Решение б/н Решение и предписание по делу № 61-08/2016 от 2 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

09 ноября  2016 года                                                           г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

Председатель Комиссии:               <…>  – заместитель  

                                                              руководителя Управления -  

                                                         начальник отдела контроля за рекламой и

                                                         недобросовестной конкуренцией;                                                                                                     

 

члены Комиссии:                             <…> , главный специалист-эксперт 

                                                         отдела контроля за рекламой и

                                                         недобросовестной конкуренцией;

                                                         <…>,   специалист 1-го разряда 

                                                         отдела контроля за рекламой и

                                                         недобросовестной конкуренцией,                                                    

рассмотрев дело № 61-08/2016, возбужденное по факту распространения 31 августа 2016 года  на странице социальной сети «ВКонтакте» vk.com/club46316509 рекламы: «Магазин ЛЮ ВАСИ…предлагает одежду из Европы. Страны: Италия, Германия, Голландия, Греция, Испания…доставка», с признаками нарушения пункта 2 части 3  статьи 5, статьи 8 Федерального закона «О рекламе»,

         в присутствии <…>,

         в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела и не заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило заявление физического лица о ненадлежащей рекламе со сведениями: «Одежда из Европы в Челябинске…Италия, Германия, Голландия, Греция, Испания…», размещенной в информационной-телекоммуникационной сети «Интернет».  По мнению заявителя, информация о стране происхождения товаров является недостоверной, поскольку предлагается продукция ненадлежащего качества.

Заявителем представлены скрин-шоты, из которых усматривается, что на странице в социальной сети «ВКонтакте» в  группе «Одежда из Европы в Германии» размещены сведения: «Магазин ЛЮ ВАСИ в г. Челябинске. Предлагает одежду из Европы. Страны: Италия, Германия, Голландия, Греция, Испания… По г. Челябинск доставка бесплатно. По России от 1500 рублей бесплатная!... звоните по телефону <…> или <…>».

По информации, представленной ООО «Т2 Мобайл» в письме вх. № 12594 от 13.09.2016 на запрос Челябинского УФАс России номер телефона <…>, указанный на  странице социальной сети vk.com/club46316509 в качестве контактного для заказа доставки,  закреплен за   <…>

ПАО «МТС» в письме вх. № 12899 от 19.09.2016 указало, что телефонный номер   <…>, указанный на  странице социальной сети vk.com <…> в качестве контактного для заказа доставки,  выделен <…>

Челябинское УФАС России по факту распространения 31 августа 2016 года  на странице социальной сети «ВКонтакте» vk.com/ <…>ненадлежащей рекламы возбудило дело  по признакам нарушения пункта 2 части 3  статьи 5, статьи 8 Федерального закона РФ «О рекламе». К участию в рассмотрении дела привлекло <…>

<…>  в объяснениях вх. №15109 от 02.11.201 указала, что с 20.09.1996 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляла предпринимательскую деятельность в сфере торговли. С 24.12.2015 она прекратила предпринимательскую деятельность, о чем внесены сведения в ЕГРИП. Телефонные номера <…>  и <…>  принадлежат ей и она ими пользуется в настоящее время. Рекламу в социальной сети «ВКонтакте» в сообществе «Одежда из Европы в Челябинске» vk.com/ <…>она не размещала. Васильева Л.Г. пояснила, что является пользователем персональной страницы в социальной сети «ВКонтакте» и  на протяжении длительного времени не имеет возможности войти на свою личную страницу по причине неверного ввода пароля. Предполагает, что на её персональную страницу мог быть осуществлен несанкционированный доступ и выполнен вход в сообщество vk.com<…>/, размещена ненадлежащая информация.  <…> пояснила, что предпринимает меры по восстановлению доступа к своей персональной странице и её удалению, а также ненадлежащей информации.

Изучение материалов, доводов  <…> приводит к следующим выводам.

На странице социальной сети  «ВКонтакте» группы «Одежда из Европы в Челябинске» vk.com/<…>  31 августа 2016 года  размещена информация: «Одежда из Европы в Челябинске. Сток одежды из Европы: Телефон: <…> и <…>. Магазин ЛЮ ВАСИ в г. Челябинск. Предлагает одежду из Европы. Страны: Италия, Германия, Голландия, Греция, Испания. Женская, мужская, детская (от. 0-14 лет).По г. Челябинск доставка бесплатно. По России от 1.500 руб-бесплатная! Для постоянных клиентов, СКИДКИ!!! Звоните по тел: <…> или <…> Пишите в сообщение. Всегда на связи. Рада Вам помочь!...».

Факт размещения рекламы подтверждается актом осмотра № 122-2016 от 31 августа 2016 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В данном случае, на странице vk.com <…> размещена информация «Магазин ЛЮ ВАСИ…предлагает одежду из Европы. Страны: Италия, Германия, Голландия, Греция, Испания…доставка», которая предназначена для неопределенного круга лиц, формирует и поддерживает интерес к определенным товарам и конкретной услуге -  доставке, имеет конечной целью реализацию данных товаров и услуг, следовательно, указанная информация является рекламой.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о месте его происхождения.

Челябинским УФАС России  не получено документов, указывающих на то, что сведения о стране происхождении товаров, в частности Италия, Германия, Голландия, Греция, Испания», размещенные на странице социальной сети vk.com/<…> лица, использующего коммерческое обозначение «магазин ЛЮ ВАСИ» и осуществляющего доставку указанных товаров,  соответствуют действительности, в связи с чем реклама нарушает пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно статье 8 Федерального закона «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно пункту 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. N 612 (далее – Правила)   «продажа товаров дистанционным способом» - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

В силу пункта 20 Правил договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар. При оплате товаров покупателем в безналичной форме или продаже товаров в кредит (за исключением оплаты с использованием банковских платежных карт) продавец обязан подтвердить передачу товара путем составления накладной или акта сдачи-приемки товара.

В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.10.2007 N 0100/10281-07-32 «О контроле за соблюдением Правил» продажа товаров вне стационарных мест торговли непосредственно по месту нахождения потребителя является одним из условий дистанционного способа продажи товаров.

В рекламе услуги по доставке товаров из Европы, размещенной на  странице социальной сети vk.com/club46316509 лица, использующего коммерческое обозначение «магазин ЛЮ ВАСИ», то есть услуг по продаже дистанционным способом  продукции отсутствуют сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем, реклама нарушает статью 8 Федерального закона «О рекламе».

На основании части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 3  статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель, за нарушение требований статьи 8 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель и рекламораспространитель.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

ООО «ВКонтакте» (г. Санкт-Петербург, ул. Херсонская, д. 12-14, лит. «А», пом. 1-Н) в письме исх. № 29 от 08.11.2016 на запрос Челябинского УФАС России указало, что правом администрирования сообщества vk.com/<…>  обладают четыре  пользователя. Один из них - создатель сообщества, три – администраторы сообщества. Указанные лица являются пользователями персональных страниц, зарегистрировались под именами «<…>», «<…>», «<…>», «<…>». Создатель сообщества обладает полным спектром прав при управлении сообществом. Администратор, может писать от имени Сообщества, добавлять, удалять и редактировать контент, обновлять главную фотографию Сообщества, назначать и снимать администраторов, изменять название и адрес Сообщества. ООО «ВКонтакте» подразумевая разумность и добросовестность Пользователей Сайта, не проверяет соответствие действительности предоставляемых Пользователями данных и не осуществляет идентификацию личности Пользователей. ООО «ВКонтакте» не запрашивает при регистрации паспортные данные пользователей, не хранит их и не обладает возможностью их предоставления.

Правилами пользования Сайтом ВКонтакте (https://vk.com/terms) (далее – Правила) установлено следующее.

Регистрация Пользователя на Сайте является бесплатной, добровольной и производится по адресу в сети Интернет: http://vk.com (пункт 5.1. Правил).     

Пользователем Сайта является физическое лицо, зарегистрированное на Сайте в соответствии с установленным настоящими Правилами порядком, достигшее возраста, допустимого в соответствии с законодательством Российской Федерации для акцепта настоящих Правил, и обладающее соответствующими полномочиями (пункт 5.2. Правил).  

При регистрации на Сайте Пользователь обязан предоставить Администрации Сайта необходимую достоверную и актуальную информацию для формирования персональной страницы Пользователя, включая уникальные для каждого Пользователя логин (адрес электронной почты либо комбинацию из латинских букв и цифр для входа на Сайт) и пароль доступа к Сайту, а также фамилию и имя. Регистрационная форма Сайта может запрашивать у Пользователя дополнительную информацию (пункт 5.3. Правил).

Пользователь несет ответственность за достоверность, актуальность, полноту и соответствие законодательству Российской Федерации предоставленной при регистрации информации и ее чистоту от претензий третьих лиц (пункт 5.4. Правил).

Пользователь вправе создавать группы, публичные страницы и встречи для целей информирования других Пользователей о каких-либо событиях, мероприятиях, организациях, как коммерческих, так и некоммерческих (например, благотворительных), их создании и деятельности, иных интересующих Пользователей материалах, и/или/либо возможного обсуждения их с другими Пользователями (в том числе путем создания фан-клубов, обмена мнениями, отзывами и так далее). В процессе информирования и обсуждения в Сообществах Объектов обсуждений Пользователи обязаны соблюдать действующее российское и международное законодательство, а также размещать только такую информацию, которая соответствует настоящим Правилам, а также признанным этическим нормам и принципам морали, в том числе относящимся к таковым по мнению Администрации Сайта (пункт 5.13.1 Правил).

Администрация Сайта вправе самостоятельно по своему усмотрению формировать и размещать список рекомендуемых Сообществ, исходя из их информационной ценности для пользователей и иных критериев. Для Сообществ, находящихся в списке рекомендуемых, действуют дополнительные ограничения – не более 3 (Трёх) сторонних рекламных объявлений в неделю. В случае несоблюдения этого ограничения, Администрация Сайта вправе исключить Сообщество из списка рекомендуемых (пункт 5.13.6. Правил).

Поскольку правом администрирования сообщества «Одежда из Европы в Челябинске» vk.com/ <…> обладают четыре  пользователя, достоверно установить, кем из них именно и в чьих интересах размещена  рекламная информация: «Магазин ЛЮ ВАСИ…предлагает одежду из Европы. Страны: Италия, Германия, Голландия, Греция, Испания…доставка» в рамках рассмотрения дела по признакам нарушения рекламного законодательства не представляется возможным.  

Так, <…> пояснила, что по независящим от неё причинам утратила доступ к персональной  странице социальной сети «ВКонтакте», однако намеревается посредством обращения в ООО «ВКонтакте» восстановить пароль и впоследующем удалить страницу и размещенную с её возможным использованием информацию в сообществе. Доказательства, указывающие, что именно  <…> разместила ненадлежащую рекламную информацию у антимонопольного органа отсутствуют.

Деятельность по реализации товаров   <…> не осуществляет с 24.12.2015 (выписка из ЕГРИП от 19.10.2016).

 Поскольку ООО «ВКонтакте» не осуществляет идентификацию личности Пользователей, не запрашивает при регистрации паспортные данные пользователей, привлечь к участию в рассмотрении дела создателя сообщества «Одежда из Европы в Челябинске» vk.com/<…> не представляется возможным.

Согласно пункту 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при добровольном устранении лицом совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

 Сведениями о прекращении размещения ненадлежащей рекламы в группе (сообществе)  «Одежда из Европы в Челябинске» vk.com/club46316509 Челябинское УФАС России не обладает.

Комиссия считает необходимым выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в данному случае лицу, способному устранить допущенное нарушение, а именно <…> как администратору группы «Одежда из Европы в Челябинске» vk.com/<…> на основании письма ООО «ВКонтакте» исх. № 29 от 08.11.2016.

Руководствуясь  частью  2  пункта  1  статьи  33,  частью  1  статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42  Правил рассмотрения   антимонопольным   органом  дел,  возбужденных  по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей, размещенную 31 августа 2016 года  на странице социальной сети «ВКонтакте» vk.com/<…>  рекламу, в которой присутствуют:

 несоответствующие  действительности сведения о стране происхождении товаров, а именно  «Магазин ЛЮ ВАСИ…предлагает одежду из Европы. Страны: Италия, Германия, Голландия, Греция, Испания», поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,

сведения «доставка», то есть о продаже дистанционным способом  продукции при отсутствии сведений о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, что нарушает статью 8 Федерального закона «О рекламе».

 2. Выдать <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении не передавать, ввиду неустановления лица, в действиях которого содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

09 ноября   2016 года                                                                                             г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

          председатель Комиссии:

 <…> – заместитель руководителя-

начальник отдела контроля за рекламой и

недобросовестной конкуренцией

Челябинского УФАС России;

 

          члены Комиссии:

<…> – главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

 <…> – специалист 1-го разряда отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

на основании своего решения от 09.11.2016 по делу № 61-08/16 о признании ненадлежащей, размещенной 31 августа 2016 года  на странице социальной сети «ВКонтакте» vk.com/club46316509 рекламы, в которой присутствуют:

 несоответствующие  действительности сведения о стране происхождении товаров, а именно  «Магазин ЛЮ ВАСИ…предлагает одежду из Европы. Страны: Италия, Германия, Голландия, Греция, Испания», поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,

сведения «доставка», то есть о продаже дистанционным способом  продукции при отсутствии сведений о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, что нарушает статью 8 Федерального закона «О рекламе»,

и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

                                                      

    ПРЕДПИСЫВАЕТ:

        

1.  <…> в двадцатидневный срок  со дня получения настоящего предписания принять меры по прекращению размещения рекламы «Магазин ЛЮ ВАСИ…предлагает одежду из Европы. Страны: Италия, Германия, Голландия, Греция, Испания», которая не соответствует требованиям пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

 

2. <…> представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30 декабря 2016 года (обращение в ООО «ВКонтакте», скрин-шоты страницы  сообщества  «Одежда из Европы в Челябинске» vk.com/club46316509 в социальной сети «ВКонтакте»).

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Челябинское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечь виновное лицо к административной ответственности.

Связанные организации

Связанные организации не указаны