Решение №4317/09 Жалоба обоснованная от 9 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ГУП «Медтехника»

454076, г. Челябинск,

ул. Варненская, д. 6а

chelmed@yandex.ru

МАУЗ «Городская клиническая больница № 11»

454129, г. Челябинск,

ул. Дзержинского, д. 17, корпус А

gkb11@uzag74.ru

peo-gkb11@mail.ru

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 074/07/18.1-352/2019

04 апреля 2019 года г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в составе:

Председатель Комиссии: Рысева Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии: – главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 074/07/18.1-352/2019 по жалобе ГУП «Медтехника» на действия МАУЗ «Городская клиническая больница № 11» при проведении при проведении закупки на поставку офтальмологического оборудования (извещение № 31907638402), в присутствии представителей ГУП «Медтехника», представителя МАУЗ «Городская клиническая больница № 11»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ГУП «Медтехника» на действия МАУЗ «Городская клиническая больница № 11» при проведении при проведении закупки на поставку офтальмологического оборудования (извещение № 31907638402).

Согласно доводам жалобы из содержания закупочной документации следует, что закупка проводится МАУЗ «Городская клиническая больница № 11» в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при этом согласно информации Информационной карты источником финансирования данной закупки является местный (городской) бюджет, что предполагает проведение рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Податель жалобы полагает, что неправильное применение закона при осуществлении закупки влечет за собой недействительность данной закупки.

Также, согласно доводам жалобы, в подпункте 8 пункта 15 Информационной карты предусмотрено, что участники закупки обязаны декларировать свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства. При этом, из содержания пункта 23 Информационной карты следует, что ограничения, связанные с участием в данной закупке субъектом малого и среднего предпринимательства Заказчиком не установлены. По мнению подателя жалобы, данные разночтения в закупочной документации нарушают принципы проведения закупки, установленные в части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Кроме того, согласно пункту 14 Информационной карты заявка на участие в закупке состоит из трех документов:

- 1-ая часть заявки;

- 2-ая часть заявки;

- ценовое предложение.

При этом, Заказчиком ни в закупочной документации, ни в Положении о закупке товаров, работ, услуг для нужд МАУЗ ГКБ № 1 не установлено определение «ценовое предложение», а также форма его представления участниками. В связи с чем, участникам закупки не понятно каким образом необходимо представить данное ценовое предложение (в электронном или письменном виде) и в какой форме, чтобы соответствовать требованиям Заказчика.

Также, податель жалобы не смог реализовать свое право на подачу запроса о разъяснении требований закупочной документации при соблюдении им сроков направления запроса (не позднее, чем за 3 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок). Согласно пункту 9 Информационной карты срок окончания заявок на участие в закупке истекает 01.04.2019 в 09:00, следовательно, участник имеет право направить запрос о даче разъяснений не позднее 27.03.2019. При этом, податель жалобы обратился за разъяснениями 20.03.2019, на электронной площадке РТС-тендер в указанную дату уже была отключена функция подачи заявки на разъяснения закупочной документации. В связи с чем, податель жалобы, при соблюдении им требований к сроку подачи запроса о разъяснении закупочной документации, не смог реализовать свое право на обращение за разъяснениями закупочной документации.

Кроме того, на рассмотрении жалобы ГУП «Медтехника» заявило довод об необоснованном объединении в один лот как диагностического, так и хирургического офтальмологического оборудования, в следствие чего, податель жалобы не смог принять участие в закупке.

МАУЗ «Городская клиническая больница № 11» (далее – Заказчик) с доводами жалобы не согласно, представило письменные возражения, которые приобщены к материалам по жалобе.

Изучив материалы по жалобе, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам.

  1. Положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) регулируют отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Бюджетным законодательством предусмотрена возможность предоставления бюджетных средств автономным учреждениям, унитарным предприятиям и хозяйственным обществам.

Согласно части 4 статьи 15 Закона о контрактной системе при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.

Исходя из буквального толкования данной нормы следуют, что закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе необходимо проводить в случае выделения автономному учреждению субсидии из бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства или приобретение объектов недвижимости в государственную (муниципальную) собственность.

Приобретение офтальмологического оборудования автономным учреждением не относится к капитальным вложениям в объекты капитального строительства, приобретенное оборудование не будет находиться в государственной (муниципальной) собственности, следовательно, положения Закона о контрактной системе не распространяются на рассматриваемую закупку.

Довод подателя жалобы о непроведении Заказчиком закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе является необоснованным.

  1. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 8 статьи 4 Закона о закупках извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

В пункте 15 Раздела 2 Информационной карты закупки, являющейся неотъемлемой частью закупочной документации, Заказчиком установлены обязательные требования к участникам закупки.

Данным пунктом Заказчиком предусмотрено декларирование участником своей принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Вместе с тем, в пункте 23 Информационной карты, предусматривающем раскрытие информации об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства, Заказчиком не установлены ограничения, связанные с участием в данной закупке субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно пояснениям Заказчика рассматриваемый аукцион проводился МАУЗ «Городская клиническая больница № 11» не для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, Комиссией Челябинского УФАС России установлена противоречивая информация о возможности участия в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства и необоснованное предъявление к участникам закупки требований о декларировании их принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства, что является нарушением Заказчиком принципов информационной открытости проведения закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленных в пунктах 1,2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Довод подателя жалобы в данной части является обоснованным.

  1. Пунктом 14 Раздела 2 Информационной карты установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие.

Заказчиком установлено, что заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из 2 частей (из 2 электронных документов) и ценового предложения.

Закупочной документацией предусмотрено, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать:

  1. предложение участника аукциона в отношении объекта закупки по форме, установленной документацией о закупке, содержащее:

- согласие участника поставить товар (выполнить работы, оказать услуги) в соответствии с требованиями аукционной документации,

- описание конкретных показателей предлагаемого участником товара, работ, услуг,

Предложение участника аукциона в отношении объекта закупки должно заполняться участником закупки по форме, установленной настоящей аукционной документацией (Приложение № 3 к Информационной карте закупки), и в соответствии с Инструкцией, указанной в п.7.3 разд. I настоящей аукционной документации.

Вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать:

2) информацию и документы об участнике аукциона, подавшем заявку на участие в закупке:

а) сведения об участнике (по форме анкеты, рекомендуемой заказчиком):

для юридического лица: наименование, фирменное наименование (при наличии), адрес места нахождения, почтовый адрес, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона, номер контактного телефона, а также информацию о лицах, выступающих на стороне участника;

для физического лица: фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, сведения о регистрации по месту жительства, номер контактного телефона, а также информацию о лицах, выступающих на стороне участника;

данные сведения рекомендуется представлять по форме анкеты, установленной в настоящей аукционной документации (Приложение № 4 к Информационной карте закупки);

б) для юридического лица: копию выписки из единого государственного реестра юридических лиц, которая получена не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в ЕИС извещения о проведении аукциона, надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);

для физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя: копию выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, которая получена не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в ЕИС извещения о проведении аукциона, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).

Участник, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи», вправе предоставить выписку ЕГРЮЛ/ЕГРИП, полученную с помощью сервиса «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа» (https://service.nalog.ru/vyp/), сформированную в формате PDF и подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью, которую можно визуализировать, в том числе при распечатывании;

в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупки - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника закупки без доверенности). В случае, если от имени участника закупки действует иное лицо, заявка на участие в аукционе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника закупки, заверенную печатью (при наличии) участника закупки и подписанную руководителем участника закупки (для юридических лиц) или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника закупки, заявка на участие в аукционе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица на подписание доверенности;

г) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям к участникам, установленным Заказчиком в аукционной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, и содержащимся в аукционной документации, а именно:

- декларацию о соответствии участника закупки обязательным и дополнительным требованиям, установленным Заказчиком в документации о закупке - по форме, установленной в аукционной документации о закупке (Приложение № 5 к Информационной карте закупки);

- копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, устанавливаемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, являющихся предметом закупки – не требуются.

д) копии учредительных документов участника закупки (для юридических лиц), копия документа, удостоверяющего его личность (для физического лица);

е) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника закупки поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе (если обеспечение установлено), обеспечения исполнения договора (если обеспечение установлено) являются крупной сделкой. В случае, если для данного участника закупки поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющиеся предметом договора, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, обеспечения исполнения договора не являются крупной сделкой, участник закупки вправе представить соответствующее письмо;

3) копии документов, подтверждающих соответствие товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товарам, работам, услугам – не требуется;

4) сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», содержащие информацию об участнике закупки, или декларацию о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», по форме, согласно приложению к Положению об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объёме таких закупок и порядке расчёта указанного объёма, утверждённому Постановлением № 1352, в случае отсутствия сведений об участнике закупки, который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа - Не требуется.

В случае содержания во второй части заявки на участие в аукционе в электронной форме сведений о ценовом предложении участника, такая заявка подлежит отклонению.

При этом, Заказчик в закупочной документации не установил форму и способ направления «ценового предложения» участниками закупки.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Установление в закупочной документации максимально конкретных и четких требований к составу заявки направлено на обеспечение справедливости и равноправия участников закупки и недопустимости субъективного правоусмотрения заказчика при разрешении вопроса о соответствии заявки участника требованиям закупочной документации.

Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что Заказчиком не определены требования к содержанию, оформлению ценового предложения участника, включающегося в состав заявки, что приводит к нарушению Заказчиком принципов информационной открытости проведения закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленных в пунктах 1,2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Довод подателя жалобы в данной части является обоснованным.

  1. Согласно частям 2,3 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить Заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Таким образом, участник закупки вправе обратиться к Заказчику с запросом о даче разъяснений закупочной документации не позднее 3-х рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок.

Согласно пункту 9 Информационной карты датой начала подачи заявок является 14.03.2019, датой и временем окончания срока подачи заявок – 01.04.2019, то есть до 27.03.2019 участник закупки вправе обратиться с запросом о даче разъяснений закупочной документации.

Согласно пункту 18 Информационной карты датой начала срока предоставления участником закупки 14.03.2019, датой окончания срока подачи запросов о разъяснении закупочной документации является 20.03.2019. Таким образом, Заказчиком установлен срок для окончания подачи запросов о разъяснении закупочной документации в противоречии требованиям Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы, 20.03.2019 функционал для подачи запроса на разъяснение закупочной документации на электронной площадке РТС-тендер не работал.

Вследствие чего, ГУП «Медтехника» не смогло обратиться к Заказчику с запросом о разъяснении требований закупочной документации.

Согласно пояснениям Заказчика, в закупочную документацию вносились изменения, продлялся срок приема заявок, вместе с тем, срок подачи запроса о разъяснении требований закупочной документации изменен не был.

Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что Заказчик в противоречии требований части 3 статьи 3.2 Закона о закупках сократил срок приема запросов на разъяснения требований закупочной документации, что является нарушением принципов, закрепленных в части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Довод подателя жалобы в этой части является обоснованным.

  1. Согласно доводу жалобы, заявленному на рассмотрении жалобы, ГУП «Медтехника» подавало заявку на участие в закупке, но не участвовало в аукционе, проводимом Заказчиком по причине того, что Заказчик объединил в один лот технологически не связанные между собой хирургическое и диагностическое оборудование.

Согласно пояснениям Заказчика объединение офтальмологического оборудования обусловлено потребностью Заказчика в едином рабочем комплексе, используемом совместно при проведении хирургических операций, а именно:

- на периметре происходит диагностика пациента;

- на биомитре рассчитывается линза и/или необходимость имплантации торической линзы;

- за микроскопом работает хирург во время операции, операция проводится с использованием системы офтальмологической микрохирургии.

Таким образом, данное оборудование является офтальмологическим и технологически связанным между собой, используемым при проведении операций.

Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что на участие в закупке было подано 3 заявки на участие в закупке, все заявки были допущены до участия.

Подателем жалобы не доказано, что в предмет закупки объединены технологически и функционально не связанные между собой товары, закупка офтальмологического оборудования как единого комплекса обусловлена потребностью Заказчика.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ГУП «Медтехника» на действия МАУЗ «Городская клиническая больница № 11» обоснованной.

2. Признать в действиях МАУЗ «Городская клиническая больница № 11», выразившихся в указании противоречивой информации об участии в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства, о сроках подачи запроса о разъяснении требований закупочной документации, не указания требований к содержанию, оформлению ценового предложения нарушением подпунктов 1,2 части 1 статьи 3 Закона о закупах.

3. Выдать МАУЗ «Городская клиническая больница № 11» обязательное для исполнение предписание.

4. Передать информацию, содержащуюся в жалобе ГУП «Медтехника», должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Председатель Комиссии Е.Г. Рысева

Члены Комиссии

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны