Решение б/н Решение и предписание по делу № 64-07/14 в отношении Админис... от 23 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 64-07/14 о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена «02» декабря 2014 года                         

В полном объеме решение изготовлено «16» декабря 2014 года  

г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело по признакам нарушения Администрацией Миасского городского округа Челябинской области  (456300, Челябинская обл., г. Миасс, пр. Автозаводцев, д. 55) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетическая компания «Октябрь» (далее – ООО «ТК «Октябрь», Общество, Заявитель) о нарушении Администрацией Миасского городского округа Челябинской области (далее – Администрация) антимонопольного законодательства, выразившемся в издании Постановления № 3397 от 30.05.2014 «О принятии мер по организации обеспечения надежного теплоснабжения» (далее – Постановление), что создает необоснованные препятствия в осуществлении хозяйствующим субъектом предпринимательской деятельности..

В своем заявлении Общество указывает, что между муниципальным унитарным предприятием «Расчетный центр» Миасского городского округа (далее – МУП «РЦ», Предприятие) и Заявителем заключен договор № 34/08 от 30.05.2008, в соответствии с которым Предприятием производится сбор денежных средств с населения за оказанные Обществом услуги и производство необходимых расчетов. Кроме того, в обязанности Предприятия входит перечисление собранных денежных средств Обществу.

30.05.2014 Администрацией издано Постановление, в соответствии с которым МУП «РЦ» произведено перечисление собранных денежных средств на расчетный счет общества с ограниченной ответственностью «НОВАТЭК-Челябинск» (далее – ООО «НОВАТЭК») минуя расчетный счет Общества.

На основании изложенного, Заявитель просит рассмотреть действия Администрации на предмет их соответствия нормам антимонопольного законодательства.

По запросу Челябинского УФАС России Администрацией представлены письменные пояснения (исх. № 5874/1.1 от 04.09.2014, исх. № б/н от 22.11.2014), из содержания которых следует, что 22.05.2014 в адрес Администрации поступило обращение ООО «НОВАТЭК» с указанием на наличие задолженности организаций коммунального комплекса Миасского городского округа перед ООО «НОВАТЭК» за поставленный природный газ в сумме 29 270,7 тыс. рублей. Дополнительно ООО «НОВАТЭК» сообщено, что задолженность Заявителя составляет 22 265,3 тыс. рублей.

От погашения задолженности за счет собранных Предприятием средств Общество отказалось. ООО «НОВАТЭК» сообщило, что в случае неоплаты задолженности, данная организация оставляет за собой право на ограничение поставок газа в одностороннем порядке вплоть до полного прекращения.

Во избежание срыва отопительного сезона 2014-2015 и во исполнение подпункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), возлагающего на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению организации надежного теплоснабжения населения муниципального образования, в том числе путем принятия мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями своих обязательств либо отказа от их исполнения, Администрация обратилась в Собрание депутатов Миасского городского округа (далее – Собрание) с просьбой вынести вопрос о задолженности Заявителя на рассмотрение.

Предложение было поддержано Собранием путем принятия Решения от 30.05.2014 № 1 «О принятии мер по организации обеспечения надежного теплоснабжения» (далее – Решение). В соответствии с пунктом 1 данного решения Администрации было предписано принять исчерпывающие меры по возмещению расходов, связанных с неисполнением Обществом своих обязательств перед ООО «НОВАТЭК».

Пунктом 2 Решения Главе Администрации рекомендовано рассмотреть возможность осуществления покрытия расходов за счет средств, собранных Предприятием в пользу Общества за услуги «отопление» и «горячее водоснабжение» с соблюдением действующего законодательства, обеспечив контроль целевого расходования денежных средств.

Во исполнение Решения Администрацией издано Постановление, в соответствии с которым Предприятию дано поручение перечислить собранные с населения в пользу Заявителя средства на счет ООО «НОВАТЭК» в счет погашения задолженности Общества, а также предоставить в Администрацию информацию о таком перечислении.

До настоящего времени такая информация не получена, что свидетельствует о неисполнении Постановления Предприятием. Средства, собранные в пользу Заявителя, перечислены Предприятием ООО «НОВАТЭК» в соответствии с договором цессии, заключенным между ними.

На основании изложенного Администрация считает, что действия по изданию Постановления были направлены на недопущение нарушений прав граждан на получение услуг в сфере теплоснабжения, недопущение возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций и не противоречат антимонопольному законодательству, не нарушают права и законные интересы Общества.

По запросу Челябинского УФАС России Предприятием представлены пояснения (исх. № 1289 от 29.08.2014, № 1731 от 01.12.2014), из содержания которых следует, что между МУП «РЦ» и Обществом заключен агентский договор № 34/08 от 30.05.2008, которым предусмотрено, что Предприятие производит сбор коммунальных платежей за услуги «отопление» и «горячее водоснабжение» от населения ряда многоквартирных жилых домов и домовладений с последующим перечислением принятых средств на банковский счет Заявителя.

03.06.2014 между Предприятием и ООО «НОВАТЭК» заключен договор № 246-2014 об уступке прав требования (цессии). Согласно данному договору ООО «НОВАТЭК» уступило, а Предприятие приняло права требования в части оплаты за поставленный Обществу природный газ по договору на поставку газа № 2-07-00-8871 от 01.08.2012 в сумме 3 413 470,79 рублей.

В пользу ООО «ТК «Октябрь» от населения жилых домов за оказание услуг поступили денежные средства. На основании статьи 410 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство может быть прекращено зачетом встречного однородного требования. Предприятием было заявлено о зачете. Соответственно, обязательство Предприятия по перечислению Обществу собранных средств было прекращено зачетом встречного однородного требования об оплате задолженности за поставленный газ в сумме 3 413 470, 79 рублей. Денежные средства в указанном размере в соответствии с договором цессии были перечислены Предприятием в ООО «НОВАТЭК» в счет оплаты уступки права требования.

Собранием представлены письменные пояснения (исх. № 479 от 17.11.2014), которыми сообщается, что Решение принято по итогам рассмотрения проекта решения, внесенного Главой Миасского городского округа Челябинской области, а также на основании писем ООО «НОВАТЭК» о задолженности за поставленный природный газ.

Принимая Решение, Собрание руководствовалось положениями пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о МСУ), согласно которым к вопросам местного значения городского округа относится организация теплоснабжения населения на территории городского округа. Кроме того, в соответствии с Законом о теплоснабжении обеспечение надежного теплоснабжения потребителей на территории городского округа, в том числе в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, относится к полномочиям органов местного самоуправления.

На основании изложенного Собранием были приняты меры по обеспечению надежного теплоснабжения путем принятия Решения.

Также Собрание отмечает, что действия по принятию Решения были направлены на предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций в случае прекращения подачи природного газа ООО «НОВАТЭК».

Кроме того, Собрание указывает на то, что Решение в части указания на перечисление денежных средств Предприятием ООО «НОВАТЭК» носит рекомендательный характер и содержит указание на необходимость соблюдения действующего законодательства.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

21.05.2014 ООО «НОВАТЭК» на имя Главы Администрации направлено письмо (исх. № 10465), которым сообщается, что по состоянию на 21.05.2014 дебиторская задолженность организаций коммунального комплекса Миасского городского округа перед ООО «НОВАТЭК» за поставленный природный газ составляет 29 270,7 тыс. рублей. Также данным письмом сообщается, что в соответствии с действующим законодательством ООО «НОВАТЭК» оставляет за собой право на ограничение поставки газа в одностороннем порядке вплоть до полного его прекращения на котельных, расположенных на территории Миасского городского округа, в случае неоплаты задолженности в кратчайшие сроки.

Письмом от 27.05.2014 ООО «НОВАТЭК» Администрации сообщено, что по состоянию на 26.05.2014 задолженность Заявителя перед ООО «НОВАТЭК» составляет 22 265 298 рублей 79 копеек, в том числе 21 954 363 рубля 93 копейки – задолженность за поставку природного газа, 310 929 рублей 86 копеек – задолженность по исполнительному производству.

30.05.2014 Собранием принято Решение, пунктом 1 которого Администрации предписано в целях организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории Миасского городского округа в отопительный период 2014-2015 годов принять исчерпывающие меры по возмещению расходов, возникших вследствие неисполнения Обществом, обслуживающим котельные, расположенные по адресам: Челябинская область, город Миасс, южная часть города, улица Пролетарская, дом 1; Челябинская область, город Миасс, село Новоандреевка, улица Потапова, дом 38; Челябинская область, город Миасс, поселок Миасс-2, улица Городская, дом 1, обязательств перед поставщиком энергоресурсов за поставленный природный газ (ООО «НОВАТЭК»), в размере 22 265 298, 79 рублей.

Пунктом 2 Решения Главе Администрации рекомендовано рассмотреть возможность осуществления покрытия расходов за счет средств, собранных Предприятием в пользу Общества за услуги «отопление» и «горячее водоснабжение», с соблюдением действующего законодательства, обеспечив контроль целевого расходования денежных средств.

В тот же день, 30.05.2014 Администрацией издано Постановление. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 Постановления Предприятию предписано перечислить денежные средства, собранные МУП «РЦ» с населения Миасского городского округа в пользу Общества за услуги «отопление» и «горячее водоснабжение», на счет ООО «НОВАТЭК» в счет погашения долга Заявителя.

Подпунктом 2 пункта 1 Постановления Предприятию предписано представить информацию о перечислении денежных средств Главе Администрации в трехдневный срок с даты перечисления. 03.06.2014 между Предприятием и ООО «НОВАТЭК» заключен договор № 246-2014 об уступке прав требования (далее – Договор). В соответствии с данным договором ООО «НОВАТЭК» уступило, а Предприятие приняло права требования в части оплаты за поставленный природный газ Обществу по договору поставки газа № 2-07-00-8871 от 01.08.2012 за период частично декабрь 2013 года в сумме 3 413 470 рублей 79 копеек (пункт 1.1 Договора). Пунктом 2.3 Договора установлено, что Предприятие в счет уступаемых по Договору прав производит оплату ООО «НОВАТЭК» в сумме 3 413 470 рублей 79 копеек.

23.06.2014 Предприятием в адрес Заявителя направлено письмо, которым МУП «РЦ» сообщает о том, что между Предприятием и ООО «НОВАТЭК» заключен договор цессии и у МУП «РЦ» возникло право требования к Обществу в сумме 3 413 470,79 рублей. Также Предприятие сообщает об удержании в порядке погашения встречного требования указанной суммы.

Однако перечисление Предприятием собранных в пользу Заявителя средств на счет ООО «НОВАТЭК» в сумме 3 413 470 рублей 79 копеек произведено согласно платежному поручению № 4499 от 04.06.2014. В соответствии с указанным платежным поручением перечисление денежных средств на счет ООО «НОВАТЭК» произведено согласно Постановлению, что может свидетельствовать об исполнении Предприятием Постановления.  Кроме того, заключение Предприятием Договора об уступке прав требования (цессии) с ООО «НОВАТЭК» могло быть обусловлено исполнением Постановления.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством (часть 1 статьи 421 ГК РФ).

Вопросы местного значения городского округа изложены в статье 16 Закона о МСУ. Органы местного самоуправления действующим законодательством не наделены полномочиями по контролю за исполнением хозяйствующими субъектами условий договоров, заключенных между ними, а также по разрешению договорных споров сторон договоров.

Соответственно, органы местного самоуправления и иные осуществляющие функции указанных органов органы и организации не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, вопросы, возникающие между сторонами договора, по исполнению условий договора, в том числе в части оплаты поставки товара, являются частью договорных отношений и регулируются положениями договора, а также действующим законодательством. Разногласия между сторонами договора по исполнению договорных обязательств, в том числе вопросы взыскания задолженности по договору, подлежат разрешению в судебном порядке и не относятся к полномочиям органов местного самоуправления. Вопросы исполнения судебных актов урегулированы законодательством об исполнительном производстве. К полномочиям Администрации не отнесено рассмотрение вопросов и издание актов, регулирующих хозяйственную деятельность организаций.

Действия Администрации, направленные на изъятие Предприятием денежных средств у ООО «ТК «Октябрь» в соответствии с Постановлением путем перечисления собранных Предприятием в пользу Общества денежных средств на счет ООО «НОВАТЭК», создают необоснованные препятствия осуществлению предпринимательской деятельности Заявителя ввиду невозможности использования последним денежных средств, собранных за оказанные Обществом услуги, при ведении предпринимательской деятельности, в том числе в целях погашения задолженности перед кредиторами в установленном законодательством порядке.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Пунктом 2 указанной нормы установлено, что органам местного самоуправления запрещается создание необоснованных препятствий в осуществлении деятельности хозяйствующим субъектом.

Таким образом, действия Администрации по изданию Постановления № 3397 от 30.05.2014 «О принятии мер по организации обеспечения надежного теплоснабжения» могут создать необоснованные препятствия осуществлению деятельности ООО «ТК «Октябрь», что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункту 2 указанной нормы.

С учетом того, что Постановление не содержит указаний на однократность его применения, сумму подлежащих перечислению денежных средств, а также пояснений Администрации, согласно которым Предприятием информация об исполнении Постановления в Администрацию не представлялась, что может свидетельствовать о неисполнении Постановления, Комиссия Челябинского УФАС России считает необходимым выдать Администрации предписание об отмене акта, противоречащего антимонопольному законодательству.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции оснований для прекращения рассмотрения дела в отношении Администрации по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей  48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 2 указанной нормы, действия Администрации Миасского городского округа Челябинской области по изданию Постановления от 30.05.2014 № 3397 «О принятии мер по организации обеспечения надежного теплоснабжения», в соответствии с которыми муниципальному унитарному предприятию «Расчетный центр» Миасского городского округа предписано произвести перечисление денежных средств, собранных Предприятием с населения Миасского городского округа Челябинской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетическая компания «Октябрь» за услуги «отопление» и «горячее водоснабжение», на счет общества с ограниченной ответственностью «НОВАТЭК-Челябинск», что может создать необоснованные препятствия осуществлению ООО «ТК «Октябрь» предпринимательской деятельности и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке теплоснабжения на территории Миасского городского округа Челябинской области.

2. Выдать Администрации Миасского городского округа Челябинской области предписание об отмене акта, нарушающего антимонопольное законодательство, путем отмены Постановления от 30.05.2014 № 3397 «О принятии мер по организации обеспечения надежного теплоснабжения».

3. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административных правонарушений.

4. Иные меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.   

Председатель Комиссии                                                                                  

<…>

Члены Комиссии                                                                                                

<…>

<…>                                                                                                  

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 64-07/14 об отмене акта, нарушающего антимонопольное законодательство

 

«16» декабря 2014 года                                                       

г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59

Комиссия Челябинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя

Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 16 декабря 2014 года по делу № 66-07/14 о нарушении Администрацией Миасского городского округа Челябинской области  (456300, Челябинская обл., г. Миасс, пр. Автозаводцев, д. 55) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Администрации Миасского городского округа Челябинской области в срок до 31 декабря 2014 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 2 названной нормы, путем принятия акта об отмене Постановления № 3397 от 30.05.2014 «О принятии мер по организации обеспечения надежного теплоснабжения».

2. Администрации в срок до 15 января 2015 года представить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания, а именно: копию акта об отмене Постановления № 3397 от 30.05.2014 «О принятии мер по организации обеспечения надежного теплоснабжения» с приложением документов, подтверждающих опубликование данного акта в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов и его размещение на официальном сайте Администрации Миасского городского округа Челябинской области в сети Интернет.

Доказательства исполнения настоящего предписания, должны быть заверены печатью организации и подписью должностного лица.

Доказательства просим представить в прошитом и пронумерованном виде с сопроводительным письмом и  описью документов со ссылкой на номер дела.

Председатель Комиссии:                                                                      

<…>

Члены Комиссии:                                                                              

<…>

 <…>

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны