Решение б/н Решение и предписание № 638-ж/2016 по жалобе ООО «Угольсбыт»... от 30 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 638-ж/2016

 

30 августа 2016 года                                                            г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

            Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу ООО «Угольсбыт», в присутствии представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Областной медицинский центр мобрезервов «Резерв», действующего на основании доверенности № 12 от 23.08.2016,

в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

            В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «Угольсбыт» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона № 0369200025716000068 на поставку угля каменного марки Д фракции 50-200 мм (далее – аукцион).  

            Согласно представленным документам 12.08.2016 Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Областной медицинский центр мобрезервов «Резерв» объявило о проведении аукциона.

            Начальная (максимальная) цена контракта – 492 986 рублей 67 копеек.

            Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе -  20.08.2016 10:00.

            Состав комиссии по осуществлению закупок утвержден Приказом директора Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Областной медицинский центр мобрезервов «Резерв» от 25.12.2013 № 118-р.

На момент рассмотрения жалобы ООО «Угольсбыт» контракт не заключен.

В жалобе заявителя указано, что аукционная комиссия неправомерно отклонила заявку участника закупки, так как участником предложен конкретные показатели предлагаемого угля, соответствующие государственному стандарту и требованиям аукционной документации.

            Представитель заказчика с доводами жалобы заявителя не согласился, представил письменные пояснения и на заседании Комиссии указал следующее.

            Аукционная комиссия правомерно отклонила участников закупки от участия в аукционе, так как представленные в составе заявок конкретнее показатели товара сопровождаются формулировкой «максимальный», тогда как участнику закупки требовалось указание характеристик угля без указания данного термина, ввиду чего действия аукционной комиссии являются обоснованными.

 

            Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

  

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 22.08.2016 (далее - протокол) заявки участников закупки (порядковые номера заявок - 3,4) признаны не соответствующими требованиям документации о закупке ввиду непредставления конкретных показателей товара.

В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе  аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно подпункту б пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара в первой части заявки требуется указание конкретных показателей, соответствующих значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В пункте 21 информационной карты документации об аукционе в требованиях к содержанию и составу первой части заявки на участие в электронном аукционе указано, что первая часть заявки должна содержать, конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В пункте 22 информационной карты документации о закупке в инструкции по заполнению заявки указано, что не допускается при заполнении сведений вместо указания конкретных характеристик (показателей) предлагаемого к поставке товара указывать: «не более», «не менее», «или», «не хуже», «от», «до», «соответствует», «в полном соответствии», ставить знаки «+», «–», «V» и т.п.

С учетом изложенного, требования к составу первой части заявки и инструкция по заполнению заявки, отраженные в документации об аукционе, соответствуют положениям подпункта «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

В документации о закупке содержится Приложение № 1 к информационной карте документации о закупке, поименованное как Техническое задание, в котором указаны наименование и описание объекта закупки, в том числе в столбцах № 3, 4 указаны - сведения о показателях и значениях указанных показателей закупаемого угля, в отношении которых участник закупки должен указать конкретные показатели товара.

Так, в техническом задании применительно к показателям «зольность», «массовая доля общей серы», «массовая доля хлора», «массовая доля мышьяка» указана формулировка «максимальная», при этом ни в требованиях к составу первой части заявки, ни в инструкции по заполнению заявки не разъяснено является понятие «максимальный» наименованием показателя, который не подлежит конкретизации участником закупки, либо указанный термин обозначает максимальный предел в рамках диапазона возможных значений, который подлежит конкретизации участником закупки.

В инструкции по заполнению заявки также не указано, что участник закупки не вправе при заполнении заявки указывать термин «максимальный» в качестве двусмысленной и неоднозначной формулировки.

В составе заявок участников закупки с порядковыми номерами № 3,4 указаны конкретные показатели товара, соответствующие значениям, указанным в техническом задании с указанием формулировки «максимальный», что не противоречит требованиям пункта 21 информационной карты документации о закупке.

Согласно пунктам 1, 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе основанием отказа в допуске к участию в аукционе участника закупки является непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, а также несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.  

  На основании изложенного, в нарушение части 1, пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе решение аукционной комиссии об отказе в допуске к участию в аукционе заявок с порядковыми номерами № 3,4 является неправомерным, так как участниками закупок представлены как конкретные значения предлагаемого угля, так и наименование показателя угля в соответствии с требованиями документации об аукционе.

 

В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.

           

            1. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о размещении заказов документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, определяющим общие правила описания объекта закупки, в том числе для проведения открытого конкурса, при составлении описания объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Таким образом, при закупке товаров (работ, услуг) заказчик обязан раскрыть содержание объекта закупки, то есть указать максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться через применение стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающейся технических и качественных характеристик объекта закупки.

Использование терминологии, не предусмотренной действующим законодательством, может привести к невозможности определить участнику закупки потребность заказчика в характеристиках приобретаемых товаров (работ, услуг).

Как следует из технического задания уголь каменный марки Д фракции 50-200 мм должен соответствовать ГОСТу 32464-2013.

Согласно пункту 3.3 «ГОСТа 32464-2013. «Межгосударственный стандарт. Угли бурые, каменные и антрацит. Общие технические требования» (далее - ГОСТ) указаны показатели угля, а именно: зольность, массовая доля общей серы, массовая доля хлора, массовая доля мышьяка с сопровождением слов «не более», тогда как термин «максимальный» не употребляется в отношении указанных характеристик.  

Кроме того, в Приложении № 1 к проекту контракта, на условиях которого заключается контракт, указаны показатели угля без указания формулировки «максимальный», что также свидетельствует о противоречивости положений технического задания и проекта контракта в части описания характеристик поставляемого товара.

Таким образом, понятие «максимальный» не применим в отношении показателей качества, характеризующих безопасность угольной продукции, как следует из требований государственного стандарта, что в итоге не позволяет сделать вывод о показателях товара, требуемых заказчику, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

 

2. Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

            В соответствии с частью 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).

Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 предусмотрены случаи и порядок предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).

            С учетом изложенного, условие об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) в части предоставления отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и осуществления списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) должно находить отражение в проекте контракта в силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.

В нарушение частей 4, 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствует условие о предоставлении отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в отношении подрядчика.

 

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы ООО «Угольсбыт» на действия аукционной комиссии обоснованными.

2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях аукционной комиссии нарушения части 1, пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.

3. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, частей 4, 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.

4. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

           5. Не передавать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.       

           Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 638-ж/2016

об устранении нарушений законодательства

о контрактной системе

30 августа 2016 года                                                                        г. Челябинск, пр. Ленина, 59

           Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

-

 

 

 

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

на основании решения Челябинского УФАС России от 30.08.2016, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы ООО «Угольсбыт» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона № 0369200025716000068 на поставку угля каменного марки Д фракции 50-200 мм (далее – аукцион), с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Областной медицинский центр мобрезервов «Резерв»:

1.1 со дня размещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система) предписания не заключать контракт по итогам аукциона, оформленного протоколом рассмотрения заявок от 22.08.2016.

2. Аукционной комиссии:

2.1 в срок до 08.09.2016 принять решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона.

2.2 рассмотреть первые части заявок участников закупок в соответствии с решением № 638-ж/2016 от 30.08.2016.

2.3 в срок до 14.09.2016 передать протоколы (решение), оформленные по итогам исполнения пунктов 2.1, 2.2 настоящего предписания заказчику для размещения в единой информационной системе.

3. Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Областной медицинский центр мобрезервов «Резерв»:

3.1 в срок до 16.09.2016 разместить протоколы (решение), оформленные по итогам исполнения пунктов 2.1, 2.2 настоящего предписания в единой информационной системе.

3.2 продолжить процедуру определения поставщика в соответствии с требованиями действующего законодательства о контрактной системе с учетом настоящего предписания, в том числе при формировании проекта указать условие об ответственности поставщика в части предоставления отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и осуществления списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).

4. ООО «РТС-Тендер»:

4.1 с 02.09.2016 обеспечить Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Областной медицинский центр мобрезервов «Резерв» возможность исполнения настоящего предписания;

4.2  не позднее одного дня после исполнения заказчиком  пункта 3.1. настоящего предписания уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, о новой дате и времени проведения аукциона, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.

4.3 после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе  обеспечить продолжение проведения аукциона с последнего (минимального) предложения о цене контракта, поданного участником закупки с порядковым номером заявки 5, то есть с 245 876, 26 рублей в соответствии с протоколом проведения аукциона от 25.08.2016, и разместить протокол проведения аукциона в соответствии с требованиями части 18 статьи 68 Закона о контрактной системе на электронной площадке.

5. Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Областной медицинский центр мобрезервов «Резерв» в подтверждение исполнения предписания:

5.1. в срок до 23.09.2016 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно: протоколы (решения), составленные по итогам исполнения 2.1, 2.2 настоящего предписания, подтверждение размещения указанных протоколов в единой информационной системе,

5.2. не позднее трех рабочих дней после заключения контракта представить копию заключенного контракта.

6. ООО «РТС-Тендер» в подтверждение исполнения предписания в течение трех дней с с даты исполнения пункта 4.3. настоящего предписания  представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения настоящего предписания.          

               Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

               Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

               За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

Связанные организации

Связанные организации не указаны