Определение б/н Определение по делу № 63-08/2017 от 9 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ № 63-08/2017

 

24 января 2018 года г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<…> – заместитель руководителя –

начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

члены Комиссии:

<…> – специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

рассмотрев дело № 63-08/2017, возбужденное по факту распространения рекламы, размещенной на рекламной конструкции по адресу: г. Челябинск, улица Горького, вблизи дома 8 по направлению в сторону Тракторозаводского района г. Челябинска, со сведениями: «до боли устали от проблем с деньгами… заказ книги ***-**-50…», с признаками нарушения требований части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) при исполнении полномочий по государственному контролю за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что 21 февраля 2017 года на рекламной конструкции по адресу: г. Челябинск, улица Горького, вблизи дома 8 по направлению в сторону Тракторозаводского района г. Челябинска размещена реклама со сведениями: «до боли устали от проблем с деньгами… заказ книги ***-**-50…».

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация со сведениями: «до боли устали от проблем с деньгами… заказ книги ***-**-50…» является рекламой, поскольку предназначена для неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, в данном случае к печатной продукции «Дианетика. Современная наука о разуме» автор <…>, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства.

Пунктом 1 Приказа Минздравмедпрома РФ от 19.06.1996 № 254 "Об отмене "Методических рекомендаций "Программа детоксикации" (далее – Приказ) закреплено не допускать пропаганды и использования методов детоксикации, иных вытекающих из учения <…> методов сайентологии и дианетики в практике здравоохранения.

Поскольку реклама печатной продукции «Дианетика. Современная наука о разуме» автор <…> может не соответствовать пункту 1 Приказа Челябинским УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно выписке из реестра Российской системы и плана нумерации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи, телефонный номер <...> -351-***-**-50, указанный в тексте рекламы, входит в ресурс нумерации оператора связи ООО «Т2 Мобайл».

На запрос Челябинского УФАС России от ООО «Т2 Мобайл» поступили письменные пояснения, согласно которым абонентский номер <...> -351-***-**-50 выделен ИП <…>.

Челябинским УФАС России направлен запрос в Управление наружной рекламы и информации Администрации г. Челябинска о предоставлении документов и информации, касающихся владельца рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Челябинск, улица Горького, вблизи дома 8 по направлению в сторону Тракторозаводского района г. Челябинска.

Управление наружной рекламы и информации Администрации г. Челябинска представило документы, согласно которым, рекламная конструкция, выполненная в виде отдельно стоящей щитовой установки, расположенная по адресу: ул. Горького, д. 8, установлена и эксплуатируется ООО «Урал Стрит» на основании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции № 553 от 11 декабря 2013 года.

На запрос Челябинского УФАС России от ООО «Урал Стрит» поступили письменные пояснения, согласно которым реклама «до боли устали от проблем с деньгами… заказ книги ***-**-50…» размещена на основании договора на оказание услуг по распространению рекламно-информационных материалов наружной рекламы № 01УС_2017 от 31.01.2017 года, заключенного с ООО «Репаблик».

ИП <…> и ООО «Репаблик» привлечены к участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения Федерального закона «О рекламе».

ИП <…> представлены письменные пояснения, согласно которым Приказ является недействующим, поскольку не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений.

По мнению ИП <…>, печатная продукция «Дианетика. Современная наука о разуме» может распространяться и рекламироваться. Дианетика и ее методологии разработанные <…>, не представляют никакой опасности. Также данная печатная продукция исключена из Федерального списка экстремистских материалов на основании Определения Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14.04.2011.

В материалы дела представлена фотокопия «Толкового словаря русского языка» автор <…>, содержащая сведения о том, что дианетика – это наука, занимающаяся изучением закономерностей функционирования человеческого разума и психики; искусство поддержания душевного здоровья.

ИП <…> считает, что дианетика – это наука, занимающаяся изучением закономерностей функционирования человеческого разума и психики, следовательно, реклама печатной продукции «Дианетика. Современная наука о разуме» может распространяться на территории Российской Федерации и в действиях ИП <…> отсутствует нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

ООО «Репаблик» представлены письменные пояснения, согласно которым между Обществом (далее – «Исполнитель») и ИП <…> (далее «Заказчик»), заключен Договор № Р-600/17 от 19.02.2017 г. В соответствии с условиями данного Договора ООО «Репаблик» оказывает услуги по размещению наружной рекламы путем размещения предоставленного рекламно-информационного материала (далее по тексту – «РИМ») на рекламном щите, расположенном по адресу: г. Челябинск, ул. Горького, 8, 200 м от пр. Ленина.

На основании вышеуказанного договора и приложения к нему Исполнитель разместил рекламу: «До боли устали от проблем с деньгами… заказ книги ***-**-50…».

ИП <…> были предоставлены доказательства об исключении данной книги из списка экстремистской литературы (книга <…> «Дианетика. Современная наука о разуме» не запрещена на территории России и исключена из федерального списка экстремистской литературе (п. 632), размещенной на сайте Минюста в сети Интернет по адресу: http://minjust.ru/ru/extremist-materials), поэтому Исполнитель счел возможным разместить рекламу: «до боли устали от проблем с деньгами… заказ книги ***-**-50…», по адресу: г. Челябинск, ул. Горького, 8, 200 м от пр. Ленина.

По мнению ООО «Репаблик», реклама со сведениями: «до боли устали от проблем с деньгами… заказ книги ***-**-50…» не нарушает требования действующего законодательства Российской Федерации о рекламе. Также указанная реклама не размещается с 01 марта 2017 года ввиду прекращения договорных отношений между ООО «Репаблик» и ИП <…>

Рассмотрение материалов дела приводит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что по адресу: г. Челябинск, улица Горького, вблизи дома 8 по направлению в сторону Тракторозаводского района г. Челябинска в соответствии с Договором № Р-600/17 от 19.02.2017 г. в период с 01 февраля 2017 года по 28 февраля 2017 года размещалась реклама со сведениями: «до боли устали от проблем с деньгами… заказ книги ***-**-50…».

Согласно свободной энциклопедии «Википедия» дианетика - созданное <…> псевдонаучное учение, методики которого, согласно автору, могут помочь снизить влияние прошлых нежелательных ощущений и эмоций, нерациональных страхов и психосоматических заболеваний (заболеваний, вызванных или усугубленных эмоциональными расстройствами) на человека в настоящее время.

Пунктом 1 Приказа закреплено не допускать пропаганды и использования методов детоксикации, иных вытекающих из учения <…> методов сайентологии и дианетики в практике здравоохранения.

Для изучения вопроса о возможности размещения информации о методологии «Дианетика», сведения о которой содержатся в рекламе печатной продукции, распространенной по адресу: г. Челябинск, улица Горького, вблизи дома 8 по направлению в сторону Тракторозаводского района г. Челябинска (Договор № Р-600/17 от 19.02.2017 г.), Челябинским УФАС России направлен запрос в Министерство здравоохранения Челябинской области о представлении письменного мотивированного мнения о том, содержит ли реклама со сведениями: «до боли устали от проблем с деньгами… заказ книги ***-**-50…» нарушение пункта 1 Приказа.

На запрос Челябинского УФАС России Министерство здравоохранения Челябинской области представило письменное мнение (вх. № 13942 от 24.10.2017), из которого следует, что согласно пункту 2 Приказа, данный нормативный правовой акт ориентирован на руководителей органов здравоохранения субъектов Российской Федерации, руководителей учреждений здравоохранения федерального подчинения, включая научно-исследовательские, лечебно-профилактические и образовательные.

В представленном фотоматериале отсутствует указание на дианетику как на метод оказания медицинской помощи, используемый медицинскими учреждениями. По мнению Министерства здравоохранения Челябинской области, в рекламе не усматривается взаимосвязь и (или) причастность к данной рекламе медицинских или образовательных учреждений системы здравоохранения.

Поскольку в рекламе со сведениями: «до боли устали от проблем с деньгами… заказ книги ***-**-50…» отсутствует указание на дианетику как на метод оказания медицинской помощи, используемый медицинскими учреждениями, по мнению Министерства здравоохранения Челябинской области, не усматривается нарушение части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Министерством здравоохранения Челябинской области также указано, что разработанные <…> методологии, включая «Дианетику» не смогли пройти государственного лицензирования ни в одной стране мира и не получили разрешение на применение, применение указанных методов в практике здравоохранения опасно для человека.

Материалами дела установлено, что решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26 марта 2010 г. печатная продукция «Дианетика. Современная наука о разуме» автор <…> включена в список Федеральный список экстремистских материалов. Определением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14.04.2011 указанная печатная продукция исключена из Федерального списка экстремистских материалов (14 апреля 2011 г. Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры определил произвести поворот исполнения решения Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26 марта 2010 г. путем исключения из Федерального списка экстремистских материалов Министерства юстиции Российской Федерации, размещенного на официальном сайте Минюста России в международной компьютерной сети «Интернет», информационных материалов <…>. Определение вступило в законную силу 26 апреля 2011).

Анализ указанных нормативно-правовых и судебных актов позволяет прийти к следующим выводам.

В силу Приказа методология «Дианетика» не получила разрешение на применение в практике здравоохранения, в частности медицинскими работниками и медицинскими организациями, что следует из пункта 1 Приказа, указывающего, что действия данного документа распространяется на медицинских работников и медицинские организации. Приказ не регулирует вопросы, связанные с реализацией в свободном гражданском обороте печатной продукции о методологии «Дианетика».

Таким образом, действие данного Приказа распространяется исключительно на медицинские учреждения и медицинских работников с целью недопущения применения указанной методологии при применении методов лечения в определенной сфере здравоохранения.

Каких-либо запретов в настоящее время на распространение (продажу) печатной продукции «Дианетика. Современная наука о разуме» автор <…> действующее законодательство не содержит.

По данным Федерального списка экстремистских материалов, размещенного на Интернет-ресурсе http://minjust.ru/ru/extremist-materials, информация о печатной продукции «Дианетика. Современная наука о разуме» автор <…> в нем отсутствует.

Таким образом, при условии отсутствия законодательного запрета на реализацию печатной продукции, сведения о которой размещаются в спорной рекламе и при наличии судебного акта, исключающего печатную продукцию «Дианетика. Современная наука о разуме» автор <…> из Федерального списка экстремистских материалов, не усматривается нарушение части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в действиях ИП <…> и ООО «Репаблик».

Комиссией Челябинского УФАС России не принят во внимание довод ИП <…> о том, что Приказ не подлежит применению на территории Российской Федерации, поскольку является недействующим ввиду следующего.

Согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации нормативно-правовой акт вступает в законную силу с момента опубликования. Как установлено материалами дела, Приказ размещен в Электронном периодическом издании Справочная Правовая Система КонсультантПлюс, опубликован в журнале «Здравоохранение» № 8 в 1996 году и в силу статьи 15 Конституции Российской Федерации является действующим. В данном случае его применение ограничено сферой здравоохранения.

Комиссией не принят в качестве доказательства факта отнесения методологии «Дианетика» к науке фотоматериал, представленный ИП <…>, с данной информацией, размещенной на титульном листе и выдержкой из «Толкового словаря русского языка» <…>, поскольку представленные фотокопии не содержат идентификационных признаков, позволяющих установить, что изложенные в них сведения были размещены в соответствующем словаре (отсутствует указание на год издания «Толкового словаря русского языка» <…>, номер издания, издательство и так далее).

Челябинским УФАС России произведен осмотр Интернет-ресурса http://www.ozhegov.org, на котором размещен «Толковый словарь русского языка» автор <…> о чем составлен Акт осмотра № 17-2018 от 08.02.2018.

По состоянию на 08.02.2018 сведения на указание методологии «Дианетика» как на науку (определение) в «Толковом словаре русского языка» <…> отсутствуют.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Правил) производство по делу может быть прекращено в случае не подтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

По изложенным выше основаниям факт нарушения Федерального закона «О рекламе» в настоящее время не находит законодательного подтверждения.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «а» пункта 36 Правил Комиссия,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

производство по делу № 63-08/2017 прекратить.

Связанные организации

Связанные организации не указаны