Акт внеплановой камеральной проверки №ВЛ/15665/21 По делу № 128-ВП/2021 от 23 ноября 2021 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

7

 

По делу № 128-ВП/2021

 

Общество с ограниченной ответственностью региональный консультационно-технический центр автономных источников тока «Фирма Альфа-плюс» (ООО «Фирма Альфа-плюс»)

 

105094, г. Москва, ул. Б. Семёновская, д. 42, корпус 1, помещение VI

 

Финансовое управление администрации Коркинского муниципального района

 

456550, Челябинская область, г. Коркино, ул. Ленина, 1

 

Администрация Коркинского муниципального района

 

456550, Челябинская область, г. Коркино, ул. 30 лет ВЛКСМ, 2

 

ООО «РТС-тендер»

 

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

 

Р Е Ш Е Н И Е 074/06/99-2995/2021

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 17 ноября 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 22 ноября 2021 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

"..."

-

заместителя руководителя - начальник отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

"..."

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

"..."

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона о контрактной системе) на основании поступившей в адрес Челябинского УФАС России информации о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку аккумуляторных батарей для источников бесперебойного питания (извещение № 0169300003921000191) в присутствии:

- представителя администрации Коркинского муниципального района "...", действующего на основании доверенности от 21.10.2021 № 27;

- представителя ООО «Фирма Альфа-плюс» "...", действующего на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 18.10.2021 поступила жалоба ООО «Фирма Альфа-плюс» на действия администрации Коркинского муниципального района при проведении электронного аукциона на поставку аккумуляторных батарей для источников бесперебойного питания (извещение № 0169300003921000191) (далее – аукцион, закупка).

На основании пунктов 1,3 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба возвращена заявителю, как несоответствующая требованиям законодательства о контрактной системе.

В связи с полученной информацией о нарушении законодательства о контрактной системе Челябинским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки определений поставщика.

Согласно представленным документам Администрация Коркинского муниципального района (далее – заказчик), Финансовое управление администрации Коркинского муниципального района (далее - уполномоченный орган) 07.10.2021 объявили о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения об осуществлении закупки 0169300003921000191.

Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону определена в размере 141 908,86 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 15.10.2021 09:00.

По итогам проведения аукциона 01.11.2021 между администрацией Коркинского муниципального района и обществом с ограниченной ответственностью «Ассоль» заключен муниципальный контракт № 48 на поставку аккумуляторных батарей для источников бесперебойного питания по цене 29 771,67 рублей.

Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.

По мнению ООО «Фирма Альфа-плюс», заказчиком составлено описание объекта закупки с нарушением требований законодательства о контрактной системе, поскольку необоснованно установлено требование к энергоэффетивности поставляемого товара.

Представитель заказчика с доводами обращения не согласился, представил письменные пояснения от 21.10.2021 № 02-2830, от 15.11.2021 № 15-12/65, согласно которым требование к энергоэффективности установлено в соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 31.12.2009 № 1221 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – постановление Правительства РФ № 1221).

Отсутствие утверждённых требований к аккумуляторным батареям для источников бесперебойного питания не отменяет обязанности по установлению требований к энергоэффективности товара, поскольку данный вид товара включен в перечень товаров, в отношении которых устанавливаются указанные требования.

 

Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила использования КТРУ).

Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.

Исходя из подпункта а пункта 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.

В соответствии с пунктом 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Объектом рассматриваемой закупки является поставка аккумуляторных батарей для источников бесперебойного питания. Согласно извещению об осуществлении закупки, документации об аукционе заказчиком при описании объекта закупки использован код позиции КТРУ 27.20.22.000-00000001.

Указанной позицией предусмотрены следующие характеристики товара: тип, напряжение, исполнение, емкость.

Согласно пункту 5 документации об аукционе описание объекта закупки установлено в техническом задании (приложение № 1 к документации).

Техническое задание состоит из таблицы с требованиями к техническим и функциональным характеристикам поставляемого товара, а также требованиями, указанными после таблицы. При этом в таблицу включены характеристики товара в соответствии с КТРУ, тогда как информация, указанная после таблицы содержит иные, не включенные в позицию КТРУ 27.20.22.000-00000001, требования. В свою очередь в силу документации об аукционе все техническое задание является описанием объекта закупки.

Так, заказчиком в техническим задании указаны следующие требования, не включенные в позицию КТРУ 27.20.22.000-00000001:

- Класс энергоэффективности — не ниже А (товар должен соответствовать Постановлению Правительства РФ от 31.12.2009г. №1221 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

- Товар должен поставляться в соответствующей упаковке. Упаковка должна предохранять товар от всякого рода повреждений, утраты товарного вида и коррозии при его поставке.

- Поставщик несет ответственность за утрату и всякого рода повреждение товара вследствие его некачественной упаковки или консервации, или несоблюдения инструкции по хранению товара, до подписания заказчиком акта приема-передачи товара. Гарантия на поставляемый товар 12 месяцев с момента подписания сторонами акта приема-передачи товара.

Вместе с тем, например, требования к гарантии на поставляемый товар, ответственность за его утрату или повреждение являются условиями исполнения контракта, а не описанием объекта закупки. Данные условия не требует конкретизации со стороны участника закупки и не относятся к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки. Следовательно, не являются описанием объекта закупки.

Кроме того, заказчиком установлены требования к классу энергоэффективности — не ниже А. Вместе с тем, постановление Правительства РФ № 1221 указанных требований не содержит. Иного обоснования включения указанной характеристики в описание объекта закупки документацией об аукционе не установлено.

Таким образом, в нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, пункта 6 Правил использования КТРУ заказчиком в описание объекта закупки указаны дополнительные требования к товару, не включенные в позицию КТРУ, без обоснования установления таких требований.

При этом следует отметить, что в силу пунктов 1,2 статьи 26 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственные или муниципальные заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг.

Требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить первоочередные требования в составе указанных правил.

Постановлением Правительства РФ № 1221 утверждены Правила установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила).

Согласно пункту 3 Правил требования энергетической эффективности подлежат установлению в отношении следующих видов товаров:

а) товары согласно приложению;

б) товары, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности, за исключением товаров, для которых в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта установлены требования энергетической эффективности, и товаров, указанных в подпункте "а" пункта 7 настоящих Правил;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.04.2018 N 486)

в) товары, используемые для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений.

Приложением к Правилам является Перечень товаров, в отношении которых устанавливаются требования энергетической эффективности (далее – Перечень).

В приложении к Правилам включена группа товаров с кодом по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 27.20.2 «Внешние источники электрического питания».

Таким образом, закупка батарей для источников бесперебойного питания должна осуществляться с учетом положений постановления Правительства РФ от 31.12.2009 №1221.

Согласно пункту 2 Правил требования энергетической эффективности устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

В устанавливаемых требованиях энергетической эффективности указываются виды и категории товаров, работ, услуг, на которые они распространяются, дата, с которой требования вступают в силу (но не ранее 90 дней с даты их утверждения), а также один или несколько из следующих показателей:

а) значения класса (классов) энергетической эффективности товаров (при их наличии);

б) расчетные (прогнозируемые) объемы используемых энергетических ресурсов (в зависимости от характеристик товара, работы, услуги);

в) значения показателей энергетической эффективности товаров, работ, услуг;

г) характеристики, параметры товаров, работ, услуг, влияющие на объем используемых энергетических ресурсов.

Вместе с тем, Министерством экономического развития Российской Федерации такие требования в отношении внешних источников электрического питания, в том числе аккумуляторных батарей для источников бесперебойного питания, не установлены.

Заказчик в своих пояснениях ссылается на то, что требования к энергоэффективности установлены в документации об аукционе на основании подпункта а пункта 7 постановления Правительства РФ №1221.

В соответствии с подпунктом а пункта 7 постановления Правительства РФ № 1221 к первоочередным требованиям энергетической эффективности относятся для бытовых энергопотребляющих устройств, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности (за исключением ламп электрических бытовых), - наличие класса энергетической эффективности не ниже первых двух наивысших классов.

Таким образом, требование к классу энергоэффективности – не ниже А установлено не в соответствии с данным положением законодательства Российской Федерации.

Приказом Минэкономразвития РФ от 09.03.2011 № 88 утверждены требования энергетической эффективности в отношении товаров, указанных в подпункте "б" пункта 3 правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. n 1221.

Согласно пункту 2 указанных требований с 1 января 2012 г. поставляемые для государственных и муниципальных нужд товары, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти утверждены классы энергетической эффективности, должны иметь класс энергетической эффективности не ниже класса "A".

Приказом Минпромторга России от 06.11.2018 № 4404 утвержден перечень категорий товаров и их характеристик в пределах установленных Правительством Российской Федерации видов товаров и их характеристик, на которые распространяется требование о наличии информации о классе энергетической эффективности товаров в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и перечня исключений из категорий данных товаров и их характеристик.

В указанный Перечень аккумуляторные батареи для источников бесперебойного питания не включены.

Также в письменных пояснениях (от 15.11.2021 №15-12/67) указаны ссылки на нормативно правовые акты, которые, по мнению заказчика, содержат требования к энергетической эффективности товара: Межгосударственный стандарт ГОСТ 31532-2012 Энергосбережение энергетическая эффективность. Состав показателей; Национальный стандарт ГОСТ Р МЭК 61427-2-2016 Российской Федерации аккумуляторы и аккумуляторные батареи для возобновляемых источников энергии. Однако данные документы требования к классам, а также условия отнесения оборудования к тому или иному классу энергоэффективности не содержат.

Кроме того, в материалы дела заказчиком представлены документы и сведения в отношении аккумуляторной батареи Восток, в том числе сведения о технических характеристиках товара, декларация соответствия, паспорт и руководство по эксплуатации. Данные документы не содержат сведений в отношении класса энергетической эффективности товара. В связи с чем определить класс энергетической эффективности указанного товара не представляется возможным.

На основании изложенного Комиссия приходит к вводу, что заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе безосновательно установлены требования к классу энергетической эффективности товара, что может привести к возникновению споров в ходе исполнения сторонам обязательств по контракту.

 

В связи с допущенными нарушениями в действиях должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.30 КоАП РФ.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений»,

 

РЕШИЛА:

 

 

  1. По результатам проведения внеплановой проверки определения поставщика признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 33, части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, пункта 6 Правил использования КТРУ.

  2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как контракт по результатам проведения аукциона заключен.

  3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии"..."

 

 

Члены комиссии "..."

 

 

"..."

 

Приложение
 

Список рассылки

Корреспондент

Адрес

1

ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ КОРКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

456550, Челябинская обл, Коркинский р-н, Коркино г, ул. Ленина, 1
zakaz@korkino.uu.ru

2

ООО «РТС-Тендер»

121151, г. Москва, Набережная Тараса Шевченко, д. 23А, эт. 25, пом. № 1
ko@rts-tender.ru

3

ООО Региональный консультационно - технический центр автономных источников тока "Фирма Альфа-плюс"

105094, г. Москва, ул. Б. Семеновская, д. 42, стр. 1, пом. V
sales@alpha-energy.ru

4

Администрация Коркинского муниципального района

456550, Челябинская область, г. Коркино, ул. 30 лет ВЛКСМ, д. 2
mail@korkino.uu.ru

 

 

2021-16954

 

 

Связанные организации

Администрация Коркинского муниципального района
ИНН 7412002546, ОГРН 1027400808148
ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ КОРКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ИНН 7412001990, ОГРН 1027400807037
ООО "Фирма Альфа-плюс"
ИНН 7736000860, ОГРН 1027700313420
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666