Постановление б/н Постановление по делу № 63-14.32ч.3/17 от 30 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 63-14.32ч.3/17

об административном правонарушении

28 марта 2018 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) <…>, рассмотрев протокол об административном правонарушении № 63-14.32ч.3/17 от 30.11.2017 и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного начальником отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России <…> в отношении ранее занимавшего должность Главы Сосновского муниципального района Челябинской области (далее – Глава района) <…>,________________года рождения, место рождения:______________________________________________, место жительства: ___________________________________________________, паспорт <...> серия <...> номер <...> выдан_______________________________ ________________________, дата выдачи __________, по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ред. Федерального закона от 17.07.2009 № 160-ФЗ (далее – КоАП РФ), в отсутствие <…>, которому разъяснены права знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также положения статьи 51 Конституции РФ и иные процессуальные права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ (определение исх. № 12521/07 от 03.10.2017, протокол исх. № 16006/07 от 30.11.2017, определения исх. № 16026/07 от 30.11.2017, № 16133/07 от 01.12.2017, №1147/07 от 29.01.2018), и исследовав материалы настоящего дела об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л :

Согласно Решению Территориальной избирательной комиссии Сосновского района от 05.12.2011 № 33/240 <…> избран на должность Главы района.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Устава Сосновского муниципального района (далее – Устав) глава муниципального района является высшим должностным лицом Сосновского муниципального района и наделяется Уставом в соответствии с федеральным законом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно части 1 статьи 26 Устава к полномочиям главы муниципального района относится обеспечение на территории муниципального района исполнения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области, правовых актов органов местного самоуправления (пункт 9), осуществление руководства Администрацией Сосновского муниципального района (далее – Администрация; пункт 14).

Частью 3 статьи 31 Устава определено, что Администрация возглавляется главой муниципального района, являющимся главой администрации муниципального района. Администрация осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области, Уставом, решениями Собрания депутатов и главы администрации муниципального района (часть 5 статьи 31 Устава).

Таким образом, Глава района <…> несет ответственность за заключаемые им договоры и соглашения.

В соответствии с Решением Собрания депутатов Сосновского муниципального района Челябинской области от 09.12.2015 № 2016 полномочия Главы района <…> прекращены 19.12.2016.

Между Администрацией в лице Главы района <…> и Открытым акционерным обществом «Строительная компания «Челябинскгражданстрой» (далее – ОАО СК «Челябинскгражданстрой», Общество) заключен муниципальный контракт № 18/134 от 11.12.2015 купли-продажи недвижимого имущества (далее – Муниципальный контракт), который признан антиконкурентным соглашением ввиду следующего.

Закон о защите конкуренции направлен на предупреждение и пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции, в том числе органами местного самоуправления, в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция определена как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции к признакам ограничения конкуренции относятся, в том числе сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Обществом у физического лица приобретен земельный участок кадастровый номер <...> :19:0501002:384 площадью 11902 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов – для строительства многоэтажных домов (далее – Земельный участок). 06.10.2014 зарегистрировано право собственности Общества на Земельный участок.

Постановлением Администрации от 14.10.2014 № 5903 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка для строительства многоэтажных жилых домов, общей площадью 11 902 кв.м, с кадастровым номером 74:19:0501002:384, расположенного по адресу: Челябинская область, Сосновский район, примерно в 1,5 км по направлению на запад от ориентира д. Казанцево» на основании заявления Общества вх. № 6500 от 08.09.2014 утвержден градостроительный план Земельного участка № RU74192014-2026.

15.10.2014 выдано положительное заключение государственной экспертизы № 74-1-4-0458-14 проектной документации (без сметы на строительство) и результаты инженерных изысканий объекта капитального строительства «Детский ясли-сад на 265 мест в д. Казанцево Сосновского района Челябинской области».

14.11.2014 Администрацией выдано разрешение на строительство № RU74192014-1354 объекта капитального строительства «Детский сад-ясли на 265 мест в д. Казанцево».

28.04.2015 в Администрацию поступило обращение ОАО СК «Челябинскгражданстрой» (вх. № 2819) о включении в программу финансирования строительство детского сада-ясли на 265 мест в д. Казанцево Сосновского района Рощинского сельского поселения с указанием технико-экономических показателей строительства, а также сведений о том, что ОАО СК «Челябинскгражданстрой» за счет собственных средств выполнены фундаменты здания – 100% с обратной засыпкой. К указанному обращению приложены положительное заключение Госэкспертизы № 74-1-4-0458-14 от 15.10.2014 и разрешение на строительство № RU74192014-1354 от 14.11.2014.

На основании обращения Общества вх. № 5687 от 14.08.2015 Администрацией принято Постановление от 03.11.2015 № 2992 «О внесении изменений в разрешение на строительство № RU74192014-1354 от 14.11.2014», которым изменен объект капитального строительства «Детский сад-ясли на 265 мест в д. Казанцево» на «Детский сад-ясли на 290 мест в д. Казанцево».

Нормативного правового и документального обоснования необходимости увеличения количества мест в Детском саду с 265 до 290 Обществом не представлено.

Детский сад-ясли на 290 мест в д. Казанцево введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод в эксплуатацию № 74-19-170-2015 от 26.11.2015.

04.12.2015 зарегистрировано право собственности Общества на указанный объект недвижимости.

Таким образом, Обществом обращение о включении Детского сада в Программу Челябинской области направлено (вх. № 2819 от 28.04.2015) при отсутствии разрешения на ввод в эксплуатацию Детского сада и правоустанавливающих документов на здание.

Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Челябинской области заключено соглашение от 06.05.2015 № 08.ТО7.21.0817 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Челябинской области на модернизацию региональных систем дошкольного образования, которым с учетом Дополнительного соглашения № 1 от 02.06.2015 предусмотрено, в том числе предоставление субсидии на приобретение зданий и помещений для реализации образовательных программ дошкольного образования.

Пунктом 1.2 Соглашения от 06.05.2015 № 08.ТО7.21.0817 предусмотрено, что условиями предоставления и расходования субсидии являются:

а) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (местных бюджетах) бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации комплекса мероприятий;

б) наличие в субъекте Российской Федерации утвержденного правовым актом субъекта Российской Федерации комплекса мероприятий, предусматривающего в том числе:

- приобретение оборудования для оснащения дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях;

- реконструкция, капитальный и текущий ремонт зданий дошкольных образовательных организаций;

- строительство зданий дошкольных образовательных организаций, в том числе с возможностью использования для реализации программ общего образования;

- приобретение зданий и помещений для реализации образовательных программ дошкольного образования, в том числе с возможностью использования для реализации программ общего образования.

Согласно пункту 2.3.5 Соглашения от 06.05.2015 № 08.ТО7.21.0817 Правительство Челябинской области обеспечивает соблюдение стоимости создания одного места путем строительства и приобретения зданий и помещений для реализации программ дошкольного образования, в том числе с возможностью использования для реализации программ общего образования, не превышающей расчетных показателей стоимости одного места.

Разделом VI государственной программы «Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области на 2015-2025 года», утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 29.10.2014 № 522-П (далее – Программа Челябинской области), предусмотрено, что реализация государственной программы осуществляется:

1) на основе государственных и муниципальных контрактов на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения областных государственных и муниципальных нужд, заключаемых государственным или муниципальным заказчиком с исполнителями мероприятий государственной программы в соответствии с федеральным законодательством о контрактной системе. Исполнители мероприятий государственной программы определяются в порядке, установленном федеральным законодательством о контрактной системе;

2) путем предоставления субсидий местным бюджетам. Субсидии местным бюджетам предоставляются на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей, соответствующих государственной программе. Условия предоставления и методика расчета субсидий местным бюджетам предусмотрены в приложении 3 к государственной программе.

Приложением 3 к Программе Челябинской области предусмотрены условия предоставления и методика расчета субсидий местным бюджетам на приобретение зданий и помещений для реализации образовательных программ дошкольного образования, в том числе с возможностью использования для реализации программ общего образования (далее – Условия предоставления субсидий по Программе Челябинской области).

Условиями предоставления субсидий по Программе Челябинской области предусмотрено, что субсидии предоставляются в целях приобретения зданий и помещений для реализации образовательных программ дошкольного образования, в том числе с возможностью использования для реализации программ общего образования и критериями отбора городских округов и муниципальных районов Челябинской области (далее именуются - муниципальные образования) для предоставления субсидий являются:

1) наличие в местном бюджете объема ассигнований на реализацию муниципальной программы, направленной на достижение целей, соответствующих настоящей государственной программе, в 2015 году;

2) наличие муниципальной программы, направленной на достижение целей, соответствующих настоящей государственной программе;

3) наличие на территории муниципального образования здания (помещения), соответствующего санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

4) наличие в муниципальном образовании очереди на зачисление детей в дошкольные образовательные организации со сроком ожидания в указанной очереди 2 и более года;

5) наличие правоустанавливающих документов на здание (помещение);

6) разрешение на ввод здания (помещения) в эксплуатацию.

30.10.2015 Администрацией в Министерство направлена заявка на участие в Программе Челябинской области, в составе которой представлены:

- список приобретаемых зданий (помещений), в котором указано муниципальное дошкольное учреждение по адресу: Сосновский район, д. Казанцево, ул. Уфимская, 1; количество этажей 2, сметная стоимость 1 места дошкольной образовательной организации 722, 49 тыс. рублей, количество мест 290;

- разрешение на строительство № RU74192014-1354 от 14.11.2014 Детского сада на 265 мест в д. Казанцево на земельном участке с кадастровым номером с кадастровым номером 74:19:0501002:384;

- свидетельство о государственной регистрации права собственности ОАО СК «Челябинскгражданстрой» на земельный участок с кадастровым номером 74:19:0501002:384;

- кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 74:19:0501002:384;

- положительное заключение государственной экспертизы от 10.08.2015 № 297/1.2-75/15 проектной документации (без сметы на строительство) и результаты инженерных изысканий объекта капитального строительства «Детский ясли-сад на 265 мест в д. Казанцево Сосновского района Челябинской области (детский ясли-сад на 290 – корректировка)»;

- Постановление Администрации от 20.08.2015 № 2511 «О внесении изменений в разрешение на строительство № RU74192014-1354 от 14.11.2014», предусматривающее изменение количества мест в Детском саду до 290;

- Постановление Администрации от 19.10.2015 № 332 «О присвоении адресного номера земельному участку и вновь построенному объекту Детский сад-ясли на 290 мест в д. Казанцево Сосновского района Челябинской области»;

- Постановление Администрации от 20.03.2015 года № 1419 «Об утверждении муниципальной программы «Поддержка и развитие дошкольного образования в Сосновском муниципальной районе» на 2015 год с приложением Постановления Администрации от 31.07.2015 № 2310 «О внесении изменений в Постановление Администрации от 01.07.2015 № 2076»;

- справка исх. № 1136 от 30.10.2015 по данным системы электронной очереди Сосновского муниципального района для получения мест в дошкольную образовательную организацию по состоянию на 01.01.2015, в которой указаны показатели: актуальный спрос – 1170, отложенный спрос – 776;

- справка исх. № 1136 от 30.10.2015, в которой указано, что по Сосновскому муниципальному району из муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, в 2016 году планируется выпустить в школу 713 человек;

- выписку из нормативного правового акта о бюджете субъекта Российской Федерации – Решения Собрания депутатов Сосновского муниципального района от 17.12.2014 № 914 «О бюджете Сосновского муниципального района на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 годов», согласно которой предусмотрено финансирование мероприятий по муниципальной программе «Поддержка и развитие дошкольного образования в Сосновском муниципальном районе» на 2015 год в размере 15 319 120 рублей, в том числе на приобретение зданий и помещений для реализации программ дошкольного образования, в размере 1 000 рублей.

Таким образом, Администрацией в нарушение Условий предоставления субсидий по Программе Челябинской области направлена заявка на участие в Программе Челябинской области при отсутствии разрешения на ввод в эксплуатацию Детского сада и правоустанавливающих документов на здание.

Кроме того, муниципальной программой «Поддержка и развитие дошкольного образования в Сосновском муниципальной районе» на 2015 год (в редакции Постановления Администрации от 31.07.2015 № 2310) предусмотрены следующие условия по обеспечению территориальной и экономической доступности дошкольного образования:

1) завершение строительства (реконструкции) объекта, начатого в 2014 году: п. Полетаево (количество вводимых мест – 240, сумма затрат местного бюджета - 8440,45 тыс. рублей);

2) строительство (реконструкция) зданий дошкольных образовательных организаций: с. Долгодеревенское (количество вводимых мест – 240, сумма затрат местного бюджета - 0,0 тыс. рублей), д. Шигаево (количество вводимых мест – 120, сумма затрат местного бюджета - 0,0 тыс. рублей);

3) возврат в систему дошкольного образования зданий, используемых не по целевому назначению: п. Солнечный (количество вводимых мест – 75, сумма затрат местного бюджета - 0,0 тыс. рублей), п. Мирный (количество вводимых мест – 60, сумма затрат местного бюджета - 600,0 тыс. рублей);

4) капитальный ремонт зданий дошкольных образовательных организаций: п. Солнечный (количество вводимых мест – 75, сумма затрат местного бюджета - 0,0 тыс. рублей), п. Мирный (количество вводимых мест – 60, сумма затрат местного бюджета - 0,0 тыс. рублей);

5) организация 6 дошкольной группы при общеобразовательном учреждении: МОУ Кременкульская СОШ (количество вводимых мест – 25, сумма затрат местного бюджета - 250,0 тыс. рублей), МОУ Долгодеревенская СОШ (количество вводимых мест – 75, сумма затрат местного бюджета - 750,0 тыс. рублей), МОУ Рощинская СОШ (количество вводимых мест – 50, сумма затрат местного бюджета - 500,0 тыс. рублей);

6) оснащение приобретенного дошкольного учреждения: п. Западный, микрорайон «Белый Хутор» (количество вводимых мест – 150, сумма затрат местного бюджета - 700,0 тыс. рублей);

7) приобретение зданий и помещений для реализации программ дошкольного образования, в том числе с возможностью использования для реализации программ общего образования: п. Славино (количество вводимых мест – 290, сумма затрат местного бюджета - 1,0 тыс. рублей);

8) создание дополнительных мест путем доукомплектования функционирующих групповых ячеек для детей в возрасте от 1 до 6 лет: МДОУ- детский сад КВ № 13 с. Кременкуль (количество вводимых мест – 10, сумма затрат местного бюджета - 8,0 тыс. рублей), МДОУ- детский сад № 17 п. Трубный (количество вводимых мест – 10, сумма затрат местного бюджета - 8,0 тыс. рублей), МДОУ- детский сад КВ № 19 п. Рощино (количество вводимых мест – 5, сумма затрат местного бюджета - 4,0 тыс. рублей), МДОУ- детский сад ЦРР № 20 п. Рощино (количество вводимых мест – 6, сумма затрат местного бюджета - 4,1 тыс. рублей).

Согласно сведениям с официального сайта Администрации www.chelsosna.ru в состав Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района входят: посёлок Рощино (население 6224 человек), деревня Казанцево (население 1011 человек), деревня Новое Поле (население 1043 человек).

Муниципальной программой «Поддержка и развитие дошкольного образования в Сосновском муниципальной районе» на 2015 год приобретение здания дошкольного учреждения в д. Казанцево Рощинского сельского поселения Сосновского района не предусматривалось.

Решением Собрания депутатов Сосновского муниципального района от 17.12.2014 № 914 «О бюджете Сосновского муниципального района на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 годов» предусмотрено выделение из бюджета на Муниципальную районную программу «Поддержка и развитие дошкольного образования в Сосновском муниципальном районе» 2 500 000,00 рублей.

Постановлением Правительства Челябинской области от 20.07.2015 № 372 (в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 24.11.2015 № 608-П) «О распределении в 2015 году субсидий местным бюджетам на приобретение зданий и помещений для реализации образовательных программ дошкольного образования, в том числе с возможностью использования для реализации программ общего образования», принято решение о выделении Сосновскому муниципальному району Челябинской области 209 519 600 руб.

30.11.2015 Министерством образования и науки Челябинской области и муниципальным образованием Сосновского муниципального района Челябинской области заключено соглашение № 462 от 30.11.2015, предметом которого является перечисление Министерством образования и науки Челябинской области в 2015 году субсидии местному бюджету муниципального образования Сосновского муниципального района Челябинской области на приобретение зданий и помещений для реализации образовательных программ дошкольного образования, в том числе с возможностью использования для реализации программ общего образования, в сумме 209 519 600 руб. (далее - Соглашение № 462 от 30.11.2015).

Согласно пункту 1.1 Соглашения № 462 от 30.11.2015 предметом соглашения является перечисление Министерством в 2015 году субсидии местному бюджету муниципального образования Сосновский муниципальный район на приобретение зданий и помещений для реализации образовательных программ дошкольного образования, в том числе с возможностью использования для реализации общего образования, в сумме 209 519, 6 тыс. рублей, согласно приложениям № 1, 2 к соглашению.

Пунктом 2 Соглашения № 462 от 30.11.2015 предусмотрено, что муниципальное образование:

- направляет денежные средства на приобретение зданий и помещений для реализации образовательных программ дошкольного образования, в том числе с возможностью использования для реализации общего образования (пункт 2.2.1);

- использует полученные средства из областного бюджета по целевому назначению, в соответствии со сметой расходов на цели, указанные в пункте 1.1 соглашения. Смета расходов является неотъемлемой частью соглашения (пункт 2.2.3);

- обеспечивает достижение значений целевых показателей эффективности использования субсидий: количество мест – 290, средняя стоимость создания одного места в рамках приобретения зданий (помещений) – 722 481,38 рублей.

Соглашением № 462 от 30.11.2015 предусмотрен расход бюджета Челябинской области по коду 522 - Субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности.

Из содержания Соглашения № 462 от 30.11.2015 и приложений к нему следует, что субсидия Сосновскому муниципальному району выделена на приобретение зданий и помещений для реализации образовательных программ дошкольного образования, в том числе с возможностью использования для реализации общего образования, то есть только на приобретение недвижимого имущества, которое можно использовать как для дошкольного образования, так и общего образования.

11.12.2015 Администрацией и ОАО СК «Челябинскгражданстрой» заключен Муниципальный контракт, предметом которого является купля-продажа нежилого помещения (детский сад-ясли на 290 мест) с Земельным участком и оборудованием, мебелью и материальными запасами в соответствии с приложением № 2 к Муниципальному контракту, которые переданы по акту приема-передачи. 22.12.2015 зарегистрировано право собственности муниципального образования Сосновский муниципальный район на Земельный участок и здание Детского сада.

Цена Муниципального контракта составляет 209 520 600 руб., в том числе нежилого помещения с Земельным участком – 200 607 391 руб., оборудования, мебели и материальных запасов – 8 913 208 руб.

В Муниципальном контракте указано, что он заключен в соответствии с пунктом 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Согласно пояснениям Общества детский сад-ясли по адресу: Челябинская область, Сосновский район, д. Казанцево, 1 ОАО СК «Челябинскгражданстрой» построен за счет собственных средств и приобретен Администрацией в рамках Программы Челябинской области с полной комплектацией мебелью и оборудованием, то есть поставка оборудования и мебели не являлась отдельным объектом закупки.

Пунктом 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений указанного кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусматривает, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закон о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Под определением поставщика (подрядчика, исполнителя) в статье 3 Закона о контрактной системе понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном указанным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе определено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Под конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе понимаются конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не относится к конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не позволяет хозяйствующим субъектам принять участие в закупке и предложить лучшие условия исполнения контракта и/или наименьшую цену контракта, исключает фактор конкуренции между участниками закупки.

В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.

При этом частью 3 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 статьи 59 перечни.

Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р (утратило силу с 21 марта 2016 года в связи с изданием Распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р) утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), которым предусмотрены, в том числе:

- работы строительные (код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 45, кроме кода 45.12), за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.

- изделия металлические готовые, кроме машин и оборудования (код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 28, кроме кодов 28.30.21, 28.30.22, 28.61.11.115, 28.61.14.120, 28.61.14.130, 28.61.14.173, 28.61.14.174);

- машины и оборудование, не включенные в другие группировки (код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 29, кроме кодов 29.22.18.210 - 29.22.18.220, 29.56.25.120, 29.60.1);

- оборудование офисное и техника вычислительная (код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 30).

Согласно пункту 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключения контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность, принятым в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Подготовка и реализация бюджетных инвестиций и представление субсидий на осуществление капитальных вложений регламентированы статьями 78.2, 79 БК РФ, которыми предусмотрено предоставление субсидии и бюджетной инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность в порядках, установленных соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Таким образом, муниципальный заказчик в соответствии с пунктом 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе вправе приобрести для обеспечения муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) нежилое здание, определенное решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения данного объекта недвижимого имущества в муниципальную собственность, принятым в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Постановление Правительства Челябинской области от 20.07.2015 № 372 (в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 24.11.2015 № 608-П) «О распределении в 2015 году субсидий местным бюджетам на приобретение зданий и помещений для реализации образовательных программ дошкольного образования, в том числе с возможностью использования для реализации программ общего образования» не содержит решения о приобретении Детского сада в д. Казанцево Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района, то есть конкретного объекта и без проведения торгов. Не содержит указанного решения и Решение Собрания депутатов Сосновского муниципального района от 17.12.2014 № 914 «О бюджете Сосновского муниципального района на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 годов».

Частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных указанным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

При этом, согласно части 6 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 указанной статьи.

Документов, подтверждающих нормативное правовое и документальное обоснование определения начальной (максимальной) цены Муниципального контракта, Администрацией не представлено.

Из условий Муниципального контракта следует, что муниципальным образованием Сосновский муниципальный район по Муниципальному контракту помимо здания Детского сада приобретено оборудование, мебель и материальные запасы, общая стоимость которых составила 8 913 208 рублей.

Приложением № 1 к Муниципальному контракту определен перечень оборудования, мебели и материальных запасов, которым предусмотрены, в том числе шкафы для одежды, игрушек и спортинвентаря, столы письменные и детские, кровати, стулья, вешалки для полотенец, зеркала, комплекс для руководителя, оборудование для медицинского кабинета, моечные ванны, ведра для мусора, весы, холодильные камеры, стиральные и швейные машины, мясорубка, кухонные комбайны, электросковорды, варочные плиты, сейфы, принтеры, ноутбуки, системный блок и монитор, цифровое фортепиано и т.д.

Соглашение № 462 от 30.11.2015 не содержит решения о приобретении зданий и помещений с оборудованием, мебелью и материальными запасами.

Указанные объекты являются движимым имуществом и не могут приобретаться у единственного поставщика без проведения торгов на основании пункта 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, поскольку в соответствии с указанной нормой заключение контракта с единственным поставщиком допускается исключительно на приобретение для обеспечения муниципальных нужд недвижимого имущества.

Обществом представлены договор № 287/15 от 27.08.2015, заключенный с ООО Торговый Дом «Аланта» на сумму 3 863 840, 53 рубля, № 07/08 от 01.09.2015, заключенный с ИП Сорокиной Ю.В. на сумму 3 420 940 рублей, предусматривающие поставку оборудования, мебели и материальных запасов для Детского сада, то есть общая стоимость указанного движимого имущества составила 7 284 780 рублей, при условии, что общая стоимость указанного движимого имущества по Муниципальному контракту составила 8 913 208 рублей.

ОАО СК «Челябинскгражданстрой» дополнительно приобретались оборудование, мебель и материальные запасы для Детского сада, в подтверждение чего представлены платежные поручения № 15 от 29.10.2015 на сумму 128230 руб., № 6539 от 01.12.2015 на сумму 231972,99 руб., № 6557 от 02.12.2015 на сумму 1709940 руб., № 6541 от 01.12.2015 на сумму 116674 руб., № 6586 от 04.12.2015 на сумму 499455 руб. (общая сумма 2 686 271, 99 руб.).

Письмом от 24.03.2014 № 4618-ЕС/08 Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации направлены для рассмотрения предварительный расчет средней сметной стоимости строительства детских садов на 150 мест по федеральным округам в разрезе субъектов Российской Федерации, выполненный на основании проекта укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры в ценах на 1 января 2014 года и пояснительная записка.

В пояснительной записке указано, что расчет средней сметной стоимости строительства детских садов на 150 мест по федеральным округам в разрезе субъектов Российской Федерации осуществлен на основании проекта укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры (НЦС - 2014), предназначенных для планирования инвестиций (капитальных вложений), оценки эффективности использования средств, направляемых на капитальные вложения, и подготовки технико-экономических показателей в задании на проектирование объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета.

Приведенные показатели учитывают стоимость строительных материалов, технологического оборудования (электроплита, котел пищеварочный, камеры холодильные, мясорубка, моечные ванны, стирально-отжимная и сушильная машины, каток гладильный и т.д.) и инвентаря (производственного - столы и стулья, шкафы, стеллажи, горка-манеж, стенка гимнастическая и т.д. хозяйственного - телевизор с подставкой, мультидисковый проигрыватель, пианино, компьютер и т.д.), необходимого для полноценного функционирования детских садов, затраты на оплату труда рабочих и эксплуатацию строительных машин (механизмов), накладные расходы и сметную прибыль, а также затраты на строительство временных титульных зданий и сооружений и дополнительные затраты на производство работ в зимнее время, затраты, связанные с получением заказчиком и проектной организацией исходных данных, технических условий на проектирование и проведение необходимых согласований по проектным решениям, расходы на страхование строительных рисков, затраты на проектно-изыскательские работы и экспертизу проекта, строительный контроль, резерв средств на непредвиденные работы и затраты.

В пояснительной записке указано, что указанный расчет средней сметной стоимости строительства детских садов осуществлен на основании проекта укрупненных нормативов цены строительства, предназначенных для планирования инвестиций (капитальных вложений) объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, и учитывают стоимость строительных материалов, технологического оборудования и инвентаря, необходимого для полноценного функционирования детских садов.

Письмом от 10.04.2014 № 5883-ВТ/08 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации определены расчетные показатели стоимости строительства детских садов на 150 мест по федеральным округам в разрезе субъектов Российской Федерации, которые предназначены для планирования инвестиций (капитальных вложений), оценки эффективности использования средств, направляемых на капитальные вложения, и подготовки технико-экономических показателей в задании на проектирование объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета. Приведенные показатели учитывают стоимость строительных материалов, инженерного и технологического оборудования, мебели и инвентаря, необходимого для полноценного функционирования детских дошкольных учреждений, затраты на оплату труда рабочих и эксплуатацию строительных машин (механизмов), накладные расходы и сметную прибыль, а также затраты на строительство временных титульных зданий и сооружений и дополнительные затраты на производство работ в зимнее время, затраты, связанные с получением заказчиком и проектной организацией исходных данных, технических условий на проектирование и проведение необходимых согласований по проектным решениям, расходы на страхование строительных рисков, затраты на проектно-изыскательские работы и экспертизу проекта, строительный контроль, резерв средств на непредвиденные работы и затраты.

Письмо от 24.03.2014 № 4618-ЕС/08, от 10.04.2014 № 5883-ВТ/08 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации не содержит указаний, что указанный расчет средней сметной стоимости строительства детских садов на 150 мест подлежит применению при приобретении органами местного самоуправления зданий и помещений для реализации программ дошкольного образования, напротив, указанные расчеты предназначены для планирования инвестиций (капитальных вложений), оценки эффективности использования средств, направляемых на капитальные вложения, и подготовки технико-экономических показателей в задании на проектирование объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета.

Так, например, в рамках дела № 62-07/15 о нарушении антимонопольного законодательства Челябинским УФАС России установлено, что Администрацией заключен муниципальный контракт № 001/2014 от 09.12.2014 на выполнение строительно-монтажных работ по строительству объекта «Дошкольное образовательное учреждение на 240 мест по ул. Пионерская в поселке Полетаево, Сосновского района Челябинской области» с ООО «Поло плюс». При этом в стоимость муниципального контракта оборудование, мебель и материальные запасы не включались, а стоимость одного места в дошкольном учреждении составила 701 152, 2 рублей.

Общество, укомплектовав здание Детского сада оборудованием, мебелью и материальными запасами, по сути, определило потребность заказчика и в результате заключения Муниципального контракта в отсутствие конкуренции и в нарушение требований федерального законодательства получило право на выполнение работ (поставку товаров) для муниципальных нужд по цене, которая не была определена в условиях конкуренции хозяйствующих субъектов путем проведения торгов.

С учетом совокупности всех рассматриваемых фактов, действий Администрации и Общества, проведение государственной экспертизы проектной документации Детского сада также свидетельствует о том, что ОАО СК «Челябинскгражданстрой» предполагало финансирование указанного объекта за счет бюджетных средств, поскольку без государственной экспертизы Детский сад не мог быть реализован муниципальному образованию.

Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлении от 5 апреля 2011 года № 14686/10, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Челябинским УФАС России установлено, что Администрация потребность Сосновского муниципального района в 290 местах дошкольного учреждения на территории д. Казанцево Рощинского сельского поселения Сосновского района не определяла, напротив, Обществом принято решение о строительстве Детского сада с количеством 290 мест дошкольного учреждения и приняты меры для включения Сосновского муниципального района в Постановление Правительства Челябинской области от 24.11.2015 № 608-П) «О распределении в 2015 году субсидий местным бюджетам на приобретение зданий и помещений для реализации образовательных программ дошкольного образования, в том числе с возможностью использования для реализации программ общего образования» с целью реализации (продажи) Детского сада за счет средств субсидии в рамках Программы Челябинской области.

О достижении Обществом с Администрацией соглашения свидетельствуют действия, направленные не только на реализацию (продажу) Детского сада за счет средств субсидии в рамках Программы Челябинской области, но и на увеличение количества мест в дошкольном учреждении, предполагающее увеличение стоимости реализации (продажи) здания дошкольного учреждения. Об этом свидетельствуют данные представителями Общества на заседаниях Комиссии по рассмотрению дела № 12-07/16 пояснения о том, что Администрацией проводились совещания, на которых рассматривались вопросы по вопросу необходимости оснащения Обществом Детского сада оборудованием, мебелью и материальными запасами, изменение проектной документации Детского сада в целях исключения бассейна.

Посредством заключения Муниципального контракта Администрацией и ОАО СК «Челябинскгражданстрой» обеспечена указанному обществу в отсутствие конкурентных процедур возможность продажи объекта недвижимости, оборудования, мебели и материальных запасов и получения от этого дохода, что создает преимущественные условия деятельности указанному хозяйствующему субъекту и ограничивает доступ иных организаций (индивидуальных предпринимателей) к реализации недвижимости, оборудования, мебели и материальных запасов для муниципальных нужд.

Муниципальный контракт, заключенный в отсутствие конкурентных процедур, является нарушением пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, поскольку его заключение обусловлено интересами каждого из участников указанного соглашения, результатом которого явилось недопущение, ограничение, устранение конкуренции, в том числе ограничение доступа иным хозяйствующим субъектам к реализации объектов недвижимости, оборудования, мебели и материальных запасов в целях обеспечения муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.

Действия ОАО СК «Челябинскгражданстрой», направленные на строительство, включение Сосновского муниципального района в Постановление Правительства Челябинской области от 20.07.2015 № 372 (в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 24.11.2015 № 608-П) «О распределении в 2015 году субсидий местным бюджетам на приобретение зданий и помещений для реализации образовательных программ дошкольного образования, в том числе с возможностью использования для реализации программ общего образования» в целях получения субсидии на основании Соглашения № 462 от 30.11.2015 в рамках государственной программы Челябинской области «Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области» на 2015 - 2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 29.10.2014 № 522-П, муниципальной программы «Поддержка и развитие дошкольного образования в Сосновском муниципальной районе» на 2015 год, утвержденной Постановлением Администрации от 20.03.2015 года № 1419 в редакции Постановления Администрации от 31.07.2015 № 2310 «О внесении изменений в Постановление Администрации от 01.07.2015 № 2076», и заключение Муниципального контракта без конкурентных процедур и с нарушением требований Закона о контрактной системе, свидетельствуют о намерении заключения антиконкурентного соглашения в целях продажи недвижимости, оборудования, мебели и материальных запасов.

Необеспечение Администрацией требований Закона о контрактной системе, в том числе пункта 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, и заключение Муниципального контракта без проведения конкурентных процедур свидетельствует о наличии соглашения, направленного на ограничение доступа иным хозяйствующим субъектам к возможности строительства и реализации объектов недвижимости, оборудования, мебели и материальных запасов в целях обеспечения муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.

Совокупность указанных фактов позволяет прийти к выводу, что Муниципальный контракт заключен в отсутствие конкурентных процедур, что является нарушением пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, поскольку его заключение обусловлено интересами каждого из участников указанного соглашения, результатом которого явилось недопущение, ограничение, устранение конкуренции, в том числе создание отдельному хозяйствующему субъекту – ОАО СК «Челябинскгражданстрой» необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности с получаем дохода и ограничению доступа иным хозяйствующим субъектам к возможности строительства и реализации объектов недвижимости, оборудования, мебели и материальных запасов в целях обеспечения муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.

Челябинским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения, в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции и пунктом 10.8 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

Временной интервал исследования определен с учетом особенностей товарного рынка, целей исследования. Для целей исследования использовалось изучение характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения настоящего исследования, то есть проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

В связи с указанным, временной интервал исследования включает в себя период с 2014 года до 2016 года, то есть с период с начала действий, направленных на строительство, включение Сосновского муниципального района в Постановление Правительства Челябинской области от 20.07.2015 № 372 (в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 24.11.2015 № 608-П) «О распределении в 2015 году субсидий местным бюджетам на приобретение зданий и помещений для реализации образовательных программ дошкольного образования, в том числе с возможностью использования для реализации программ общего образования» в целях получения субсидии на основании Соглашения № 462 от 30.11.2015 в рамках государственной программы Челябинской области «Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области» на 2015 - 2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 29.10.2014 № 522-П, муниципальной программы «Поддержка и развитие дошкольного образования в Сосновском муниципальной районе» на 2015 год, утвержденной Постановлением Администрации от 20.03.2015 года № 1419 (в редакции Постановления Администрации от 31.07.2015 № 2310 «О внесении изменений в Постановление Администрации от 01.07.2015 № 2076»), и заключение Муниципального контракта без конкурентных процедур и с нарушением требований Закона о контрактной системе, до момента проведения исследования.

На основании изложенного, временной интервал исследования определен как период с 2014 года до 2016 года.

При определении продуктовых границ может приниматься во внимание предмет соглашения, заключенного между органами местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Предметом Муниципального контракта является купля-продажа нежилого помещения (детский сад-ясли на 290 мест) с земельным участком и оборудованием, мебелью и материальными запасами.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст), выделяются следующие классы:

- 45 - работы строительные;

- 28 - изделия металлические готовые, кроме машин и оборудования;

- 29 - машины и оборудование, не включенные в другие группировки;

- 30 - оборудование офисное и техника вычислительная деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 30).

С учетом изложенного, рассматриваемые действия Администрации и Общества с учетом предмета Муниципального контракта, классификатора видов экономической деятельности привели к нарушению антимонопольного законодательства на рынке строительства нежилых зданий и на рынке торговли движимым имуществом (оборудование, мебель и т.д.).

Муниципальный контракт заключен Администрацией и ОАО СК «Челябинскгражданстрой».

Администрация осуществляет свои полномочия на территории Сосновского муниципального района Челябинской области.

Обществом осуществлено строительство и по Муниципальному контракту продано нежилое здание (детский сад-ясли на 290 мест) с земельным участком и оборудованием, мебелью и материальными запасами в целях реализации полномочий Администрации, предусмотренных в рамках государственной программы Челябинской области «Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области» на 2015 - 2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 29.10.2014 № 522-П, муниципальной программы «Поддержка и развитие дошкольного образования в Сосновском муниципальной районе» на 2015 год, утвержденной Постановлением Администрации от 20.03.2015 года № 1419 (в редакции Постановления Администрации от 31.07.2015 № 2310 «О внесении изменений в Постановление Администрации от 01.07.2015 № 2076»).

На территории Сосновского муниципального района в рассматриваемый период времени действовали следующие хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по строительству нежилых зданий, в том числе дошкольных учреждений: ООО «ЭкоСити», ООО «Поло Плюс», ООО «Дельта», ООО «Стройград+», ООО «ГринПарк».

Кроме того, рынок строительства нежилых зданий, а также рынок торговли движимым имуществом являлся открытым для вхождения любого хозяйствующего субъекта, как Сосновского района, Челябинской области, так и хозяйствующих субъектов других регионов, то есть имел неограниченный круг хозяйствующих субъектов.

Так, например, на территории Челябинской области в 2014 - 2016 годах деятельность по строительству нежилых зданий осуществляли следующие хозяйствующие субъекты: ООО «Авантаж», ООО «СК «Никс», ООО «Профэконом», ООО «Челябстройкомплект», ЗАО «Уралспецмонтаж», ООО Строительная Компания «МАГМА», ООО «Проминвестстрой-НС», ООО «ПТС» и другие; по торговле движимым имуществом (оборудование, мебель и т.д.) - ООО «Абсолютные системы», ООО Производственно-торговое предприятие «Кедр», ООО «Матрикс», ООО «Редент Ч», ООО «МК Гарант» и другие.

Таким образом, на территории Сосновского муниципального района рынок строительства нежилых зданий, а также рынок торговли движимым имуществом являлись конкурентными.

Совершение действий Администрации в лице Главы района <…> и Общества, направленных на строительство, включение Сосновского муниципального района в Постановление Правительства Челябинской области от 20.07.2015 № 372 (в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 24.11.2015 № 608-П) «О распределении в 2015 году субсидий местным бюджетам на приобретение зданий и помещений для реализации образовательных программ дошкольного образования, в том числе с возможностью использования для реализации программ общего образования» в целях получения субсидии на основании Соглашения № 462 от 30.11.2015 в рамках государственной программы Челябинской области «Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области» на 2015 - 2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 29.10.2014 № 522-П, муниципальной программы «Поддержка и развитие дошкольного образования в Сосновском муниципальной районе» на 2015 год, утвержденной Постановлением Администрации от 20.03.2015 года № 1419 в редакции Постановления Администрации от 31.07.2015 № 2310 «О внесении изменений в Постановление Администрации от 01.07.2015 № 2076», и заключение Муниципального контракта без конкурентных процедур и с нарушением требований Закона о контрактной системе, могли оказать негативное влияние на рынок строительства нежилых зданий и торговли движимым имуществом.

Таким образом, действия Главы района <…> и ОАО СК «Челябинскгражданстрой» по заключению Муниципального контракта, предусматривающего приобретение движимого имущества, без проведения торгов и в нарушение положений действующего законодательства, что привело или могло привести к ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов на соответствующий товарный рынок, являются антиконкурентным соглашением, нарушающим требования пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

 

Должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей подлежит административной ответственности (статья 2.4 КоАП РФ, в ред. в ред. Федеральных законов от 09.02.2009 № 9-ФЗ, от 17.07.2009 № 160-ФЗ, от 08.05.2010 № 83-ФЗ, от 28.06.2013 № 134-ФЗ, от 02.12.2013 № 326-ФЗ, от 21.12.2013 № 363-ФЗ, от 21.12.2013 № 375-ФЗ, от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 05.05.2014 № 122-ФЗ, от 21.07.2014 № 255-ФЗ, от 30.03.2015 № 67-ФЗ).

В соответствии с примечанием к указанной статье, под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Заключение органом власти недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление органом власти недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации действий является составом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.32 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 № 160-ФЗ), и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.

В настоящее время часть 3 статьи 14.32 КоАП РФ изложена в новой редакции. Вместе с тем ответственность должностных лиц органов исполнительной власти за заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения сохраняется и отражена в части 7 статьи 14.32 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 17.04.2017 № 74-ФЗ).

Частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ установлено, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Часть 7 статьи 14.32 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 17.04.2017 № 74-ФЗ) не смягчает, не отменяет административную ответственность за административное правонарушение, иным образом не улучшает положение лица, совершившего административное правонарушение.

Таким образом, на основании части 1 статьи 1.7 КоАП РФ при рассмотрении настоящего дела подлежит применению часть 3 статьи 14.32 КоАП РФ в ред. Федерального закона от 17.07.2009 № 160-ФЗ.

На рассмотрение настоящего дела <…>, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела (уведомление Почты России о возврате протокола исх. № 16006/07 от 30.11.2017, определений исх. № 16026/07 от 30.11.2017, № 16133/07 от 01.12.2017, №1147/07 от 29.01.2018), не явился, пояснений не представил, ходатайств и отводов не заявлял, представителя не направил.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в связи с обеспечением свободы экономической деятельности, необходимым условием которой является развитие конкуренции между хозяйствующими субъектами.

Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения составляет заключение органом местного самоуправления недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения, а равно участие в нем или осуществление органом местного самоуправления недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованных действий.

Объективная сторона правонарушения, совершенного Главой района <…>, выразилась в заключении недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством антиконкурентного соглашения, а именно Муниципального контракта.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат в числе прочих выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения, а также обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Одним из элементов состава административного правонарушения является его субъективная сторона, в числе характерных признаков которой имеется вина.

Административные правонарушения, предусмотренные частью 3 статьи 14.32 КоАП РФ, совершаются умышленно.

Вина Главы района <…> выразилась в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей при заключении недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством антиконкурентного соглашения, а именно Муниципального контракта, который противоречит пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Обстоятельств, исключающих вину Главы района <…> при совершении данного административного правонарушения, после рассмотрения материалов настоящего дела не выявлено.

Глава района <…> обязан знать нормы действующего законодательства, в том числе Закона о защите конкуренции, а потому он должен был озаботиться соблюдением указанных требований законодательства.

У Главы района <…> отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

  • района <…> должен был принять все возможные меры по недопущению нарушения, в том числе при подписании рассматриваемого Муниципального контракта он мог высказать возражения, вернуть его на доработку в соответствующие структурные подразделения, в том числе отказаться от его подписания и т.д.

При подписании Муниципального контракта Глава района <…> должен был исследовать вопрос о соответствии подписываемого контракта требованиям действующего законодательства. Глава района <…> должен был осуществить контроль за деятельностью структурных подразделений и должностных лиц Администрации, на которых возложены полномочия по разработке, подготовке и проверке на соответствие требованиям действующего законодательства рассматриваемого соглашения.

В материалы дела об административном правонарушении документов и сведений, подтверждающих, что Главой района <…> были приняты возможные меры по недопущению нарушения не представлено.

Подписание Главой района <…> Муниципального контракта повлекло к созданию преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности Обществу.

Глава района <…> в силу выполняемых им служебных обязанностей должен был осознавать, что его действия не соответствуют законодательству, т.е. противоправный характер своих действий, мог предвидеть наступление вредных последствий.

Исходя из изложенного, <…> несет ответственность за допущенное нарушение.

Таким образом, в действиях ранее занимавшего должность Главы района <…>, выразившихся в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей при заключении Муниципального контракта, который признан антиконкурентным соглашением, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.32 КоАП РФ.

Время совершения Главой района <…> административного правонарушения: 11.12.2015.

Место совершения Главой района <…> административного правонарушения: ул. 50 лет ВЛКСМ 21, с. Долгодеревенское, Сосновский район, Челябинская область, 456510.

Факт совершения административного правонарушения ранее занимавшим должность Главы района <…> подтверждается протоколом по делу № 63-14.32ч.3/17 об административном правонарушении, решением Челябинского УФАС России по делу № 12-07/16, а также другими материалами дела.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.32 КоАП РФ, является правонарушением в области предпринимательской деятельности.

Данное административное правонарушение посягает на общественные отношения, складывающиеся в сфере функционирования товарных рынков, в связи с конкуренцией между хозяйствующими субъектами, что является необходимым условием обеспечения свободы экономической деятельности.

Государственное регулирование в области поддержки конкуренции и нормального функционирования товарных рынков обусловлено необходимостью защиты экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публичных правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, также не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1).

Рассматриваемое административное правонарушение не может быть признано малозначительным, и должностное лицо антимонопольной службы в данном случае не может ограничиться устным замечанием, поскольку по своему характеру нарушение имеет значительную степень общественной опасности.

Кроме того, о значительной степени общественной опасности рассматриваемого правонарушения свидетельствуют установленный КоАП РФ значительный размер штрафа и годичный срок давности привлечения к административной ответственности.

Следовательно, в данном случае невозможно квалифицировать рассматриваемое правонарушение в качестве малозначительного.

Должностное лицо антимонопольного органа, всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснив обстоятельства настоящего дела об административном правонарушении, приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, исключающих производство по настоящему делу.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица (личность виновного, его имущественное положение) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При рассмотрении настоящего дела учтены личность правонарушителя, совершение подобного административного правонарушения впервые, отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность. Деяние, являющееся составом административного правонарушения, не содержит иных составов административных правонарушений.

Поводом к возбуждению настоящего дела об административном правонарушении, на основании части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ является принятие комиссией Челябинского УФАС России решения по делу № 12-07/16, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства (исх. № 5046/07 от 04.05.2017, размещено в сети Интернет на официальном сайте Челябинского УФАС России www.chel.fas.gov.ru в разделе «Решения»).

Решение по делу № 12-07/16 Администрацией, Обществом обжаловано в Арбитражный суд Челябинской области, решением от 06.12.2017 по делу А76-24217/2017 решение Челябинского УФАС России оставлено в силе в полном объеме.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.32 КоАП РФ, составляет один год со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации (части 1, 6 статьи 4.5 КоАП РФ).

Решение по делу № 12-07/16, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства, изготовлено в полном объеме 04 мая 2017 года, соответственно, срок давности привлечения к административной ответственности ранее занимавшего должность Главы района <…> на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л :

1. Признать ранее занимавшего должность Главы Сосновского муниципального района Челябинской области <…> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.32 КоАП РФ в ред. Федерального закона от 17.07.2009 № 160-ФЗ.

2. Привлечь ранее занимавшего должность Главы Сосновского муниципального района Челябинской области <…> к административной ответственности по части 3 статьи 14.32 КоАП РФ в ред. Федерального закона от 17.07.2009 № 160-ФЗ и подвергнуть наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Штраф должен быть перечислен в доход бюджета. КБК 16111602010016000140, ОКТМО 75652000 на счет федерального казначейства: УФК по Челябинской области (Челябинское УФАС России), банк получателя: Отделение Челябинск, г. Челябинск, БИК 047501001, р/с 40101810400000010801, ИНН 7453045147, КПП 745301001.

В трехдневный срок со дня уплаты штрафа <…> предлагается направить в Челябинское УФАС России (телефон/факс: (351) 263-18-39) надлежащим образом заверенные копии платежных документов.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы до пятидесяти часов.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии постановления в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд с учетом местожительства должностного лица и юрисдикции антимонопольного органа.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны