Решение б/н Решение и предписание по делу № 61-08/2016 от 2 декабря 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
09 ноября 2016 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: <…> – заместитель
руководителя Управления -
начальник отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией;
члены Комиссии: <…> , главный специалист-эксперт
отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией;
<…>, специалист 1-го разряда
отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией,
рассмотрев дело № 61-08/2016, возбужденное по факту распространения 31 августа 2016 года на странице социальной сети «ВКонтакте» vk.com/club46316509 рекламы: «Магазин ЛЮ ВАСИ…предлагает одежду из Европы. Страны: Италия, Германия, Голландия, Греция, Испания…доставка», с признаками нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, статьи 8 Федерального закона «О рекламе»,
в присутствии <…>,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела и не заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило заявление физического лица о ненадлежащей рекламе со сведениями: «Одежда из Европы в Челябинске…Италия, Германия, Голландия, Греция, Испания…», размещенной в информационной-телекоммуникационной сети «Интернет». По мнению заявителя, информация о стране происхождения товаров является недостоверной, поскольку предлагается продукция ненадлежащего качества.
Заявителем представлены скрин-шоты, из которых усматривается, что на странице в социальной сети «ВКонтакте» в группе «Одежда из Европы в Германии» размещены сведения: «Магазин ЛЮ ВАСИ в г. Челябинске. Предлагает одежду из Европы. Страны: Италия, Германия, Голландия, Греция, Испания… По г. Челябинск доставка бесплатно. По России от 1500 рублей бесплатная!... звоните по телефону <…> или <…>».
По информации, представленной ООО «Т2 Мобайл» в письме вх. № 12594 от 13.09.2016 на запрос Челябинского УФАс России номер телефона <…>, указанный на странице социальной сети vk.com/club46316509 в качестве контактного для заказа доставки, закреплен за <…>
ПАО «МТС» в письме вх. № 12899 от 19.09.2016 указало, что телефонный номер <…>, указанный на странице социальной сети vk.com <…> в качестве контактного для заказа доставки, выделен <…>
Челябинское УФАС России по факту распространения 31 августа 2016 года на странице социальной сети «ВКонтакте» vk.com/ <…>ненадлежащей рекламы возбудило дело по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, статьи 8 Федерального закона РФ «О рекламе». К участию в рассмотрении дела привлекло <…>
<…> в объяснениях вх. №15109 от 02.11.201 указала, что с 20.09.1996 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляла предпринимательскую деятельность в сфере торговли. С 24.12.2015 она прекратила предпринимательскую деятельность, о чем внесены сведения в ЕГРИП. Телефонные номера <…> и <…> принадлежат ей и она ими пользуется в настоящее время. Рекламу в социальной сети «ВКонтакте» в сообществе «Одежда из Европы в Челябинске» vk.com/ <…>она не размещала. Васильева Л.Г. пояснила, что является пользователем персональной страницы в социальной сети «ВКонтакте» и на протяжении длительного времени не имеет возможности войти на свою личную страницу по причине неверного ввода пароля. Предполагает, что на её персональную страницу мог быть осуществлен несанкционированный доступ и выполнен вход в сообщество vk.com<…>/, размещена ненадлежащая информация. <…> пояснила, что предпринимает меры по восстановлению доступа к своей персональной странице и её удалению, а также ненадлежащей информации.
Изучение материалов, доводов <…> приводит к следующим выводам.
На странице социальной сети «ВКонтакте» группы «Одежда из Европы в Челябинске» vk.com/<…> 31 августа 2016 года размещена информация: «Одежда из Европы в Челябинске. Сток одежды из Европы: Телефон: <…> и <…>. Магазин ЛЮ ВАСИ в г. Челябинск. Предлагает одежду из Европы. Страны: Италия, Германия, Голландия, Греция, Испания. Женская, мужская, детская (от. 0-14 лет).По г. Челябинск доставка бесплатно. По России от 1.500 руб-бесплатная! Для постоянных клиентов, СКИДКИ!!! Звоните по тел: <…> или <…> Пишите в сообщение. Всегда на связи. Рада Вам помочь!...».
Факт размещения рекламы подтверждается актом осмотра № 122-2016 от 31 августа 2016 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В данном случае, на странице vk.com <…> размещена информация «Магазин ЛЮ ВАСИ…предлагает одежду из Европы. Страны: Италия, Германия, Голландия, Греция, Испания…доставка», которая предназначена для неопределенного круга лиц, формирует и поддерживает интерес к определенным товарам и конкретной услуге - доставке, имеет конечной целью реализацию данных товаров и услуг, следовательно, указанная информация является рекламой.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о месте его происхождения.
Челябинским УФАС России не получено документов, указывающих на то, что сведения о стране происхождении товаров, в частности Италия, Германия, Голландия, Греция, Испания», размещенные на странице социальной сети vk.com/<…> лица, использующего коммерческое обозначение «магазин ЛЮ ВАСИ» и осуществляющего доставку указанных товаров, соответствуют действительности, в связи с чем реклама нарушает пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Согласно статье 8 Федерального закона «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. N 612 (далее – Правила) «продажа товаров дистанционным способом» - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В силу пункта 20 Правил договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар. При оплате товаров покупателем в безналичной форме или продаже товаров в кредит (за исключением оплаты с использованием банковских платежных карт) продавец обязан подтвердить передачу товара путем составления накладной или акта сдачи-приемки товара.
В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.10.2007 N 0100/10281-07-32 «О контроле за соблюдением Правил» продажа товаров вне стационарных мест торговли непосредственно по месту нахождения потребителя является одним из условий дистанционного способа продажи товаров.
В рекламе услуги по доставке товаров из Европы, размещенной на странице социальной сети vk.com/club46316509 лица, использующего коммерческое обозначение «магазин ЛЮ ВАСИ», то есть услуг по продаже дистанционным способом продукции отсутствуют сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем, реклама нарушает статью 8 Федерального закона «О рекламе».
На основании части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель, за нарушение требований статьи 8 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
ООО «ВКонтакте» (г. Санкт-Петербург, ул. Херсонская, д. 12-14, лит. «А», пом. 1-Н) в письме исх. № 29 от 08.11.2016 на запрос Челябинского УФАС России указало, что правом администрирования сообщества vk.com/<…> обладают четыре пользователя. Один из них - создатель сообщества, три – администраторы сообщества. Указанные лица являются пользователями персональных страниц, зарегистрировались под именами «<…>», «<…>», «<…>», «<…>». Создатель сообщества обладает полным спектром прав при управлении сообществом. Администратор, может писать от имени Сообщества, добавлять, удалять и редактировать контент, обновлять главную фотографию Сообщества, назначать и снимать администраторов, изменять название и адрес Сообщества. ООО «ВКонтакте» подразумевая разумность и добросовестность Пользователей Сайта, не проверяет соответствие действительности предоставляемых Пользователями данных и не осуществляет идентификацию личности Пользователей. ООО «ВКонтакте» не запрашивает при регистрации паспортные данные пользователей, не хранит их и не обладает возможностью их предоставления.
Правилами пользования Сайтом ВКонтакте (https://vk.com/terms) (далее – Правила) установлено следующее.
Регистрация Пользователя на Сайте является бесплатной, добровольной и производится по адресу в сети Интернет: http://vk.com (пункт 5.1. Правил).
Пользователем Сайта является физическое лицо, зарегистрированное на Сайте в соответствии с установленным настоящими Правилами порядком, достигшее возраста, допустимого в соответствии с законодательством Российской Федерации для акцепта настоящих Правил, и обладающее соответствующими полномочиями (пункт 5.2. Правил).
При регистрации на Сайте Пользователь обязан предоставить Администрации Сайта необходимую достоверную и актуальную информацию для формирования персональной страницы Пользователя, включая уникальные для каждого Пользователя логин (адрес электронной почты либо комбинацию из латинских букв и цифр для входа на Сайт) и пароль доступа к Сайту, а также фамилию и имя. Регистрационная форма Сайта может запрашивать у Пользователя дополнительную информацию (пункт 5.3. Правил).
Пользователь несет ответственность за достоверность, актуальность, полноту и соответствие законодательству Российской Федерации предоставленной при регистрации информации и ее чистоту от претензий третьих лиц (пункт 5.4. Правил).
Пользователь вправе создавать группы, публичные страницы и встречи для целей информирования других Пользователей о каких-либо событиях, мероприятиях, организациях, как коммерческих, так и некоммерческих (например, благотворительных), их создании и деятельности, иных интересующих Пользователей материалах, и/или/либо возможного обсуждения их с другими Пользователями (в том числе путем создания фан-клубов, обмена мнениями, отзывами и так далее). В процессе информирования и обсуждения в Сообществах Объектов обсуждений Пользователи обязаны соблюдать действующее российское и международное законодательство, а также размещать только такую информацию, которая соответствует настоящим Правилам, а также признанным этическим нормам и принципам морали, в том числе относящимся к таковым по мнению Администрации Сайта (пункт 5.13.1 Правил).
Администрация Сайта вправе самостоятельно по своему усмотрению формировать и размещать список рекомендуемых Сообществ, исходя из их информационной ценности для пользователей и иных критериев. Для Сообществ, находящихся в списке рекомендуемых, действуют дополнительные ограничения – не более 3 (Трёх) сторонних рекламных объявлений в неделю. В случае несоблюдения этого ограничения, Администрация Сайта вправе исключить Сообщество из списка рекомендуемых (пункт 5.13.6. Правил).
Поскольку правом администрирования сообщества «Одежда из Европы в Челябинске» vk.com/ <…> обладают четыре пользователя, достоверно установить, кем из них именно и в чьих интересах размещена рекламная информация: «Магазин ЛЮ ВАСИ…предлагает одежду из Европы. Страны: Италия, Германия, Голландия, Греция, Испания…доставка» в рамках рассмотрения дела по признакам нарушения рекламного законодательства не представляется возможным.
Так, <…> пояснила, что по независящим от неё причинам утратила доступ к персональной странице социальной сети «ВКонтакте», однако намеревается посредством обращения в ООО «ВКонтакте» восстановить пароль и впоследующем удалить страницу и размещенную с её возможным использованием информацию в сообществе. Доказательства, указывающие, что именно <…> разместила ненадлежащую рекламную информацию у антимонопольного органа отсутствуют.
Деятельность по реализации товаров <…> не осуществляет с 24.12.2015 (выписка из ЕГРИП от 19.10.2016).
Поскольку ООО «ВКонтакте» не осуществляет идентификацию личности Пользователей, не запрашивает при регистрации паспортные данные пользователей, привлечь к участию в рассмотрении дела создателя сообщества «Одежда из Европы в Челябинске» vk.com/<…> не представляется возможным.
Согласно пункту 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при добровольном устранении лицом совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Сведениями о прекращении размещения ненадлежащей рекламы в группе (сообществе) «Одежда из Европы в Челябинске» vk.com/club46316509 Челябинское УФАС России не обладает.
Комиссия считает необходимым выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в данному случае лицу, способному устранить допущенное нарушение, а именно <…> как администратору группы «Одежда из Европы в Челябинске» vk.com/<…> на основании письма ООО «ВКонтакте» исх. № 29 от 08.11.2016.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей, размещенную 31 августа 2016 года на странице социальной сети «ВКонтакте» vk.com/<…> рекламу, в которой присутствуют:
несоответствующие действительности сведения о стране происхождении товаров, а именно «Магазин ЛЮ ВАСИ…предлагает одежду из Европы. Страны: Италия, Германия, Голландия, Греция, Испания», поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,
сведения «доставка», то есть о продаже дистанционным способом продукции при отсутствии сведений о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, что нарушает статью 8 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении не передавать, ввиду неустановления лица, в действиях которого содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
09 ноября 2016 года г. Челябинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии: |
<…> – заместитель руководителя- начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;
|
члены Комиссии: |
<…> – главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, <…> – специалист 1-го разряда отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, |
на основании своего решения от 09.11.2016 по делу № 61-08/16 о признании ненадлежащей, размещенной 31 августа 2016 года на странице социальной сети «ВКонтакте» vk.com/club46316509 рекламы, в которой присутствуют:
несоответствующие действительности сведения о стране происхождении товаров, а именно «Магазин ЛЮ ВАСИ…предлагает одежду из Европы. Страны: Италия, Германия, Голландия, Греция, Испания», поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,
сведения «доставка», то есть о продаже дистанционным способом продукции при отсутствии сведений о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, что нарушает статью 8 Федерального закона «О рекламе»,
и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. <…> в двадцатидневный срок со дня получения настоящего предписания принять меры по прекращению размещения рекламы «Магазин ЛЮ ВАСИ…предлагает одежду из Европы. Страны: Италия, Германия, Голландия, Греция, Испания», которая не соответствует требованиям пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
2. <…> представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30 декабря 2016 года (обращение в ООО «ВКонтакте», скрин-шоты страницы сообщества «Одежда из Европы в Челябинске» vk.com/club46316509 в социальной сети «ВКонтакте»).
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Челябинское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечь виновное лицо к административной ответственности.