Решение б/н Решение № 63-08/2015 от 8 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

12 ноября  2015 года    г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:    <…> – заместитель  
                                                              руководителя Управления -   
                                                         начальник отдела контроля за рекламой и
                                                         недобросовестной конкуренцией;                                                                                                     

члены Комиссии:    <…>, главный специалист-эксперт  
                                                         отдела контроля за рекламой и
                                                         недобросовестной конкуренцией;
                                                         <…>, специалист-эксперт  
                                                         отдела контроля за рекламой и
                                                         недобросовестной конкуренцией,,                                                      
рассмотрев дело № 63-08/2015, возбужденное по признакам нарушения пункта 1 статьи 7  Федерального закона «О рекламе» по факту распространения рекламы пиццерии «Акварела» по доставке алкогольной продукции,
         в отсутствие:
          заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела и не заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,
          общества с ограниченной ответственностью «Империя вкуса» (далее – ООО «Империя вкуса»), надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела и не заявившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области поступило заявление физического лица о размещении в меню пиццерии «Акварелла» (г. Златоуст, пр. им. Ю.А. Гагарина, 1 линия, д. 10а) ненадлежащей рекламы, в которой присутствуют сведения: «Девочки еще не знают где купить алкоголь после 23:00, а мальчики уже заказали в сети Pizza Aquarela».
По мнению заявителя, в русском языке мальчиками и девочками называют детей в возрасте до 13-15 лет, в связи с чем, информация в меню указывает на то, что дети могут заказать себе алкоголь с доставкой, что предполагает возможность его употребления ими.
Администрация Златоустовского городского округа по запросу Челябинского УФАС России представила фотоматериалы меню пиццерии «Акварела» (г. Златоуст, пр.им. Гагарина, 1 линия, д. 10а) по состоянию на 14 мая 2015 года. Из фотоматериалов усматривается, что в рекламе присутствуют образы людей и сведения: «Девочки еще не знают где купить алкоголь после 23:00, а мальчики уже заказали в сети Pizza Aquarela» и указаны контактные телефоны доставки, а также наименования алкогольной продукции торговых марок «Glenfiddich», «OLMECA», «Grants», «VEDA», «BACARDI», «Золотой резерв», «BLACK LABEL», «Tullamore Dew».
Также письмом исх. № 4094 от 14.05.2015 Администрация Златоустовского городского округа сообщила, что  предпринимательскую деятельность в пиццерии «Акварела» (г. Златоуст, пр.им. Гагарина, 1 линия, д. 10а) осуществляет ООО  «Империя вкуса».
Челябинским УФАС России в отношении ООО «Империя вкуса» возбуждено дело по признакам нарушения пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».
ООО «Империя вкуса» представило письменные объяснения о том, что ООО «Империя вкуса» не предоставляет услуги по доставке алкогольной продукции и по её продаже  дистанционным способом, телефоны указаны для обратной связи обращения гостей пиццерии.
Определением Челябинского УФАС России  исх. № 15430/08 от 06.10.2015 рассмотрение дела было отложено и назначено на 12 ноября 2015 года                                    в 10 часов 00 минут по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, каб. 320. В определении  также указано на отсутствие предупреждающей надписи о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции  и использование образов людей в рекламе алкогольной продукции, что содержит признаки нарушения части 3 статьи 21, пункта 6 части 1 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».
ООО «Империя вкуса» на рассмотрение дела не явилось, письменные объяснения не представило. Почтовая корреспонденция с процессуальными документами Челябинского УФАС России направленная в адрес ООО «Империя вкуса»: г. Миасс, ул. Добролюбова, 39а,  была возвращена почтовым отделением с отметкой об истечении срока хранения.
Согласно выписке из ЕГРРЮЛ ООО «Империя вкуса» зарегистрировано по адресу: г. Миасс, ул. Добролюбова, 39а, на который антимонопольным органом направлялась почтовая корреспонденция.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, и на недостоверность данных, содержащихся в нем, на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п., за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (п. 2 ст. 51 ГК РФ).
С учетом изложенного, Комиссия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ООО «Империя вкуса».
Рассмотрев заявление и материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
В городе Златоусте 14 мая 2015 года в пиццерии «Акварела» в меню на отдельном листе распространялась информация: «Девочки еще не знают где купить алкоголь после 23:00, а мальчики уже заказали в сети Pizza Aquarela. Телефоны доставки:  Миасс ул. Лихачева, 47 А (3513)57-24-02…, Златоуст пр. Гагарина, 1 линия, 10А (3513) 67-20-40…, Чебаркуль ул. 9 мая, д. 15, ТК «Алиса» (35168) 2-44-00… Glenfiddich, OLMECA, Grants, VEDA, BACARDI, Золотой резерв, BLACK LABEL, Tullamore Dew». При этом  на левом информационном поле неоднократно указано слово «Доставка». Здесь же присутствуют образы людей, в частности молодых людей.  Иные листы меню содержат сведения об ассортименте продукции, реализуемой в Pizza Aquarela, в том числе алкогольной продукции, как например карта бара с информацией: «Коньк Хеннесси U.S, Хенесси USOP, Камю U.S, Камю U.S.O.P Бренди Золотой резерв 5*, Армянский 3*, Саят Нова 3*, Саяот Нова 5*…».
Факт размещения данной информации о пиццерии «Акварела» подтверждается фотоматериалами по состоянию на 14 мая 2015 года, представленными Администрацией Златоустовского городского округа письмом исх. № 4094 от 14.05.2015.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама – это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
  Размещаемая информация, выполненная в форме меню  как отдельная печатная продукция «Девочки еще не знают где купить алкоголь после 23:00, а мальчики уже заказали в сети Pizza Aquarela»  с использованием образов людей, а также указанием наименований алкогольной продукции и номеров телефонов службы доставки направлены не столько на информирование потребителей о продукции (ассортименте), предлагаемой в месте её продажи, в данном случае в пиццерии «Акварела», сколько на выделение  алкогольной продукции торговых марок «Glenfiddich», «OLMECA», «Grants», «VEDA», «BACARDI», «Золотой резерв», «BLACK LABEL», «Tullamore Dew», среди однородных товаров, следовательно, указанная информация является рекламой.
В рекламе указаны торговые марки алкогольной продукции «Glenfiddich», «OLMECA», «Grants», «VEDA», «BACARDI», «Золотой резерв», «BLACK LABEL», «Tullamore Dew»  и отсутствует предупредительная надпись о вреде её чрезмерного потребления.
В соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе»  реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Отсутствие в рекламе алкогольной продукции торговых марок «Glenfiddich», «OLMECA», «Grants», «VEDA», «BACARDI», «Золотой резерв», «BLACK LABEL», «Tullamore Dew», размещенной в меню пиццерии «Акварела», предупредительной надписи о вреде её чрезмерного потребления нарушает требования части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».
Согласно пункту 6 части 1 статьи 21 Федерального закона «О рекламе»  реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).
Под образом следует понимать отражение в сознании потребителей рекламы определенных объектов материального мира, их наглядное, живое представление. (Постатейный комментарий к Федеральному закону «О рекламе»  авторы Бадалов Д.С., Василенкова И.И., Карташов Н.Н., Котов С.Ф., Никитина Т.Е. «Статут», 2012). При этом создание образов может выражаться через текстовое, визуальное или звуковое восприятие.
В данном случае в рекламе использованы текстовые образы людей за счет указания сведений «Девочки… мальчики…». Также в рекламе содержится визуальное использование образов людей в виде изображения живых людей, а именно молодых девушек и юношей,  способом фотографии.
Реклама алкогольной продукции торговых марок «Glenfiddich», «OLMECA», «Grants», «VEDA», «BACARDI», «Золотой резерв», «BLACK LABEL», «Tullamore Dew», размещенная в меню пиццерии «Акварела», в которой посредством текстового и визуального восприятия использованы образы людей нарушает пункт 6 части 1 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил «продажа товаров дистанционным способом» - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В силу пункта 20 Правил договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар. При оплате товаров покупателем в безналичной форме или продаже товаров в кредит (за исключением оплаты с использованием банковских платежных карт) продавец обязан подтвердить передачу товара путем составления накладной или акта сдачи-приемки товара.
В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.10.2007 N 0100/10281-07-32 «О контроле за соблюдением Правил» продажа товаров вне стационарных мест торговли непосредственно по месту нахождения потребителя является одним из условий дистанционного способа продажи товаров.
Частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (то есть правил, ответственность за нарушение которых не предусмотрена частями 1 - 2.1 данной статьи).
Таким образом, дистанционная продажа алкогольной продукции является видом деятельности, запрещенным законодательством Российской Федерации.
Доказательств того, что ООО «Империя вкуса», осуществившее размещение в меню пиццерии «Акварелла» рекламной информации «…Доставка…Glenfiddich», «OLMECA», «Grants», VEDA, BACARDI, Золотой резерв, BLACK LABEL, Tullamore Dew» осуществляет вид деятельности, запрещенный законодательством Российской Федерации  при рассмотрении дела не представлено. Сведения о привлечении ООО «Империя вкуса» к административной ответственности за совершение административного нарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по состоянию на 12 ноября 2015 года у антимонопольного органа отсутствуют.
Частями 6 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» за нарушение требований части 1 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» предусмотрена ответственность рекламодателя, за нарушение требований части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» ответственность рекламодателя и рекламораспространителя.
Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Исходя из понятия рекламодателя, изложенного в статье 3 Федерального закона «О рекламе», рекламодатель - это по сути, заказчик рекламы, то есть то лицо, в чьих интересах осуществляется распространение и размещение рекламы. Соответственно, таким лицом могут выступать изготовитель, продавец, фирма, оказывающая услуги, государственный или общественный орган, частное лицо и так далее.
С учетом изложенного, рекламодателем рекламы является ООО «Империя вкуса», поскольку реклама, размещенная в меню пиццерии «Акварела» направлена на формирование и поддержание интереса к услугам и товарам  данной организации.
ООО «Империя вкуса» также является рекламораспространителем как лицо, осуществляющее распространение рекламы по месту  нахождения пиццерии «Акварелла».
ООО «Империя вкуса» не представило материалы, свидетельствующие о прекращении распространения рекламы по состоянию на 12.11.2015, в связи с чем, Комиссия считает необходимым выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
Руководствуясь  частью  2  пункта  1  статьи  33,  частью  1  статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42  Правил рассмотрения   антимонопольным   органом  дел,  возбужденных  по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламную информацию алкогольной продукции торговых марок «Glenfiddich», «OLMECA», «Grants», «VEDA», «BACARDI», «Золотой резерв», «BLACK LABEL», «Tullamore Dew», выполненную в форме меню отдельной печатной продукцией, размещенную 14 мая 2015 года в меню пиццерии «Акварела» в которой:
отсутствует предупредительная надпись о вреде её чрезмерного потребления, поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе»,
использованы образы людей, что нарушает  требования пункта 6 части 1 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать  ООО «Империя вкуса» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Империя вкуса»  и его должностного лица.
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение изготовлено в полном объеме 20  ноября 2015 года.

 


Председатель Комиссии                                        <…>

Члены Комиссии                                               <…>

<…>
                 
                                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны