Решение б/н Решение и предписание № 61-07-18.1/17, 70-07-18.1/17 по жало... от 19 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобам № 61-07-18.1/17, 70-07-18.1/17

11 сентября 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия), в составе:

Председатель

Комиссии:

<…>

-

заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

<…>

-

главный специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

при рассмотрении жалоб ООО Транспортная компания «Иремель», ООО «Третий автобусный парк» (далее - Заявители) на неправомерные действия Управления транспорта Администрации города Челябинска (далее – Управление) при организации и проведении торгов на право получения свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок № 4 «Мамина - ЮУрГУ» и № 74 «Автобусный парк - Завод Станкомаш» (далее – маршруты, маршрут 4, маршрут 74) , Конкурс № 18, 25 (далее – Конкурс, Конкурс № 18,25),

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступили жалобы Заявителей на неправомерные действия Управления при организации и проведении Конкурса.

 

В качестве доводов Заявители в жалобах указали следующее.

ООО Транспортная компания «Иремель» полагает, что критерий «Опыт осуществления регулярных перевозок», установленный в приложении № 1 к информационной карте Конкурсной документации, не обеспечивает равного подхода к участникам простого товарищества.

Кроме того, по мнению ООО Транспортная компания «Иремель», организатором торгов в Конкурсной документации установлено требование о предоставлении предварительных договоров (договоров о намерениях) на приобретение транспортных средств для участников, не владеющих автомобильным транспортом. Однако, данное условие допуска к участию в торгах не соответствует Федеральному закону от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ), накладывает на участника необоснованные обязательства по поиску контрагента для заключения такого предварительного договора до признания его победителем торгов. При этом законодательством не установлен запрет на предоставление в качестве подтверждения принятия претендентом на участие в Конкурсе обязательств по приобретению транспортных средств сведений о транспортных средствах в декларативной форме.

Также ООО Транспортная компания «Иремель» указало, что приложениями к форме бланков свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам установлено расписание движения транспортных средств. Вместе с тем, по маршруту 4 установлены интервалы как дробные значения (5/6, 4/6, 7/9, 11/12, 17/18) и отсутствует указание каждого остановочного пункта по маршрутам, что вызывает у претендента на участие в Конкурсе трудности в определении условий обслуживания маршрута.

ООО «Третий автобусный парк» указывает, что 28.08.2017 в 8 часов 10 минут общество прибыло в Управление с целью подачи заявки на участие в Конкурсе. Однако, Управлением ввиду большой очереди претендентов на участие в торгах не обеспечен прием заявок до истечения срока подачи заявок от всех явившихся претендентов в результате чего заявки на участие в Конкурсе Заявителя не были приняты.

По мнению ООО «Третий автобусный парк», действия Управления по непринятию заявки привели к ограничению конкуренции и созданию преимущественных условий ООО «Общественный городской транспорт» участия в Конкурсе, что противоречит законодательству о защите конкуренции.

 

Управлением представлены письменные пояснения (исх. № 023/1674 от 30.08.2017, исх. № 023/1722 от 08.09.2017) и на заседании Комиссии указано следующее.

Свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок № 4, 74 на дату заседания Комиссии не выданы.

Приложение № 1 к информационной карте Конкурсной документации полностью соответствует Шкале для оценки критериев при сопоставлении заявок участников открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, утвержденная постановлением Администрации города Челябинска от 05.05.2016 № 158-п (далее – Шкала оценки). Шкала для оценки является действующей, не оспорена и не отменена.

Управление при установлении в Конкурсной документации требования о предоставлении участниками, не владеющими транспортными средствами на момент подачи заявки на участие в Конкурсе, предварительных договоров (договоров о намерениях), подтверждающих принятие участником Конкурса на себя обязательств по приобретению транспортных средств в срок не позднее чем через шестьдесят дней с даты окончания открытого конкурса, руководствовалось требованиями действующего законодательства.

Проект свидетельства и приложения к нему разработаны в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 10.11.2015 № 331.

Управлением 29.05.2017 принято решение о проведении Конкурса, дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе– 10.07.2017.

04.07.2017 в адрес Управления поступил запрос о разъяснении конкурсной документации по маршрутам. Управлением принято решение о внесении изменений в конкурсную документацию на проведение открытого конкурса, при этом срок приема заявок перенесен на 28.08.2017.

Таким образом, у хозяйствующих субъектов было 92 дня с 29.05.2017 по 28.08.2017 на подготовку и предоставление заявок на участие в Конкурсе.

Прием заявок на участие в Конкурсе был окончен в соответствии с требованиями действующего законодательства 28.08.2017 в 09:00, о чем представители хозяйствующих субъектов были извещены устно сотрудниками Управления. Согласно пункту 4.1.4 Конкурсной документации риски, связанные с доставкой конверта с заявкой на участие в открытом конкурсе с опозданием или неправильным адресом, несет участник открытого конкурса.

В связи с этим, Управление полагает, что жалобы Заявителей являются необоснованными.

 

Изучив представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Законом № 220.

Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок, которые выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (часть 2 статьи 17, часть 2 статьи 19 Закона № 220).

 

1. Согласно части 3 статьи 24 Закона № 220 оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по следующим критериям:

1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса;

2) опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден исполнением государственных или муниципальных контрактов либо свидетельствами об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок или иными документами, выданными в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами;

3) влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок (наличие кондиционера, низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками и иные характеристики);

4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок. В приложении № 1 информационной карты Конкурсной документации установлены аналогичные критерии оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе.

В соответствии с частью 4 статьи 24 Закона № 220 шкала для оценки критериев, предусмотренных частью 3 названной статьи, устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий.

Согласно подпункту 7 пункта 7 Порядка проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, утвержденного Постановлением Администрации города Челябинска от 08.06.2016 № 203-п (далее - Порядок), Конкурсная документация должна содержать, в том числе критерии оценки для определения победителей открытого конкурса, а также порядок оценки заявок участников открытого конкурса.

Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, их содержание, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие установлены в соответствии со Шкалой оценки.

Таким образом, критерий «Опыт осуществления регулярных перевозок», установленный в приложении № 1 к информационной карте Конкурсной документации, порядок оценки и сопоставления заявок, соответствует действующим муниципальным правовым актам, в том числе Порядку и Шкале оценок.

При наличии указанных актов организатор торгов не имел оснований для установления в Конкурсной документации иной шкалы для оценки критериев и сопоставления заявок на участие в Конкурсе.

Учитывая изложенное, довод ООО Транспортной компании «Иремель» о неправомерном установлении Управлением в Конкурсной документации порядка оценки заявок по критерию «Опыт осуществления регулярных перевозок» является необоснованным.

 

2. Согласно пункту 14 Порядка, пункту 5.6 Конкурсной документации при рассмотрении заявок на участие в открытом конкурсе конкурсной комиссией участник, подавший заявку, не допускается к участию в открытом конкурсе в случае непредставления документов, указанных в документации на проведение открытого конкурса.

Пунктом 3.1.1 (п.п.12.1) информационной карты Конкурсной документации установлено, что для участия в Конкурсе участники, не владеющие транспортными средствами на момент подачи заявки, могут представить предварительные договоры (договоры о намерениях), подтверждающие принятие участником открытого конкурса на себя обязательств по приобретению транспортных средств в срок не позднее чем через шестьдесят дней с даты окончания открытого конкурса.

Довод Управления о том, что из положений Конкурсной документации следует, что для участия в Конкурсе участники, не владеющие транспортными средствами, на момент подачи заявки, могут представить иные договоры (например, договоры лизинга, купли-продажи и т.д.) не может быть принят во внимание, ввиду следующего.

Из пункта 3.1.1. (п.п.12) информационной карты Конкурсной документации следует, что перечень документов, которыми участник Конкурса может подтвердить условия допуска в соответствии с Приложением №2 к информационной карте Конкурсной документации (тип, количество, класс транспортных средств в соответствии с классификацией Закона № 220), является закрытым.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 23 Закона № 220 к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие требованию:

- наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок,

- либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией.

Соответственно, в силу указанных норм федерального закона участие в торгах вправе принять хозяйствующие субъекты, не обладающие транспортными средствами на дату проведения торгов на каком-либо праве.

Согласно пункту 1 статьи 429 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.

В случаях, если сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса. Требование о понуждении к заключению основного договора может быть заявлено в течение шести месяцев с момента неисполнения обязательства по заключению договора (пункт 5 ст. 429 ГК РФ).

Таким образом, Конкурсная документация предусматривает участие в торгах лиц, взявших обязательства перед третьими лицами по заключению в будущим договора по приобретению транспортных средств, и не позволяет участвовать в них хозяйствующим субъектам, предоставившим в составе заявки сведения о принятии на себя обязательств перед организатором торгов по приобретению транспортных средств в установленный в документации срок, что не соответствует положениям пункта 2 части 1 статьи 23 Закона № 220.

Вместе с тем, экономическая целесообразность приобретения транспортных средств, соответствующих требованиям Конкурсной документации, как по классу и по количеству, так и по характеристикам, возникает лишь у лица, получившего право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее - Свидетельство), т.е. у победителя или единственного участника торгов.

Указанное подтверждается и положениями Закона № 220, предусматривающими обязанность организатора торгов выдать в течение 10 дней с даты проведения торгов (часть 5 статьи 19 Закона № 220), а также обязанность перевозчика, получившего такое право приступить к перевозкам не позднее 60 дней со дня проведения торгов (часть 4 статьи 21 Закона № 220).

Доводы Управления о том, что отсутствие в составе заявки предварительного договора не позволяет осуществить оценку заявки участника Конкурса, а также о рисках неосуществления перевозок такими претендентами, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

Предоставление предварительных договоров (договоров о намерениях), как и документов, свидетельствующих о наличии у претендента на каком либо-праве на дату проведения торгов транспортных средств не может являться безусловной гарантией исполнения обязательств по осуществлению перевозок победителями (единственным участником) Конкурса в установленные сроки и с заявленными при проведении торгов транспортными средствами.

Согласно пунктам 7, 8, 10 части 4 статьи 28 Закона № 220 в карте маршрута регулярных перевозок указываются, в том числе сведения о виде и классе транспортного средства, экологические характеристики транспортного средства, характеристики транспортного средства, влияющие на качество регулярных перевозок, если такие характеристики предусмотрены государственным или муниципальным контрактом, требованиями к осуществлению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам либо конкурсной заявкой юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Таким образом, Управление должно указать в карте маршрута информацию о характеристиках транспортных средств, содержащуюся в заявке победителя (единственного участника торгов), что позволит обеспечить контроль за условиями осуществления перевозок пассажиров, с учетом заявленных участником и оценённых комиссией характеристик транспортных средств.

При этом Законом № 220 не предусмотрено предоставление подтверждающих документов на транспортные средства для оформления карты маршрута.

2. Согласно пунктам 5 (п.п.2) и 7 (п.п.1) Порядка извещение, а также документация на проведение открытого конкурса должны содержать сведения о предмете открытого конкурса.

Согласно части 1 статьи 21 Закона № 220 предметом открытого конкурса является право на получение Свидетельства.

Свидетельство оформляется на бланке или в виде электронной карты. Форма бланка Свидетельства и порядок его заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, с учетом положений настоящего Федерального закона (части 1, 3 статьи 27 Закона №220).

Приказом Минтранса России от 10.11.2015 № 331 утверждена форма бланка свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и порядок его заполнения (далее - Приказ № 331).

Согласно пункту 5 и Приказу № 331 приложением к Свидетельству, т.е. его неотъемлемой частью является расписание.

Таким образом, под предметом торгов понимаются сведения, содержащиеся в Свидетельстве, в том числе расписание маршрута.

Извещением о проведении Конкурса установлено, что предметом Конкурса является право получения Свидетельства по маршрутам.

В соответствии с пунктом 1 информационной карты Конкурсной документации предметом Конкурса является право получения Свидетельства.

Согласно пункту 6.2 информационной карты Конкурсной документации Свидетельства выдаются по формам, указанным в Приложении № 3 к информационной карте Конкурсной документации.

Приложением № 1 к форме бланка Свидетельства по маршрутам является расписание.

Расписание, а также наименование остановочных пунктов, является существенным условием осуществления перевозок по маршрутам.

Согласно реестру муниципальных маршрутов регулярных перевозок, осуществляемых по нерегулируемым тарифам, утвержденного Постановлением Администрации города Челябинска от 26.07.2017 № 333-п по маршрутам, являющимся предметом Конкурсов, а также в Бланке Свидетельства на маршруты указаны наименования промежуточных остановочных пунктов.

Тогда как, в приложении № 1 к форме бланка Свидетельства указаны только начальный и конечный остановочные пункты.

Указанное не соответствует пункту 13 Приказа № 331, которым установлена обязанность Организатора торгов выдать перевозчику свидетельство, содержащее расписание, в котором следует указывать интервалы отправления транспортных средств или время отправления транспортных средств от каждого из остановочных пунктов маршрута.

Так, согласно пункту 13 Приказа № 331 в приложении № 1 к форме бланка свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок указываются:

1) наименования остановочных пунктов, включенных в маршрут регулярных перевозок;

2) регистрационные номера остановочных пунктов в реестре остановочных пунктов межрегиональных маршрутов регулярных перевозок;

3) интервалы суток, каждому из которых соответствует определенный интервал отправления транспортных средств от остановочных пунктов или время отправления транспортных средств от остановочных пунктов;

4) интервалы отправления транспортных средств от остановочных пунктов или время отправления транспортных средств от остановочных пунктов раздельно для перевозок в прямом и обратном направлениях, а также для перевозок в будние дни и выходные, праздничные дни;

5) время отправления первого рейса из остановочных пунктов раздельно для перевозок в прямом и обратном направлениях, а также для перевозок в будние дни и выходные, праздничные дни;

6) время отправления последнего рейса из остановочных пунктов раздельно для перевозок в прямом и обратном направлениях, а также для перевозок в будние дни и выходные, праздничные дни.

При этом, в Приказе № 331 не указано на возможность установления в приложении к форме бланка Свидетельства в качестве наименования остановочного пункта исключительно начального и конечного остановочного пункта.

Таким образом, Управлением в нарушение пункта 13 Приказа № 331 в форме бланка Свидетельства по маршрутам не указаны интервалы отправления транспортных средств или время отправления транспортных средств от каждого из остановочных пунктов маршрута, а также в нарушение подпункта 2 пункта 5 Порядка в извещении о проведении Конкурса указана неполная информация о предмете торгов.

Вместе с тем, довод Заявителя о неправомерном установлении в приложении № 1 к форме бланка Свидетельств по маршруту 4 интервала отправления в дробных значениях, не может быть признан обоснованным, поскольку в соответствии с пунктом 14 Приказа № 331 значения интервалов отправления и времени отправления для перевозок в будние дни и выходные, праздничные дни указываются в виде дроби: в числителе - для будних дней, в знаменателе - для выходных, праздничных дней.

 

3. Согласно пункту 13 Порядка каждый конверт с заявкой на участие в открытом конкурсе, поступивший в срок, указанный в извещении о проведении открытого конкурса, регистрируется уполномоченным органом. По требованию участника открытого конкурса, подавшего конверт с заявкой на участие в открытом конкурсе, уполномоченный орган выдает расписку о получении такого конверта с указанием даты и времени его получения.

В соответствии с пунктом 4.1.3 Конкурсной документации каждый конверт с заявкой на участие Конкурсе, поступивший в срок, указанный в извещении о проведении Конкурса, регистрируется Уполномоченным органом в журнале регистрации конвертов. Уполномоченный орган выдает расписку участнику открытого конкурса о получении конверта с заявкой на участие в Конкурсе с указанием даты и времени его получения, количества конвертов, регистрационного номера в журнале регистрации конвертов.

Из содержания Конкурсной документации следует, что конверт с заявкой на участие Конкурсе регистрируется Уполномоченным органом в журнале регистрации конвертов.

Однако, Порядком не предусмотрена обязательная процедура регистрации конверта с заявкой на участие в Конкурсе в журнале регистрации конвертов, выдача расписки участнику открытого конкурса о получении конверта с заявкой на участие в Конкурсе, указание в расписке количества конвертов, регистрационного номера в журнале регистрации конвертов.

В соответствии с частью 4 статьи 447 ГК РФ выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Тем самым, торги на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок проводятся в целях привлечения максимального количества перевозчиков для выбора наилучших условий оказания услуг по перевозке. Соответственно, организатор торгов должен быть заинтересован в обеспечении наиболее широкого круга хозяйствующих субъектов, имеющих намерения участия в конкурсе.

Как следует из пояснений сторон, до 9 часов 00 минут Управление не обеспечило прием заявок на участие в Конкурсе от всех представителей перевозчиков, прибывших до установленного извещением о проведении Конкурса времени, со ссылкой на образовавшуюся очередь и законодательную невозможность приема заявок по истечению срока подачи заявок на участие в Конкурсе, установленного извещением и Конкурсной документацией.

Таким образом, несмотря на то, что хозяйствующие субъекты прибыли до установленного срока подачи заявок на участие в Конкурсе, Управление не обеспечило возможность приема заявок на участие в Конкурсе до его истечения.

В результате чего, до 09 часов 00 минут 28.08.2017 заявки на участие в Конкурсе поданы только одним хозяйствующим субъектом - ООО «Общественный городской транспорт».

Исходя из анализа извещений о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, датой окончания срока подачи заявок является 28.08.2017 в 09:00 по местному времени по 16 торгам, а именно:

- Конкурс № 18 по маршруту регулярных перевозок № 4 «Мамина – ЮУрГУ»;

- Конкурс № 20 по маршруту регулярных перевозок № 43 «Поселок Каштак (улица Сосновая Роща) – Старое Першино»;

- Конкурс № 21 по маршруту регулярных перевозок № 80 «Кардиоцентр – Медицинская Академия»;

- Конкурс № 22 по маршруту регулярных перевозок № 83 «ЮУрГУ – Поселок Сухомесово»;

- Конкурс № 23 по маршруту регулярных перевозок № 26 «ЧМК – Электродный завод»;

- Конкурс № 24 по маршруту регулярных перевозок № 76 «Чистопольская – Поселок Сухомесово»;

- Конкурс № 25 по маршруту регулярных перевозок № 74 «Автобусный парк – Завод Станкомаш»;

- Конкурс № 26 по маршруту регулярных перевозок № 71 «ЧМК – Петра Столыпина»;

- Конкурс № 27 по маршруту регулярных перевозок № 15 «ЧМК – ЮУрГУ»;

- Конкурс № 28 по маршруту регулярных перевозок № 38 «Мамина – Поселок АМЗ»;

- Конкурс № 29 по маршруту регулярных перевозок № 51 «Областная больница – Поселок Сосновка»;

- Конкурс № 30 по маршруту регулярных перевозок № 59 «Автобусный парк – Мамина»;

- Конкурс № 31 по маршруту регулярных перевозок № 1 «Железнодорожный вокзал – Аэропорт»;

- Конкурс № 32 по маршруту регулярных перевозок № 5 «Мамина – Мехколонна»;

- Конкурс № 33 по маршруту регулярных перевозок № 16 «ЧМК – ЮУрГУ».

Довод Управления о том, что до окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе было 92 календарных дня, не может быть принят во внимание, поскольку до 09 часов 00 минут 28 августа 2017 года у Заявителя также имелось право подачи заявки на участие в Конкурсе.

Соответственно Управлению надлежало предпринять все необходимые меры по обеспечению приема всех заявок на участие в Конкурсе, которые были доставлены претендентами на участие в нем до указанного извещением о проведении Конкурса времени.

Кроме того, хозяйствующие субъекты не могли полагать, что Управлением не будет обеспечена возможность приема заявок на участие в Конкурсе от всех претендентов на участие в Конкурсе, пришедших до установленного извещением срока окончания подачи заявок на участие в Конкурсе.

В результате указанных действий Управления заявки на Конкурс поданы только от двух хозяйствующих субъектов: ООО «Общественный городской транспорт» и ООО «Первая гильдия +». При этом Конкурс признан несостоявшимся, поскольку только заявка ООО «Общественный городской транспорт» признана соответствующей требованиям Конкурсной документации.

Таким образом, действия Управления по необеспечению приема заявок на участие в Конкурсе от претендентов на участие в нем, прибывших до установленного извещением о проведении Конкурса срока окончания подачи заявок на участие в Конкурсе в целях подачи заявок, привели к невозможности подачи претендентами заявок на участие в Конкурсе, а соответственно к уменьшению круга участников торгов и как следствие к ограничению, устранению конкуренции, что запрещено частью 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции).

 

В соответствии с частью 17 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Комиссия в ходе рассмотрения жалоб Заявителей выявила следующие нарушения порядка организации торгов.

 

3. Согласно подпункта 1 пункта 3 и подпункта 6 пункта 7 Порядка уполномоченный орган при организации и техническом обеспечении открытого конкурса устанавливает, в том числе в документации требования к содержанию и форме заявки на участие в открытом конкурсе, форме и порядку ее подачи и инструкция по ее заполнению, включая требования к описанию участниками открытого конкурса предлагаемых ими условий, оказываемых ими услуг, которые являются предметом рассмотрения в процессе открытого конкурса, их количественных и качественных характеристик.

3.1. Согласно пункту 3.1.1. (п.п.12) информационной карты Конкурсной документации установлен закрытый перечень документов, которыми участник может подтвердить условия допуска в соответствии с Приложением №2 к информационной карте конкурсной документации (тип, количество, классе транспортных средств в соответствии с классификацией Закона 220-ФЗ), в их числе:

- документы для подтверждения условий допуска, предусмотренных Приложением №2 к информационной карте конкурсной документации, т.е. содержащие информацию о пассажировместимости, количестве, категории предоставляемых транспортных средств.

Вместе с тем, Приложение 2 не содержит информацию о типе и пассажировместимости транспортных средств.

Кроме того, положениями Закона № 220-ФЗ не предусмотрено понятие «тип транспортного средства».

 

3.2. Согласно пункту 3.1.1 (п.п.12.1.3) информационной карты Конкурсной документации участник должен предоставить предварительные договоры (договоры о намерениях), подтверждающие принятие участником открытого конкурса на себя обязательств по приобретению транспортных средств в срок не позднее чем через шестьдесят дней с даты окончания открытого конкурса.

Как следует, из буквального толкования данных положений документации участники, не владеющие транспортными средствами на момент подачи заявки, должны предоставить в составе заявки оригиналы указанных договоров, поскольку формулировка предварительные договоры (договоры о намерениях), не предусматривает возможность предоставления в составе заявки копий таких документов в отличие от подпунктов 12.1.1. и 12.1.2 информационной карты Конкурсной документации.

Следует отметить что ООО «Общественный городской транспорт» представило заверенную обществом копию документа с наименованием «предварительный договор», тогда как ООО «Первая гильдия +» представило оригинал указанного документа.

 

3.3. Согласно пункту 3.1.1 информационной карты Конкурсной документации документы, предусмотренные п. 12.1.1., 12.1.2., 12.1.3, должны содержать информацию о типе, классах транспортных средств в соответствии с классификацией Федерального закона от 13.06.2015 № 220-ФЗ, количестве представляемых транспортных средств в соответствии с Приложением №2 к информационной карте конкурсной документации, а также о законном праве владения участника транспортными средствами.

Вместе с тем, поскольку истребуемые Управлением предварительные договоры в составе заявки в силу положений ГК РФ предусматривают обязанность по приобретению в будущем транспортных средств, данные договоры не могут подтверждать наличие у претендента законного права владения транспортными средствами.

Таким образом, в нарушение пунктов 3 и 7 Порядка Управлением не установлены в документации сведения, позволяющее сделать однозначный вывод о требованиях, предъявляемых к содержанию заявки на участие в открытом конкурсе и к описанию участниками открытого конкурса предлагаемых ими условий, оказываемых ими услуг, которые являются предметом рассмотрения в процессе открытого конкурса, их количественных и качественных характеристик.

 

4. Согласно пункту 14 Порядка, пункту 5.6 Конкурсной документации при рассмотрении заявок на участие в открытом конкурсе конкурсной комиссией участник, подавший заявку, не допускается к участию в открытом конкурсе в случае непредставления документов, указанных в документации на проведение открытого конкурса, а также несоответствия заявки на участие в открытом конкурсе требованиям документации на проведение открытого конкурса.

Как указывалось ранее обязательным условием участия в Конкурсе для участников, не владеющих транспортными средствами на момент подачи заявки, является представление в составе заявки оригиналов предварительных договоров.

Однако, ООО «Общественный городской транспорт» представило копию документов с наименованием «предварительный договор» на различные транспортные средства.

При этом, из содержания указанных договоров следует, что данные соглашения не являются предварительным договором в понимании положений ст.429 ГК РФ, поскольку не предусматривают обязанность сторон заключить договор в будущем основной договор.

Более того, согласно представленным соглашениям обязательства продавца по поставке транспортных средств возникают только при условии поступления на его счет предоплаты со стороны ООО «Общественный городской транспорт». Сведений о внесении такой предоплаты заявка не содержит. Соответственно не представляется возможным сделать вывод о возникновении у продавца обязанности поставить транспортные средства в указанный в договоре срок.

Также указанные соглашения не содержат сведения о VIN номере кузова и двигателя, модели и ПТС (серия и номер <...> что не позволяет сделать вывод о наличии существенных условий договора и заключении договора с собственником транспортных средств, транспортных средств данные предварительные договоры не содержат.

Указанные соглашения не подтверждают законное владение ООО «Общественный городской транспорт» транспортными средствами как это указано в пункте 3.1.1. информационной карте Конкурной документации.

Тем не менее, в нарушение пункта 14 Порядка и пункта 5.6 Конкурсной документации ООО «Общественный городской транспорт» было допущено к участию в Конкурсе и стало единственным участником. В результате Общество получило право на получение Свидетельства по маршрутам, чем ООО «Общественный городской транспорт» созданы преимущественные условия участия в Конкурсе, что запрещено пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

С учетом положений Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 (ред. от 20.07.2016) «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» Комиссией проведен анализ состояния конкуренции:

а) временной интервал исследования: с 29.05.2017 до 2027 года;

б) определение предмета торгов: право получения свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок № 4 «Мамина - ЮУрГУ» и № 74 «Автобусный парк - Завод Станкомаш».

Как указывалось ранее, заявки на участие в Конкурсе поданы только от двух хозяйствующих субъекта: ООО «Общественный городской транспорт» и ООО «Первая гильдия +». При этом торги признаны несостоявшимися, поскольку только заявка ООО «Общественный городской транспорт» признана соответствующей требованиям Конкурсной документации.

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобы ООО Транспортная компания «Иремель», ООО «Третий автобусный парк» обоснованными.

2. Признать в действиях организатора торгов – Управления транспорта Администрации города Челябинска при проведении Конкурса № 18, 25 нарушение пункта 2 части 1 статьи 23 Закона №220, пункта 13 Приказа № 331, подпункта 2 пункта 5, подпункта 1 пункта 3 и подпункта 6 пункта 7, пункта 14 Порядка, пункта 2 части 1 и части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

3. В порядке части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции выдать Управлению транспорта Администрации города Челябинска предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения Конкурса.

4. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по жалобам № 61-07-18.1/17, 70-07-18.1/17 о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов

 

  1. сентября 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) (далее – Комиссия), в составе:

 

Председатель

Комиссии:

<…>

-

заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

<…>

-

специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

главный специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, на основании решений № 61-07-18.1/17, 70-07-18.1/17 от 12.09.2017 по жалобе ООО Транспортная компания «Иремель», ООО «Третий автобусный парк» на неправомерные действия Управления транспорта Администрации города Челябинска (далее – Управление) при организации и проведении торгов на право получения свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок № 4 «Мамина - ЮУрГУ» и № 74 «Автобусный парк - Завод Станкомаш», Конкурс № 18, 25 (далее – Конкурсы, Конкурсы № 18, 25),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Управлению в срок до 29 сентября 2017 года совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации и проведения при организации и проведении Конкурсов № 18, 25, а именно:

1. принять решения об аннулировании Конкурсов и отмене протоколов, составленных в ходе их проведения;

2. разместить на официальном сайте Управления решения об аннулировании Конкурсов, а также отмене протоколов, составленных в ходе их проведения;

3. направить участникам Конкурсов уведомления о принятых решениях об аннулировании Конкурсов и отмене всех протоколов, составленных в ходе их проведения.

 

О выполнении настоящего предписания сообщить в Челябинское УФАС России в срок до 03 октября 2017 года с приложением подтверждающих документов (копии решения об аннулировании Конкурсов № 18, 25 и отмене протоколов, составленных в ходе его проведения, сведения о дате размещения указанной информации на сайте, копии уведомлений участникам Конкурсов № 18, 25 об аннулировании торгов и отмене протоколов, составленных в ходе их проведении, с документами, подтверждающими их направление участникам и дату размещения на сайте).

 

Документы, представленные в доказательство исполнения предписания, должны быть заверены печатью организации и подписью должностного лица, прошиты и пронумерованы, представлены с сопроводительным письмом и описью документов.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны