Решение б/н Решение по делу № 63-03/13 в отношении ООО «Златоустовский В... от 28 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 23 июня 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 4 июля 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:


 

Председатель Комиссии:


 

Члены Комиссии:


 

<…> – руководитель Челябинского УФАС России;


 

<…> – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

в отсутствие представителей МАДОУ — детский сад комбинированного вида № 43 «Солнышко», представителей ООО «Златоустовский Водоканал», надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела (уведомление о вручении МАДОУ — детский сад комбинированного вида № 43 «Солнышко» почтового отправления от 09.06.2014, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ООО «Златоустовский Водоканал» от 23.06.2014 № 647-юр),

рассмотрев дело № 63-03/13 по признакам нарушения ООО «Златоустовский Водоканал» пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило заявление МАДОУ — детский сад комбинированного вида № 43 на действия ООО «Златоустовский «Водоканал», выразившиеся в навязывании невыгодных условий муниципального контракта на выполнение муниципального заказа по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения от 01.01.2013.

Согласно материалам по заявлению в январе 2013 года ООО «Златоустовский водоканал» направило в адрес МАДОУ — детский сад комбинированного вида № 43 «Солнышко» проект муниципального контракта от 01.01.2013 № 79 на выполнение муниципального заказа по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения.

09.01.2013 МАДОУ — детский сад комбинированного вида № 43 «Солнышко» направило протокол разногласий к муниципальному контакту, при этом изложив в следующей редакции пункты контакта:

п. 3.2.1 – Лимиты устанавливаются на календарный год. Допускается перераспределение лимитов между кварталами по инициативе абонента.

п. 6.6 – Оплата за сверхлимитное потребление воды и водоотведение взимается с абонента в случае превышения им лимита, установленного органами местного самоуправления на календарный год.

13.03.2013 ООО «Златоустовский водоканал» направило МАДОУ — детский сад комбинированного вида № 43 «Солнышко» письмо о несогласии заключения контракта в редакции абонента.

В письме от 14.03.2013 учреждение настаивает на возможности распределения лимитов между кварталами.

Рассмотрев письмо МАДОУ — детский сад комбинированного вида № 43 «Солнышко», 19.03.2013 ООО «Златоустовский водоканал» направило абоненту

протокол согласования разногласий, изложив спорные пункты договора в первоначальной редакции.

16.04.2013 МАДОУ — детский сад комбинированного вида № 43 «Солнышко» подписало протокол согласования разногласий к муниципальному контракту с протоколом урегулирования разногласий, в котором настаивало на своей редакции спорных пунктов.

23.04.2013 ООО «Златоустовский водоканал» направило абоненту протокол разногласий к протоколу урегулирования разногласий, изложив спорные пункты контракта в первоначальной редакции.

29.04.2013 МАДОУ — детский сад комбинированного вида № 43 «Солнышко», не согласившись с редакцией контракта, изложенной ресурсоснабжающей организацией, направило протокол разногласий.

Письмом от 28.05.2013 ООО «Златоустовский водоканал» оставило пункты контракта в своей редакции, направило протокол разногласий.

В качестве правового обоснования ресурсоснабжающая организация указала на п. 58 постановления Правительства № 167, постановление Администрации ЗГО от 28.12.2012 № 522-П, которыми установлена поквартальная разбивка лимитов.

По мнению ответчика, указанным постановлением распределение лимитов по кварталам четко закреплено.

При расчете лимитов принимаются во внимание исходные данные, предоставленные абонентом. Абонент имеет право подать в ресурсоснабжающую организацию заявку об изменении установленного лимита водоотведения на текущий квартал. Данным правом МАДОУ — детский сад комбинированного вида № 43 «Солнышко» не воспользовалось.

Заявитель в своих письменных пояснениях указал, что данный вопрос является существенным для учреждения, поскольку навязываемое условие контракта приводит к дополнительным финансовым затратам. Объем сбрасываемых сточных вод зависит от количества детей, посещающих детский сад.

Согласно письму Администрации ЗГО № 4960 постановлением от 28.12.2013 № 522 установлена поквартальная разбивка лимитов для абонентов, но не закреплен поквартальный порядок оплаты по муниципальным контрактам.

По данному факту в адрес ООО «Златоустовский водоканал» направлено предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в срок до 26 ноября 2013 года.

О выполнении предупреждения необходимо было сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Ввиду невыполнения ООО «Златоустовский водоканал» предупреждения № 15-03/13 в установленный срок в отношении организации было возбуждено дело по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Изучив материалы дела, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ООО «Златоустовский водоканал» нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

 

1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждение и пресечение: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями данного федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 Закона о защите конкуренции).

Федеральным законом от 06.12.2011 № 401-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», вступившие в законную силу с 01.01.2012, которыми услуги водоснабжения и водоотведения отнесены к деятельности субъектов естественных монополий.

В силу своего доминирующего положения на указанных рынках ООО «Златоустовский водоканал» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Следовательно, общество подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции.

 

2.В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и в своей деятельности руководствуется Законом о защите конкуренции.

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявляет нарушения и принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства, предупреждает монополистическую деятельность.

В соответствии со статьей 3 Закона о защите конкуренции сфера применения указанного закона распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В спорный период отношения между абонентом и ООО «Златоустовский водоканал» регулировались Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее — Правила), утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 № 167.

Правила регулируют отношения между абонентами (юридическими лицами, а также предпринимателями без образования юридического лица) и организациями водопроводно - канализационного хозяйства (сокращенное наименование ВКХ) в сфере пользования центральными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, в том числе вопросы, связанные с расчетами абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ.

Пунктом 58 Правил предусмотрено, что лимиты водопотребления и водоотведения абонентам устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом:

фактических мощностей систем водоснабжения и канализации;

необходимости первоочередного удовлетворения нужд населения в питьевой воде и отведении бытовых сточных вод;

соблюдения лимитов забора питьевой воды и сброса сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, установленных организации водопроводно-канализационного хозяйства водохозяйственными и природоохранными органами;

проведения абонентом мероприятий по рациональному использованию питьевой воды, сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ;

баланса водопотребления и водоотведения абонента.

Постановлением Администрации ЗГО от 28.12.2013 № 522 установлены лимиты водопотребления и водоотведения для организаций и частных предпринимателей на 2013 год (с разбивкой по кварталам).

Согласно письму Администрации ЗГО № 4960 указанным постановлением установлена поквартальная разбивка лимитов для абонентов, но не закреплен поквартальный порядок оплаты по муниципальным контрактам.

Также муниципальным контрактом не установлен период, за который выставляется штраф за сверхлимитное потребление.

Действующим законодательством не регламентирован запрет на произведение перерасчета лимита между кварталами в пределах утвержденного уполномоченным органом лимита на год.

В случае перерасхода лимита в любом из кварталов, при необходимости, абонент может направить в ресурсоснабжающую организацию заявку об увеличении лимита за счет уменьшения лимита другого последующего периода.

Однако, материалами дела установлен факт навязывания МАДОУ — детский сад комбинированного вида № 43 «Солнышко» со стороны ООО «Златоустовский водоканал» невыгодных условий контракта от 01.01.2013 № 79 на выполнение муниципального заказа по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения, согласно которым перераспределение лимитов водоотведения между кварталами не допускается.

В январе 2013 года ООО «Златоустовский водоканал» направило в адрес МАДОУ — детский сад комбинированного вида № 43 «Солнышко» проект муниципального контракта от 01.01.2013 № 79 на выполнение муниципального заказа по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения.

09.01.2013 МАДОУ — детский сад комбинированного вида № 43 «Солнышко» направило протокол разногласий к муниципальному контакту, при этом изложив в следующей редакции пункты контакта:

п. 3.2.1 – Лимиты устанавливаются на календарный год. Допускается перераспределение лимитов между кварталами по инициативе абонента.

п. 6.6 – Оплата за сверхлимитное потребление воды и водоотведение взимается с абонента в случае превышения им лимита, установленного органами местного самоуправления на календарный год.

13.03.2013 ООО «Златоустовский водоканал» направило МАДОУ — детский сад комбинированного вида № 43 «Солнышко» письмо о несогласии заключения контракта в редакции абонента.

В ответ на указанное письмо учреждение направило письмо от 14.03.2013, в котором настаивает на возможности распределения лимитов между кварталами.

Рассмотрев письмо МАДОУ — детский сад комбинированного вида № 43 «Солнышко», 19.03.2013 ООО «Златоустовский водоканал» направило абоненту

протокол согласования разногласий, изложив спорные пункты договора в первоначальной редакции.

В качестве правового обоснования ресурсоснабжающая организация указала на п. 58 постановления Правительства № 167, постановление Администрации ЗГО от 28.12.2012 № 522-П, которыми установлена поквартальная разбивка лимитов.

16.04.2013 МАДОУ — детский сад комбинированного вида № 43 «Солнышко» подписало протокол согласования разногласий к муниципальному контракту с протоколом урегулирования разногласий, в котором настаивало на своей редакции спорных пунктов.

23.04.2013 ООО «Златоустовский водоканал» направило абоненту протокол разногласий к протоколу урегулирования разногласий, изложив спорные пункты контракта в первоначальной редакции.

29.04.2013 МАДОУ — детский сад комбинированного вида № 43 «Солнышко», не согласившись с редакцией контракта, изложенной ресурсоснабжающей организацией, направило протокол разногласий.

Письмом от 28.05.2013 ООО «Златоустовский водоканал» оставило пункты контракта в своей редакции, направило протокол разногласий.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц, а именно: навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Навязывание невыгодных контрагенту условий договора является направление занимающей доминирующее положение организацией договора с невыгодными для контрагента условиями, которые правомерно контрагентом оспариваются, однако, данная организация отказывается или уклоняется от согласования и принятия предложений контрагента. Именно настаивание организации, занимающей доминирующее положение, на предложенных ею условиях договора является злоупотреблением доминирующим положением в форме навязывания невыгодных или дискриминационных условий договора.

Таким образом, своими действиями, выразившимися в навязывании невыгодного условия муниципального контракта на выполнение муниципального заказа по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения от 01.01.2013, а именно: запрет на перераспределение лимитов водопотребления между кварталами, ООО «Златоустовский водоканал» нарушило пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

У ООО «Златоустовский водоканал» отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Однако ООО «Златоустовский водоканал» не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение антимонопольного законодательства, что свидетельствует о виновности ООО «Златоустовский водоканал» в совершении действий, нарушающих антимонопольное законодательство.

В рамках рассмотрения дела ООО «Златоустовский водоканал» устранило нарушение антимонопольного законодательства, а именно: согласовало с заявителем пункты 3.2.1 и 6.6 муниципального контракта от 01.01.2013 № 79 на выполнение муниципального заказа по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения в редакции МАДОУ — детский сад комбинированного вида № 43 «Солнышко».

В силу пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Таким образом, учитывая добровольное устранение со стороны ООО «Златоустовский водоканал» нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия пришла к выводам об отсутствии оснований для выдачи предписания в соответствии со статьей 23 Закона о защите конкуренции, а также о прекращении рассмотрения дела № 63-03/13 в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «Златоустовский Водоканал», выразившиеся в навязывании невыгодного условия муниципального контракта на выполнение муниципального заказа по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения от 01.01.2013, а именно: запрет на перераспределение лимитов водопотребления между кварталами, нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;

2. Прекратить производство по делу № 63-03/13 о нарушении ООО «Златоустовский Водоканал» пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны