Определение №НМ/12067/23 Определение об отложении от 5 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отложении продлении срока рассмотрения дела № 074/05/5-1851/2023

05 сентября 2023 года                                                                                              г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее — Комиссия), рассмотрев дело № 074/05/5-1851/2023, возбужденное по факту размещения в поисковой системе «Яндекс» рекламы услуг по банкротству следующего содержания: «Не торопитесь банкротиться, могут быть последствия Банкротство с сохранением имущества, грамотно и без последствий Сохраним имущество Без лишних рисков Рассрочка Оплата за результат Челябинск» с признаками нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Федеральный закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступило заявление физического лица по факту размещения в поисковой системе «Яндекс» рекламы услуг по банкротству следующего содержания: «Не торопитесь банкротиться, могут быть последствия Банкротство с сохранением имущества, грамотно и без последствий Сохраним имущество Без лишних рисков Рассрочка Оплата за результат Челябинск» с признаками нарушения требований пункта 2 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В качестве доказательства заявителем представлены скриншоты рекламы и содержания сайта. Специалистами Челябинского УФАС России выявлена необходимость перехода по ссылке, указанной в заявлении. По результатам осмотра составлен Акт осмотра сайта № 52-2023 от 13.06.2023.

Сотрудниками антимонопольного органа выявлено, что при переходе по ссылке, указанной в рекламе, открывается сайт, на котором размещен герб города Челябинска.

Скриншоты указанного сайта вынесены на обсуждение перед членами экспертного совета при Челябинском УФАС России. Перед экспертами поставлен вопрос «Создается ли впечатление, что услуги по банкротству оказываются и/или одобряются представителями органов власти Челябинска?». Большинство опрошенных ответили на вопрос утвердительно. Челябинским УФАС России сделан запрос ООО «Яндекс» о предоставлении сведений о лице, заказавшем указанную рекламу. В ответ на запрос ООО «Яндекс» пояснило, что заказчиком рекламы является ООО.

Договор между Яндексом и рекламодателем заключен посредством акцепта Рекламодателем Оферты в порядке, предусмотренном разделом 7 Оферты. Челябинским УФАС России сделан запрос ООО о предоставлении письменных пояснений по факту распространения указанной рекламы. В ответ на запрос ООО пояснило, что заключило договор № 113 от 02.11.2022 с ИП С.

В соответствии с условиями договора, ИП С оказывает ООО услуги по разработке рекламных кампаний в Яндекс.Директ, а также по разработке дизайна сайта. Антимонопольным органом сделан запрос ИП С о предоставлении письменных пояснений по факту распространения указанной рекламы, однако ответ не поступил.

По результатам рассмотрения заявления и материалов Челябинским УФАС России установлено следующее.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»). Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно: -предназначаться для неопределенного круга лиц; -привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования; -способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке (то есть возможность купить товар или воспользоваться услугой).

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке и закрепить его образ в памяти потребителя. Внимание потребителей в рассматриваемой Рекламе акцентируется на объекте рекламирования — услугах ООО по банкротству.

Статьей 5 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Из содержания рассматриваемой рекламы, а также сайта, который открывается по ссылке, создается впечатление, что услуги по банкротству оказываются организацией, которая относится к органу государственной власти. Однако ООО не является государственной организацией, что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ, в соответствии с которыми общество не относится к некоммерческим и бюджетным учреждениям.

Деятельность ООО (частная юридическая деятельность) носит коммерческий характер и направлена на оказание платных услуг. Смысловое значение указанного графического изображения рекламы (использование герба города Челябинска) воспринимается потребителями рекламы как оказание услуг со стороны государственных органов и создает впечатление того, что качество рекламируемых услуг определяется участием органов государственной власти.

Следовательно, в рассматриваемой рекламе присутствуют признаки нарушения требований пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», поскольку у потребителя создается впечатление, что услуги по списанию долгов оказываются при поддержке органов государственной власти, что не соответствует действительности. В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель. 

На заседании Комиссии 05.09.2023 присутствовали представители ООО по доверенности. Согласно пояснениям представителей, действия по рекламированию услуг компании совершал ИП С, который несет ответственность по договору. В платежных документах по предоставлению рекламных услуг в системе «Яндекс.Директ» указаны реквизиты ООО в целях оптимизации процесса оплаты. Изучив пояснения сторон, а также предоставленные документы по делу, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что рекламодателем рекламы услуг по ведению банкротства ООО является ИП С как лицо, определившее объект рекламирования.

Для замены ненадлежащего лица надлежащим лицом в соответствии с пунктом 35 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила) после такой замены рассмотрение дела начинается в порядке, определяемом Правилами, сначала (пункт 38 Правил).

В соответствии с пунктом 38 Правил, в связи с заменой ненадлежащего лица на надлежащие лицо и необходимостью получения антимонопольным органом либо лицом, участвующим в деле, дополнительных доказательств, Комиссия

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Продлить срок рассмотрения дела № 074/05/5-1851/2023 до 09.11.2023.

2. Отложить рассмотрение дела № 074/05/5-1851/2023.

3. Назначить дело № 074/05/5-1851/2023 к рассмотрению на 22 сентября 2023 года на 15 часов 00 минут по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, каб. 330.

4. Заменить ненадлежащее лицо ООО на ИП С.

5. Привлечь в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства ИП С

6. ИП С необходимо направить в Челябинское УФАС России в срок до 20 сентября 2023 года следующие надлежащим образом заверенные копии документов и сведения (с сопроводительным письмом):

6.1) письменные пояснения по факту использования герба города Челябинска в рекламе услуг по банкротству в поисковой системе «Яндекс»;

6.2) иные сведения, имеющие отношение к рассматриваемому делу. Все запрошенные документы необходимо направить в копиях, заверенных печатью и подписью, с сопроводительным письмом.

В случае отсутствия запрошенных документов и сведений просим указать причины. При участии в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе представителей их полномочия должны быть оформлены доверенностью на право представления лица в антимонопольном органе. Дополнительно сообщаем, что в целях обеспечения реализации Ваших прав на участие в рассмотрении дела в дистанционном режиме посредством интернетвидеоконференции с использованием программного обеспечения TrueConf необходимо на адрес электронной почты (to74@fas.gov.ru) заблаговременно направить соответствующее ходатайство и копии документов, подтверждающих полномочия представителей.

Связанные организации

Связанные организации не указаны