Постановление б/н Постановление по делу № 62А-03/15 в отношении ОАО «Трансэнер... от 21 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

№ 62А-03/15

 

09 декабря 2015 года                                                               г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Я, «***», заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России), рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 62А-03/15, возбужденного в отношении открытого акционерного общества «Трансэнерго» (далее – ОАО «Трансэнерго») по части 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее − КоАП РФ), в присутствии защитника ОАО «Трансэнерго», в отсутствие  законного представителя общества (надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении), в присутствии ведущего специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России —«***»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Прокуратурой ЗАТО г. Снежинска в ходе проведения проверки установлено, что котельная и тепловые сети, расположенные на территории Снежинского городского округа, на основании договора аренды недвижимого имущества № 6006/1673 от 01.03.2012 и договора аренды муниципального имущества № 27 от 01.10.2012 предоставлены ОАО «Трансэнерго» во временное пользование.

ОАО «Трансэнерго» использует указанное имущество исходя из уставных целей деятельности для предоставления коммунальных услуг теплоснабжения (отопления) на территории Снежинского городского округа, то есть, является ресурсоснабжающей организацией.

В ходе проверки установлено, что в домах по ул. Дзержинского д. 20 отсутствуют общедомовые приборы учета электрической и тепловой энергии, ул. Васильева д. 14, 31 - тепловой энергии, в д. 29 - электрической и тепловой энергии, ул. Ленина д. 20 - тепловой энергии, д. 21 - электрической и тепловой энергии, ул. Пищерова д. 2, 4 - электрической и тепловой энергии, ул. Победы д.38 - электрической и тепловой энергии, ул. Щелкина д. 19 - холодной, горячей воды, электрической и тепловой энергии, ул. Забабахина д. 21, 36, 38 - электрической и тепловой энергии, д. 42 - холодной, горячей воды, электрической и тепловой энергии, ул. Комсомольская д. 22, 26 - электрической и тепловой.

Следует отметить, что согласно акту оценки технического состояния МКД от 12.01.2015 № 3 в доме № 26 по ул. Комсомольская отсутствует техническая возможность установки прибора учета электрической энергии.

Кроме того, в 251 доме не проведены работы по восстановлению общедомовых приборов учета.

Как указано в части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 указанной статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 указанной статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 указанной статьи  не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

В соответствии с частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Организацией, осуществляющей поставку и передачу холодной воды, горячей воды и тепловой энергии, и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирных домов на территории Снежинского городского округа, является ОАО «Трансэнерго». 

Таким образом, ОАО «Трансэнерго» не исполнило в установленный Законом об энергосбережении срок обязанность по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В случае неисполнения РСО возложенной на нее обязанности по установке общедомовых приборов учёта используемых энергетических ресурсов она несет административную ответственность по части 12 статьи 9.16 КоАП РФ в виде административного штрафа: на должностных лиц - в размере от 20 до 30 тысяч рублей; на юридических - от 50 до 100 тысяч.

Объектом правонарушений по части 12 статьи 9.16 КоАП РФ является система общественных отношений, связанных с обеспечением учета используемых энергетических ресурсов и применением приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы, которые регламентируются статьей 13 Закона об энергосбережении.

Субъектами административной ответственности по данной части является юридическое лицо, осуществляющее поставку и (или) передачу энергоресурса, сети инженерно-технического обеспечения которого непосредственно присоединены к инженерно-техническому оборудованию объектов, подлежащих оснащению ОПУ, в данном случае: ОАО «Трансэнерго».

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Формы вины юридического лица КоАП РФ не выделяются.       

Следовательно, в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению требования законодательства, обществом представлено не было, что свидетельствует о наличии вины в действиях ОАО «Трансэнерго».         

Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленного данным Законом требования,  обстоятельства смягчающие административную ответственность при составлении протокола не установлены.

Таким образом, ОАО «Трансэнерго» совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ, т.е. не исполнило в установленный Законом об энергосбережении срок обязанность по установке ОПУ и ИПУ используемых энергетических ресурсов.

В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Правонарушение, предусмотренное частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ, носит длящийся характер, соответственно, срок привлечения к административной ответственности за совершение данного правонарушения исчисляется со дня составления протокола об административном правонарушении.

09.11.2015 начальником отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России «***» по делу об административном правонарушении № 62А-03/14 в отношении ОАО «Трансэнерго» был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ. Законный представитель ОАО «Трансэнерго», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, на составление и подписание протокола не явился, защитника не направил.  

На рассмотрение дела об административном правонарушении № 62А-03/15 явился защитник ОАО «Трансэнерго» «***» по доверенности от 30.09.2015 № 81.

ОАО «Трансэнерго» представлены письменные возражения по делу № 62А-03/15, согласно которым общество не может быть привлечено к административной ответственности за указанное правонарушение, поскольку ранее уже привлекалось к ответственности по тому же факту (дело № 2А-03/14).

В соответствии с пунктом 21 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07.03.2007, если лицо, привлеченное к административной ответственности, опять не выполняет обязанности, возложенные на него законом или иным нормативным правовым актом, или делает это ненадлежащим образом, то за новое административное правонарушение возможно повторное привлечение к ответственности по прошествии срока на исполнение возложенной на лицо обязанности с учетом характера данной обязанности.

Поскольку административный орган, вынося постановление о наложении штрафа по делу № 2А-03/14, не установил срок, в течение которого надлежит установить приборы учета в спорных домах, для определения соответствующего срока надлежит руководствоваться сроками, указанными в иных актах, в частности решениями Снежинского городского суда от 15.06.2015 по делам № 2-479/2015, № 2-592/2015, которыми определен срок для установки приборов учета для ОАО «Трансэнерго» - 31.12.2016 года, а также Распоряжением Правительства Челябинской области от 22.12.2014 № 841-рп, в соответствии с которым надлежит оснастить приборами учета 85% жилого фонда области до 2020 года.

Указанные доводы ОАО «Трансэнерго» не могут быть приняты во внимание ввиду следующего.

В соответствии пунктом 21 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07.03.2007, привлечение к ответственности прекращает правонарушение.

Если лицо, привлеченное к административной ответственности, не выполняет обязанности, возложенные на него законом или иным нормативным правовым актом, или делает это ненадлежащим образом, то возможно повторное привлечение его к ответственности. При этом следует учитывать характер обязанности, возложенной на нарушителя, и срок, необходимый для ее исполнения.

Моментом начала течения указанного срока является вступление в законную силу ранее вынесенного постановления по тому же составу административного правонарушения.

Из указанного не следует, что срок исполнения соответствующей обязанности должен быть указан в ранее вынесенном постановлении о наложении штрафа.

Данная позиция согласуется с решением Арбитражных судов по делам № А13-10162/2008, № А27-7190/2015 и не противоречит постановлению Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 27.10.2009 № 6417/09.

Указанный в Законе об энергосбережении срок исполнения обязанности по установке приборов учета не является пресекательным, поскольку обязанность организаций выполнять требования законодательства об энергосбережении, не исчезает после истечения установленного срока.

Не установив  приборы учета в указанный срок, организация начинает совершать административное правонарушение и продолжает совершать противоправное бездействие до момента установки приборов учета.

Тот факт, что антимонопольным органом общество было привлечено к административной ответственности за указанное в постановлении о наложении штрафа бездействие в 2014 году, не свидетельствует о том, что оно не продолжает совершать противоправное бездействие.

Постановление по делу № 2А-03/14 вынесено 20.03.2014,  штраф оплачен обществом 07.04.2014.

Прокуратурой ЗАТО г. Снежинска в 2015 году в ходе проведенной проверки установлено отсутствие приборов учета в многоквартирных домах, что свидетельствует о неустранении нарушений, за которые ОАО «Трансэнерго» было привлечено к ответственности в 2014 году.

Представляется, что год является достаточным сроком для исполнения возложенной федеральным законом обязанности по установлению приборов учета энергетических ресурсов.

Наличие решений суда общей юрисдикции о возложении обязанности на ОАО «Трансэнерго» установить  приборы учета в срок до 31.11.2016, не освобождает общество от привлечения к административной ответственности за неисполнение данной обязанности в срок, установленный федеральным законом.

Основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении отсутствуют.

Рассмотрение  материалов  дела  приводит  к  следующим  выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

У ОАО «Трансэнерго» отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Однако ОАО «Трансэнерго» не приняло необходимых и достаточных  мер  по  соблюдению  законодательства Российской Федерации  и  допустило его  нарушение.

При таких обстоятельствах, ОАО «Трансэнерго» признается виновным в совершении  административного  правонарушения.

При рассмотрении настоящего дела должностным лицом Челябинского УФАС России установлено отсутствие оснований для признания правонарушения, совершенного ОАО «Трансэнерго», малозначительным и освобождения от административной ответственности.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 02.06.2004. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в редакции постановления № 60 от 20.11.2008.) установлены нормы, конкретизирующие применение положений статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которым при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, отсутствие материального ущерба, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ, учитываются при назначении административного наказания (пункт 18).

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1).

Рассматриваемое административное правонарушение не может быть признано малозначительным, и должностное лицо антимонопольной службы в данном случае не может ограничиться устным замечанием, поскольку по своему характеру нарушение имеет значительную степень общественной опасности.

Таким образом, учитывая характер совершенного правонарушения, должностным лицом Челябинского УФАС России принято решение о необходимости наложить на ОАО «Трансэнерго» административный штраф.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении при совершении данного административного правонарушения, не установлено.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не выявлено.

В соответствии с частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ  необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.  

В соответствии с частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ размер административного штрафа не может быть менее 50 000 рублей.

При указанных обстоятельствах, учитывая характер совершённого ОАО «Трансэнерго» административного правонарушения, руководствуясь конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, должностным лицом Челябинского УФАС России принято решение о наложении на ОАО «Трансэнерго» минимального административного штрафа, предусмотренного частью 12 статьей 9.16 КоАП РФ, в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей 00 копеек.

 

На основании изложенного и руководствуясь статьей 9.16, 23.48, 29.9 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать ОАО «Трансэнерго» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного  частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.

2. Наложить на ОАО «Трансэнерго» административный штраф в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы подлежат зачислению в доход федерального бюджета по следующим реквизитам: код КБК 16111602010016000140, ОКТМО 75000000 на счет органа федерального казначейства УФК по Челябинской области (для Челябинского УФАС России) ГРКЦ ГУ Банка России по Челябинской области, БИК 047501001, р/с 40101810400000010801, ИНН 7453045147, КПП 745301001, уникальный идентификационный номер <...> .

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона  от 02.10.2007                    № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня вступления его в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд или вышестоящему должностному лицу в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2015 года в присутствии:

 -  «***» - защитника ОАО «Трансэнерго» по доверенности от 30.09.2015 № 81.

- «***» -  ведущего специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России.

По решению лица, рассматривающего настоящее дело об административном правонарушении, составление мотивировочного постановления отложено до 11.12.2015.

Постановление в полном объеме изготовлено 11.12.2015.

Связанные организации

Связанные организации не указаны