Решение б/н Решение и предписание № 613-ж/2017 по жалобе ООО «Блоссом» н... от 18 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 613-ж/2017

12 сентября 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»;

Членов Комиссии:

«<…>»

-

«<…>»;

 

«<…>»

-

«<…>»,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Блоссом» (далее – ООО «Блоссом», заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов к печатающим устройствам (извещение № 0869100000817000042) в присутствии:

- представителей Федерального казенного учреждения «Главный центр инженерно-технического обеспечения и связи Федеральной службы исполнения наказаний» Челябинский филиал (далее - Челябинский филиал ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России, заказчик) «<…>», действующей на основании доверенности № 42/ГФ/1-863 от 11.09.2017;

- в отсутствие представителей заявителя, уведомленных о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом.

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 05.09.2017 поступила жалоба ООО «Блоссом» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов к печатающим устройствам (извещение № 0869100000817000042) (далее – Аукцион, Закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано Челябинским филиалом ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 28.08.2017 в 16:47.

Начальная (максимальная) цена контракта на поставку расходных материалов к печатающим устройствам 82 170,00 рублей.

Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе «Поставка расходных материалов к печатающим устройствам» (№ извещения 0869100000817000042) от 08.09.2017.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.

Согласно доводам жалобы заявителя, заказчик в извещении и документации о закупке указал неверный код ОКПД2, что повлекло за собой неправомерное установление условий допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Приказ № 155 от 25.03.2014). По мнению заявителя, картридж для принтера не относится к коду ОКПД 2 - 26.20.40.120 «Элементы замены типовые устройств ввода и вывода». При проведении закупки необходимо устанавливать код ОКПД 2 — 28.23.25 «Части и принадлежности прочих офисных машин».

Представители заказчика с доводами жалобы ООО «Блоссом» не согласились и пояснили следующее. Принтеры и многофункциональные устройства (МФУ) относятся к устройствам ввода-вывода. Принтер является устройством вывода информации, сетевой принтер является устройством ввода-вывода, так как содержит в себе сетевую карту и дисплей. МФУ и принтеры являются также периферийным оборудованием. Согласно руководствам пользователя производителей принтеров и МФУ, картридж является расходным материалом, легко заменяемым, который входит в состав комплекта принтера или МФУ и без которого устройство не работает, а, следовательно, является взаимозаменяемым типовым элементом принтеров и МФУ, которые относятся к устройствам ввода-вывода, в свою очередь картридж также состоит из составных элементов, основным элементом которых являются чернила.

Согласно решения коллегии евразийской экономической комиссии от 11.05.2017 № 48 «О классификации чернильного картриджа для струйного принтера в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности евразийского экономического союза» «…картридж для струйного принтера, заправленный чернилами, представляет собой пластмассовый герметичный корпус, оснащенный элементами крепления для установки, фильтром, клапаном, а также электронным модулем с контактными клеймами и микросхемами, содержащим сведения о типе картриджа, его производителе и количестве израсходованных чернил…». В связи с этим, заказчиком принято решение отнести приобретаемый товар к коду ОКПД2 – 26.20.40.120, который подпадает под действие как Приказа № 155 от 25.03.2014, так и Постановления Правительства РФ от 26.09.2016 № 968 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Постановление Правительства № 968 от 26.09.2016). Поэтому в извещении о проведении электронного аукциона установлено ограничение допуска товаров в соответствии с Постановлением Правительства № 968 от 26.09.2016, условие допуска в соответствии с Приказом № 155 от 25.03.2014.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчик при осуществлении закупки выбирает код из общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности в целях определения предмета контракта. Более того, правильный выбор кода ОКПД 2 влияет на способ осуществления закупки, на установление требований к участникам закупки, на требования Заказчика о предоставлении участником закупки тех или иных документов в составе заявки, а также на ограничения и условия допуска отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств.

В силу части статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений.

Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Заказчик при осуществлении закупки установил код ОКПД-2 26.20.40.120 - «Элементы замены типовые устройств ввода и вывода». Указанный код включен в группу 26.20.4 «Блоки, части и принадлежности вычислительных машин».

Принтер является периферийным оборудованием, внешним дополнительным устройством, подключаемым к системному блоку компьютера через специальные разъемы. При этом, такое компьютерное оборудование физически отделено от системного блока, но может действовать по командам центрального процессора.

Таким образом, принтер является устройством вывода данных.

Необходимо отметить, что картридж технологически и функционально взаимосвязан с принтером, следовательно, его можно рассматривать как стандартный элемент принтера.

При этом, в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности отсутствует конкретный код для картриджа принтера. Учитывая, что чернила являются неотъемлемой частью картриджа, по мнению Комиссии Челябинского УФАС России, в отношении закупаемых заказчиком картриджей может быть применен код 26.20.40.120 «Элементы замены типовые устройств ввода и вывода», следовательно, Заказчик правомерно установил условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Приказом № 155.

Необходимо отметить, что предлагаемый Заявителем код по ОКПД2: 28.23.25 не относится к предмету закупки, поскольку указанный код принадлежит к более крупной группе товаров с кодом 28.23 «Машины офисные и оборудование, кроме компьютеров и периферийного оборудования» и не подлежит применению в отношении периферийного оборудования.

Таким образом, доводы жалобы заявителя не обоснованы.

При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика антимонопольным органом выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

1. В нарушение пунктов 7, 8 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона не содержит порядка внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок, порядка предоставления обеспечения исполнения контракта.

Действия заказчика могут быть квалифицированы по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

2. В соответствии с пунктом 11 частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Пункт 24 документации о закупке называется «Порядок, дата начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации».

Вместе с тем, в нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в документации об аукционе отсутствуют даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации.

Действия заказчика могут быть квалифицированы по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

3. Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Таким образом, исходя из буквального толкования норм законодательства о контрактной системе, проект контракта, размещенный в составе документации о закупке, должен содержать исчерпывающую информацию об условиях исполнения контракта, относительно сведений, не подлежащих изменению в ходе проведения аукциона.

Вместе с тем, приложение №1 к проекту контракта содержит спецификацию с пустыми полями в столбцах: наименование товара, количество, единица измерения.

Однако наименование товара, его количество при заключении контракта изменяться не могут. Следовательно, данная информация должна быть включена в проект контракта на этапе его опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в составе документации о закупке.

При этом, отсутствие в проекте контракта указания на наименование товара, его количество, неизменные характеристики может привести к заключению контракта не на условиях заявки победителя закупки в нарушение части 1 статьи 34, части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.

4. Согласно части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.

Статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Пунктами 13.1, 13.2 проекта контракта предусмотрено, что контракт вступает в силу с момента подписания; срок действия контракта до 31.12.2017 года, а в части взаимных расчетов – до полного их исполнения.

Проект контракта не содержит точных условий о сроках его действия, предусматривает двойной срок окончания действия контракта, следовательно, в нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе невозможно определить дату или событие, свидетельствующие об окончании действия контракта, и рассчитать срок действия банковской гарантии.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Блоссом» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов к печатающим устройствам необоснованной.

2. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пунктов 7, 8 статьи 42, пункта 11 части 1 части 1статьи 64, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны