Решение б/н Решение и предписание № 637-ж/2016 по жалобе ООО «Стройиндус... от 30 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 637-ж/2016

 

30 августа 2016 года                                                            г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

            Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

 

 -

заместителя руководителя Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев жалобу ООО «Стройиндустрия», в присутствии представителя Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я. П. Осадчего», действующего на основании доверенности от 29.08.2016,

в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,

 

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

            В Челябинское УФАС России подана жалоба ООО «Стройиндустрия» на действия заказчика при проведении электронного аукциона № 0369200030316000010 на установку автоматизированных тепловых пунктов в зданиях ГБПОУ "Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я.П. Осадчего" (далее – аукцион).   

            Согласно представленным документам 08.08.2016 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я. П. Осадчего» объявило о проведении аукциона.

            Начальная (максимальная) цена контракта – 13 478 920, 00 рублей.

            Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 24.08.2016 в 10:00.

На момент рассмотрения жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» контракт не заключен.

            Согласно доводам жалобы в аукционной документации заказчиком установлены дополнительные требования к участнику закупки, а также документы, подтверждающие соответствие участника закупки данным требованиям, не в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, так как в документации не раскрыта группа работ, в соответствии с которой участник закупки должен предоставить опыт выполнения работ.

            Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе, согласился и указал, что дополнительные требования к участнику закупки установлены с нарушением положений Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

           

            Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

 

1. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

При этом, в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Таким образом, в случае принятия указанного нормативного правового акта заказчик обязан установить указанные дополнительные требования и документы, подтверждающие соответствие указанным требованиям с учетом специфики объекта закупки, в извещении и документации о закупке в соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 63, пунктом 2 части 1, частью 3 статьи 64, пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе

Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 (далее - Постановление) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.

В пункте 1  Постановления указано, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению № 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 1 к настоящему постановлению.

В Приложении № 1 к Постановлению установлены виды товаров, работ, услуг, при закупке которых необходимо устанавливать дополнительные требования, в том числе выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.

Дополнительным требованием, которое заказчик должен установить к участнику при осуществлении закупки данных работ, является опыт исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Документами, подтверждающими соответствие участника закупки данным требованиям, являются копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ.

В примечаниях (*) к Приложению № 1 Постановления указано, что соответствующими работами являются работы, относящиеся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт.

При этом используются следующие группы работ строительных:

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Таким образом, в Постановлении определены соответствующие работы, в отношении которых участником закупки должен быть подтвержден опыт исполнения контракта, при этом «группа работ» определяется только исходя из вида объекта строительства (объекты капитального строительства или объекты, не являющиеся объектами капитального строительства), в отношении которого должны быть выполнены работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту.

            Как следует из извещения и аукционной документации предметом закупки являются работы по установке автоматизированных тепловых пунктов в зданиях ГБПОУ "Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я.П. Осадчего", которые в соответствии с извещением отнесены к коду ОКПД 2 - 43.22.12.190 «Работы по монтажу систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха прочие, не включенные в другие группировки», который относится к группе – 43 «Работы строительные специализированные» с начальной (максимальной) ценой контракта – 13 478 920, 00 рублей.

В извещении о закупке и пункте 14 информационной карты документации о закупке установлено дополнительное требование к участнику закупки без конкретизации группы работ строительных, на выполнение которых заключается контракт в зависимости от объекта строительства (капитальный/некапитальный), что не раскрывает требование к участнику закупки, подтверждающее опыт выполнения работ с учетом специфики объекта закупки.

            В соответствии с подпунктом 9 пункта 20 информационной карты документации о закупке установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки документов, подтверждающих наличие опыта (не менее трех) исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих* работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе.

            Указанное требование не соответствует Приложению № 1 к Постановлению, в котором не ограничено количество контрактов (договоров), которые должен представить участник закупки для подтверждения опыта выполнения работ строительных.

            Кроме того, в пункте 21 информационной карты документации о закупке не указаны конкретные документы, подтверждающие исполнение контракта участником закупки, которые он должен предоставить в составе второй части заявки, что также противоречит Приложению № 1 к Постановлению.

Таким образом, в нарушение частей 2, 4, 5 статьи 31, пункта 5 части 6 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком не конкретизированы дополнительные требования к участнику закупки с учетом объекта, в отношении которого необходимо выполнять работы, а также в требованиях к составу заявки указаны документы, подтверждающие соответствие участника закупки указанным дополнительным требованиям, не в соответствии с Приложением № 1 к Постановлению.

 

В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.

 

            1. Согласно пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В нарушение пункта 10 части 1, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении и документации о проведении закупки не установлено единое требование о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией.

Кроме того, в извещении о проведении закупки не конкретизированы единые требования к участнику закупки по части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также не установлены документы, подтверждающие соответствие участника закупки указанному требованию, в нарушение частей 2, 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.

В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в пункте 20 информационной карты документации о закупке установлено требование о предоставлении декларации о соответствии участника закупки части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, тогда как указанные положения Закона не предусматривают предоставление указанной декларации в составе второй части заявки участника закупки.

 

2. Как следует из части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

При этом, порядок расчета пени определен по формуле, установленной Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила), фактически позволяющей рассчитать размер пени в зависимости от цены контракта и стоимости фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, которые в свою очередь не могут быть определены на стадии формирования документации о закупке, что свидетельствует о неправомерности указания фиксированного размера пени в проекте контракта.

Вместе с тем, в пункте 7.4 проекта контракта не указан минимальный размер пени, а также формула, в соответствии с порядком, установленным Постановлением, что противоречит части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.

 

3. В нарушение частей 5,8 статьи 34 Закона о контрактной системе в пункте 9.4, 9.6 проекта контракта предусмотрены меры ответственности подрядчика и заказчика в виде фиксированного штрафа в размере 10% и 2,5%, сумма которого не соответствует размеру санкций, предусмотренных Правилами.

При этом, на момент формирования документации об аукционе заказчик не обладает сведениями о цене контракта, которую предложат на аукционе участники закупки, что обязывает заказчика предусмотреть вариативный размер штрафа как в отношении заказчика, так и подрядчика в случае, если участники закупки предложат цену контракта в том числе более 3 млн. рублей.

Таким образом, заказчиком с учетом начальной (максимальной) цены контракта, составляющей 13 478 920, 00 рублей, в проекте контракта должен быть установлен размер штрафа в отношении подрядчика и заказчика в размере: 5 % и 2 % от цены контракта соответственно в случае, если цена контракта составляет от 3 до 50 млн. рублей и 10 % и 2,5% от цены контракта соответственно в случае, если цена контракта составляет менее 3 млн. рублей.

 

4. Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

   В соответствии с частью 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).

Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 предусмотрены случаи и порядок предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).

   С учетом изложенного, условие об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) в части предоставления отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и осуществления списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) должно находить отражение в проекте контракта в силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.

В нарушение частей 4, 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствует условие о предоставлении отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в отношении подрядчика.

 

Комиссия, руководствуясь статьей  статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

            1. Признать доводы жалобы ООО «Стройиндустрия» на действия заказчика обоснованными.

            2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения частей 2,4,5 статьи 31, пункта 5 части 6 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе

3. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пункта 10 части 1, частей 2, 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64, частей 5,7,8, 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.

4. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

           

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

                      

ПРЕДПИСАНИЕ № 637-ж/2016

об устранении нарушений законодательства

Российской Федерации о размещении заказов

30 августа 2016 года                                                                        г. Челябинск, пр. Ленина, 59

           Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

 

 -

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов

Комиссии:

 

 -

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

 

 

 -

 

 

 

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

на основании решения Челябинского УФАС России от 30.08.2016 года по итогам рассмотрения жалобы ООО «Стройиндустрия» на действия заказчика при проведении электронного аукциона № 0369200030316000010 на установку автоматизированных тепловых пунктов в зданиях ГБПОУ "Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я.П. Осадчего" (далее - аукцион) с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я. П. Осадчего» со дня размещения предписания в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система) не заключать контракт до исполнения настоящего предписания.

2. Комиссии по осуществлению закупок в срок до 09.09.2016:

2.1 рассмотреть вторые части заявок участников закупок в соответствии с решением № 637-ж/2016 от 30.08.2016 в соответствии с требованиями пункта 2 Приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

2.2 передать протокол, оформленный по итогам исполнения пункта 2.1 настоящего предписания, Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я. П. Осадчего» для размещения в единой информационной системе.

3. Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я. П. Осадчего» в течение трех дней:

3.1 с момента получения протокола, оформленного по итогам исполнения пункта 2.1 настоящего предписания, разместить его в единой информационной системе.

3.2 продолжить процедуру определения поставщика в соответствии с требованиями действующего законодательства о контрактной системе, в том числе при формировании проекта указать условие об ответственности поставщика в части предоставления отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и осуществления списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней), а также указать размер неустойки, взыскиваемой с подрядчика и заказчика в соответствии с требованиями действующего законодательства.

4. ООО «РТС-тендер» с 02.09.2016 обеспечить Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я. П. Осадчего» возможность исполнения пунктов 1,3 настоящего предписания.

5. Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я. П. Осадчего» в подтверждение исполнения предписания в срок до 19.09.2016 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно: сведения о незаключении контракта по итогам аукциона согласно пункту 1.1 настоящего предписания (в случае заключения контракта представить надлежащим образом заверенную копию контракта со всеми приложениями), протокол, составленный по результатам исполнения пункта 2.1 настоящего предписания, подтверждение размещения протокола, принятого по результатам исполнения пункта 2.1 настоящего предписания, в единой информационной системе, а также копию заключенного контракта.

6. ООО «РТС-тендер» в подтверждение исполнения предписания в течение трех дней с момента получения предписания представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 4 настоящего предписания.

               Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

               Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

               За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

Связанные организации

Связанные организации не указаны