Решение б/н Решение и предписание № 61-ВП/2016 в отношении Министерства ... от 11 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 61-ВП/2016

 

05 апреля 2016 года                                                                         г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

            Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

 

-

начальника отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

-

главного специалиста-эксперта отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

            руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на основании поступившей в адрес Челябинского УФАС России информации о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием № 0169200001216000016 на право заключения контракта на оказание услуг по определению кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на землях  лесного фонда Челябинской области (далее - конкурс),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

            В адрес Челябинского УФАС России поступила информация о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием № 0169200001216000016 на право заключения контракта на оказание услуг по определению кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на землях  лесного фонда Челябинской области.

В обращении гражданина указано, что у заказчика отсутствовали основания для установления критерия «квалификация участника закупки», по которому определен показатель: наличие у участника конкурса действующего сертификата соответствия системы менеджмента качества стандарта ГОСТ Р ИСО, что противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.

Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что в конкурсной документации установлен критерий оценки заявок «квалификация участника закупки» и раскрыты показатели указанного критерия, выраженные в представлении сертификатов соответствия системы менеджмента качества стандарта ГОСТ Р ИСО, благодарственных писем, отзывов и иных документов, что соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, а также Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085.

 

            Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

 

1. Согласно  пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в  открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

При этом согласно  пункту 3  Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 (далее  -  Правила), «оценка»  -  процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии и с требованиями настоящих  Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Подпунктом б пункта 4 Правил установлено, что целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке нестоимостные критерии оценки, а именно: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Таким образом, в основе показателей нестоимостных критериев оценки должны содержаться объективные, полные и однозначные данные, позволяющих участнику закупки определить, какие сведения, характеризуются заказчиком с точки зрения лучших условий исполнения контракта, на основании которых конкурсная комиссия сможет произвести оценку заявок с учетом равного подхода ко всем участникам закупки.  

Вместе с тем, требования к показателям, раскрывающим содержание нестоимостного критерия, в том числе к документам, подтверждающим квалификацию участника закупки, в Правилах не установлены, что дает право заказчику определить показатели с учетом требований, позволяющих выявить участника закупки, который предложит наилучшие условия исполнения контракта. 

Согласно представленным материалам в пункте 24 информационной карты конкурсной документации, разделе 2 конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: «Цена контракта (значимость критерия: 60%). «Квалификация участников закупки,  в том числе наличие у них финансовых ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (значимость критерия: 40%).

В конкурсной документации по критерию «квалификация участников закупки» установлено следующее: наличие у участника конкурса действующего сертификата соответствия системы менеджмента качества стандарта ГОСТ Р ИСО, а также наличие благодарственных писем, отзывов и иных документов.

Согласно ГОСТу Р ИСО 9000-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь», утвержденному Приказом Росстандарта от 22.12.2011 № 1575-ст. (далее - стандарт) настоящий стандарт представляет четко определенную систему менеджмента качества на основе структуры, которая объединяет установленные основные понятия, принципы, процессы и ресурсы в отношении качества, чтобы оказать помощь организациям в реализации их целей. Стандарт применим ко всем организациям, независимо от размера, сложности или бизнес-модели. Цель настоящего стандарта направлена на повышение осведомленности организации об ее обязательствах и приверженности удовлетворению потребностей и ожиданий потребителей и заинтересованных сторон, а также достижению удовлетворенности ее продукцией и услугами.

Согласно пункту 2.2.5.1 стандарта одним из принципов менеджмента качества является поддержка высшего руководства системы менеджмента качества и взаимодействие работников, которые позволяют обеспечивать достаточное количество человеческих и других ресурсов.

В пункте 2.3.1.3. стандарта указано, что основными преимуществами являются:

- увеличение ценности для потребителей;

- повышение удовлетворенности потребителей;

- повышение лояльности потребителей;

- увеличение повторных сделок;

- улучшение репутации организации;

- расширение потребительской базы;

- рост доходов и увеличение доли рынка.

            С учетом изложенного, наличие указанного сертификата у участника закупки подтверждает квалификацию хозяйствующего субъекта на рынке соответствующих товаров (работ, услуг), в том числе в связи с оптимизацией использования трудовых ресурсов и, как следствие, улучшения репутации организации.

Таким образом, заказчиком установлен показатель, выраженный в предоставлении конкретных документов (сертификата соответствия системы менеджмента качества стандарта ГОСТ Р ИСО), раскрывающий содержание квалификации участника закупки, а именно его деловой репутации, что не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.

При этом, установленное в пункте 12.3 информационной карты конкурсной документации требование к составу заявки участника открытого конкурса содержит правовую возможность, а не обязанность по предоставлению документов, подтверждающих его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки, не соответствующей требованиям Закона, что соответствует пункту 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.

Таким образом, заказчиком установлены критерии и показатели указанных критериев, соответствующие положениям пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

 

2. Часть 5 статьи 56 Закона о контрактной системе предусматривает, что извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 настоящего Федерального закона, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 настоящей статьи дополнительные требования к участникам закупки.

В соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

При этом в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Таким образом, в случае принятия указанного нормативного правового акта заказчик обязан установить указанные дополнительные требования и документы, подтверждающие соответствие указанным требованиям с учетом специфики объекта закупки, в извещении и документации о закупке в соответствии с частями 4,5 статьи 56 Закона о контрактной системе.

Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 (далее - Постановление) утверждены дополнительные требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.

В пункте 2  Постановления указано, что случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием установлены в Приложении № 2. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 2 к настоящему постановлению.

В Приложении № 2 к Постановлению установлены виды товаров, работ, услуг, при закупке которых необходимо устанавливать дополнительные требования, в том при выполнении работ по определению кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки.

Согласно Приложению № 2 к Постановлению документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям в случае проведения закупки на выполнении работ по определению кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки являются, в том числе:

- копии дипломов о высшем образовании, профессиональной переподготовке лиц, находящихся в штате либо привлеченных участником закупки на основании гражданско-правового договора, необходимых для выполнения работ по определению кадастровой стоимости, участие которых предусмотрено документацией о закупке; копии трудовых книжек лиц, находящихся в штате, или гражданско-правовых договоров лиц, привлеченных участником закупки на основании гражданско-правового договора, необходимых для выполнения работ по определению кадастровой стоимости, участие которых предусмотрено документацией о закупке

- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ.

Вместе с тем, в пункте 6.2 информационной карты конкурсной документации установлены дополнительны требования к участнику закупки о наличии находящихся в штате либо привлеченных участником закупки на основании гражданско-правового договора лиц, имеющих высшее образование, прошедших профессиональную переподготовку, необходимых для выполнения работ по определению кадастровой стоимости, участие которых предусмотрено документацией о закупке; наличие опыта исполнения государственных и (или) муниципальных контрактов (с учетом правопреемства) без нарушения сроков их исполнения в течение 3 лет, предшествующих дате подачи заявки на участие в закупке.

Однако документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям в документации о закупке не установлены, что противоречит частям 2, 4 статьи 31, частям 4, 5 статьи 50 Закона о контрактной системе.

В нарушение пункта 6 статьи 42, пункта 1 части 3 статьи 49, части 1 статьи 50  Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки и пункте 15 информационной карты конкурсной документации содержится противоречивая информация о сроке подачи заявок участников закупки на участие в конкурсе, а именно: в извещении о проведении закупки срок подачи заявок указан – до 18.04.2016 до 10:00, тогда как в конкурсной документации указан срок – до 18.03.2016 до 10:00.

 

Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,

 

 

РЕШИЛА:

 

            1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение частей 2, 4 статьи 31, частей 1, 4, 5 статьи 50, пункта 6 статьи 42, пункта 1 части 3 статьи 49, пункта 6 статьи 42 Закона о контрактной системе.

            2. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

            Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 61-ВП/2016

об устранении нарушений законодательства

Российской Федерации о контрактной системе

 

05 апреля 2016 года                                                                    г. Челябинск, пр. Ленина, 59

            

            Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:

 

Председателя Комиссии:

 

  -

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России

 

Членов Комиссии:

 

-

ведущего специалиста – эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

на основании решения Челябинского УФАС России от 05.04.2016 года, принятого по итогам проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе на основании поступившей в адрес Челябинского УФАС России информации о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием № 0169200001216000016 на право заключения контракта на оказание услуг по определению кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на землях  лесного фонда Челябинской области (далее – конкурс), в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Министерству имущества и природных ресурсов Челябинской области:

1.1 со дня размещения предписания в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система) не заключать контракт по итогам конкурса, проведенного с нарушением законодательства о контрактной системе.

1.2 в срок до 15.04.2016:

- внести изменения в документацию о закупке в соответствии с решением № 61-ВП/2016 от 05.04.2016, в том числе в части установления документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, а также указания непротиворечивой информации о сроке подачи заявок участников закупки на участие в конкурсе;

 - разместить конкурсную документацию с внесенными изменениями в единой информационной системе, продлив срок подачи заявок на участие в конкурса не менее чем на 10 дней с даты размещения в единой информационной системе конкурсной документации с внесенными изменениями;

- продолжить процедуру определения поставщика в соответствии с требованиями действующего законодательства о контрактной системе.

2. Министерству имущества и природных ресурсов Челябинской области в срок до 20.04.2016 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно сведения о незаключении контракта по итогам открытого конкурса согласно пункту 1.1 настоящего предписания (в случае заключения контракта представить надлежащим образом заверенную копию контракта со всеми приложениями), а также надлежащим образом заверенную копию конкурсной документации с внесенными изменениями, сведения о размещении конкурсной документации в единой информационной системе.

            Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

            Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

            За неисполнение настоящего предписания Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

Связанные организации

Связанные организации не указаны