (425).
Требование по данной позиции определено потребностью Заказчика к определенной температуре рабочей среды клапана обратного соответствующей 425 С0 .
Изучив материалы жалобы, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Пунктом 7 Приложения № 1 «Техническое задание» к контракту установлено, что качество, комплексность и характеристики оборудования и материалов должны полностью соответствовать техническим требованиям и рабочей документации. Указанный пункт также содержит перечень используемых материалов, основные требования к материалам, их технические характеристики.
По позиции «Регулятор температуры прямого действия» технического задания Заказчиком установлено требование к допустимому перепаду давления ΔP, измеряемого в кгс/см2 и МПа.
Согласно Постановлению Правительства от 31.10.2009 № 879 «Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации» (далее – Постановление № 879) в РФ применяются единицы измерения величин международной системы единиц измерения (СИ), принятые Генеральной конференцией по мерам и весам и рекомендованные к применению Международной организацией законодательной метрологии. В международной системе единиц измерения (СИ) давление измеряется в паскалях.
В соответствии с указанным Постановлением № 879 давление также может измеряется в кгс/см2. То есть, давление может измерять как МПа, так и кгс/см2.
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу, что указание Заказчиком в техническом задании аукционной документации по позиции «Регулятор температуры прямого действия» двух единиц измерения одновременно МПа и кгс/см2 не привело к ущемлению интересов участников Аукциона, в том числе интересов <…>, обратного Заявителем не представлено.
2. По позиции «Клапан обратный Т до 445 С0 19c38нж Ду 200» Заказчиком установлены требований к температуре рабочей среды, К (С) - 425 С0.
Согласно подпункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в аукционной документации объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: а именно описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено следующее: документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, исходя из условий подпункта 1 части 1 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, можно сделать вывод, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении требований в документации о закупках к товару, работам (услугам).
Исходя из смысла Закона о контрактной системе, на Заказчике лежит обязанность включения в документацию конкретных характеристик товара, позволяющих определить степень соответствия предлагаемого к поставке товара потребностям заказчика, специфики его деятельности.
Таким образом, включение Заказчиком в техническое задание документации о закупке требований к конкретной температуре рабочей среды, не противоречит Закону о контрактной системе, поскольку данное требование направлено на определение поставляемого товара потребностям заказчика, а не на ограничение количества потенциальных участников закупки.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в техническом задании документации о закупке требования к материалам по позиции «Клапан обратный Т до 445 С0 19c38нж Ду 200» являются непреодолимым для потенциальных участников Аукциона, а действия Заказчика направлены на ограничение количества участников закупки, материалы жалобы не содержат.
Таким образом, действия Заказчика по указанию в техническом задании документации о закупке требования к материалам (температура рабочей среды) по позиции «Клапан обратный Т до 445 С0 19c38нж Ду 200» не противоречат положениям подпункта 1 части 1 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, и обусловлены спецификой осуществляемой заказчиком деятельности.
3. По позициям «Кран шаровой полнопроходный для воды t-до 150 С0, Р-16 бар», «Кран шаровой для воды температурой до 150 С0», «Клапан обратный Т до 445 С0 19c38нж Ду 200» Заказчиком установлено требование к классу герметичности – А, ГОСТ 9544-93.
Согласно ГОСТ 9544-93 «Арматура трубопроводная запорная. Нормы герметичности затворов» класс А предполагает отсутствие видимых протечек.
29.02.2008 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 23-ст взамен ГОСТ 9544-93 введен в действие ГОСТ 9544-2005 «Арматура трубопроводная запорная. Классы и нормы герметичности затворов», в соответствии с которым установлены следующие классы герметичности затворов: А, В, С, D, B1, С1, D1.
Пунктом 4.3.2 ГОСТ 9544-2005 установлено, что для затворов арматуры класса А … устанавливаются качественные критерии герметичности – отсутствие видимых утечек в течение времени выдержки.
Таким образом, характеристики данные в ГОСТ 9544-2005 и ГОСТ 9544-93 к классу герметичности затворов А идентичны.
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу, что указание Заказчиком в техническом задании аукционной документации по позициям «Кран шаровой полнопроходный для воды t-до 150 С0, Р-16 бар», «Кран шаровой для воды температурой до 150 С0», «Клапан обратный Т до 445 С0 19c38нж Ду 200» требование к классу герметичности А, ГОСТ 9544-93 не привело к ущемлению интересов участников Аукциона, в том числе интересов <…>, обратного Заявителем не представлено.
С учетом обстоятельств, изложенных выше, Комиссия рекомендует Заказчику при формировании закупочной документации указывать в техническом задании актуальный ГОСТ.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
Согласно протоколу № 18-Р заседания Аукционной комиссии по рассмотрению первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 25.12.2017 на участие в Аукционе подано 2 заявки.
Заявка участника № 2 не была допущена до участия в Аукционе по причине несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Так, в техническом задании Заказчиком установлены требования к пропускной способности водосмесительного узла: Kvs, м3/час до 90.
При этом, заявка участника № 2 содержала следующую характеристику пропускной способности водосмесительного узла: Kvs= 90 м3/час.
Таким образом, исходя из предложения, содержащегося в заявке участника № 2 по характеристике пропускная способность водосмесительного узла, следует, что 90 м3/час является максимальным значением.
На основании изложенного, заявка участника № 2 по данной характеристике позиции «Водосмесительный узел» соответствовала требованиям аукционной документации.
Однако, принимая во внимание тот факт, что заявка участника № 2 не соответствовала требованиям аукционной документации по иным позициям технического задания (рабочее давление «Кран шаровой фланцевый стальной»), Комиссия пришла к выводу, что аукционная комиссия правомерно отклонила заявку участника № 2.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Однако, допущенные Заказчиком нарушения Закона о контрактной системе в ходе проведения Аукциона, по мнению Комиссии, не являются достаточным основанием для выдачи обязательного для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, поскольку не привели к ущемлению интересов участников Аукциона, в том числе интересов <…>, обратного Заявителем не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы Заявителя от 22.12.2017 вх. № 17069 на действия Заказчика при проведении Аукциона необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.